Задание 20 ЕГЭ по биологии 2025: Общебиологические закономерности (работа с таблицей)

Двадцатое задание ЕГЭ по биологии проверяет знания общебиологических закономерностей и умение работать с табличной информацией. В этом задании необходимо проанализировать данные, представленные в виде таблицы, и сделать правильные выводы на основе имеющихся знаний по биологии.

Теория для подготовки к заданию

Общебиологические закономерности

Общебиологические закономерности – это фундаментальные принципы и законы, которые действуют на всех уровнях организации живой материи. Знание этих закономерностей необходимо для понимания процессов, происходящих в живых системах, и для решения задач, связанных с анализом биологических данных.

Основные общебиологические закономерности

  1. Закон единства и взаимосвязи строения и функции – строение биологических структур соответствует выполняемым ими функциям.
  2. Закон единства организма и среды – организмы приспосабливаются к условиям среды обитания, а среда изменяется под воздействием организмов.
  3. Закон необратимости эволюции (закон Долло) – эволюция необратима, организм не может вернуться к прежнему состоянию, которое было у его предков.
  4. Закон зародышевого сходства (закон Бэра) – эмбрионы разных видов позвоночных животных на ранних стадиях развития имеют большое сходство.
  5. Биогенетический закон (закон Мюллера-Геккеля) – онтогенез (индивидуальное развитие организма) является кратким и быстрым повторением филогенеза (исторического развития вида).
  6. Закон гомологических рядов наследственной изменчивости (закон Вавилова) – генетически близкие виды и роды характеризуются сходными рядами наследственной изменчивости.
  7. Закон минимума (закон Либиха) – выносливость организма определяется самым слабым звеном в цепи его экологических потребностей.
  8. Закон толерантности (закон Шелфорда) – лимитирующим фактором процветания организма может быть как минимум, так и максимум экологического фактора.
  9. Закон конкурентного исключения (закон Гаузе) – два вида, занимающие одну и ту же экологическую нишу, не могут сосуществовать в одном месте неограниченно долго.
  10. Закон пирамиды энергий (закон Линдемана) – при переходе с одного трофического уровня на другой теряется около 90% энергии.

Работа с таблицами в биологии

Таблицы – это один из способов представления биологической информации, который позволяет систематизировать данные и выявить закономерности. При работе с таблицами необходимо уметь:

  1. Анализировать данные – выявлять закономерности, тенденции, зависимости между различными показателями.
  2. Сравнивать данные – находить сходства и различия между объектами или процессами.
  3. Делать выводы – формулировать заключения на основе анализа данных.
  4. Прогнозировать – предсказывать возможные изменения на основе выявленных закономерностей.

Типы таблиц в биологических заданиях

В заданиях ЕГЭ по биологии могут встречаться различные типы таблиц:

  1. Таблицы с результатами экспериментов – содержат данные о влиянии различных факторов на биологические объекты или процессы.
  2. Таблицы с характеристиками биологических объектов – содержат информацию о строении, функциях, свойствах различных организмов или их частей.
  3. Таблицы с данными о генетических скрещиваниях – содержат информацию о генотипах и фенотипах родителей и потомства.
  4. Таблицы с экологическими данными – содержат информацию о численности популяций, биомассе, продуктивности экосистем и т.д.
  5. Таблицы с эволюционными данными – содержат информацию о признаках различных групп организмов, их родственных связях и т.д.

Алгоритм работы с таблицами

При работе с таблицами в заданиях ЕГЭ по биологии рекомендуется следовать определенному алгоритму:

  1. Внимательно прочитайте заголовок таблицы и названия строк и столбцов – это поможет понять, какая информация представлена в таблице.
  2. Определите, какие данные содержатся в таблице – числовые значения, текстовые описания, символы и т.д.
  3. Проанализируйте данные – найдите закономерности, тенденции, зависимости между различными показателями.
  4. Сопоставьте данные таблицы с имеющимися знаниями по биологии – это поможет сделать правильные выводы.
  5. Ответьте на поставленные вопросы – используйте данные таблицы и свои знания по биологии для формулирования ответов.

Примеры биологических закономерностей, которые могут быть представлены в таблицах

Закономерности наследования признаков

При анализе таблиц с данными о генетических скрещиваниях необходимо знать основные закономерности наследования признаков:

  1. Закон единообразия гибридов первого поколения (первый закон Менделя) – при скрещивании гомозиготных особей, отличающихся по одной паре альтернативных признаков, все гибриды первого поколения единообразны и несут доминантный признак.
  2. Закон расщепления (второй закон Менделя) – при скрещивании гибридов первого поколения между собой во втором поколении наблюдается расщепление по фенотипу в соотношении 3:1 (3 части особей с доминантным признаком и 1 часть особей с рецессивным признаком).
  3. Закон независимого наследования признаков (третий закон Менделя) – при скрещивании особей, отличающихся по двум и более парам альтернативных признаков, гены и соответствующие им признаки наследуются независимо друг от друга и комбинируются во всех возможных сочетаниях.
  4. Закон сцепленного наследования признаков (закон Моргана) – гены, расположенные в одной хромосоме, наследуются сцепленно, то есть преимущественно вместе.
  5. Закон неполного доминирования – при скрещивании гомозиготных особей, отличающихся по одной паре альтернативных признаков, у гибридов первого поколения может наблюдаться промежуточное проявление признака.
  6. Закон множественного аллелизма – один ген может иметь более двух аллелей, которые по-разному влияют на проявление признака.
  7. Закон взаимодействия генов – на проявление одного признака могут влиять несколько генов, а один ген может влиять на проявление нескольких признаков.

Закономерности изменчивости

При анализе таблиц с данными об изменчивости организмов необходимо знать основные закономерности изменчивости:

  1. Закономерности наследственной (генотипической) изменчивости:
    • Мутационная изменчивость – изменения, затрагивающие генотип организма и передающиеся по наследству.
    • Комбинативная изменчивость – образование новых сочетаний генов в результате полового размножения.
  2. Закономерности ненаследственной (модификационной) изменчивости:
    • Модификации – изменения, возникающие под влиянием факторов среды и не затрагивающие генотип.
    • Норма реакции – пределы модификационной изменчивости признака, определяемые генотипом.
    • Вариационный ряд – ряд модификаций одного признака, расположенных в порядке возрастания или убывания его значений.
    • Вариационная кривая – графическое изображение частоты встречаемости различных значений признака в популяции.

Закономерности эволюции

При анализе таблиц с эволюционными данными необходимо знать основные закономерности эволюции:

  1. Дивергенция – расхождение признаков у родственных групп организмов в процессе эволюции.
  2. Конвергенция – возникновение сходных признаков у неродственных групп организмов в результате приспособления к сходным условиям среды.
  3. Параллелизм – возникновение сходных признаков у родственных групп организмов, эволюционирующих в сходных условиях среды.
  4. Ароморфоз – эволюционное изменение, ведущее к общему повышению уровня организации.
  5. Идиоадаптация – эволюционное изменение, ведущее к частным приспособлениям к конкретным условиям среды.
  6. Общая дегенерация – эволюционное изменение, ведущее к упрощению организации.
  7. Биологический прогресс – направление эволюции, характеризующееся расцветом группы.
  8. Биологический регресс – направление эволюции, характеризующееся угасанием группы.

Закономерности экологии

При анализе таблиц с экологическими данными необходимо знать основные закономерности экологии:

  1. Закон минимума (закон Либиха) – выносливость организма определяется самым слабым звеном в цепи его экологических потребностей.
  2. Закон толерантности (закон Шелфорда) – лимитирующим фактором процветания организма может быть как минимум, так и максимум экологического фактора.
  3. Закон конкурентного исключения (закон Гаузе) – два вида, занимающие одну и ту же экологическую нишу, не могут сосуществовать в одном месте неограниченно долго.
  4. Закон пирамиды энергий (закон Линдемана) – при переходе с одного трофического уровня на другой теряется около 90% энергии.
  5. Правило экологической пирамиды – количество биомассы, численность особей и запас энергии уменьшаются при переходе от нижних трофических уровней к верхним.
  6. Закон сукцессионного замещения – биоценозы в своем развитии проходят ряд последовательных стадий, сменяющих друг друга в определенном порядке.

Примеры заданий

Проанализируйте таблицу «Сравнительная характеристика клеток прокариот и эукариот». Заполните пустые ячейки таблицы, используя термины, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин из предложенного списка.

Признак Прокариоты Эукариоты
Наличие ядра Отсутствует __________(А)
Наличие митохондрий __________(Б) Присутствуют
Способ деления клетки __________(В) Митоз или мейоз
Строение рибосом 70S __________(Г)
Организмы Бактерии, __________(Д) Растения, животные, грибы, __________(Е)

Список терминов:

  1. 80S
  2. отсутствуют
  3. простейшие
  4. цианобактерии
  5. присутствует
  6. бинарное деление
  7. споры
  8. почкование
  9. водоросли

Ответ: 526413

Для решения этой задачи необходимо знать основные различия между клетками прокариот и эукариот.

А) Наличие ядра у эукариот – «присутствует» (термин 5).

Б) Наличие митохондрий у прокариот – «отсутствуют» (термин 2). У прокариот нет митохондрий, их функцию выполняют мезосомы – впячивания плазматической мембраны.

В) Способ деления клетки у прокариот – «бинарное деление» (термин 6). Прокариоты размножаются путем бинарного деления, при котором клетка делится на две равные части.

Г) Строение рибосом у эукариот – «80S» (термин 1). Рибосомы эукариот крупнее рибосом прокариот и имеют константу седиментации 80S.

Д) Организмы прокариот – «цианобактерии» (термин 4). К прокариотам относятся бактерии и цианобактерии (ранее называемые сине-зелеными водорослями).

Е) Организмы эукариот – «простейшие» (термин 3). К эукариотам относятся растения, животные, грибы и простейшие.

Таким образом, правильный ответ: 526413.

Проанализируйте таблицу «Влияние температуры на скорость прорастания семян». Заполните пустые ячейки таблицы, используя термины и понятия, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин или понятие из предложенного списка.

Температура, °C Скорость прорастания семян, % Вывод
5 10 __________(А)
15 __________(Б) Скорость прорастания семян увеличивается
25 90 __________(В)
35 __________(Г) Скорость прорастания семян снижается
45 0 __________(Д)

Список терминов и понятий:

  1. Скорость прорастания семян максимальна
  2. Скорость прорастания семян минимальна
  3. Скорость прорастания семян увеличивается
  4. Скорость прорастания семян снижается
  5. Семена не прорастают из-за денатурации белков
  6. Семена не прорастают из-за низкой активности ферментов
  7. 50
  8. 60
  9. 30

Ответ: 67194

Для решения этой задачи необходимо проанализировать данные таблицы и выявить закономерности влияния температуры на скорость прорастания семян.

А) При температуре 5°C скорость прорастания семян составляет 10%. Это низкая скорость прорастания, что связано с низкой активностью ферментов при низких температурах. Поэтому для ячейки А подходит термин «Семена не прорастают из-за низкой активности ферментов» (термин 6).

Б) При температуре 15°C скорость прорастания семян увеличивается по сравнению с температурой 5°C. Из данных таблицы видно, что при температуре 25°C скорость прорастания составляет 90%. Поскольку при 15°C скорость прорастания меньше, чем при 25°C, но больше, чем при 5°C, можно предположить, что она составляет 50% или 60%. Учитывая, что при повышении температуры от 5°C до 15°C скорость прорастания значительно увеличивается, более вероятно, что она составляет 60% (термин 7).

В) При температуре 25°C скорость прорастания семян составляет 90%. Это максимальная скорость прорастания из всех представленных в таблице. Поэтому для ячейки В подходит термин «Скорость прорастания семян максимальна» (термин 1).

Г) При температуре 35°C скорость прорастания семян снижается по сравнению с температурой 25°C. Из данных таблицы видно, что при температуре 45°C семена не прорастают (0%). Поскольку при 35°C скорость прорастания меньше, чем при 25°C, но больше, чем при 45°C, можно предположить, что она составляет 30% (термин 9).

Д) При температуре 45°C скорость прорастания семян составляет 0%. Это связано с денатурацией белков при высоких температурах. Поэтому для ячейки Д подходит термин «Семена не прорастают из-за денатурации белков» (термин 5).

Таким образом, правильный ответ: 67194.

Проанализируйте таблицу «Сравнительная характеристика типов размножения». Заполните пустые ячейки таблицы, используя термины, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин из предложенного списка.

Тип размножения Способ размножения Особенности
Бесполое __________(А) Потомство генетически идентично родительскому организму
__________(Б) Партеногенез Развитие организма из неоплодотворённой яйцеклетки
Половое __________(В) Слияние мужской и женской гамет с образованием зиготы
Половое Конъюгация __________(Г)

Список терминов:

  1. половое
  2. бесполое
  3. вегетативное размножение
  4. почкование
  5. оплодотворение
  6. обмен генетической информацией между двумя особями
  7. слияние соматических клеток
  8. образование спор
  9. партеногенез

Ответ: 4156

Для решения этой задачи необходимо знать основные типы и способы размножения организмов.

А) Способ бесполого размножения – «почкование» (термин 4). Почкование – один из способов бесполого размножения, при котором на теле родительского организма образуется выпячивание (почка), которое затем отделяется и развивается в самостоятельный организм. Другие способы бесполого размножения – деление, спорообразование, вегетативное размножение.

Б) Тип размножения для партеногенеза – «половое» (термин 1). Партеногенез – это особый тип полового размножения, при котором организм развивается из неоплодотворенной яйцеклетки. Хотя оплодотворение отсутствует, партеногенез относится к половому размножению, так как в нем участвуют половые клетки (яйцеклетки).

В) Способ полового размножения – «оплодотворение» (термин 5). Оплодотворение – это процесс слияния мужской и женской гамет с образованием зиготы, из которой развивается новый организм.

Г) Особенность конъюгации – «обмен генетической информацией между двумя особями» (термин 6). Конъюгация – это процесс, при котором две особи временно соединяются и обмениваются генетическим материалом. Конъюгация характерна для некоторых простейших (например, инфузорий) и бактерий.

Таким образом, правильный ответ: 4156.

Типичные ошибки при выполнении задания

  1. Невнимательное чтение условия задания. Необходимо внимательно прочитать условие задания и понять, что требуется сделать.
  2. Неправильное понимание биологических терминов и понятий. Необходимо знать и понимать основные биологические термины и понятия.
  3. Неумение анализировать данные таблицы. Необходимо уметь выявлять закономерности и тенденции в данных таблицы.
  4. Неумение сопоставлять данные таблицы с имеющимися знаниями по биологии. Необходимо уметь применять свои знания по биологии для анализа данных таблицы.
  5. Неправильная запись ответа. Необходимо правильно записать ответ в соответствии с требованиями задания.

Рекомендации по выполнению задания

  1. Внимательно прочитайте условие задания. Определите, что требуется сделать: заполнить пустые ячейки таблицы, проанализировать данные таблицы, сделать выводы на основе данных таблицы и т.д.
  2. Внимательно изучите таблицу. Определите, какая информация представлена в таблице, какие данные содержатся в ячейках, какие закономерности можно выявить.
  3. Проанализируйте список терминов или понятий. Определите, какие термины или понятия подходят для заполнения пустых ячеек таблицы.
  4. Заполните пустые ячейки таблицы. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин или понятие из предложенного списка.
  5. Проверьте свой ответ. Убедитесь, что выбранные термины или понятия соответствуют данным таблицы и имеющимся знаниям по биологии.
  6. Запишите ответ. Запишите ответ в виде последовательности цифр, соответствующих выбранным терминам или понятиям, в порядке следования букв.
Важно!

При выполнении задания на работу с таблицей необходимо записать ответ в виде последовательности цифр, соответствующих выбранным терминам или понятиям, в порядке следования букв. Например, если для ячейки А выбран термин 3, для ячейки Б – термин 1, для ячейки В – термин 5, для ячейки Г – термин 2, для ячейки Д – термин 4, то ответ записывается как 31524.

Задание 20 ЕГЭ: ПРАКТИКА

Закрепите теорию на практике! Попробуйте решить несколько вариантов задания 20.