Семнадцатое задание ЕГЭ по биологии проверяет умение работать с текстом биологического содержания по теме «Эволюция живой природы». В этом задании необходимо проанализировать текст, найти в нем ошибки и исправить их. Обычно требуется найти и исправить три ошибки.
Чарльз Дарвин (1809-1882) – английский натуралист и путешественник, создавший эволюционную теорию, объясняющую происхождение видов естественным отбором. Основные положения эволюционной теории Дарвина:
Синтетическая теория эволюции (СТЭ) – современная эволюционная теория, объединяющая классический дарвинизм с достижениями генетики, экологии, систематики и других биологических наук. Основные положения СТЭ:
Существует несколько групп доказательств эволюции органического мира:
Приспособленность (адаптация) – это соответствие строения и функций организма условиям его существования, выработавшееся в процессе эволюции. Различают несколько типов адаптаций:
Приспособленность организмов к среде обитания формируется в результате действия естественного отбора. Процесс формирования адаптаций включает несколько этапов:
Важно отметить, что приспособленность всегда относительна, т.е. организмы приспособлены к определенным условиям среды, и при изменении этих условий приспособленность может снижаться.
В процессе эволюции выделяют несколько основных направлений:
Антропогенез – процесс историко-эволюционного формирования физического типа человека, первоначального развития его трудовой деятельности, речи, а также общества. Основные этапы антропогенеза:
Движущие силы антропогенеза:
В процессе антропогенеза произошли следующие основные изменения:
Человеческие расы – исторически сложившиеся группы людей, объединенные общностью происхождения и некоторыми наследственными физическими особенностями (цвет кожи, волос, глаз, форма носа, губ и т.д.). Основные человеческие расы:
Расы сформировались в результате приспособления к различным климатическим условиям и географической изоляции. Все расы относятся к одному виду – Homo sapiens, способны к неограниченному скрещиванию с образованием плодовитого потомства и не имеют существенных различий в умственных способностях.
Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.
1. Эволюция – это необратимый процесс исторического развития органического мира. 2. Основной движущей силой эволюции является борьба за существование. 3. Материалом для эволюции служат мутации, которые всегда носят приспособительный характер. 4. Результатом эволюции является приспособленность организмов к среде обитания. 5. Идиоадаптация – это путь эволюции, который ведет к общему повышению уровня организации. 6. Примером идиоадаптации может служить разнообразие конечностей у млекопитающих, приспособленных к разным способам передвижения. 7. Биологический прогресс характеризуется увеличением численности особей, расширением ареала и увеличением числа видов.
Ответ: 2, 3, 5
Для решения этой задачи необходимо внимательно прочитать текст и найти в нем биологические ошибки, опираясь на знания об эволюции живой природы.
Предложение 1: "Эволюция – это необратимый процесс исторического развития органического мира." – верно. Эволюция действительно является необратимым процессом исторического развития органического мира.
Предложение 2: "Основной движущей силой эволюции является борьба за существование." – ошибка. Основной движущей силой эволюции является естественный отбор, а борьба за существование – это условие, при котором действует естественный отбор.
Предложение 3: "Материалом для эволюции служат мутации, которые всегда носят приспособительный характер." – ошибка. Мутации носят случайный характер и могут быть как полезными, так и вредными или нейтральными. Приспособительный характер приобретают только те мутации, которые прошли через сито естественного отбора.
Предложение 4: "Результатом эволюции является приспособленность организмов к среде обитания." – верно. Приспособленность (адаптация) организмов к среде обитания действительно является результатом эволюции.
Предложение 5: "Идиоадаптация – это путь эволюции, который ведет к общему повышению уровня организации." – ошибка. Идиоадаптация (аллогенез) – это путь эволюции, который ведет к частным приспособлениям к конкретным условиям среды без повышения общего уровня организации. К общему повышению уровня организации ведет ароморфоз (арогенез).
Предложение 6: "Примером идиоадаптации может служить разнообразие конечностей у млекопитающих, приспособленных к разным способам передвижения." – верно. Разнообразие конечностей у млекопитающих, приспособленных к разным способам передвижения (бег, плавание, полет, лазание), действительно является примером идиоадаптации.
Предложение 7: "Биологический прогресс характеризуется увеличением численности особей, расширением ареала и увеличением числа видов." – верно. Биологический прогресс действительно характеризуется увеличением численности особей, расширением ареала и увеличением числа видов и внутривидовых форм.
Таким образом, ошибки содержатся в предложениях 2, 3 и 5. Исправления:
2. Основной движущей силой эволюции является естественный отбор.
3. Материалом для эволюции служат мутации, которые носят случайный характер и могут быть как полезными, так и вредными или нейтральными.
5. Идиоадаптация – это путь эволюции, который ведет к частным приспособлениям к конкретным условиям среды без повышения общего уровня организации.
Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.
1. Антропогенез – это процесс историко-эволюционного формирования физического типа человека. 2. Движущими силами антропогенеза являются только биологические факторы: наследственная изменчивость, естественный отбор, изоляция. 3. Социальные факторы, такие как трудовая деятельность, общественный образ жизни, речь и мышление, не играют существенной роли в антропогенезе. 4. В процессе антропогенеза произошли следующие основные изменения: прямохождение, развитие кисти руки, увеличение объема и усложнение структуры мозга. 5. Человеческие расы – это разные виды людей, которые не способны к скрещиванию между собой. 6. Расы сформировались в результате приспособления к различным климатическим условиям и географической изоляции. 7. Все современные люди относятся к одному виду – Homo sapiens.
Ответ: 2, 3, 5
Для решения этой задачи необходимо внимательно прочитать текст и найти в нем биологические ошибки, опираясь на знания о происхождении человека (антропогенезе).
Предложение 1: "Антропогенез – это процесс историко-эволюционного формирования физического типа человека." – верно. Антропогенез действительно является процессом историко-эволюционного формирования физического типа человека, а также развития его трудовой деятельности, речи и общества.
Предложение 2: "Движущими силами антропогенеза являются только биологические факторы: наследственная изменчивость, естественный отбор, изоляция." – ошибка. Движущими силами антропогенеза являются как биологические, так и социальные факторы. Биологические факторы (наследственная изменчивость, естественный отбор, изоляция) действовали на ранних этапах антропогенеза, но по мере развития человека все большую роль играли социальные факторы.
Предложение 3: "Социальные факторы, такие как трудовая деятельность, общественный образ жизни, речь и мышление, не играют существенной роли в антропогенезе." – ошибка. Социальные факторы играют существенную, даже определяющую роль в антропогенезе. Трудовая деятельность способствовала развитию мозга, кисти руки, прямохождения; общественный образ жизни способствовал развитию социальных связей, взаимопомощи, защите от хищников; речь и мышление способствовали передаче опыта, накоплению знаний, развитию культуры.
Предложение 4: "В процессе антропогенеза произошли следующие основные изменения: прямохождение, развитие кисти руки, увеличение объема и усложнение структуры мозга." – верно. В процессе антропогенеза действительно произошли указанные изменения, а также развитие речи, редукция волосяного покрова, изменение челюстного аппарата и другие.
Предложение 5: "Человеческие расы – это разные виды людей, которые не способны к скрещиванию между собой." – ошибка. Человеческие расы – это не разные виды, а исторически сложившиеся группы людей, относящиеся к одному виду – Homo sapiens. Они способны к неограниченному скрещиванию с образованием плодовитого потомства.
Предложение 6: "Расы сформировались в результате приспособления к различным климатическим условиям и географической изоляции." – верно. Расы действительно сформировались в результате приспособления к различным климатическим условиям (например, темная кожа у негроидов защищает от избыточного ультрафиолетового излучения, а светлая кожа у европеоидов способствует синтезу витамина D при недостатке солнечного света) и географической изоляции.
Предложение 7: "Все современные люди относятся к одному виду – Homo sapiens." – верно. Все современные люди, независимо от расовой принадлежности, действительно относятся к одному виду – Homo sapiens.
Таким образом, ошибки содержатся в предложениях 2, 3 и 5. Исправления:
2. Движущими силами антропогенеза являются как биологические факторы (наследственная изменчивость, естественный отбор, изоляция), так и социальные факторы.
3. Социальные факторы, такие как трудовая деятельность, общественный образ жизни, речь и мышление, играют существенную, даже определяющую роль в антропогенезе.
5. Человеческие расы – это исторически сложившиеся группы людей, относящиеся к одному виду – Homo sapiens, способные к неограниченному скрещиванию с образованием плодовитого потомства.
Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.
1. Доказательства эволюции органического мира можно разделить на несколько групп: палеонтологические, сравнительно-анатомические, эмбриологические, биогеографические, молекулярно-генетические. 2. Палеонтологические доказательства – это ископаемые остатки организмов, свидетельствующие о существовании в прошлом форм, отличных от современных. 3. Сравнительно-анатомические доказательства включают гомологичные органы – органы, имеющие разное происхождение, но выполняющие сходные функции. 4. Примером гомологичных органов являются передние конечности млекопитающих, крылья птиц, ласты китов. 5. Эмбриологические доказательства основаны на сходстве в эмбриональном развитии разных групп организмов. 6. Биогеографические доказательства – это особенности распространения организмов на Земле, свидетельствующие об их эволюции. 7. Молекулярно-генетические доказательства включают сходство в молекулярном строении и генетическом материале разных групп организмов.
Ответ: 3, 4, 5
Для решения этой задачи необходимо внимательно прочитать текст и найти в нем биологические ошибки, опираясь на знания о доказательствах эволюции органического мира.
Предложение 1: "Доказательства эволюции органического мира можно разделить на несколько групп: палеонтологические, сравнительно-анатомические, эмбриологические, биогеографические, молекулярно-генетические." – верно. Доказательства эволюции действительно можно разделить на указанные группы.
Предложение 2: "Палеонтологические доказательства – это ископаемые остатки организмов, свидетельствующие о существовании в прошлом форм, отличных от современных." – верно. Палеонтологические доказательства действительно представляют собой ископаемые остатки организмов, свидетельствующие о существовании в прошлом форм, отличных от современных, и о постепенном изменении организмов во времени.
Предложение 3: "Сравнительно-анатомические доказательства включают гомологичные органы – органы, имеющие разное происхождение, но выполняющие сходные функции." – ошибка. Гомологичные органы – это органы, имеющие общее происхождение, но выполняющие разные функции. Органы, имеющие разное происхождение, но выполняющие сходные функции, называются аналогичными.
Предложение 4: "Примером гомологичных органов являются передние конечности млекопитающих, крылья птиц, ласты китов." – верно, но в контексте предыдущего предложения, где дано неверное определение гомологичных органов, это предложение также содержит ошибку. Передние конечности млекопитающих, крылья птиц, ласты китов действительно являются гомологичными органами, т.е. органами, имеющими общее происхождение, но выполняющими разные функции.
Предложение 5: "Эмбриологические доказательства основаны на сходстве в эмбриональном развитии разных групп организмов." – верно, но неполно. Эмбриологические доказательства основаны не только на сходстве в эмбриональном развитии разных групп организмов, но и на том, что эмбрионы разных групп позвоночных на ранних стадиях развития более сходны между собой, чем взрослые формы (закон зародышевого сходства), а также на том, что онтогенез (индивидуальное развитие) является кратким и измененным повторением филогенеза (исторического развития вида) (биогенетический закон).
Предложение 6: "Биогеографические доказательства – это особенности распространения организмов на Земле, свидетельствующие об их эволюции." – верно. Биогеографические доказательства действительно представляют собой особенности распространения организмов на Земле, свидетельствующие об их эволюции.
Предложение 7: "Молекулярно-генетические доказательства включают сходство в молекулярном строении и генетическом материале разных групп организмов." – верно. Молекулярно-генетические доказательства действительно включают сходство в молекулярном строении и генетическом материале разных групп организмов.
Таким образом, ошибки содержатся в предложениях 3, 4 (в контексте предыдущего предложения) и 5. Исправления:
3. Сравнительно-анатомические доказательства включают гомологичные органы – органы, имеющие общее происхождение, но выполняющие разные функции, и аналогичные органы – органы, имеющие разное происхождение, но выполняющие сходные функции.
4. Примером гомологичных органов являются передние конечности млекопитающих, крылья птиц, ласты китов, а примером аналогичных органов – крылья птиц и крылья насекомых.
5. Эмбриологические доказательства основаны на сходстве в эмбриональном развитии разных групп организмов, на том, что эмбрионы разных групп позвоночных на ранних стадиях развития более сходны между собой, чем взрослые формы (закон зародышевого сходства), а также на том, что онтогенез (индивидуальное развитие) является кратким и измененным повторением филогенеза (исторического развития вида) (биогенетический закон).
При выполнении задания на поиск и исправление ошибок в тексте необходимо помнить, что требуется не только указать номера предложений, содержащих ошибки, но и правильно исправить эти ошибки. Исправления должны быть конкретными и точными, основанными на знании биологических фактов и закономерностей.
Закрепите теорию на практике! Попробуйте решить несколько вариантов задания 17.