Задание 13 ЕГЭ по биологии 2025: Организм человека (с рисунком)

Тринадцатое задание ЕГЭ по биологии проверяет знания об организме человека и умение анализировать рисунок или схему. В этом задании необходимо определить структуры, процессы или функции, изображенные на рисунке, и ответить на вопросы, связанные с ними.

Теория для подготовки к заданию

Нервная система человека

Нервная система человека – это совокупность структур, обеспечивающих регуляцию деятельности организма и его взаимодействие с окружающей средой. Она подразделяется на центральную и периферическую.

Центральная нервная система (ЦНС) включает головной и спинной мозг.

Периферическая нервная система включает нервы, нервные узлы и нервные окончания, расположенные вне ЦНС. Она подразделяется на соматическую и вегетативную.

Органы чувств

Органы чувств – это специализированные органы, воспринимающие раздражения из внешней или внутренней среды и преобразующие их в нервные импульсы.

Орган зрения (глаз) воспринимает световые раздражения. Основные структуры глаза:

Орган слуха и равновесия включает наружное, среднее и внутреннее ухо.

Орган обоняния расположен в верхней части носовой полости и представлен обонятельным эпителием, содержащим обонятельные рецепторы.

Орган вкуса представлен вкусовыми луковицами, расположенными на языке, мягком нёбе, задней стенке глотки. Различают четыре основных вкуса: сладкий, соленый, кислый и горький.

Орган осязания – кожа, содержащая различные типы рецепторов, воспринимающих прикосновение, давление, температуру, боль.

Эндокринная система

Эндокринная система – это совокупность желез внутренней секреции, вырабатывающих гормоны – биологически активные вещества, регулирующие обмен веществ, рост, развитие и другие процессы в организме.

Основные железы внутренней секреции:

Сердечно-сосудистая система

Сердечно-сосудистая система – это совокупность органов, обеспечивающих циркуляцию крови в организме. Она включает сердце и кровеносные сосуды.

Сердце – полый мышечный орган, расположенный в грудной полости, выполняющий функцию насоса. Состоит из четырех камер: правого предсердия, правого желудочка, левого предсердия и левого желудочка. Между предсердиями и желудочками расположены клапаны: трехстворчатый (между правым предсердием и правым желудочком) и двустворчатый, или митральный (между левым предсердием и левым желудочком). На выходе из желудочков также расположены клапаны: клапан легочного ствола (на выходе из правого желудочка) и аортальный клапан (на выходе из левого желудочка).

Стенка сердца состоит из трех слоев:

Сердце обладает автоматией – способностью ритмично сокращаться под влиянием импульсов, возникающих в нем самом. Проводящая система сердца включает синоатриальный узел (водитель ритма), атриовентрикулярный узел, пучок Гиса и волокна Пуркинье.

Кровеносные сосуды подразделяются на артерии, вены и капилляры.

В организме человека существует два круга кровообращения:

Дыхательная система

Дыхательная система – это совокупность органов, обеспечивающих газообмен между организмом и окружающей средой. Она включает воздухоносные пути и легкие.

Воздухоносные пути включают:

Легкие – парные органы, расположенные в грудной полости. Каждое легкое покрыто плеврой – серозной оболочкой, состоящей из двух листков: висцерального (покрывающего легкое) и париетального (выстилающего внутреннюю поверхность грудной полости). Между листками плевры находится плевральная полость, содержащая небольшое количество серозной жидкости, уменьшающей трение при дыхательных движениях.

Структурно-функциональной единицей легкого является ацинус, состоящий из респираторных бронхиол, альвеолярных ходов и альвеолярных мешочков с альвеолами. Альвеолы – это мельчайшие пузырьки, стенки которых образованы одним слоем эпителиальных клеток, через которые происходит газообмен.

Дыхание включает следующие процессы:

Дыхательные движения (вдох и выдох) осуществляются за счет изменения объема грудной клетки. При вдохе сокращаются межреберные мышцы и диафрагма, объем грудной клетки увеличивается, давление в плевральной полости становится ниже атмосферного, легкие расширяются, и воздух поступает в них. При выдохе мышцы расслабляются, объем грудной клетки уменьшается, давление в плевральной полости повышается, легкие сжимаются, и воздух выходит из них.

Пищеварительная система

Пищеварительная система – это совокупность органов, обеспечивающих механическую и химическую обработку пищи, всасывание питательных веществ и выведение непереваренных остатков. Она включает пищеварительный канал и пищеварительные железы.

Пищеварительный канал включает:

Пищеварительные железы включают:

Выделительная система

Выделительная система – это совокупность органов, обеспечивающих выведение из организма конечных продуктов обмена веществ, избытка воды и солей, а также чужеродных и токсических веществ. Основными органами выделения являются почки, а также кожа, легкие и кишечник.

Почки – парные органы бобовидной формы, расположенные в поясничной области по обеим сторонам позвоночника. Структурно-функциональной единицей почки является нефрон, состоящий из почечного тельца (клубочка капилляров, окруженного капсулой Боумена-Шумлянского) и почечных канальцев.

Процесс образования мочи включает три этапа:

От каждой почки отходит мочеточник – трубка, по которой моча поступает в мочевой пузырь – полый мышечный орган, служащий для накопления мочи. Из мочевого пузыря моча выводится наружу через мочеиспускательный канал.

Опорно-двигательная система

Опорно-двигательная система – это совокупность костей, их соединений и мышц, обеспечивающих опору, защиту внутренних органов и движение организма. Она включает пассивную часть (скелет) и активную часть (мышцы).

Скелет человека состоит из более чем 200 костей и подразделяется на:

Кости соединяются между собой тремя способами:

Мышцы – органы, состоящие из мышечной ткани, способной сокращаться под влиянием нервных импульсов. По строению и функциям различают три типа мышц:

Скелетные мышцы по функции подразделяются на:

Примеры заданий

Рассмотрите рисунок с изображением сердца человека. Какие структуры обозначены цифрами 1, 2, 3, 4? Заполните таблицу, записав названия структур рядом с соответствующими цифрами.

Схема строения сердца человека

Схема строения сердца человека

Ответ: 1 – правое предсердие, 2 – левое предсердие, 3 – правый желудочек, 4 – левый желудочек

Для решения этой задачи необходимо знать строение сердца человека.

Сердце человека четырехкамерное, состоит из двух предсердий (верхние камеры) и двух желудочков (нижние камеры).

1 – правое предсердие – верхняя правая камера сердца, в которую поступает венозная кровь из верхней и нижней полых вен.

2 – левое предсердие – верхняя левая камера сердца, в которую поступает артериальная кровь из легочных вен.

3 – правый желудочек – нижняя правая камера сердца, из которой венозная кровь поступает в легочный ствол и далее в малый круг кровообращения.

4 – левый желудочек – нижняя левая камера сердца, из которой артериальная кровь поступает в аорту и далее в большой круг кровообращения.

Рассмотрите рисунок с изображением головного мозга человека. Какие структуры обозначены цифрами 1, 2, 3, 4? Заполните таблицу, записав названия структур рядом с соответствующими цифрами.

Схема строения головного мозга человека

Схема строения головного мозга человека

Ответ: 1 – продолговатый мозг, 2 – мозжечок, 3 – средний мозг, 4 – большие полушария

Для решения этой задачи необходимо знать строение головного мозга человека.

Головной мозг человека состоит из нескольких отделов: продолговатого мозга, заднего мозга (мост и мозжечок), среднего мозга, промежуточного мозга и конечного мозга (большие полушария).

1 – продолговатый мозг – нижний отдел головного мозга, переходящий в спинной мозг. Регулирует дыхание, кровообращение, глотание, кашель, чихание и другие жизненно важные рефлексы.

2 – мозжечок – часть заднего мозга, расположенная позади продолговатого мозга и моста. Координирует движения, поддерживает равновесие и мышечный тонус.

3 – средний мозг – отдел головного мозга, расположенный между задним и промежуточным мозгом. Участвует в регуляции мышечного тонуса, позы, ориентировочных рефлексов на зрительные и слуховые раздражители.

4 – большие полушария (конечный мозг) – высший отдел головного мозга, состоящий из двух полушарий, соединенных мозолистым телом. Отвечает за высшую нервную деятельность, сознание, мышление, память, речь.

Рассмотрите рисунок с изображением органа зрения человека. Какие структуры обозначены цифрами 1, 2, 3, 4? Заполните таблицу, записав названия структур рядом с соответствующими цифрами.

Схема строения глаза человека

Схема строения глаза человека

Ответ: 1 – роговица, 2 – хрусталик, 3 – радужка, 4 – сетчатка

Для решения этой задачи необходимо знать строение глаза человека.

Глаз человека состоит из глазного яблока и вспомогательного аппарата. Глазное яблоко имеет три оболочки: наружную (фиброзную), среднюю (сосудистую) и внутреннюю (сетчатку).

1 – роговица – прозрачная часть наружной (фиброзной) оболочки глаза, расположенная спереди. Преломляет световые лучи.

2 – хрусталик – прозрачная двояковыпуклая линза, расположенная за радужкой. Участвует в фокусировке изображения на сетчатке (аккомодации).

3 – радужка – цветная часть средней (сосудистой) оболочки глаза, видимая через роговицу. В центре радужки находится отверстие – зрачок, через который свет проникает внутрь глаза.

4 – сетчатка – внутренняя оболочка глаза, содержащая фоторецепторы (палочки и колбочки), преобразующие световую энергию в нервные импульсы.

Типичные ошибки при выполнении задания

  1. Невнимательное рассмотрение рисунка. Необходимо внимательно рассмотреть рисунок и определить, какие структуры на нем изображены.
  2. Недостаточное знание анатомии человека. Для успешного выполнения задания необходимо хорошо знать строение различных органов и систем органов человека.
  3. Путаница в названиях структур. Необходимо четко различать названия различных структур и их функции.
  4. Невнимательность при записи ответа. Необходимо внимательно записывать ответ, соблюдая правильную последовательность.

Рекомендации по выполнению задания

  1. Внимательно рассмотрите рисунок и определите, какой орган или система органов на нем изображены.
  2. Проанализируйте каждую структуру, обозначенную цифрой, и определите, что это за структура.
  3. Запишите названия структур рядом с соответствующими цифрами.
  4. Проверьте свой ответ, убедившись, что названия структур соответствуют их расположению на рисунке.
Важно!

При выполнении задания с рисунком необходимо помнить, что требуется не только знать названия структур, но и понимать их функции и взаимосвязи с другими структурами. Это поможет правильно идентифицировать структуры на рисунке.

Задание 13 ЕГЭ: ПРАКТИКА

Закрепите теорию на практике! Попробуйте решить несколько вариантов задания 13.