Задание 16 ЕГЭ по биологии 2025: Организм человека (последовательности)

Шестнадцатое задание ЕГЭ по биологии проверяет знания о физиологических процессах, происходящих в организме человека, и умение устанавливать правильную последовательность этих процессов. В этом задании необходимо расположить в правильном порядке элементы биологического процесса, этапы физиологической реакции или анатомические структуры.

Теория для подготовки к заданию

Процесс свертывания крови

Свертывание крови (гемостаз) – это сложный физиологический процесс, направленный на остановку кровотечения при повреждении кровеносных сосудов. Он включает несколько последовательных этапов:

  1. Сосудистая фаза – спазм (сужение) поврежденного сосуда, что уменьшает кровопотерю.
  2. Тромбоцитарная фаза – адгезия (прилипание) тромбоцитов к поврежденной стенке сосуда, их агрегация (склеивание) и образование тромбоцитарной пробки.
  3. Коагуляционная фаза – каскад биохимических реакций, приводящих к образованию фибринового сгустка:
    • Из поврежденных тканей выделяется тканевой тромбопластин.
    • Тромбопластин в присутствии ионов кальция активирует протромбин, превращая его в тромбин.
    • Тромбин катализирует превращение растворимого белка фибриногена в нерастворимые нити фибрина.
    • Нити фибрина образуют сеть, в которой задерживаются форменные элементы крови, формируя кровяной сгусток (тромб).
  4. Ретракция (сокращение) и фибринолиз (растворение) сгустка – после заживления раны тромб растворяется под действием фермента плазмина.

Таким образом, последовательность процесса свертывания крови можно представить следующим образом:

  1. Повреждение сосуда → спазм сосуда
  2. Адгезия и агрегация тромбоцитов → образование тромбоцитарной пробки
  3. Выделение тканевого тромбопластина
  4. Активация протромбина → образование тромбина
  5. Превращение фибриногена в фибрин
  6. Образование кровяного сгустка (тромба)
  7. Ретракция и фибринолиз сгустка

Процесс образования мочи

Образование мочи – это сложный физиологический процесс, происходящий в почках и включающий несколько последовательных этапов:

  1. Фильтрация – образование первичной мочи в почечных тельцах путем фильтрации плазмы крови через стенки капилляров клубочка. В сутки образуется около 150-180 литров первичной мочи, содержащей воду, соли, глюкозу, аминокислоты, мочевину и другие вещества, но не содержащей белки и форменные элементы крови.
  2. Реабсорбция – обратное всасывание воды и полезных веществ из первичной мочи в кровь в почечных канальцах:
    • В проксимальных извитых канальцах реабсорбируются глюкоза, аминокислоты, витамины, большая часть солей и около 80% воды.
    • В петле Генле происходит дополнительная реабсорбция воды и солей.
    • В дистальных извитых канальцах реабсорбция воды и солей регулируется гормонами (антидиуретическим гормоном, альдостероном).
  3. Секреция – выделение некоторых веществ из крови в мочу в почечных канальцах. Секретируются ионы водорода, калия, аммиака, некоторые лекарственные вещества и другие соединения.

В результате образуется вторичная (конечная) моча, которая по собирательным трубочкам поступает в почечные лоханки, затем в мочеточники и мочевой пузырь. В сутки образуется около 1,5-2 литров вторичной мочи, содержащей воду, мочевину, мочевую кислоту, креатинин, соли и другие вещества.

Таким образом, последовательность процесса образования мочи можно представить следующим образом:

  1. Фильтрация плазмы крови в почечных тельцах → образование первичной мочи
  2. Реабсорбция воды и полезных веществ в проксимальных извитых канальцах
  3. Реабсорбция воды и солей в петле Генле
  4. Реабсорбция воды и солей в дистальных извитых канальцах
  5. Секреция некоторых веществ в почечных канальцах
  6. Образование вторичной (конечной) мочи
  7. Поступление мочи в почечные лоханки, мочеточники и мочевой пузырь

Процесс пищеварения

Пищеварение – это сложный физиологический процесс, включающий механическую и химическую обработку пищи, всасывание питательных веществ и выведение непереваренных остатков. Он происходит последовательно в различных отделах пищеварительного тракта:

  1. Пищеварение в ротовой полости:
    • Механическая обработка пищи – измельчение зубами, перемешивание языком.
    • Смачивание пищи слюной, формирование пищевого комка.
    • Начало химической обработки – расщепление крахмала амилазой слюны до мальтозы.
    • Среда в ротовой полости слабощелочная (pH 6,8-7,4).
  2. Глотание – продвижение пищевого комка из ротовой полости через глотку в пищевод.
  3. Продвижение пищи по пищеводу – перистальтические сокращения мышц пищевода продвигают пищевой комок в желудок.
  4. Пищеварение в желудке:
    • Механическая обработка – перемешивание пищи благодаря сокращениям мышц желудка.
    • Химическая обработка – расщепление белков пепсином до пептидов.
    • Среда в желудке кислая (pH 1,5-2,5) благодаря соляной кислоте.
    • Образование химуса (полужидкой кашицеобразной массы).
  5. Пищеварение в тонком кишечнике:
    • Химическая обработка – расщепление белков, жиров и углеводов под действием панкреатического сока, желчи и кишечного сока.
    • Среда в тонком кишечнике слабощелочная (pH 7,2-8,0).
    • Всасывание питательных веществ через стенки ворсинок в кровь и лимфу.
  6. Пищеварение в толстом кишечнике:
    • Всасывание воды и формирование каловых масс.
    • Бактериальное расщепление непереваренных остатков пищи.
    • Синтез некоторых витаминов бактериями.
    • Выведение непереваренных остатков пищи через анальное отверстие.

Таким образом, последовательность процесса пищеварения можно представить следующим образом:

  1. Механическая и начальная химическая обработка пищи в ротовой полости
  2. Глотание и продвижение пищи по пищеводу
  3. Механическая и химическая обработка пищи в желудке
  4. Химическая обработка пищи в тонком кишечнике
  5. Всасывание питательных веществ в тонком кишечнике
  6. Всасывание воды и формирование каловых масс в толстом кишечнике
  7. Выведение непереваренных остатков пищи через анальное отверстие

Процесс дыхания

Дыхание – это совокупность процессов, обеспечивающих поступление кислорода в организм, его использование в окислительных процессах и удаление углекислого газа. Оно включает несколько последовательных этапов:

  1. Внешнее дыхание – обмен газами между атмосферным воздухом и кровью в легких:
    • Вдох – сокращение межреберных мышц и диафрагмы, увеличение объема грудной клетки, расширение легких, поступление воздуха в легкие.
    • Выдох – расслабление межреберных мышц и диафрагмы, уменьшение объема грудной клетки, сжатие легких, выход воздуха из легких.
    • Газообмен в альвеолах – кислород из альвеолярного воздуха диффундирует в кровь, а углекислый газ из крови – в альвеолярный воздух.
  2. Транспорт газов кровью:
    • Транспорт кислорода – около 98% кислорода переносится в связанном с гемоглобином виде (оксигемоглобин), около 2% – растворено в плазме.
    • Транспорт углекислого газа – около 70% углекислого газа переносится в виде бикарбонатов, около 25% – в связанном с гемоглобином виде (карбгемоглобин), около 5% – растворено в плазме.
  3. Внутреннее (тканевое) дыхание:
    • Газообмен между кровью и тканями – кислород из крови диффундирует в ткани, а углекислый газ из тканей – в кровь.
    • Клеточное дыхание – использование кислорода клетками в процессе окисления органических веществ с выделением энергии, углекислого газа и воды.

Таким образом, последовательность процесса дыхания можно представить следующим образом:

  1. Вдох – поступление воздуха в легкие
  2. Газообмен в альвеолах – поступление кислорода из альвеолярного воздуха в кровь
  3. Транспорт кислорода кровью к тканям
  4. Газообмен между кровью и тканями – поступление кислорода из крови в ткани
  5. Клеточное дыхание – использование кислорода клетками
  6. Газообмен между тканями и кровью – поступление углекислого газа из тканей в кровь
  7. Транспорт углекислого газа кровью к легким
  8. Газообмен в альвеолах – поступление углекислого газа из крови в альвеолярный воздух
  9. Выдох – выведение воздуха, обогащенного углекислым газом, из легких

Процесс проведения нервного импульса

Проведение нервного импульса – это процесс передачи электрического сигнала по нервным волокнам и через синапсы. Он включает несколько последовательных этапов:

  1. Возникновение нервного импульса – при действии раздражителя на рецептор происходит деполяризация мембраны, что приводит к возникновению потенциала действия (нервного импульса).
  2. Проведение нервного импульса по аксону – потенциал действия распространяется по аксону благодаря последовательной деполяризации и реполяризации соседних участков мембраны. В миелинизированных волокнах импульс "перескакивает" от одного перехвата Ранвье к другому (сальтаторное проведение), что увеличивает скорость проведения.
  3. Передача нервного импульса через синапс:
    • Прибытие нервного импульса к пресинаптическому окончанию.
    • Деполяризация пресинаптической мембраны и открытие потенциал-зависимых кальциевых каналов.
    • Поступление ионов кальция в пресинаптическое окончание.
    • Экзоцитоз синаптических пузырьков и выделение медиатора в синаптическую щель.
    • Диффузия медиатора через синаптическую щель.
    • Взаимодействие медиатора с рецепторами постсинаптической мембраны.
    • Изменение проницаемости постсинаптической мембраны для ионов.
    • Возникновение постсинаптического потенциала (возбуждающего или тормозного).
    • Инактивация медиатора (разрушение ферментами или обратный захват пресинаптическим окончанием).
  4. Суммация постсинаптических потенциалов – если сумма возбуждающих постсинаптических потенциалов превышает пороговый уровень, возникает новый потенциал действия, который распространяется по аксону следующего нейрона.

Таким образом, последовательность процесса проведения нервного импульса можно представить следующим образом:

  1. Возникновение нервного импульса в рецепторе или нейроне
  2. Проведение нервного импульса по аксону
  3. Прибытие нервного импульса к пресинаптическому окончанию
  4. Выделение медиатора в синаптическую щель
  5. Взаимодействие медиатора с рецепторами постсинаптической мембраны
  6. Возникновение постсинаптического потенциала
  7. Суммация постсинаптических потенциалов
  8. Возникновение нового потенциала действия (при достижении порогового уровня)
  9. Инактивация медиатора

Процесс сокращения мышц

Сокращение мышц – это сложный физиологический процесс, в основе которого лежит взаимодействие актиновых и миозиновых нитей. Он включает несколько последовательных этапов:

  1. Возбуждение мышечного волокна – нервный импульс, приходящий по двигательному нейрону, вызывает деполяризацию мембраны мышечного волокна.
  2. Распространение возбуждения внутрь мышечного волокна – деполяризация распространяется по Т-системе (система поперечных трубочек) внутрь мышечного волокна.
  3. Высвобождение ионов кальция из саркоплазматического ретикулума – возбуждение Т-системы приводит к открытию кальциевых каналов и выходу ионов кальция из саркоплазматического ретикулума в саркоплазму.
  4. Связывание ионов кальция с тропонином С – ионы кальция связываются с тропонином С, что приводит к конформационным изменениям тропонин-тропомиозинового комплекса и открытию активных центров актиновых нитей.
  5. Образование актин-миозиновых мостиков – головки миозиновых нитей связываются с активными центрами актиновых нитей, образуя поперечные мостики.
  6. Гребной ход головок миозина – головки миозина изменяют свою конформацию, что приводит к смещению актиновых нитей относительно миозиновых (гребной ход).
  7. Разрыв актин-миозиновых мостиков – при присоединении новой молекулы АТФ к головке миозина происходит разрыв связи между актином и миозином.
  8. Гидролиз АТФ и возвращение головки миозина в исходное положение – гидролиз АТФ обеспечивает энергией возвращение головки миозина в исходное положение, готовое к образованию нового мостика.
  9. Повторение цикла – пока в саркоплазме присутствуют ионы кальция и АТФ, цикл образования и разрыва актин-миозиновых мостиков повторяется, что приводит к дальнейшему скольжению нитей и сокращению мышцы.
  10. Расслабление мышцы – при прекращении поступления нервных импульсов ионы кальция активно транспортируются обратно в саркоплазматический ретикулум, тропонин-тропомиозиновый комплекс возвращается в исходное положение, закрывая активные центры актиновых нитей, и мышца расслабляется.

Таким образом, последовательность процесса сокращения мышцы можно представить следующим образом:

  1. Возбуждение мышечного волокна нервным импульсом
  2. Распространение возбуждения по Т-системе внутрь мышечного волокна
  3. Высвобождение ионов кальция из саркоплазматического ретикулума
  4. Связывание ионов кальция с тропонином С
  5. Конформационные изменения тропонин-тропомиозинового комплекса
  6. Открытие активных центров актиновых нитей
  7. Образование актин-миозиновых мостиков
  8. Гребной ход головок миозина
  9. Скольжение актиновых нитей относительно миозиновых
  10. Разрыв актин-миозиновых мостиков при присоединении новой молекулы АТФ
  11. Гидролиз АТФ и возвращение головки миозина в исходное положение
  12. Повторение цикла
  13. Расслабление мышцы при прекращении поступления нервных импульсов

Примеры заданий

Установите последовательность процессов, происходящих при свертывании крови человека. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

  1. Образование тромбина из протромбина
  2. Образование фибрина из фибриногена
  3. Выделение тканевого тромбопластина из поврежденных тканей
  4. Образование кровяного сгустка (тромба)
  5. Адгезия и агрегация тромбоцитов

Ответ: 35124

Для решения этой задачи необходимо знать последовательность процессов, происходящих при свертывании крови человека.

Процесс свертывания крови начинается с повреждения сосуда, после чего происходит:

1. Адгезия (прилипание) тромбоцитов к поврежденной стенке сосуда и их агрегация (склеивание) с образованием тромбоцитарной пробки – это соответствует пункту 5.

2. Из поврежденных тканей выделяется тканевой тромбопластин – это соответствует пункту 3.

3. Тромбопластин в присутствии ионов кальция активирует протромбин, превращая его в тромбин – это соответствует пункту 1.

4. Тромбин катализирует превращение растворимого белка фибриногена в нерастворимые нити фибрина – это соответствует пункту 2.

5. Нити фибрина образуют сеть, в которой задерживаются форменные элементы крови, формируя кровяной сгусток (тромб) – это соответствует пункту 4.

Таким образом, правильная последовательность процессов, происходящих при свертывании крови человека: 5 → 3 → 1 → 2 → 4.

Установите последовательность процессов пищеварения в организме человека. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

  1. Всасывание аминокислот и моносахаридов в кровь
  2. Расщепление белков под действием пепсина
  3. Расщепление крахмала под действием амилазы слюны
  4. Всасывание воды и формирование каловых масс
  5. Эмульгирование жиров желчью

Ответ: 32514

Для решения этой задачи необходимо знать последовательность процессов пищеварения в различных отделах пищеварительного тракта человека.

Процесс пищеварения начинается в ротовой полости и заканчивается в толстом кишечнике:

1. В ротовой полости происходит механическая обработка пищи и начало химической обработки – расщепление крахмала под действием амилазы слюны – это соответствует пункту 3.

2. В желудке происходит механическая и химическая обработка пищи, в том числе расщепление белков под действием пепсина – это соответствует пункту 2.

3. В двенадцатиперстной кишке (начальный отдел тонкого кишечника) происходит эмульгирование жиров желчью, что облегчает их дальнейшее расщепление липазой – это соответствует пункту 5.

4. В тонком кишечнике происходит всасывание питательных веществ, в том числе аминокислот и моносахаридов, в кровь – это соответствует пункту 1.

5. В толстом кишечнике происходит всасывание воды и формирование каловых масс – это соответствует пункту 4.

Таким образом, правильная последовательность процессов пищеварения в организме человека: 3 → 2 → 5 → 1 → 4.

Установите последовательность процессов, происходящих при дыхании человека. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

  1. Поступление кислорода из альвеолярного воздуха в кровь
  2. Транспорт кислорода кровью к тканям
  3. Поступление воздуха в легкие при вдохе
  4. Использование кислорода клетками в процессе окисления органических веществ
  5. Выведение углекислого газа из организма при выдохе

Ответ: 31245

Для решения этой задачи необходимо знать последовательность процессов, происходящих при дыхании человека.

Процесс дыхания включает внешнее дыхание, транспорт газов кровью и внутреннее (тканевое) дыхание:

1. Внешнее дыхание начинается с вдоха – поступления воздуха в легкие – это соответствует пункту 3.

2. В альвеолах легких происходит газообмен – кислород из альвеолярного воздуха диффундирует в кровь – это соответствует пункту 1.

3. Кровь транспортирует кислород к тканям – это соответствует пункту 2.

4. В тканях происходит клеточное дыхание – использование кислорода клетками в процессе окисления органических веществ с выделением энергии, углекислого газа и воды – это соответствует пункту 4.

5. Углекислый газ транспортируется кровью к легким, где происходит газообмен, и затем выводится из организма при выдохе – это соответствует пункту 5.

Таким образом, правильная последовательность процессов, происходящих при дыхании человека: 3 → 1 → 2 → 4 → 5.

Типичные ошибки при выполнении задания

  1. Недостаточное знание теоретического материала. Для успешного выполнения задания необходимо хорошо знать последовательность физиологических процессов, происходящих в организме человека.
  2. Путаница в последовательности этапов процесса. Необходимо четко представлять, какой этап за каким следует в конкретном физиологическом процессе.
  3. Невнимательное чтение формулировок. Необходимо внимательно читать формулировки пунктов, чтобы правильно определить, какому этапу процесса они соответствуют.
  4. Неправильное понимание причинно-следственных связей. Необходимо понимать, что один этап процесса является причиной или условием для следующего.
  5. Невнимательность при записи ответа. Необходимо внимательно записывать последовательность цифр, соответствующих правильному порядку этапов процесса.

Рекомендации по выполнению задания

  1. Внимательно прочитайте условие задания и определите, о каком физиологическом процессе идет речь.
  2. Вспомните теоретический материал о данном процессе, его этапах и их последовательности.
  3. Внимательно прочитайте формулировки пунктов и определите, какому этапу процесса соответствует каждый пункт.
  4. Расположите пункты в правильной последовательности, соответствующей естественному ходу процесса.
  5. Запишите ответ в виде последовательности цифр, соответствующих номерам пунктов в правильном порядке.
  6. Проверьте свой ответ, мысленно "проиграв" весь процесс от начала до конца и убедившись, что выбранная последовательность логична и соответствует реальному ходу процесса.
Важно!

При выполнении задания на установление последовательности необходимо помнить, что требуется расположить элементы в правильном порядке, соответствующем естественному ходу процесса. Ответ записывается в виде последовательности цифр, соответствующих номерам элементов в правильном порядке.

Задание 16 ЕГЭ: ПРАКТИКА

Закрепите теорию на практике! Попробуйте решить несколько вариантов задания 16.