Задание 16 ЕГЭ по биологии 2025: Организм человека (последовательности)
Шестнадцатое задание ЕГЭ по биологии проверяет знания о физиологических процессах, происходящих в организме человека, и умение устанавливать правильную последовательность этих процессов. В этом задании необходимо расположить в правильном порядке элементы биологического процесса, этапы физиологической реакции или анатомические структуры.
Теория для подготовки к заданию
Процесс свертывания крови
Свертывание крови (гемостаз) – это сложный физиологический процесс, направленный на остановку кровотечения при повреждении кровеносных сосудов. Он включает несколько последовательных этапов:
- Сосудистая фаза – спазм (сужение) поврежденного сосуда, что уменьшает кровопотерю.
- Тромбоцитарная фаза – адгезия (прилипание) тромбоцитов к поврежденной стенке сосуда, их агрегация (склеивание) и образование тромбоцитарной пробки.
- Коагуляционная фаза – каскад биохимических реакций, приводящих к образованию фибринового сгустка:
- Из поврежденных тканей выделяется тканевой тромбопластин.
- Тромбопластин в присутствии ионов кальция активирует протромбин, превращая его в тромбин.
- Тромбин катализирует превращение растворимого белка фибриногена в нерастворимые нити фибрина.
- Нити фибрина образуют сеть, в которой задерживаются форменные элементы крови, формируя кровяной сгусток (тромб).
- Ретракция (сокращение) и фибринолиз (растворение) сгустка – после заживления раны тромб растворяется под действием фермента плазмина.
Таким образом, последовательность процесса свертывания крови можно представить следующим образом:
- Повреждение сосуда → спазм сосуда
- Адгезия и агрегация тромбоцитов → образование тромбоцитарной пробки
- Выделение тканевого тромбопластина
- Активация протромбина → образование тромбина
- Превращение фибриногена в фибрин
- Образование кровяного сгустка (тромба)
- Ретракция и фибринолиз сгустка
Процесс образования мочи
Образование мочи – это сложный физиологический процесс, происходящий в почках и включающий несколько последовательных этапов:
- Фильтрация – образование первичной мочи в почечных тельцах путем фильтрации плазмы крови через стенки капилляров клубочка. В сутки образуется около 150-180 литров первичной мочи, содержащей воду, соли, глюкозу, аминокислоты, мочевину и другие вещества, но не содержащей белки и форменные элементы крови.
- Реабсорбция – обратное всасывание воды и полезных веществ из первичной мочи в кровь в почечных канальцах:
- В проксимальных извитых канальцах реабсорбируются глюкоза, аминокислоты, витамины, большая часть солей и около 80% воды.
- В петле Генле происходит дополнительная реабсорбция воды и солей.
- В дистальных извитых канальцах реабсорбция воды и солей регулируется гормонами (антидиуретическим гормоном, альдостероном).
- Секреция – выделение некоторых веществ из крови в мочу в почечных канальцах. Секретируются ионы водорода, калия, аммиака, некоторые лекарственные вещества и другие соединения.
В результате образуется вторичная (конечная) моча, которая по собирательным трубочкам поступает в почечные лоханки, затем в мочеточники и мочевой пузырь. В сутки образуется около 1,5-2 литров вторичной мочи, содержащей воду, мочевину, мочевую кислоту, креатинин, соли и другие вещества.
Таким образом, последовательность процесса образования мочи можно представить следующим образом:
- Фильтрация плазмы крови в почечных тельцах → образование первичной мочи
- Реабсорбция воды и полезных веществ в проксимальных извитых канальцах
- Реабсорбция воды и солей в петле Генле
- Реабсорбция воды и солей в дистальных извитых канальцах
- Секреция некоторых веществ в почечных канальцах
- Образование вторичной (конечной) мочи
- Поступление мочи в почечные лоханки, мочеточники и мочевой пузырь
Процесс пищеварения
Пищеварение – это сложный физиологический процесс, включающий механическую и химическую обработку пищи, всасывание питательных веществ и выведение непереваренных остатков. Он происходит последовательно в различных отделах пищеварительного тракта:
- Пищеварение в ротовой полости:
- Механическая обработка пищи – измельчение зубами, перемешивание языком.
- Смачивание пищи слюной, формирование пищевого комка.
- Начало химической обработки – расщепление крахмала амилазой слюны до мальтозы.
- Среда в ротовой полости слабощелочная (pH 6,8-7,4).
- Глотание – продвижение пищевого комка из ротовой полости через глотку в пищевод.
- Продвижение пищи по пищеводу – перистальтические сокращения мышц пищевода продвигают пищевой комок в желудок.
- Пищеварение в желудке:
- Механическая обработка – перемешивание пищи благодаря сокращениям мышц желудка.
- Химическая обработка – расщепление белков пепсином до пептидов.
- Среда в желудке кислая (pH 1,5-2,5) благодаря соляной кислоте.
- Образование химуса (полужидкой кашицеобразной массы).
- Пищеварение в тонком кишечнике:
- Химическая обработка – расщепление белков, жиров и углеводов под действием панкреатического сока, желчи и кишечного сока.
- Среда в тонком кишечнике слабощелочная (pH 7,2-8,0).
- Всасывание питательных веществ через стенки ворсинок в кровь и лимфу.
- Пищеварение в толстом кишечнике:
- Всасывание воды и формирование каловых масс.
- Бактериальное расщепление непереваренных остатков пищи.
- Синтез некоторых витаминов бактериями.
- Выведение непереваренных остатков пищи через анальное отверстие.
Таким образом, последовательность процесса пищеварения можно представить следующим образом:
- Механическая и начальная химическая обработка пищи в ротовой полости
- Глотание и продвижение пищи по пищеводу
- Механическая и химическая обработка пищи в желудке
- Химическая обработка пищи в тонком кишечнике
- Всасывание питательных веществ в тонком кишечнике
- Всасывание воды и формирование каловых масс в толстом кишечнике
- Выведение непереваренных остатков пищи через анальное отверстие
Процесс дыхания
Дыхание – это совокупность процессов, обеспечивающих поступление кислорода в организм, его использование в окислительных процессах и удаление углекислого газа. Оно включает несколько последовательных этапов:
- Внешнее дыхание – обмен газами между атмосферным воздухом и кровью в легких:
- Вдох – сокращение межреберных мышц и диафрагмы, увеличение объема грудной клетки, расширение легких, поступление воздуха в легкие.
- Выдох – расслабление межреберных мышц и диафрагмы, уменьшение объема грудной клетки, сжатие легких, выход воздуха из легких.
- Газообмен в альвеолах – кислород из альвеолярного воздуха диффундирует в кровь, а углекислый газ из крови – в альвеолярный воздух.
- Транспорт газов кровью:
- Транспорт кислорода – около 98% кислорода переносится в связанном с гемоглобином виде (оксигемоглобин), около 2% – растворено в плазме.
- Транспорт углекислого газа – около 70% углекислого газа переносится в виде бикарбонатов, около 25% – в связанном с гемоглобином виде (карбгемоглобин), около 5% – растворено в плазме.
- Внутреннее (тканевое) дыхание:
- Газообмен между кровью и тканями – кислород из крови диффундирует в ткани, а углекислый газ из тканей – в кровь.
- Клеточное дыхание – использование кислорода клетками в процессе окисления органических веществ с выделением энергии, углекислого газа и воды.
Таким образом, последовательность процесса дыхания можно представить следующим образом:
- Вдох – поступление воздуха в легкие
- Газообмен в альвеолах – поступление кислорода из альвеолярного воздуха в кровь
- Транспорт кислорода кровью к тканям
- Газообмен между кровью и тканями – поступление кислорода из крови в ткани
- Клеточное дыхание – использование кислорода клетками
- Газообмен между тканями и кровью – поступление углекислого газа из тканей в кровь
- Транспорт углекислого газа кровью к легким
- Газообмен в альвеолах – поступление углекислого газа из крови в альвеолярный воздух
- Выдох – выведение воздуха, обогащенного углекислым газом, из легких
Процесс проведения нервного импульса
Проведение нервного импульса – это процесс передачи электрического сигнала по нервным волокнам и через синапсы. Он включает несколько последовательных этапов:
- Возникновение нервного импульса – при действии раздражителя на рецептор происходит деполяризация мембраны, что приводит к возникновению потенциала действия (нервного импульса).
- Проведение нервного импульса по аксону – потенциал действия распространяется по аксону благодаря последовательной деполяризации и реполяризации соседних участков мембраны. В миелинизированных волокнах импульс "перескакивает" от одного перехвата Ранвье к другому (сальтаторное проведение), что увеличивает скорость проведения.
- Передача нервного импульса через синапс:
- Прибытие нервного импульса к пресинаптическому окончанию.
- Деполяризация пресинаптической мембраны и открытие потенциал-зависимых кальциевых каналов.
- Поступление ионов кальция в пресинаптическое окончание.
- Экзоцитоз синаптических пузырьков и выделение медиатора в синаптическую щель.
- Диффузия медиатора через синаптическую щель.
- Взаимодействие медиатора с рецепторами постсинаптической мембраны.
- Изменение проницаемости постсинаптической мембраны для ионов.
- Возникновение постсинаптического потенциала (возбуждающего или тормозного).
- Инактивация медиатора (разрушение ферментами или обратный захват пресинаптическим окончанием).
- Суммация постсинаптических потенциалов – если сумма возбуждающих постсинаптических потенциалов превышает пороговый уровень, возникает новый потенциал действия, который распространяется по аксону следующего нейрона.
Таким образом, последовательность процесса проведения нервного импульса можно представить следующим образом:
- Возникновение нервного импульса в рецепторе или нейроне
- Проведение нервного импульса по аксону
- Прибытие нервного импульса к пресинаптическому окончанию
- Выделение медиатора в синаптическую щель
- Взаимодействие медиатора с рецепторами постсинаптической мембраны
- Возникновение постсинаптического потенциала
- Суммация постсинаптических потенциалов
- Возникновение нового потенциала действия (при достижении порогового уровня)
- Инактивация медиатора
Процесс сокращения мышц
Сокращение мышц – это сложный физиологический процесс, в основе которого лежит взаимодействие актиновых и миозиновых нитей. Он включает несколько последовательных этапов:
- Возбуждение мышечного волокна – нервный импульс, приходящий по двигательному нейрону, вызывает деполяризацию мембраны мышечного волокна.
- Распространение возбуждения внутрь мышечного волокна – деполяризация распространяется по Т-системе (система поперечных трубочек) внутрь мышечного волокна.
- Высвобождение ионов кальция из саркоплазматического ретикулума – возбуждение Т-системы приводит к открытию кальциевых каналов и выходу ионов кальция из саркоплазматического ретикулума в саркоплазму.
- Связывание ионов кальция с тропонином С – ионы кальция связываются с тропонином С, что приводит к конформационным изменениям тропонин-тропомиозинового комплекса и открытию активных центров актиновых нитей.
- Образование актин-миозиновых мостиков – головки миозиновых нитей связываются с активными центрами актиновых нитей, образуя поперечные мостики.
- Гребной ход головок миозина – головки миозина изменяют свою конформацию, что приводит к смещению актиновых нитей относительно миозиновых (гребной ход).
- Разрыв актин-миозиновых мостиков – при присоединении новой молекулы АТФ к головке миозина происходит разрыв связи между актином и миозином.
- Гидролиз АТФ и возвращение головки миозина в исходное положение – гидролиз АТФ обеспечивает энергией возвращение головки миозина в исходное положение, готовое к образованию нового мостика.
- Повторение цикла – пока в саркоплазме присутствуют ионы кальция и АТФ, цикл образования и разрыва актин-миозиновых мостиков повторяется, что приводит к дальнейшему скольжению нитей и сокращению мышцы.
- Расслабление мышцы – при прекращении поступления нервных импульсов ионы кальция активно транспортируются обратно в саркоплазматический ретикулум, тропонин-тропомиозиновый комплекс возвращается в исходное положение, закрывая активные центры актиновых нитей, и мышца расслабляется.
Таким образом, последовательность процесса сокращения мышцы можно представить следующим образом:
- Возбуждение мышечного волокна нервным импульсом
- Распространение возбуждения по Т-системе внутрь мышечного волокна
- Высвобождение ионов кальция из саркоплазматического ретикулума
- Связывание ионов кальция с тропонином С
- Конформационные изменения тропонин-тропомиозинового комплекса
- Открытие активных центров актиновых нитей
- Образование актин-миозиновых мостиков
- Гребной ход головок миозина
- Скольжение актиновых нитей относительно миозиновых
- Разрыв актин-миозиновых мостиков при присоединении новой молекулы АТФ
- Гидролиз АТФ и возвращение головки миозина в исходное положение
- Повторение цикла
- Расслабление мышцы при прекращении поступления нервных импульсов
Примеры заданий
Установите последовательность процессов, происходящих при свертывании крови человека. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
- Образование тромбина из протромбина
- Образование фибрина из фибриногена
- Выделение тканевого тромбопластина из поврежденных тканей
- Образование кровяного сгустка (тромба)
- Адгезия и агрегация тромбоцитов
Ответ: 35124
Для решения этой задачи необходимо знать последовательность процессов, происходящих при свертывании крови человека.
Процесс свертывания крови начинается с повреждения сосуда, после чего происходит:
1. Адгезия (прилипание) тромбоцитов к поврежденной стенке сосуда и их агрегация (склеивание) с образованием тромбоцитарной пробки – это соответствует пункту 5.
2. Из поврежденных тканей выделяется тканевой тромбопластин – это соответствует пункту 3.
3. Тромбопластин в присутствии ионов кальция активирует протромбин, превращая его в тромбин – это соответствует пункту 1.
4. Тромбин катализирует превращение растворимого белка фибриногена в нерастворимые нити фибрина – это соответствует пункту 2.
5. Нити фибрина образуют сеть, в которой задерживаются форменные элементы крови, формируя кровяной сгусток (тромб) – это соответствует пункту 4.
Таким образом, правильная последовательность процессов, происходящих при свертывании крови человека: 5 → 3 → 1 → 2 → 4.
Установите последовательность процессов пищеварения в организме человека. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
- Всасывание аминокислот и моносахаридов в кровь
- Расщепление белков под действием пепсина
- Расщепление крахмала под действием амилазы слюны
- Всасывание воды и формирование каловых масс
- Эмульгирование жиров желчью
Ответ: 32514
Для решения этой задачи необходимо знать последовательность процессов пищеварения в различных отделах пищеварительного тракта человека.
Процесс пищеварения начинается в ротовой полости и заканчивается в толстом кишечнике:
1. В ротовой полости происходит механическая обработка пищи и начало химической обработки – расщепление крахмала под действием амилазы слюны – это соответствует пункту 3.
2. В желудке происходит механическая и химическая обработка пищи, в том числе расщепление белков под действием пепсина – это соответствует пункту 2.
3. В двенадцатиперстной кишке (начальный отдел тонкого кишечника) происходит эмульгирование жиров желчью, что облегчает их дальнейшее расщепление липазой – это соответствует пункту 5.
4. В тонком кишечнике происходит всасывание питательных веществ, в том числе аминокислот и моносахаридов, в кровь – это соответствует пункту 1.
5. В толстом кишечнике происходит всасывание воды и формирование каловых масс – это соответствует пункту 4.
Таким образом, правильная последовательность процессов пищеварения в организме человека: 3 → 2 → 5 → 1 → 4.
Установите последовательность процессов, происходящих при дыхании человека. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
- Поступление кислорода из альвеолярного воздуха в кровь
- Транспорт кислорода кровью к тканям
- Поступление воздуха в легкие при вдохе
- Использование кислорода клетками в процессе окисления органических веществ
- Выведение углекислого газа из организма при выдохе
Ответ: 31245
Для решения этой задачи необходимо знать последовательность процессов, происходящих при дыхании человека.
Процесс дыхания включает внешнее дыхание, транспорт газов кровью и внутреннее (тканевое) дыхание:
1. Внешнее дыхание начинается с вдоха – поступления воздуха в легкие – это соответствует пункту 3.
2. В альвеолах легких происходит газообмен – кислород из альвеолярного воздуха диффундирует в кровь – это соответствует пункту 1.
3. Кровь транспортирует кислород к тканям – это соответствует пункту 2.
4. В тканях происходит клеточное дыхание – использование кислорода клетками в процессе окисления органических веществ с выделением энергии, углекислого газа и воды – это соответствует пункту 4.
5. Углекислый газ транспортируется кровью к легким, где происходит газообмен, и затем выводится из организма при выдохе – это соответствует пункту 5.
Таким образом, правильная последовательность процессов, происходящих при дыхании человека: 3 → 1 → 2 → 4 → 5.
Типичные ошибки при выполнении задания
- Недостаточное знание теоретического материала. Для успешного выполнения задания необходимо хорошо знать последовательность физиологических процессов, происходящих в организме человека.
- Путаница в последовательности этапов процесса. Необходимо четко представлять, какой этап за каким следует в конкретном физиологическом процессе.
- Невнимательное чтение формулировок. Необходимо внимательно читать формулировки пунктов, чтобы правильно определить, какому этапу процесса они соответствуют.
- Неправильное понимание причинно-следственных связей. Необходимо понимать, что один этап процесса является причиной или условием для следующего.
- Невнимательность при записи ответа. Необходимо внимательно записывать последовательность цифр, соответствующих правильному порядку этапов процесса.
Рекомендации по выполнению задания
- Внимательно прочитайте условие задания и определите, о каком физиологическом процессе идет речь.
- Вспомните теоретический материал о данном процессе, его этапах и их последовательности.
- Внимательно прочитайте формулировки пунктов и определите, какому этапу процесса соответствует каждый пункт.
- Расположите пункты в правильной последовательности, соответствующей естественному ходу процесса.
- Запишите ответ в виде последовательности цифр, соответствующих номерам пунктов в правильном порядке.
- Проверьте свой ответ, мысленно "проиграв" весь процесс от начала до конца и убедившись, что выбранная последовательность логична и соответствует реальному ходу процесса.
Важно!
При выполнении задания на установление последовательности необходимо помнить, что требуется расположить элементы в правильном порядке, соответствующем естественному ходу процесса. Ответ записывается в виде последовательности цифр, соответствующих номерам элементов в правильном порядке.
Задание 16 ЕГЭ: ПРАКТИКА
Закрепите теорию на практике! Попробуйте решить несколько вариантов задания 16.