Задание 12 ЕГЭ по биологии 2025: Систематические категории и последовательности

Двенадцатое задание ЕГЭ по биологии проверяет знания о систематических категориях и умение устанавливать последовательности. В этом задании необходимо расположить биологические объекты, процессы или явления в правильной последовательности.

Теория для подготовки к заданию

Систематика живых организмов

Систематика – это наука о классификации живых организмов на основе их родства. Основные систематические категории (таксоны) в порядке убывания:

  1. Домен – наивысшая систематическая категория, включающая несколько царств. Выделяют три домена: Бактерии, Археи и Эукариоты.
  2. Царство – крупная систематическая категория, объединяющая организмы со сходным строением, физиологией и происхождением. Основные царства: Бактерии, Археи, Протисты, Грибы, Растения, Животные.
  3. Тип (у животных) или Отдел (у растений) – систематическая категория, объединяющая классы.
  4. Класс – систематическая категория, объединяющая отряды (у животных) или порядки (у растений).
  5. Отряд (у животных) или Порядок (у растений) – систематическая категория, объединяющая семейства.
  6. Семейство – систематическая категория, объединяющая роды.
  7. Род – систематическая категория, объединяющая близкородственные виды.
  8. Вид – основная систематическая категория, объединяющая особей, сходных по строению, физиологии, поведению, занимающих определенный ареал, способных скрещиваться и давать плодовитое потомство.

Систематическое положение человека

Систематическое положение человека:

Эволюция органического мира

Эволюция органического мира происходила в следующей последовательности:

  1. Возникновение жизни на Земле (около 3,5-4 млрд лет назад) – образование первых органических соединений, появление коацерватов, формирование первых клеток.
  2. Появление прокариот (около 3,5 млрд лет назад) – первые одноклеточные организмы без оформленного ядра (бактерии, цианобактерии).
  3. Появление эукариот (около 1,5 млрд лет назад) – одноклеточные организмы с оформленным ядром и мембранными органеллами.
  4. Появление многоклеточных организмов (около 1 млрд лет назад) – первые многоклеточные водоросли и простейшие животные.
  5. Выход растений на сушу (около 450 млн лет назад) – появление первых наземных растений (риниофиты, псилофиты).
  6. Появление семенных растений (около 350 млн лет назад) – голосеменные растения.
  7. Появление покрытосеменных растений (около 140 млн лет назад) – цветковые растения.
  8. Выход животных на сушу (около 400 млн лет назад) – появление первых наземных животных (членистоногие, земноводные).
  9. Появление пресмыкающихся (около 320 млн лет назад) – первые полностью наземные позвоночные.
  10. Появление птиц (около 150 млн лет назад) – теплокровные позвоночные, способные к полету.
  11. Появление млекопитающих (около 220 млн лет назад) – теплокровные позвоночные с волосяным покровом и молочными железами.
  12. Появление приматов (около 65 млн лет назад) – млекопитающие с развитым головным мозгом и хватательными конечностями.
  13. Появление человека (около 2,5 млн лет назад) – эволюция от австралопитеков к современному человеку.

Эволюция человека (антропогенез)

Эволюция человека происходила в следующей последовательности:

  1. Австралопитеки (около 4-2,5 млн лет назад) – прямоходящие приматы, использовавшие примитивные орудия труда.
  2. Человек умелый (Homo habilis) (около 2,5-1,5 млн лет назад) – изготавливал примитивные каменные орудия.
  3. Человек прямоходящий (Homo erectus) (около 1,8-0,3 млн лет назад) – использовал огонь, изготавливал более совершенные орудия труда.
  4. Человек неандертальский (Homo neanderthalensis) (около 200-30 тыс. лет назад) – жил в пещерах, хоронил умерших, изготавливал сложные орудия труда.
  5. Человек разумный (Homo sapiens) (около 200 тыс. лет назад – настоящее время) – современный человек, обладающий абстрактным мышлением, речью, способностью к творчеству.

Индивидуальное развитие организмов (онтогенез)

Индивидуальное развитие организмов происходит в следующей последовательности:

  1. Оплодотворение – слияние мужской и женской гамет с образованием зиготы.
  2. Дробление – серия митотических делений зиготы без увеличения общей массы, приводящая к образованию многоклеточного зародыша (бластулы).
  3. Гаструляция – процесс образования двух- или трехслойного зародыша (гаструлы) путем впячивания или обрастания части клеток бластулы.
  4. Органогенез – формирование органов и систем органов из зародышевых листков.
  5. Гистогенез – формирование тканей из зародышевых листков.
  6. Рост и дифференцировка – увеличение размеров и специализация клеток и тканей.
  7. Половое созревание – формирование половых органов и способности к размножению.
  8. Старение – постепенное снижение функциональных возможностей организма.
  9. Смерть – прекращение жизнедеятельности организма.

Эмбриональное развитие человека

Эмбриональное развитие человека происходит в следующей последовательности:

  1. Оплодотворение – слияние сперматозоида и яйцеклетки с образованием зиготы.
  2. Дробление – серия митотических делений зиготы, приводящая к образованию многоклеточного зародыша (бластоцисты).
  3. Имплантация – внедрение бластоцисты в стенку матки.
  4. Гаструляция – образование трех зародышевых листков: эктодермы, мезодермы и энтодермы.
  5. Нейруляция – формирование нервной трубки из эктодермы.
  6. Органогенез – формирование органов и систем органов из зародышевых листков.
  7. Формирование плаценты – образование органа, обеспечивающего связь между организмами матери и плода.
  8. Развитие плода – рост и дифференцировка органов и тканей.
  9. Роды – выход плода из организма матери.

Постэмбриональное развитие

Постэмбриональное развитие может быть прямым или непрямым (с метаморфозом).

Прямое развитие – новорожденный организм сходен со взрослым и отличается от него только размерами и степенью развития органов. Характерно для млекопитающих, птиц, пресмыкающихся.

Непрямое развитие (с метаморфозом) – из яйца выходит личинка, которая существенно отличается от взрослого организма и претерпевает метаморфоз (превращение) для достижения взрослого состояния. Характерно для земноводных, многих насекомых, некоторых рыб.

Метаморфоз может быть полным или неполным:

Жизненный цикл растений

Жизненный цикл растений включает чередование полового (гаметофит) и бесполого (спорофит) поколений.

У мхов в жизненном цикле преобладает гаметофит:

  1. Спора прорастает в протонему (предросток).
  2. Из протонемы развивается гаметофит (половое поколение) – зеленое растение мха.
  3. На гаметофите образуются половые органы (антеридии и архегонии).
  4. В антеридиях образуются сперматозоиды, в архегониях – яйцеклетки.
  5. Сперматозоид оплодотворяет яйцеклетку, образуется зигота.
  6. Из зиготы развивается спорофит (бесполое поколение) – коробочка на ножке.
  7. В коробочке путем мейоза образуются споры.
  8. Споры разносятся ветром и прорастают в протонему.

У папоротников в жизненном цикле преобладает спорофит:

  1. Спора прорастает в заросток (гаметофит) – маленькое сердцевидное растение.
  2. На заростке образуются половые органы (антеридии и архегонии).
  3. В антеридиях образуются сперматозоиды, в архегониях – яйцеклетки.
  4. Сперматозоид оплодотворяет яйцеклетку, образуется зигота.
  5. Из зиготы развивается спорофит (бесполое поколение) – взрослое растение папоротника.
  6. На нижней стороне листьев спорофита образуются сорусы – скопления спорангиев.
  7. В спорангиях путем мейоза образуются споры.
  8. Споры разносятся ветром и прорастают в заростки.

У голосеменных в жизненном цикле сильно преобладает спорофит, гаметофит редуцирован:

  1. На спорофите (взрослом растении) образуются мужские и женские шишки.
  2. В мужских шишках образуются микроспорангии, в которых путем мейоза образуются микроспоры.
  3. Из микроспоры развивается мужской гаметофит – пыльцевое зерно.
  4. В женских шишках образуются семязачатки, в которых находятся мегаспорангии.
  5. В мегаспорангии путем мейоза образуется мегаспора.
  6. Из мегаспоры развивается женский гаметофит – эндосперм с архегониями.
  7. Пыльцевое зерно попадает на семязачаток и прорастает пыльцевой трубкой.
  8. Спермий оплодотворяет яйцеклетку, образуется зигота.
  9. Из зиготы развивается зародыш семени.
  10. Семя созревает и распространяется.
  11. Из семени развивается новый спорофит.

У покрытосеменных в жизненном цикле еще сильнее преобладает спорофит, гаметофит еще более редуцирован:

  1. На спорофите (взрослом растении) образуются цветки.
  2. В пыльниках тычинок путем мейоза образуются микроспоры.
  3. Из микроспоры развивается мужской гаметофит – пыльцевое зерно с двумя спермиями.
  4. В семязачатке пестика находится мегаспорангий.
  5. В мегаспорангии путем мейоза образуется мегаспора.
  6. Из мегаспоры развивается женский гаметофит – зародышевый мешок с яйцеклеткой и центральной клеткой.
  7. Пыльцевое зерно попадает на рыльце пестика и прорастает пыльцевой трубкой.
  8. Происходит двойное оплодотворение: один спермий оплодотворяет яйцеклетку, образуя зиготу, а второй спермий сливается с центральной клеткой, образуя триплоидный эндосперм.
  9. Из зиготы развивается зародыш семени, из центральной клетки – эндосперм.
  10. Семязачаток превращается в семя, а завязь – в плод.
  11. Семя созревает и распространяется.
  12. Из семени развивается новый спорофит.

Биосинтез белка

Биосинтез белка происходит в следующей последовательности:

  1. Транскрипция – синтез иРНК на матрице ДНК:
    • Фермент РНК-полимераза связывается с промотором гена.
    • Двойная спираль ДНК раскручивается и расплетается.
    • РНК-полимераза движется вдоль одной из цепей ДНК (матричной) и синтезирует иРНК по принципу комплементарности.
    • Синтез иРНК заканчивается, когда РНК-полимераза достигает терминатора гена.
    • Происходит процессинг иРНК: вырезание интронов, сшивание экзонов, добавление кэпа и полиаденилового хвоста.
    • Зрелая иРНК выходит из ядра в цитоплазму.
  2. Трансляция – синтез белка на рибосоме с использованием иРНК в качестве матрицы:
    • Инициация: малая субъединица рибосомы связывается с иРНК, затем присоединяется инициаторная тРНК с метионином, затем присоединяется большая субъединица рибосомы.
    • Элонгация: рибосома движется вдоль иРНК, тРНК приносят аминокислоты в соответствии с кодонами иРНК, между аминокислотами образуются пептидные связи.
    • Терминация: рибосома достигает стоп-кодона, синтез полипептидной цепи заканчивается, рибосома распадается на субъединицы.
  3. Посттрансляционные модификации – изменения, происходящие с белком после его синтеза:
    • Фолдинг – сворачивание полипептидной цепи в трехмерную структуру.
    • Образование дисульфидных мостиков между остатками цистеина.
    • Гликозилирование – присоединение углеводных групп.
    • Фосфорилирование – присоединение фосфатных групп.
    • Отщепление сигнальных последовательностей.

Фотосинтез

Фотосинтез происходит в следующей последовательности:

  1. Световая фаза (происходит в тилакоидах хлоропластов):
    • Поглощение света молекулами хлорофилла.
    • Возбуждение электронов в молекулах хлорофилла.
    • Перенос электронов по электрон-транспортной цепи.
    • Фотолиз воды: расщепление молекулы воды на протоны, электроны и кислород.
    • Синтез АТФ за счет энергии переноса электронов (фотофосфорилирование).
    • Восстановление НАДФ+ до НАДФH.
  2. Темновая фаза (происходит в строме хлоропластов):
    • Фиксация углекислого газа ферментом рубиско с образованием нестабильного шестиуглеродного соединения.
    • Расщепление шестиуглеродного соединения на две молекулы трехуглеродного соединения (3-фосфоглицериновой кислоты).
    • Восстановление 3-фосфоглицериновой кислоты до глицеральдегид-3-фосфата с использованием АТФ и НАДФH.
    • Превращение части глицеральдегид-3-фосфата в глюкозу и другие органические соединения.
    • Регенерация рибулозо-1,5-бисфосфата для продолжения цикла.

Клеточное дыхание

Клеточное дыхание происходит в следующей последовательности:

  1. Гликолиз (происходит в цитоплазме):
    • Расщепление глюкозы до двух молекул пировиноградной кислоты (пирувата).
    • Образование 2 молекул АТФ и 2 молекул НАДH.
  2. Окислительное декарбоксилирование пирувата (происходит в матриксе митохондрий):
    • Превращение пирувата в ацетил-КоА с выделением CO2.
    • Образование 2 молекул НАДH.
  3. Цикл Кребса (происходит в матриксе митохондрий):
    • Окисление ацетил-КоА до CO2.
    • Образование 6 молекул НАДH, 2 молекул ФАДH2 и 2 молекул АТФ.
  4. Окислительное фосфорилирование (происходит на внутренней мембране митохондрий):
    • Перенос электронов от НАДH и ФАДH2 по электрон-транспортной цепи на кислород.
    • Создание протонного градиента на внутренней мембране митохондрий.
    • Синтез АТФ с помощью АТФ-синтазы за счет энергии протонного градиента.
    • Образование воды из кислорода, протонов и электронов.

Примеры заданий

Установите последовательность систематических категорий, начиная с наименьшей. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

  1. Класс
  2. Семейство
  3. Тип
  4. Род
  5. Отряд
  6. Вид

Ответ: 641523

Для решения этой задачи необходимо знать иерархию систематических категорий.

Систематические категории в порядке возрастания:

  1. Вид – основная систематическая категория, объединяющая особей, сходных по строению, физиологии, поведению, занимающих определенный ареал, способных скрещиваться и давать плодовитое потомство.
  2. Род – систематическая категория, объединяющая близкородственные виды.
  3. Семейство – систематическая категория, объединяющая роды.
  4. Отряд (у животных) или Порядок (у растений) – систематическая категория, объединяющая семейства.
  5. Класс – систематическая категория, объединяющая отряды (у животных) или порядки (у растений).
  6. Тип (у животных) или Отдел (у растений) – систематическая категория, объединяющая классы.

Таким образом, начиная с наименьшей категории, последовательность будет следующей:

  1. Вид (6)
  2. Род (4)
  3. Семейство (2)
  4. Отряд (5)
  5. Класс (1)
  6. Тип (3)

Ответ: 641523

Установите последовательность этапов эволюции человека. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

  1. Человек прямоходящий
  2. Человек разумный
  3. Австралопитек
  4. Человек умелый
  5. Человек неандертальский

Ответ: 34152

Для решения этой задачи необходимо знать последовательность этапов эволюции человека (антропогенеза).

Эволюция человека происходила в следующей последовательности:

  1. Австралопитеки (около 4-2,5 млн лет назад) – прямоходящие приматы, использовавшие примитивные орудия труда.
  2. Человек умелый (Homo habilis) (около 2,5-1,5 млн лет назад) – изготавливал примитивные каменные орудия.
  3. Человек прямоходящий (Homo erectus) (около 1,8-0,3 млн лет назад) – использовал огонь, изготавливал более совершенные орудия труда.
  4. Человек неандертальский (Homo neanderthalensis) (около 200-30 тыс. лет назад) – жил в пещерах, хоронил умерших, изготавливал сложные орудия труда.
  5. Человек разумный (Homo sapiens) (около 200 тыс. лет назад – настоящее время) – современный человек, обладающий абстрактным мышлением, речью, способностью к творчеству.

Таким образом, последовательность этапов эволюции человека будет следующей:

  1. Австралопитек (3)
  2. Человек умелый (4)
  3. Человек прямоходящий (1)
  4. Человек неандертальский (5)
  5. Человек разумный (2)

Ответ: 34152

Установите последовательность процессов, происходящих при биосинтезе белка. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

  1. Присоединение аминокислот к тРНК
  2. Образование пептидных связей между аминокислотами
  3. Синтез иРНК на матрице ДНК
  4. Выход иРНК из ядра в цитоплазму
  5. Связывание рибосомы с иРНК

Ответ: 34152

Для решения этой задачи необходимо знать последовательность процессов, происходящих при биосинтезе белка.

Биосинтез белка происходит в следующей последовательности:

  1. Транскрипция – синтез иРНК на матрице ДНК.
  2. Процессинг иРНК и выход иРНК из ядра в цитоплазму.
  3. Активация аминокислот – присоединение аминокислот к тРНК.
  4. Инициация трансляции – связывание рибосомы с иРНК.
  5. Элонгация – образование пептидных связей между аминокислотами.

Таким образом, последовательность процессов, происходящих при биосинтезе белка, будет следующей:

  1. Синтез иРНК на матрице ДНК (3)
  2. Выход иРНК из ядра в цитоплазму (4)
  3. Присоединение аминокислот к тРНК (1)
  4. Связывание рибосомы с иРНК (5)
  5. Образование пептидных связей между аминокислотами (2)

Ответ: 34152

Типичные ошибки при выполнении задания

  1. Невнимательное чтение условия задания. Необходимо внимательно читать условие задания и понимать, в каком порядке нужно расположить элементы (от меньшего к большему, от раннего к позднему и т.д.).
  2. Недостаточное знание систематических категорий. Для успешного выполнения задания необходимо хорошо знать иерархию систематических категорий.
  3. Недостаточное знание последовательности биологических процессов. Для успешного выполнения задания необходимо хорошо знать последовательность таких процессов, как эволюция органического мира, антропогенез, онтогенез, биосинтез белка, фотосинтез, клеточное дыхание и др.
  4. Невнимательность при записи ответа. Необходимо внимательно записывать ответ, соблюдая правильную последовательность цифр.

Рекомендации по выполнению задания

  1. Внимательно прочитайте условие задания и определите, в каком порядке нужно расположить элементы.
  2. Проанализируйте каждый элемент и определите его место в последовательности.
  3. Запишите ответ в виде последовательности цифр.
  4. Проверьте свой ответ, убедившись, что последовательность логична и соответствует условию задания.
Важно!

При выполнении задания на установление последовательности необходимо помнить, что требуется расположить элементы в определенном порядке, указанном в условии задания. Ответ должен быть записан в виде последовательности цифр без пробелов и других разделителей.

Задание 12 ЕГЭ: ПРАКТИКА

Закрепите теорию на практике! Попробуйте решить несколько вариантов задания 12.