Задание 17 ЕГЭ по биологии 2025: Эволюция живой природы (работа с текстом)

Семнадцатое задание ЕГЭ по биологии проверяет умение работать с текстом биологического содержания по теме «Эволюция живой природы». В этом задании необходимо проанализировать текст, найти в нем ошибки и исправить их. Обычно требуется найти и исправить три ошибки.

Теория для подготовки к заданию

Основные положения эволюционной теории Ч. Дарвина

Чарльз Дарвин (1809-1882) – английский натуралист и путешественник, создавший эволюционную теорию, объясняющую происхождение видов естественным отбором. Основные положения эволюционной теории Дарвина:

  1. Изменчивость – способность организмов приобретать новые признаки и свойства, отличающие их от родительских форм. Дарвин выделял два типа изменчивости:
    • Определенная (групповая) – изменения, возникающие у всех особей вида под влиянием факторов внешней среды (например, усиленное развитие мускулатуры при физических нагрузках).
    • Неопределенная (индивидуальная) – изменения, возникающие у отдельных особей вида независимо от влияния внешней среды (например, различия в окраске, размерах, форме тела).
  2. Наследственность – способность организмов передавать свои признаки и свойства потомству. Благодаря наследственности полезные изменения сохраняются в ряду поколений.
  3. Борьба за существование – совокупность взаимоотношений организмов друг с другом и с факторами неживой природы. Дарвин выделял три формы борьбы за существование:
    • Внутривидовая – борьба между особями одного вида за пищу, территорию, партнера для размножения и другие ресурсы.
    • Межвидовая – борьба между особями разных видов за общие ресурсы (например, хищник-жертва, паразит-хозяин, конкуренция за пищу).
    • Борьба с неблагоприятными условиями среды – приспособление организмов к абиотическим факторам (температуре, влажности, освещенности и др.).
  4. Естественный отбор – процесс выживания и размножения наиболее приспособленных к условиям среды особей и гибели менее приспособленных. В результате естественного отбора в популяции накапливаются полезные наследственные изменения и формируются приспособления (адаптации) к условиям среды.
  5. Видообразование – процесс возникновения новых видов в результате длительного накопления полезных наследственных изменений под действием естественного отбора.

Синтетическая теория эволюции

Синтетическая теория эволюции (СТЭ) – современная эволюционная теория, объединяющая классический дарвинизм с достижениями генетики, экологии, систематики и других биологических наук. Основные положения СТЭ:

  1. Элементарная единица эволюции – популяция, а не отдельная особь. Популяция – это совокупность особей одного вида, длительно существующих на определенной территории, свободно скрещивающихся между собой и относительно изолированных от других популяций.
  2. Элементарный эволюционный материал – мутации (изменения генетического материала) и рекомбинации (перераспределение генетического материала при половом размножении).
  3. Элементарное эволюционное явление – изменение генофонда популяции (частот аллелей и генотипов).
  4. Элементарные факторы эволюции:
    • Мутационный процесс – возникновение новых аллелей в результате мутаций.
    • Популяционные волны (волны жизни) – периодические колебания численности популяции, приводящие к изменению частот аллелей.
    • Изоляция – ограничение свободного скрещивания между особями разных популяций, способствующее их генетической дивергенции.
    • Дрейф генов – случайное изменение частот аллелей в популяции, особенно заметное в малых популяциях.
    • Естественный отбор – дифференциальное выживание и размножение особей с разными генотипами.
  5. Формы естественного отбора:
    • Движущий (направленный) – отбор, способствующий сдвигу среднего значения признака в определенном направлении (например, увеличение размеров тела).
    • Стабилизирующий – отбор, способствующий сохранению среднего значения признака и элиминации крайних вариантов (например, масса новорожденных у человека).
    • Дизруптивный (разрывающий) – отбор, способствующий сохранению крайних вариантов признака и элиминации средних вариантов (например, окраска бабочек).
  6. Способы видообразования:
    • Аллопатрическое (географическое) – видообразование, происходящее при пространственной изоляции популяций (например, разделение ареала вида географическим барьером).
    • Симпатрическое – видообразование, происходящее без пространственной изоляции популяций (например, в результате полиплоидии у растений).
  7. Макроэволюция – эволюционные преобразования, происходящие на надвидовом уровне и приводящие к возникновению новых родов, семейств, отрядов и других таксонов.

Доказательства эволюции

Существует несколько групп доказательств эволюции органического мира:

  1. Палеонтологические доказательства – ископаемые остатки организмов, свидетельствующие о существовании в прошлом форм, отличных от современных, и о постепенном изменении организмов во времени. Примеры:
    • Ряды ископаемых форм, показывающие постепенное изменение организмов (например, эволюция лошади от эогиппуса до современной лошади).
    • Переходные формы, сочетающие признаки разных групп организмов (например, археоптерикс, сочетающий признаки рептилий и птиц).
  2. Сравнительно-анатомические доказательства – сходство в строении органов разных групп организмов, свидетельствующее об их родстве. Примеры:
    • Гомологичные органы – органы, имеющие общее происхождение, но выполняющие разные функции (например, передние конечности млекопитающих, крылья птиц, ласты китов).
    • Аналогичные органы – органы, имеющие разное происхождение, но выполняющие сходные функции (например, крылья птиц и крылья насекомых).
    • Рудиментарные органы – органы, утратившие свое значение в процессе эволюции (например, аппендикс у человека, тазовые кости у китов).
    • Атавизмы – признаки, свойственные отдаленным предкам и проявляющиеся у отдельных особей (например, хвост у человека).
  3. Эмбриологические доказательства – сходство в эмбриональном развитии разных групп организмов, свидетельствующее об их родстве. Примеры:
    • Закон зародышевого сходства (закон Бэра) – эмбрионы разных групп позвоночных на ранних стадиях развития более сходны между собой, чем взрослые формы.
    • Биогенетический закон (закон Геккеля-Мюллера) – онтогенез (индивидуальное развитие) является кратким и измененным повторением филогенеза (исторического развития вида).
  4. Биогеографические доказательства – особенности распространения организмов на Земле, свидетельствующие об их эволюции. Примеры:
    • Различия в фауне и флоре разных континентов, объясняемые их геологической историей.
    • Сходство фауны и флоры соседних регионов, разделенных преодолимыми преградами.
    • Особенности островных фаун и флор, объясняемые их изоляцией и адаптивной радиацией.
  5. Молекулярно-генетические доказательства – сходство в молекулярном строении и генетическом материале разных групп организмов, свидетельствующее об их родстве. Примеры:
    • Универсальность генетического кода для всех живых организмов.
    • Сходство в последовательностях ДНК и белков у разных групп организмов, причем степень сходства коррелирует с предполагаемой степенью родства.
    • Наличие общих для всех организмов метаболических путей (например, гликолиз, цикл Кребса).

Приспособленность организмов к среде обитания

Приспособленность (адаптация) – это соответствие строения и функций организма условиям его существования, выработавшееся в процессе эволюции. Различают несколько типов адаптаций:

  1. Морфологические адаптации – приспособления, связанные с особенностями строения организма. Примеры:
    • Покровительственная окраска – окраска, делающая животное малозаметным на фоне окружающей среды (например, зеленая окраска кузнечиков, бурая окраска зайца-русака).
    • Предупреждающая окраска – яркая окраска, сигнализирующая о несъедобности или ядовитости животного (например, окраска божьих коровок, ос).
    • Мимикрия – сходство безобидного животного с опасным или несъедобным (например, сходство мух-журчалок с осами).
    • Маскировка – сходство животного с предметами окружающей среды (например, палочники, похожие на веточки).
  2. Физиологические адаптации – приспособления, связанные с особенностями физиологических процессов. Примеры:
    • Терморегуляция у теплокровных животных.
    • Анабиоз – состояние организма, при котором жизненные процессы замедляются до минимума (например, спячка у медведей, зимний сон у ежей).
    • Особенности водного обмена у пустынных животных.
  3. Поведенческие адаптации – приспособления, связанные с особенностями поведения. Примеры:
    • Миграции животных в неблагоприятные сезоны.
    • Запасание корма на зиму.
    • Строительство убежищ (нор, гнезд).
    • Брачное поведение.

Приспособленность организмов к среде обитания формируется в результате действия естественного отбора. Процесс формирования адаптаций включает несколько этапов:

  1. Возникновение наследственных изменений (мутаций и рекомбинаций).
  2. Борьба за существование, в ходе которой особи с полезными изменениями получают преимущество.
  3. Естественный отбор, в результате которого выживают и оставляют потомство наиболее приспособленные особи.
  4. Накопление полезных изменений в ряду поколений и формирование адаптаций.

Важно отметить, что приспособленность всегда относительна, т.е. организмы приспособлены к определенным условиям среды, и при изменении этих условий приспособленность может снижаться.

Направления эволюции

В процессе эволюции выделяют несколько основных направлений:

  1. Биологический прогресс – направление эволюции, характеризующееся расцветом группы, увеличением численности особей, расширением ареала, увеличением числа видов и внутривидовых форм. Биологический прогресс достигается тремя основными путями:
    • Ароморфоз (арогенез) – эволюционное изменение, ведущее к общему повышению уровня организации, расширяющее адаптивные возможности группы и позволяющее освоить новые среды обитания. Примеры: появление четырехкамерного сердца у птиц и млекопитающих, появление цветка у покрытосеменных растений, появление легких у наземных позвоночных.
    • Идиоадаптация (аллогенез) – эволюционное изменение, ведущее к частным приспособлениям к конкретным условиям среды без повышения общего уровня организации. Примеры: разнообразие клювов у птиц, приспособленных к разным типам пищи, разнообразие конечностей у млекопитающих, приспособленных к разным способам передвижения.
    • Общая дегенерация – эволюционное изменение, ведущее к упрощению организации в связи с переходом к паразитическому или прикрепленному образу жизни. Примеры: отсутствие пищеварительной системы у ленточных червей, редукция корней и листьев у повилики.
  2. Биологический регресс – направление эволюции, характеризующееся угасанием группы, уменьшением численности особей, сокращением ареала, уменьшением числа видов и внутривидовых форм. Биологический регресс может привести к вымиранию группы. Примеры групп, находящихся в состоянии биологического регресса: кистеперые рыбы, гаттерии, многие виды, занесенные в Красную книгу.

Происхождение человека (антропогенез)

Антропогенез – процесс историко-эволюционного формирования физического типа человека, первоначального развития его трудовой деятельности, речи, а также общества. Основные этапы антропогенеза:

  1. Предшественники человека – австралопитеки (жили 4-2 млн лет назад в Африке, имели прямохождение, но мозг небольшого объема, около 500 см³).
  2. Древнейшие люди (архантропы) – человек умелый (Homo habilis) и человек прямоходящий (Homo erectus), включая питекантропа и синантропа (жили 2-0,5 млн лет назад, имели объем мозга 800-1100 см³, использовали примитивные орудия труда, овладели огнем).
  3. Древние люди (палеоантропы) – неандертальцы (Homo neanderthalensis) (жили 200-30 тыс. лет назад, имели объем мозга, сравнимый с современным человеком, около 1400 см³, изготавливали разнообразные орудия труда, хоронили умерших).
  4. Современные люди (неоантропы) – кроманьонцы и современный человек (Homo sapiens) (появились около 40 тыс. лет назад, имеют развитую речь, абстрактное мышление, создают произведения искусства).

Движущие силы антропогенеза:

  1. Биологические факторы:
    • Наследственная изменчивость – обеспечивает материал для эволюции.
    • Естественный отбор – способствует выживанию и размножению наиболее приспособленных особей.
    • Изоляция – способствует закреплению полезных признаков в популяциях.
  2. Социальные факторы:
    • Трудовая деятельность – использование и изготовление орудий труда способствовало развитию мозга, кисти руки, прямохождения.
    • Общественный образ жизни – способствовал развитию социальных связей, взаимопомощи, защите от хищников.
    • Речь и мышление – способствовали передаче опыта, накоплению знаний, развитию культуры.

В процессе антропогенеза произошли следующие основные изменения:

  1. Прямохождение (бипедия) – освободило передние конечности для трудовой деятельности.
  2. Развитие кисти руки – позволило изготавливать и использовать орудия труда.
  3. Увеличение объема и усложнение структуры мозга – обеспечило развитие мышления, речи, социального поведения.
  4. Развитие речи – позволило передавать информацию, накапливать и передавать опыт.
  5. Редукция волосяного покрова – связана с развитием одежды и жилища.
  6. Изменение челюстного аппарата – связано с изменением характера пищи и развитием речи.

Человеческие расы – исторически сложившиеся группы людей, объединенные общностью происхождения и некоторыми наследственными физическими особенностями (цвет кожи, волос, глаз, форма носа, губ и т.д.). Основные человеческие расы:

  1. Европеоидная (евразийская) – светлая кожа, узкий нос, тонкие губы, прямые или волнистые волосы.
  2. Монголоидная (азиатско-американская) – желтоватая кожа, плоское лицо, узкий разрез глаз, эпикантус (складка верхнего века), прямые жесткие волосы.
  3. Негроидная (экваториальная) – темная кожа, широкий нос, толстые губы, курчавые волосы.

Расы сформировались в результате приспособления к различным климатическим условиям и географической изоляции. Все расы относятся к одному виду – Homo sapiens, способны к неограниченному скрещиванию с образованием плодовитого потомства и не имеют существенных различий в умственных способностях.

Примеры заданий

Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.

1. Эволюция – это необратимый процесс исторического развития органического мира. 2. Основной движущей силой эволюции является борьба за существование. 3. Материалом для эволюции служат мутации, которые всегда носят приспособительный характер. 4. Результатом эволюции является приспособленность организмов к среде обитания. 5. Идиоадаптация – это путь эволюции, который ведет к общему повышению уровня организации. 6. Примером идиоадаптации может служить разнообразие конечностей у млекопитающих, приспособленных к разным способам передвижения. 7. Биологический прогресс характеризуется увеличением численности особей, расширением ареала и увеличением числа видов.

Ответ: 2, 3, 5

Для решения этой задачи необходимо внимательно прочитать текст и найти в нем биологические ошибки, опираясь на знания об эволюции живой природы.

Предложение 1: "Эволюция – это необратимый процесс исторического развития органического мира." – верно. Эволюция действительно является необратимым процессом исторического развития органического мира.

Предложение 2: "Основной движущей силой эволюции является борьба за существование." – ошибка. Основной движущей силой эволюции является естественный отбор, а борьба за существование – это условие, при котором действует естественный отбор.

Предложение 3: "Материалом для эволюции служат мутации, которые всегда носят приспособительный характер." – ошибка. Мутации носят случайный характер и могут быть как полезными, так и вредными или нейтральными. Приспособительный характер приобретают только те мутации, которые прошли через сито естественного отбора.

Предложение 4: "Результатом эволюции является приспособленность организмов к среде обитания." – верно. Приспособленность (адаптация) организмов к среде обитания действительно является результатом эволюции.

Предложение 5: "Идиоадаптация – это путь эволюции, который ведет к общему повышению уровня организации." – ошибка. Идиоадаптация (аллогенез) – это путь эволюции, который ведет к частным приспособлениям к конкретным условиям среды без повышения общего уровня организации. К общему повышению уровня организации ведет ароморфоз (арогенез).

Предложение 6: "Примером идиоадаптации может служить разнообразие конечностей у млекопитающих, приспособленных к разным способам передвижения." – верно. Разнообразие конечностей у млекопитающих, приспособленных к разным способам передвижения (бег, плавание, полет, лазание), действительно является примером идиоадаптации.

Предложение 7: "Биологический прогресс характеризуется увеличением численности особей, расширением ареала и увеличением числа видов." – верно. Биологический прогресс действительно характеризуется увеличением численности особей, расширением ареала и увеличением числа видов и внутривидовых форм.

Таким образом, ошибки содержатся в предложениях 2, 3 и 5. Исправления:

2. Основной движущей силой эволюции является естественный отбор.

3. Материалом для эволюции служат мутации, которые носят случайный характер и могут быть как полезными, так и вредными или нейтральными.

5. Идиоадаптация – это путь эволюции, который ведет к частным приспособлениям к конкретным условиям среды без повышения общего уровня организации.

Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.

1. Антропогенез – это процесс историко-эволюционного формирования физического типа человека. 2. Движущими силами антропогенеза являются только биологические факторы: наследственная изменчивость, естественный отбор, изоляция. 3. Социальные факторы, такие как трудовая деятельность, общественный образ жизни, речь и мышление, не играют существенной роли в антропогенезе. 4. В процессе антропогенеза произошли следующие основные изменения: прямохождение, развитие кисти руки, увеличение объема и усложнение структуры мозга. 5. Человеческие расы – это разные виды людей, которые не способны к скрещиванию между собой. 6. Расы сформировались в результате приспособления к различным климатическим условиям и географической изоляции. 7. Все современные люди относятся к одному виду – Homo sapiens.

Ответ: 2, 3, 5

Для решения этой задачи необходимо внимательно прочитать текст и найти в нем биологические ошибки, опираясь на знания о происхождении человека (антропогенезе).

Предложение 1: "Антропогенез – это процесс историко-эволюционного формирования физического типа человека." – верно. Антропогенез действительно является процессом историко-эволюционного формирования физического типа человека, а также развития его трудовой деятельности, речи и общества.

Предложение 2: "Движущими силами антропогенеза являются только биологические факторы: наследственная изменчивость, естественный отбор, изоляция." – ошибка. Движущими силами антропогенеза являются как биологические, так и социальные факторы. Биологические факторы (наследственная изменчивость, естественный отбор, изоляция) действовали на ранних этапах антропогенеза, но по мере развития человека все большую роль играли социальные факторы.

Предложение 3: "Социальные факторы, такие как трудовая деятельность, общественный образ жизни, речь и мышление, не играют существенной роли в антропогенезе." – ошибка. Социальные факторы играют существенную, даже определяющую роль в антропогенезе. Трудовая деятельность способствовала развитию мозга, кисти руки, прямохождения; общественный образ жизни способствовал развитию социальных связей, взаимопомощи, защите от хищников; речь и мышление способствовали передаче опыта, накоплению знаний, развитию культуры.

Предложение 4: "В процессе антропогенеза произошли следующие основные изменения: прямохождение, развитие кисти руки, увеличение объема и усложнение структуры мозга." – верно. В процессе антропогенеза действительно произошли указанные изменения, а также развитие речи, редукция волосяного покрова, изменение челюстного аппарата и другие.

Предложение 5: "Человеческие расы – это разные виды людей, которые не способны к скрещиванию между собой." – ошибка. Человеческие расы – это не разные виды, а исторически сложившиеся группы людей, относящиеся к одному виду – Homo sapiens. Они способны к неограниченному скрещиванию с образованием плодовитого потомства.

Предложение 6: "Расы сформировались в результате приспособления к различным климатическим условиям и географической изоляции." – верно. Расы действительно сформировались в результате приспособления к различным климатическим условиям (например, темная кожа у негроидов защищает от избыточного ультрафиолетового излучения, а светлая кожа у европеоидов способствует синтезу витамина D при недостатке солнечного света) и географической изоляции.

Предложение 7: "Все современные люди относятся к одному виду – Homo sapiens." – верно. Все современные люди, независимо от расовой принадлежности, действительно относятся к одному виду – Homo sapiens.

Таким образом, ошибки содержатся в предложениях 2, 3 и 5. Исправления:

2. Движущими силами антропогенеза являются как биологические факторы (наследственная изменчивость, естественный отбор, изоляция), так и социальные факторы.

3. Социальные факторы, такие как трудовая деятельность, общественный образ жизни, речь и мышление, играют существенную, даже определяющую роль в антропогенезе.

5. Человеческие расы – это исторически сложившиеся группы людей, относящиеся к одному виду – Homo sapiens, способные к неограниченному скрещиванию с образованием плодовитого потомства.

Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.

1. Доказательства эволюции органического мира можно разделить на несколько групп: палеонтологические, сравнительно-анатомические, эмбриологические, биогеографические, молекулярно-генетические. 2. Палеонтологические доказательства – это ископаемые остатки организмов, свидетельствующие о существовании в прошлом форм, отличных от современных. 3. Сравнительно-анатомические доказательства включают гомологичные органы – органы, имеющие разное происхождение, но выполняющие сходные функции. 4. Примером гомологичных органов являются передние конечности млекопитающих, крылья птиц, ласты китов. 5. Эмбриологические доказательства основаны на сходстве в эмбриональном развитии разных групп организмов. 6. Биогеографические доказательства – это особенности распространения организмов на Земле, свидетельствующие об их эволюции. 7. Молекулярно-генетические доказательства включают сходство в молекулярном строении и генетическом материале разных групп организмов.

Ответ: 3, 4, 5

Для решения этой задачи необходимо внимательно прочитать текст и найти в нем биологические ошибки, опираясь на знания о доказательствах эволюции органического мира.

Предложение 1: "Доказательства эволюции органического мира можно разделить на несколько групп: палеонтологические, сравнительно-анатомические, эмбриологические, биогеографические, молекулярно-генетические." – верно. Доказательства эволюции действительно можно разделить на указанные группы.

Предложение 2: "Палеонтологические доказательства – это ископаемые остатки организмов, свидетельствующие о существовании в прошлом форм, отличных от современных." – верно. Палеонтологические доказательства действительно представляют собой ископаемые остатки организмов, свидетельствующие о существовании в прошлом форм, отличных от современных, и о постепенном изменении организмов во времени.

Предложение 3: "Сравнительно-анатомические доказательства включают гомологичные органы – органы, имеющие разное происхождение, но выполняющие сходные функции." – ошибка. Гомологичные органы – это органы, имеющие общее происхождение, но выполняющие разные функции. Органы, имеющие разное происхождение, но выполняющие сходные функции, называются аналогичными.

Предложение 4: "Примером гомологичных органов являются передние конечности млекопитающих, крылья птиц, ласты китов." – верно, но в контексте предыдущего предложения, где дано неверное определение гомологичных органов, это предложение также содержит ошибку. Передние конечности млекопитающих, крылья птиц, ласты китов действительно являются гомологичными органами, т.е. органами, имеющими общее происхождение, но выполняющими разные функции.

Предложение 5: "Эмбриологические доказательства основаны на сходстве в эмбриональном развитии разных групп организмов." – верно, но неполно. Эмбриологические доказательства основаны не только на сходстве в эмбриональном развитии разных групп организмов, но и на том, что эмбрионы разных групп позвоночных на ранних стадиях развития более сходны между собой, чем взрослые формы (закон зародышевого сходства), а также на том, что онтогенез (индивидуальное развитие) является кратким и измененным повторением филогенеза (исторического развития вида) (биогенетический закон).

Предложение 6: "Биогеографические доказательства – это особенности распространения организмов на Земле, свидетельствующие об их эволюции." – верно. Биогеографические доказательства действительно представляют собой особенности распространения организмов на Земле, свидетельствующие об их эволюции.

Предложение 7: "Молекулярно-генетические доказательства включают сходство в молекулярном строении и генетическом материале разных групп организмов." – верно. Молекулярно-генетические доказательства действительно включают сходство в молекулярном строении и генетическом материале разных групп организмов.

Таким образом, ошибки содержатся в предложениях 3, 4 (в контексте предыдущего предложения) и 5. Исправления:

3. Сравнительно-анатомические доказательства включают гомологичные органы – органы, имеющие общее происхождение, но выполняющие разные функции, и аналогичные органы – органы, имеющие разное происхождение, но выполняющие сходные функции.

4. Примером гомологичных органов являются передние конечности млекопитающих, крылья птиц, ласты китов, а примером аналогичных органов – крылья птиц и крылья насекомых.

5. Эмбриологические доказательства основаны на сходстве в эмбриональном развитии разных групп организмов, на том, что эмбрионы разных групп позвоночных на ранних стадиях развития более сходны между собой, чем взрослые формы (закон зародышевого сходства), а также на том, что онтогенез (индивидуальное развитие) является кратким и измененным повторением филогенеза (исторического развития вида) (биогенетический закон).

Типичные ошибки при выполнении задания

  1. Невнимательное чтение текста. Необходимо внимательно прочитать весь текст, анализируя каждое предложение на предмет биологических ошибок.
  2. Недостаточное знание теоретического материала. Для успешного выполнения задания необходимо хорошо знать основные положения эволюционной теории, доказательства эволюции, направления эволюции, происхождение человека и другие аспекты эволюции живой природы.
  3. Неправильное определение ошибок. Необходимо четко понимать, что является ошибкой, а что – верным утверждением.
  4. Неточное исправление ошибок. Необходимо не только указать номера предложений, содержащих ошибки, но и правильно исправить эти ошибки.
  5. Выход за рамки требуемого количества ошибок. Необходимо найти именно то количество ошибок, которое указано в условии задания (обычно три).

Рекомендации по выполнению задания

  1. Внимательно прочитайте весь текст, анализируя каждое предложение на предмет биологических ошибок.
  2. Отметьте предложения, которые, по вашему мнению, содержат ошибки.
  3. Проверьте, действительно ли отмеченные предложения содержат ошибки, опираясь на свои знания по теме.
  4. Если вы нашли больше ошибок, чем требуется в условии задания, выберите наиболее очевидные и значимые.
  5. Запишите номера предложений, содержащих ошибки, и правильные формулировки этих предложений.
  6. Проверьте свой ответ, убедившись, что вы правильно определили ошибки и корректно их исправили.
Важно!

При выполнении задания на поиск и исправление ошибок в тексте необходимо помнить, что требуется не только указать номера предложений, содержащих ошибки, но и правильно исправить эти ошибки. Исправления должны быть конкретными и точными, основанными на знании биологических фактов и закономерностей.

Задание 17 ЕГЭ: ПРАКТИКА

Закрепите теорию на практике! Попробуйте решить несколько вариантов задания 17.