Задание 18 ЕГЭ по биологии 2025: Экосистемы и биосфера (множественный выбор)

Восемнадцатое задание ЕГЭ по биологии проверяет знания по теме «Экосистемы и биосфера». Это задание на множественный выбор, в котором необходимо выбрать несколько верных ответов из предложенных вариантов (обычно 3 из 6).

Теория для подготовки к заданию

Экосистема и ее компоненты

Экосистема – это совокупность живых организмов (биоценоз), среды их обитания (биотоп) и системы связей, осуществляющих обмен веществом и энергией между ними. Экосистемы могут быть как природными (лес, озеро, луг), так и искусственными (аквариум, поле, сад).

Компоненты экосистемы:

  1. Абиотические компоненты – факторы неживой природы:
    • Климатические (температура, влажность, освещенность, давление)
    • Эдафические (механический и химический состав почвы, ее структура)
    • Орографические (рельеф местности)
    • Гидрологические (соленость, прозрачность, температура воды)
  2. Биотические компоненты – живые организмы:
    • Продуценты (автотрофы) – организмы, способные синтезировать органические вещества из неорганических (зеленые растения, некоторые бактерии)
    • Консументы (гетеротрофы) – организмы, питающиеся готовыми органическими веществами:
      • Консументы I порядка (первичные) – растительноядные животные
      • Консументы II порядка (вторичные) – хищники, питающиеся растительноядными животными
      • Консументы III порядка (третичные) – хищники, питающиеся другими хищниками
    • Редуценты (деструкторы) – организмы, разлагающие мертвое органическое вещество до неорганических соединений (бактерии, грибы)

Пищевые (трофические) связи в экосистеме

Пищевые связи в экосистеме можно представить в виде пищевых цепей и пищевых сетей.

Пищевая цепь – последовательность организмов, в которой каждый предыдущий служит пищей для последующего. Различают два основных типа пищевых цепей:

  1. Пастбищная (цепь выедания) – начинается с живых зеленых растений:

    Пример: трава → кузнечик → лягушка → уж → орел

  2. Детритная (цепь разложения) – начинается с мертвого органического вещества (детрита):

    Пример: опавшие листья → дождевой червь → крот → лисица

Пищевая сеть – совокупность пищевых цепей, переплетающихся между собой, так как многие организмы могут быть звеньями разных пищевых цепей.

В экосистеме происходит перенос вещества и энергии от одного трофического уровня к другому. При этом на каждом последующем трофическом уровне количество энергии уменьшается примерно в 10 раз (правило 10%). Это связано с тем, что часть энергии расходуется на процессы жизнедеятельности организмов и рассеивается в виде тепла. Поэтому пищевые цепи обычно не превышают 4-5 звеньев.

Экологические пирамиды

Экологические пирамиды – графические модели, отражающие соотношение различных параметров на последовательных трофических уровнях. Различают три основных типа экологических пирамид:

  1. Пирамида чисел (пирамида Элтона) – отражает численность организмов на каждом трофическом уровне. Обычно имеет форму правильной пирамиды (численность уменьшается от основания к вершине), но может быть и перевернутой (например, в лесу одно дерево может прокормить множество насекомых-фитофагов).
  2. Пирамида биомассы – отражает биомассу (суммарную массу всех организмов) на каждом трофическом уровне. Обычно имеет форму правильной пирамиды, но в водных экосистемах может быть перевернутой (биомасса фитопланктона может быть меньше биомассы зоопланктона из-за высокой скорости размножения фитопланктона).
  3. Пирамида энергии – отражает количество энергии, запасенной на каждом трофическом уровне. Всегда имеет форму правильной пирамиды, так как на каждом последующем трофическом уровне количество энергии уменьшается (правило 10%).

Круговорот веществ и поток энергии в экосистеме

В экосистеме происходит постоянный круговорот веществ и поток энергии.

Круговорот веществ – многократное использование веществ в экосистеме, при котором происходит их частичное обновление. Основные биогеохимические циклы:

  1. Круговорот углерода:
    • Продуценты поглощают углекислый газ из атмосферы и синтезируют органические вещества в процессе фотосинтеза.
    • Консументы получают углерод, питаясь продуцентами или другими консументами.
    • Все организмы выделяют углекислый газ в процессе дыхания.
    • Редуценты разлагают мертвое органическое вещество, выделяя углекислый газ.
    • Часть углерода может выходить из круговорота, образуя ископаемое топливо (уголь, нефть, газ).
  2. Круговорот азота:
    • Азотфиксирующие бактерии (свободноживущие и клубеньковые) переводят атмосферный азот в соединения, доступные растениям.
    • Нитрифицирующие бактерии окисляют аммиак до нитритов и нитратов.
    • Растения поглощают нитраты и синтезируют белки.
    • Животные получают азот, питаясь растениями или другими животными.
    • Аммонифицирующие бактерии разлагают мертвое органическое вещество, выделяя аммиак.
    • Денитрифицирующие бактерии восстанавливают нитраты до молекулярного азота, который возвращается в атмосферу.
  3. Круговорот фосфора:
    • Растения поглощают фосфаты из почвы и синтезируют органические соединения фосфора.
    • Животные получают фосфор, питаясь растениями или другими животными.
    • Редуценты разлагают мертвое органическое вещество, выделяя фосфаты, которые возвращаются в почву.
    • Часть фосфатов вымывается в океан и осаждается на дне, образуя фосфориты.
    • Фосфориты могут подниматься на поверхность в результате геологических процессов.
  4. Круговорот воды:
    • Вода испаряется с поверхности океанов, морей, рек, озер, почвы и растений.
    • Водяной пар конденсируется в атмосфере, образуя облака.
    • Осадки выпадают на сушу и в океан.
    • Часть воды стекает по поверхности, часть просачивается в почву, образуя грунтовые воды.
    • Грунтовые воды питают реки, которые несут воду в океан.
    • Растения поглощают воду из почвы и выделяют ее в процессе транспирации.
    • Животные получают воду с пищей и питьем, выделяют ее с мочой, калом, потом и при дыхании.

Поток энергии – однонаправленный процесс передачи энергии от одного трофического уровня к другому. В отличие от круговорота веществ, поток энергии не замкнут, так как часть энергии на каждом трофическом уровне рассеивается в виде тепла (второй закон термодинамики). Источником энергии для большинства экосистем является солнечный свет, который улавливается продуцентами в процессе фотосинтеза и преобразуется в энергию химических связей органических веществ.

Динамика экосистем

Экосистемы не являются статичными, они постоянно изменяются во времени. Различают два основных типа динамики экосистем:

  1. Циклические изменения – периодические изменения, связанные с суточными, сезонными и многолетними колебаниями условий среды. После таких изменений экосистема возвращается в исходное или близкое к нему состояние. Примеры:
    • Суточные изменения активности организмов (дневные и ночные животные)
    • Сезонные изменения в лесу (листопад, зимний покой, весеннее пробуждение)
    • Многолетние колебания численности популяций (циклы "хищник-жертва")
  2. Сукцессии – направленные изменения, в результате которых одно сообщество сменяется другим. Различают два типа сукцессий:
    • Первичная сукцессия – развитие сообщества на ранее не заселенной территории (например, на скалах, песках, лавовых потоках). Пример: голая скала → лишайники → мхи → травы → кустарники → лес.
    • Вторичная сукцессия – восстановление сообщества после нарушения (например, после пожара, вырубки, наводнения). Пример: вырубка → травы → кустарники → лес.

Конечная стадия сукцессии – климаксное сообщество, которое находится в равновесии с окружающей средой и может существовать неопределенно долго при отсутствии нарушений.

Агроэкосистемы

Агроэкосистема (агроценоз) – искусственная экосистема, созданная человеком для получения сельскохозяйственной продукции. Примеры: поле, сад, огород, пастбище.

Особенности агроэкосистем в сравнении с природными экосистемами:

Признак Агроэкосистема Природная экосистема
Видовое разнообразие Низкое (монокультура) Высокое
Источник энергии Солнечная энергия + дополнительная энергия, вносимая человеком (топливо, удобрения) Преимущественно солнечная энергия
Круговорот веществ Незамкнутый (часть веществ выносится с урожаем) Замкнутый
Отбор Искусственный (человек отбирает нужные ему формы) Естественный
Устойчивость Низкая (требуется постоянное вмешательство человека) Высокая
Продуктивность Высокая (для одного или нескольких видов) Средняя (распределена между многими видами)
Способность к саморегуляции Низкая Высокая
Направление отбора На максимальную продуктивность На приспособленность к условиям среды

Биосфера

Биосфера – оболочка Земли, населенная живыми организмами и преобразованная ими. Термин "биосфера" был введен австрийским геологом Эдуардом Зюссом в 1875 году, а учение о биосфере разработано русским ученым В.И. Вернадским в 1920-х годах.

Границы биосферы:

Функции живого вещества в биосфере:

  1. Энергетическая – поглощение солнечной энергии при фотосинтезе и передача ее по пищевым цепям
  2. Газовая – поглощение и выделение газов, формирование состава атмосферы
  3. Окислительно-восстановительная – окисление и восстановление веществ
  4. Концентрационная – избирательное накопление элементов (например, кальция в раковинах моллюсков, кремния в панцирях диатомовых водорослей)
  5. Деструктивная – разложение мертвого органического вещества до минеральных соединений
  6. Средообразующая – преобразование физико-химических параметров среды (например, формирование почвы, изменение состава атмосферы)
  7. Транспортная – перенос веществ против градиента концентрации

Круговорот веществ в биосфере – это совокупность всех биогеохимических циклов, происходящих на планете. Он обеспечивает многократное использование веществ и поддерживает устойчивость биосферы.

Эволюция биосферы – процесс исторического развития биосферы, сопровождающийся изменением состава живого вещества и преобразованием среды. Основные этапы эволюции биосферы:

  1. Возникновение жизни на Земле (около 3,5-4 млрд лет назад)
  2. Появление фотосинтезирующих организмов и насыщение атмосферы кислородом (около 2,5 млрд лет назад)
  3. Выход жизни на сушу (около 400-450 млн лет назад)
  4. Появление человека и его влияние на биосферу

В.И. Вернадский предложил концепцию ноосферы – новой стадии развития биосферы, на которой разумная деятельность человека становится главным фактором ее развития. Для перехода к ноосфере необходимо рациональное природопользование, основанное на научных знаниях и направленное на сохранение биосферы.

Глобальные экологические проблемы

Глобальные экологические проблемы – проблемы, затрагивающие интересы всего человечества и требующие для своего решения совместных усилий всех стран мира. Основные глобальные экологические проблемы:

  1. Изменение климата (глобальное потепление) – повышение средней температуры на планете вследствие увеличения концентрации парниковых газов (углекислый газ, метан, оксиды азота) в атмосфере. Причины: сжигание ископаемого топлива, вырубка лесов, промышленные выбросы. Последствия: таяние ледников, повышение уровня Мирового океана, изменение климатических зон, увеличение частоты экстремальных погодных явлений.
  2. Разрушение озонового слоя – уменьшение концентрации озона в стратосфере, приводящее к увеличению потока ультрафиолетового излучения на поверхность Земли. Причины: выбросы хлорфторуглеродов (фреонов) и других озоноразрушающих веществ. Последствия: увеличение заболеваемости раком кожи, катарактой, снижение иммунитета, угнетение фотосинтеза у растений.
  3. Загрязнение окружающей среды – поступление в окружающую среду веществ, которые в данном месте и в данное время не должны находиться или должны находиться в других количествах. Виды загрязнений: химическое, физическое (шумовое, электромагнитное, радиационное), биологическое. Источники: промышленность, транспорт, сельское хозяйство, бытовые отходы. Последствия: ухудшение здоровья людей, гибель живых организмов, нарушение экосистем.
  4. Сокращение биоразнообразия – уменьшение видового разнообразия живых организмов на планете. Причины: разрушение местообитаний, чрезмерная эксплуатация природных ресурсов, загрязнение окружающей среды, инвазивные виды, изменение климата. Последствия: нарушение экосистем, снижение их устойчивости, утрата генетических ресурсов.
  5. Опустынивание – деградация земель в засушливых, полузасушливых и сухих субгумидных районах в результате действия различных факторов, включая изменение климата и деятельность человека. Причины: чрезмерный выпас скота, вырубка лесов, нерациональное орошение, изменение климата. Последствия: снижение плодородия почв, сокращение сельскохозяйственных угодий, голод, миграция населения.
  6. Истощение природных ресурсов – сокращение запасов невозобновляемых (полезные ископаемые) и возобновляемых (пресная вода, леса, почвы) природных ресурсов в результате их чрезмерной эксплуатации. Причины: рост населения, увеличение потребления, нерациональное использование ресурсов. Последствия: экономические кризисы, конфликты за ресурсы, ухудшение качества жизни.

Пути решения глобальных экологических проблем:

  1. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды (международные соглашения, конвенции, протоколы)
  2. Развитие и внедрение экологически чистых технологий
  3. Энергосбережение и использование альтернативных источников энергии (солнечная, ветровая, геотермальная, приливная)
  4. Рациональное использование природных ресурсов
  5. Создание особо охраняемых природных территорий (заповедники, национальные парки, заказники)
  6. Экологическое образование и воспитание
  7. Контроль за выбросами и сбросами загрязняющих веществ
  8. Переработка и утилизация отходов
  9. Восстановление нарушенных экосистем
  10. Сохранение биоразнообразия

Примеры заданий

Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Какие из перечисленных организмов относятся к консументам II порядка?

  1. Дождевой червь
  2. Лисица
  3. Сова
  4. Заяц
  5. Ель
  6. Волк

Ответ: 2, 3, 6

Для решения этой задачи необходимо вспомнить, кто такие консументы II порядка.

Консументы II порядка (вторичные) – это хищники, питающиеся растительноядными животными (консументами I порядка).

Рассмотрим каждый вариант:

1. Дождевой червь – питается разлагающимися растительными остатками, является детритофагом (консументом I порядка).

2. Лисица – хищник, питается мелкими грызунами, зайцами, птицами, которые являются консументами I порядка. Следовательно, лисица – консумент II порядка.

3. Сова – хищная птица, питается мелкими грызунами, которые являются консументами I порядка. Следовательно, сова – консумент II порядка.

4. Заяц – растительноядное животное, питается травами, корой деревьев, которые являются продуцентами. Следовательно, заяц – консумент I порядка.

5. Ель – хвойное дерево, способное к фотосинтезу, является продуцентом.

6. Волк – хищник, питается копытными животными (оленями, косулями), зайцами, которые являются консументами I порядка. Следовательно, волк – консумент II порядка.

Таким образом, к консументам II порядка относятся лисица (2), сова (3) и волк (6).

Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Какие из перечисленных примеров относятся к внутривидовой борьбе за существование?

  1. Соперничество самцов за самку
  2. Поедание хищником жертвы
  3. Конкуренция за территорию между особями одного вида
  4. Паразитирование гельминтов в организме хозяина
  5. Конкуренция за свет между деревьями в лесу
  6. Борьба за пищу между особями одной популяции

Ответ: 1, 3, 6

Для решения этой задачи необходимо вспомнить, что такое внутривидовая борьба за существование.

Внутривидовая борьба за существование – это совокупность взаимоотношений между особями одного вида за пищу, территорию, партнера для размножения и другие ресурсы.

Рассмотрим каждый вариант:

1. Соперничество самцов за самку – это пример внутривидовой борьбы за существование, так как соперничают особи одного вида за возможность размножения.

2. Поедание хищником жертвы – это пример межвидовой борьбы за существование, так как взаимодействуют особи разных видов.

3. Конкуренция за территорию между особями одного вида – это пример внутривидовой борьбы за существование, так как конкурируют особи одного вида за территорию.

4. Паразитирование гельминтов в организме хозяина – это пример межвидовой борьбы за существование, так как взаимодействуют особи разных видов (паразит и хозяин).

5. Конкуренция за свет между деревьями в лесу – это может быть как внутривидовой, так и межвидовой борьбой за существование, в зависимости от того, конкурируют ли деревья одного вида или разных видов. В данном случае, скорее всего, имеется в виду межвидовая конкуренция, так как в лесу обычно растут деревья разных видов.

6. Борьба за пищу между особями одной популяции – это пример внутривидовой борьбы за существование, так как конкурируют особи одного вида (одной популяции) за пищу.

Таким образом, к внутривидовой борьбе за существование относятся соперничество самцов за самку (1), конкуренция за территорию между особями одного вида (3) и борьба за пищу между особями одной популяции (6).

Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Какие из перечисленных примеров иллюстрируют биотические факторы среды?

  1. Влияние температуры на активность ферментов
  2. Конкуренция за территорию между волками
  3. Влияние влажности на прорастание семян
  4. Поедание зайцами коры деревьев
  5. Влияние освещенности на интенсивность фотосинтеза
  6. Опыление насекомыми цветковых растений

Ответ: 2, 4, 6

Для решения этой задачи необходимо вспомнить, что такое биотические факторы среды.

Биотические факторы – это совокупность влияний жизнедеятельности одних организмов на другие. Они включают все формы взаимодействий между организмами: конкуренцию, хищничество, паразитизм, комменсализм, мутуализм и др.

Рассмотрим каждый вариант:

1. Влияние температуры на активность ферментов – это пример абиотического фактора (физического), так как температура относится к факторам неживой природы.

2. Конкуренция за территорию между волками – это пример биотического фактора, так как это взаимодействие между живыми организмами (внутривидовая конкуренция).

3. Влияние влажности на прорастание семян – это пример абиотического фактора (физического), так как влажность относится к факторам неживой природы.

4. Поедание зайцами коры деревьев – это пример биотического фактора, так как это взаимодействие между живыми организмами (пищевые отношения).

5. Влияние освещенности на интенсивность фотосинтеза – это пример абиотического фактора (физического), так как освещенность относится к факторам неживой природы.

6. Опыление насекомыми цветковых растений – это пример биотического фактора, так как это взаимодействие между живыми организмами (мутуализм).

Таким образом, биотические факторы среды иллюстрируют конкуренция за территорию между волками (2), поедание зайцами коры деревьев (4) и опыление насекомыми цветковых растений (6).

Типичные ошибки при выполнении задания

  1. Неправильное понимание экологических терминов и понятий. Например, путаница между продуцентами, консументами и редуцентами, между абиотическими и биотическими факторами среды.
  2. Неумение определить трофический уровень организма. Например, отнесение всеядных животных только к одному трофическому уровню, хотя они могут быть как консументами I порядка (когда питаются растениями), так и консументами II порядка (когда питаются животными).
  3. Неправильное понимание типов взаимоотношений между организмами. Например, путаница между хищничеством и паразитизмом, между конкуренцией и аменсализмом.
  4. Неумение различать внутривидовую и межвидовую борьбу за существование. Например, отнесение конкуренции между особями разных видов к внутривидовой борьбе.
  5. Неправильное понимание особенностей агроэкосистем. Например, утверждение, что агроэкосистемы более устойчивы, чем природные экосистемы.
  6. Неумение определить тип экологической пирамиды. Например, путаница между пирамидой чисел, пирамидой биомассы и пирамидой энергии.
  7. Неправильное понимание круговорота веществ и потока энергии в экосистеме. Например, утверждение, что поток энергии в экосистеме замкнут, как и круговорот веществ.

Рекомендации по выполнению задания

  1. Внимательно прочитайте условие задания и все предложенные варианты ответов.
  2. Определите, какое экологическое понятие или закономерность проверяется в задании.
  3. Проанализируйте каждый вариант ответа, определяя, соответствует ли он проверяемому понятию или закономерности.
  4. Выберите три верных ответа из шести предложенных.
  5. Запишите в ответ цифры, под которыми указаны выбранные варианты, в порядке возрастания (например, 1, 3, 5).
  6. Проверьте свой ответ, убедившись, что выбранные варианты действительно соответствуют проверяемому понятию или закономерности, а остальные варианты – нет.
Важно!

При выполнении задания на множественный выбор необходимо выбрать именно три верных ответа из шести предложенных. Если выбрано меньше или больше трех ответов, задание считается невыполненным. Также важно записать цифры, соответствующие выбранным ответам, в порядке возрастания.

Задание 18 ЕГЭ: ПРАКТИКА

Закрепите теорию на практике! Попробуйте решить несколько вариантов задания 18.