Задание 19 ЕГЭ по биологии 2025: Эволюция, происхождение человека, экосистемы (соответствия)

Девятнадцатое задание ЕГЭ по биологии проверяет знания по темам «Эволюция», «Происхождение человека» и «Экосистемы». Это задание на установление соответствия между двумя множествами элементов. Необходимо к каждой позиции из первого столбца подобрать соответствующую позицию из второго столбца.

Теория для подготовки к заданию

Эволюция живой природы

Эволюция – это необратимый процесс исторического развития органического мира, сопровождающийся изменением генетического состава популяций, формированием адаптаций, образованием и вымиранием видов, преобразованием экосистем и биосферы в целом.

Основные положения эволюционной теории Ч. Дарвина

  1. Изменчивость – способность организмов приобретать новые признаки и свойства, отличающие их от родительских форм. Дарвин выделял два типа изменчивости:
    • Определенная (групповая) – изменения, возникающие у всех особей вида под влиянием факторов внешней среды.
    • Неопределенная (индивидуальная) – изменения, возникающие у отдельных особей вида независимо от влияния внешней среды.
  2. Наследственность – способность организмов передавать свои признаки и свойства потомству.
  3. Борьба за существование – совокупность взаимоотношений организмов друг с другом и с факторами неживой природы. Дарвин выделял три формы борьбы за существование:
    • Внутривидовая – борьба между особями одного вида за пищу, территорию, партнера для размножения и другие ресурсы.
    • Межвидовая – борьба между особями разных видов за общие ресурсы.
    • Борьба с неблагоприятными условиями среды – приспособление организмов к абиотическим факторам.
  4. Естественный отбор – процесс выживания и размножения наиболее приспособленных к условиям среды особей и гибели менее приспособленных.
  5. Видообразование – процесс возникновения новых видов в результате длительного накопления полезных наследственных изменений под действием естественного отбора.

Синтетическая теория эволюции

Синтетическая теория эволюции (СТЭ) – современная эволюционная теория, объединяющая классический дарвинизм с достижениями генетики, экологии, систематики и других биологических наук. Основные положения СТЭ:

  1. Элементарная единица эволюции – популяция, а не отдельная особь.
  2. Элементарный эволюционный материал – мутации и рекомбинации.
  3. Элементарное эволюционное явление – изменение генофонда популяции (частот аллелей и генотипов).
  4. Элементарные факторы эволюции:
    • Мутационный процесс – возникновение новых аллелей в результате мутаций.
    • Популяционные волны (волны жизни) – периодические колебания численности популяции, приводящие к изменению частот аллелей.
    • Изоляция – ограничение свободного скрещивания между особями разных популяций.
    • Дрейф генов – случайное изменение частот аллелей в популяции.
    • Естественный отбор – дифференциальное выживание и размножение особей с разными генотипами.
  5. Формы естественного отбора:
    • Движущий (направленный) – отбор, способствующий сдвигу среднего значения признака в определенном направлении.
    • Стабилизирующий – отбор, способствующий сохранению среднего значения признака и элиминации крайних вариантов.
    • Дизруптивный (разрывающий) – отбор, способствующий сохранению крайних вариантов признака и элиминации средних вариантов.
  6. Способы видообразования:
    • Аллопатрическое (географическое) – видообразование, происходящее при пространственной изоляции популяций.
    • Симпатрическое – видообразование, происходящее без пространственной изоляции популяций.
  7. Макроэволюция – эволюционные преобразования, происходящие на надвидовом уровне и приводящие к возникновению новых родов, семейств, отрядов и других таксонов.

Доказательства эволюции

Существует несколько групп доказательств эволюции органического мира:

  1. Палеонтологические доказательства – ископаемые остатки организмов, свидетельствующие о существовании в прошлом форм, отличных от современных, и о постепенном изменении организмов во времени.
  2. Сравнительно-анатомические доказательства – сходство в строении органов разных групп организмов, свидетельствующее об их родстве:
    • Гомологичные органы – органы, имеющие общее происхождение, но выполняющие разные функции.
    • Аналогичные органы – органы, имеющие разное происхождение, но выполняющие сходные функции.
    • Рудиментарные органы – органы, утратившие свое значение в процессе эволюции.
    • Атавизмы – признаки, свойственные отдаленным предкам и проявляющиеся у отдельных особей.
  3. Эмбриологические доказательства – сходство в эмбриональном развитии разных групп организмов, свидетельствующее об их родстве.
  4. Биогеографические доказательства – особенности распространения организмов на Земле, свидетельствующие об их эволюции.
  5. Молекулярно-генетические доказательства – сходство в молекулярном строении и генетическом материале разных групп организмов, свидетельствующее об их родстве.

Направления эволюции

В процессе эволюции выделяют несколько основных направлений:

  1. Биологический прогресс – направление эволюции, характеризующееся расцветом группы, увеличением численности особей, расширением ареала, увеличением числа видов и внутривидовых форм. Биологический прогресс достигается тремя основными путями:
    • Ароморфоз (арогенез) – эволюционное изменение, ведущее к общему повышению уровня организации, расширяющее адаптивные возможности группы и позволяющее освоить новые среды обитания.
    • Идиоадаптация (аллогенез) – эволюционное изменение, ведущее к частным приспособлениям к конкретным условиям среды без повышения общего уровня организации.
    • Общая дегенерация – эволюционное изменение, ведущее к упрощению организации в связи с переходом к паразитическому или прикрепленному образу жизни.
  2. Биологический регресс – направление эволюции, характеризующееся угасанием группы, уменьшением численности особей, сокращением ареала, уменьшением числа видов и внутривидовых форм.

Происхождение человека (антропогенез)

Антропогенез – процесс историко-эволюционного формирования физического типа человека, первоначального развития его трудовой деятельности, речи, а также общества. Основные этапы антропогенеза:

  1. Предшественники человека – австралопитеки (жили 4-2 млн лет назад в Африке, имели прямохождение, но мозг небольшого объема, около 500 см³).
  2. Древнейшие люди (архантропы) – человек умелый (Homo habilis) и человек прямоходящий (Homo erectus), включая питекантропа и синантропа (жили 2-0,5 млн лет назад, имели объем мозга 800-1100 см³, использовали примитивные орудия труда, овладели огнем).
  3. Древние люди (палеоантропы) – неандертальцы (Homo neanderthalensis) (жили 200-30 тыс. лет назад, имели объем мозга, сравнимый с современным человеком, около 1400 см³, изготавливали разнообразные орудия труда, хоронили умерших).
  4. Современные люди (неоантропы) – кроманьонцы и современный человек (Homo sapiens) (появились около 40 тыс. лет назад, имеют развитую речь, абстрактное мышление, создают произведения искусства).

Движущие силы антропогенеза:

  1. Биологические факторы:
    • Наследственная изменчивость – обеспечивает материал для эволюции.
    • Естественный отбор – способствует выживанию и размножению наиболее приспособленных особей.
    • Изоляция – способствует закреплению полезных признаков в популяциях.
  2. Социальные факторы:
    • Трудовая деятельность – использование и изготовление орудий труда способствовало развитию мозга, кисти руки, прямохождения.
    • Общественный образ жизни – способствовал развитию социальных связей, взаимопомощи, защите от хищников.
    • Речь и мышление – способствовали передаче опыта, накоплению знаний, развитию культуры.

Человеческие расы – исторически сложившиеся группы людей, объединенные общностью происхождения и некоторыми наследственными физическими особенностями. Основные человеческие расы:

  1. Европеоидная (евразийская) – светлая кожа, узкий нос, тонкие губы, прямые или волнистые волосы.
  2. Монголоидная (азиатско-американская) – желтоватая кожа, плоское лицо, узкий разрез глаз, эпикантус (складка верхнего века), прямые жесткие волосы.
  3. Негроидная (экваториальная) – темная кожа, широкий нос, толстые губы, курчавые волосы.

Расы сформировались в результате приспособления к различным климатическим условиям и географической изоляции. Все расы относятся к одному виду – Homo sapiens, способны к неограниченному скрещиванию с образованием плодовитого потомства и не имеют существенных различий в умственных способностях.

Экосистемы

Экосистема – это совокупность живых организмов (биоценоз), среды их обитания (биотоп) и системы связей, осуществляющих обмен веществом и энергией между ними. Экосистемы могут быть как природными (лес, озеро, луг), так и искусственными (аквариум, поле, сад).

Компоненты экосистемы

  1. Абиотические компоненты – факторы неживой природы:
    • Климатические (температура, влажность, освещенность, давление)
    • Эдафические (механический и химический состав почвы, ее структура)
    • Орографические (рельеф местности)
    • Гидрологические (соленость, прозрачность, температура воды)
  2. Биотические компоненты – живые организмы:
    • Продуценты (автотрофы) – организмы, способные синтезировать органические вещества из неорганических (зеленые растения, некоторые бактерии)
    • Консументы (гетеротрофы) – организмы, питающиеся готовыми органическими веществами:
      • Консументы I порядка (первичные) – растительноядные животные
      • Консументы II порядка (вторичные) – хищники, питающиеся растительноядными животными
      • Консументы III порядка (третичные) – хищники, питающиеся другими хищниками
    • Редуценты (деструкторы) – организмы, разлагающие мертвое органическое вещество до неорганических соединений (бактерии, грибы)

Пищевые (трофические) связи в экосистеме

Пищевые связи в экосистеме можно представить в виде пищевых цепей и пищевых сетей.

Пищевая цепь – последовательность организмов, в которой каждый предыдущий служит пищей для последующего. Различают два основных типа пищевых цепей:

  1. Пастбищная (цепь выедания) – начинается с живых зеленых растений:

    Пример: трава → кузнечик → лягушка → уж → орел

  2. Детритная (цепь разложения) – начинается с мертвого органического вещества (детрита):

    Пример: опавшие листья → дождевой червь → крот → лисица

Пищевая сеть – совокупность пищевых цепей, переплетающихся между собой, так как многие организмы могут быть звеньями разных пищевых цепей.

Экологические пирамиды

Экологические пирамиды – графические модели, отражающие соотношение различных параметров на последовательных трофических уровнях. Различают три основных типа экологических пирамид:

  1. Пирамида чисел (пирамида Элтона) – отражает численность организмов на каждом трофическом уровне.
  2. Пирамида биомассы – отражает биомассу (суммарную массу всех организмов) на каждом трофическом уровне.
  3. Пирамида энергии – отражает количество энергии, запасенной на каждом трофическом уровне.

Круговорот веществ и поток энергии в экосистеме

В экосистеме происходит постоянный круговорот веществ и поток энергии.

Круговорот веществ – многократное использование веществ в экосистеме, при котором происходит их частичное обновление. Основные биогеохимические циклы: круговорот углерода, азота, фосфора, воды.

Поток энергии – однонаправленный процесс передачи энергии от одного трофического уровня к другому. В отличие от круговорота веществ, поток энергии не замкнут, так как часть энергии на каждом трофическом уровне рассеивается в виде тепла (второй закон термодинамики).

Динамика экосистем

Экосистемы не являются статичными, они постоянно изменяются во времени. Различают два основных типа динамики экосистем:

  1. Циклические изменения – периодические изменения, связанные с суточными, сезонными и многолетними колебаниями условий среды.
  2. Сукцессии – направленные изменения, в результате которых одно сообщество сменяется другим. Различают два типа сукцессий:
    • Первичная сукцессия – развитие сообщества на ранее не заселенной территории.
    • Вторичная сукцессия – восстановление сообщества после нарушения.

Агроэкосистемы

Агроэкосистема (агроценоз) – искусственная экосистема, созданная человеком для получения сельскохозяйственной продукции. Примеры: поле, сад, огород, пастбище.

Особенности агроэкосистем в сравнении с природными экосистемами:

Признак Агроэкосистема Природная экосистема
Видовое разнообразие Низкое (монокультура) Высокое
Источник энергии Солнечная энергия + дополнительная энергия, вносимая человеком Преимущественно солнечная энергия
Круговорот веществ Незамкнутый (часть веществ выносится с урожаем) Замкнутый
Отбор Искусственный Естественный
Устойчивость Низкая Высокая
Продуктивность Высокая (для одного или нескольких видов) Средняя (распределена между многими видами)

Примеры заданий

Установите соответствие между примерами и направлениями эволюции: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИМЕРЫ НАПРАВЛЕНИЯ ЭВОЛЮЦИИ
А) возникновение теплокровности у птиц и млекопитающих
Б) формирование покровительственной окраски у насекомых
В) появление четырехкамерного сердца у птиц и млекопитающих
Г) возникновение различных форм клювов у вьюрков
Д) утрата пищеварительной системы у ленточных червей
Е) появление цветка у покрытосеменных растений
1) ароморфоз
2) идиоадаптация
3) общая дегенерация

Ответ: 121233

Для решения этой задачи необходимо вспомнить, что такое ароморфоз, идиоадаптация и общая дегенерация, и определить, к какому направлению эволюции относится каждый пример.

Ароморфоз (арогенез) – эволюционное изменение, ведущее к общему повышению уровня организации, расширяющее адаптивные возможности группы и позволяющее освоить новые среды обитания.

Идиоадаптация (аллогенез) – эволюционное изменение, ведущее к частным приспособлениям к конкретным условиям среды без повышения общего уровня организации.

Общая дегенерация – эволюционное изменение, ведущее к упрощению организации в связи с переходом к паразитическому или прикрепленному образу жизни.

А) Возникновение теплокровности у птиц и млекопитающих – это ароморфоз, так как теплокровность (гомойотермия) позволила птицам и млекопитающим поддерживать постоянную температуру тела независимо от температуры окружающей среды, что расширило их адаптивные возможности и позволило освоить новые среды обитания.

Б) Формирование покровительственной окраски у насекомых – это идиоадаптация, так как покровительственная окраска является частным приспособлением к конкретным условиям среды (защита от хищников) и не ведет к повышению общего уровня организации.

В) Появление четырехкамерного сердца у птиц и млекопитающих – это ароморфоз, так как четырехкамерное сердце обеспечивает полное разделение артериальной и венозной крови, что повышает эффективность кровообращения и газообмена, способствует поддержанию высокого уровня метаболизма и теплокровности, расширяет адаптивные возможности организма.

Г) Возникновение различных форм клювов у вьюрков – это идиоадаптация, так как разнообразие форм клювов является частным приспособлением к питанию разными видами пищи и не ведет к повышению общего уровня организации.

Д) Утрата пищеварительной системы у ленточных червей – это общая дегенерация, так как упрощение организации (утрата органов и систем органов) связано с переходом к паразитическому образу жизни.

Е) Появление цветка у покрытосеменных растений – это ароморфоз, так как цветок обеспечивает более эффективное размножение (двойное оплодотворение, защита семязачатков, привлечение опылителей), что расширило адаптивные возможности покрытосеменных и позволило им стать доминирующей группой растений на Земле.

Таким образом, соответствие между примерами и направлениями эволюции следующее:

А – 1 (ароморфоз)

Б – 2 (идиоадаптация)

В – 1 (ароморфоз)

Г – 2 (идиоадаптация)

Д – 3 (общая дегенерация)

Е – 3 (ароморфоз)

Ответ: 121233

Установите соответствие между характеристиками и этапами антропогенеза: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКИ ЭТАПЫ АНТРОПОГЕНЕЗА
А) объем мозга около 500 см³
Б) изготовление разнообразных орудий труда
В) прямохождение
Г) захоронение умерших
Д) объем мозга около 1400 см³
Е) использование примитивных орудий труда
1) австралопитеки
2) человек умелый
3) неандертальцы
4) кроманьонцы

Ответ: 134312

Для решения этой задачи необходимо вспомнить основные этапы антропогенеза и их характеристики.

Австралопитеки – предшественники человека, жили 4-2 млн лет назад в Африке, имели прямохождение, но мозг небольшого объема, около 500 см³.

Человек умелый (Homo habilis) – древнейший человек, жил около 2-1,5 млн лет назад, имел объем мозга около 650 см³, использовал примитивные орудия труда.

Неандертальцы (Homo neanderthalensis) – древние люди, жили 200-30 тыс. лет назад, имели объем мозга, сравнимый с современным человеком, около 1400 см³, изготавливали разнообразные орудия труда, хоронили умерших.

Кроманьонцы – ранние представители современного человека (Homo sapiens), появились около 40 тыс. лет назад, имели развитую речь, абстрактное мышление, создавали произведения искусства.

А) Объем мозга около 500 см³ – это характеристика австралопитеков.

Б) Изготовление разнообразных орудий труда – это характеристика неандертальцев и кроманьонцев, но в данном случае, скорее всего, имеются в виду неандертальцы, так как для кроманьонцев более характерно создание произведений искусства и развитая речь.

В) Прямохождение – это характеристика всех этапов антропогенеза, начиная с австралопитеков, но в данном случае, скорее всего, имеются в виду австралопитеки, так как прямохождение было их главным отличием от человекообразных обезьян.

Г) Захоронение умерших – это характеристика неандертальцев и кроманьонцев, но в данном случае, скорее всего, имеются в виду неандертальцы, так как именно у них впервые появились погребальные обряды.

Д) Объем мозга около 1400 см³ – это характеристика неандертальцев и кроманьонцев, но в данном случае, скорее всего, имеются в виду неандертальцы, так как именно для них указывается объем мозга около 1400 см³.

Е) Использование примитивных орудий труда – это характеристика человека умелого.

Таким образом, соответствие между характеристиками и этапами антропогенеза следующее:

А – 1 (австралопитеки)

Б – 3 (неандертальцы)

В – 1 (австралопитеки)

Г – 3 (неандертальцы)

Д – 3 (неандертальцы)

Е – 2 (человек умелый)

Ответ: 131332

Установите соответствие между организмами и их функциональной ролью в экосистеме: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ОРГАНИЗМЫ ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ РОЛЬ
А) цианобактерии
Б) грибы-сапротрофы
В) растения
Г) растительноядные насекомые
Д) хищные птицы
Е) почвенные бактерии
1) продуценты
2) консументы I порядка
3) консументы II порядка
4) редуценты

Ответ: 141234

Для решения этой задачи необходимо вспомнить функциональные роли организмов в экосистеме.

Продуценты (автотрофы) – организмы, способные синтезировать органические вещества из неорганических (зеленые растения, некоторые бактерии).

Консументы I порядка (первичные) – растительноядные животные, питающиеся продуцентами.

Консументы II порядка (вторичные) – хищники, питающиеся растительноядными животными.

Редуценты (деструкторы) – организмы, разлагающие мертвое органическое вещество до неорганических соединений (бактерии, грибы).

А) Цианобактерии – это фотосинтезирующие бактерии, способные к фотосинтезу, поэтому они являются продуцентами.

Б) Грибы-сапротрофы – это организмы, питающиеся мертвым органическим веществом и разлагающие его до неорганических соединений, поэтому они являются редуцентами.

В) Растения – это организмы, способные к фотосинтезу, поэтому они являются продуцентами.

Г) Растительноядные насекомые – это организмы, питающиеся растениями (продуцентами), поэтому они являются консументами I порядка.

Д) Хищные птицы – это организмы, питающиеся другими животными (в том числе растительноядными), поэтому они являются консументами II порядка.

Е) Почвенные бактерии – это организмы, разлагающие мертвое органическое вещество до неорганических соединений, поэтому они являются редуцентами.

Таким образом, соответствие между организмами и их функциональной ролью в экосистеме следующее:

А – 1 (продуценты)

Б – 4 (редуценты)

В – 1 (продуценты)

Г – 2 (консументы I порядка)

Д – 3 (консументы II порядка)

Е – 4 (редуценты)

Ответ: 141234

Типичные ошибки при выполнении задания

  1. Неправильное понимание биологических терминов и понятий. Например, путаница между ароморфозом и идиоадаптацией, между продуцентами и редуцентами.
  2. Неумение определить направление эволюции. Например, отнесение покровительственной окраски к ароморфозам, а не к идиоадаптациям.
  3. Неправильное определение этапа антропогенеза. Например, путаница между неандертальцами и кроманьонцами.
  4. Неумение определить функциональную роль организма в экосистеме. Например, отнесение грибов к продуцентам, а не к редуцентам.
  5. Невнимательное чтение условия задания. Например, неправильное понимание того, что требуется установить соответствие между элементами двух множеств.
  6. Неправильная запись ответа. Например, запись букв вместо цифр или наоборот.

Рекомендации по выполнению задания

  1. Внимательно прочитайте условие задания и определите, между какими множествами элементов требуется установить соответствие.
  2. Проанализируйте каждый элемент первого множества и определите, какому элементу второго множества он соответствует.
  3. Запишите ответ в виде последовательности цифр, соответствующих элементам второго множества, в порядке следования элементов первого множества (А, Б, В, Г, Д, Е).
  4. Проверьте свой ответ, убедившись, что каждому элементу первого множества соответствует правильный элемент второго множества.
Важно!

При выполнении задания на установление соответствия необходимо записать ответ в виде последовательности цифр, соответствующих элементам второго множества, в порядке следования элементов первого множества (А, Б, В, Г, Д, Е). Например, если элементу А соответствует элемент 3, элементу Б – элемент 1, элементу В – элемент 2, элементу Г – элемент 1, элементу Д – элемент 3, элементу Е – элемент 2, то ответ записывается как 312132.

Задание 19 ЕГЭ: ПРАКТИКА

Закрепите теорию на практике! Попробуйте решить несколько вариантов задания 19.