Задание 20 ЕГЭ по биологии 2025: Общебиологические закономерности (работа с таблицей)
Двадцатое задание ЕГЭ по биологии проверяет знания общебиологических закономерностей и умение работать с табличной информацией. В этом задании необходимо проанализировать данные, представленные в виде таблицы, и сделать правильные выводы на основе имеющихся знаний по биологии.
Теория для подготовки к заданию
Общебиологические закономерности
Общебиологические закономерности – это фундаментальные принципы и законы, которые действуют на всех уровнях организации живой материи. Знание этих закономерностей необходимо для понимания процессов, происходящих в живых системах, и для решения задач, связанных с анализом биологических данных.
Основные общебиологические закономерности
- Закон единства и взаимосвязи строения и функции – строение биологических структур соответствует выполняемым ими функциям.
- Закон единства организма и среды – организмы приспосабливаются к условиям среды обитания, а среда изменяется под воздействием организмов.
- Закон необратимости эволюции (закон Долло) – эволюция необратима, организм не может вернуться к прежнему состоянию, которое было у его предков.
- Закон зародышевого сходства (закон Бэра) – эмбрионы разных видов позвоночных животных на ранних стадиях развития имеют большое сходство.
- Биогенетический закон (закон Мюллера-Геккеля) – онтогенез (индивидуальное развитие организма) является кратким и быстрым повторением филогенеза (исторического развития вида).
- Закон гомологических рядов наследственной изменчивости (закон Вавилова) – генетически близкие виды и роды характеризуются сходными рядами наследственной изменчивости.
- Закон минимума (закон Либиха) – выносливость организма определяется самым слабым звеном в цепи его экологических потребностей.
- Закон толерантности (закон Шелфорда) – лимитирующим фактором процветания организма может быть как минимум, так и максимум экологического фактора.
- Закон конкурентного исключения (закон Гаузе) – два вида, занимающие одну и ту же экологическую нишу, не могут сосуществовать в одном месте неограниченно долго.
- Закон пирамиды энергий (закон Линдемана) – при переходе с одного трофического уровня на другой теряется около 90% энергии.
Работа с таблицами в биологии
Таблицы – это один из способов представления биологической информации, который позволяет систематизировать данные и выявить закономерности. При работе с таблицами необходимо уметь:
- Анализировать данные – выявлять закономерности, тенденции, зависимости между различными показателями.
- Сравнивать данные – находить сходства и различия между объектами или процессами.
- Делать выводы – формулировать заключения на основе анализа данных.
- Прогнозировать – предсказывать возможные изменения на основе выявленных закономерностей.
Типы таблиц в биологических заданиях
В заданиях ЕГЭ по биологии могут встречаться различные типы таблиц:
- Таблицы с результатами экспериментов – содержат данные о влиянии различных факторов на биологические объекты или процессы.
- Таблицы с характеристиками биологических объектов – содержат информацию о строении, функциях, свойствах различных организмов или их частей.
- Таблицы с данными о генетических скрещиваниях – содержат информацию о генотипах и фенотипах родителей и потомства.
- Таблицы с экологическими данными – содержат информацию о численности популяций, биомассе, продуктивности экосистем и т.д.
- Таблицы с эволюционными данными – содержат информацию о признаках различных групп организмов, их родственных связях и т.д.
Алгоритм работы с таблицами
При работе с таблицами в заданиях ЕГЭ по биологии рекомендуется следовать определенному алгоритму:
- Внимательно прочитайте заголовок таблицы и названия строк и столбцов – это поможет понять, какая информация представлена в таблице.
- Определите, какие данные содержатся в таблице – числовые значения, текстовые описания, символы и т.д.
- Проанализируйте данные – найдите закономерности, тенденции, зависимости между различными показателями.
- Сопоставьте данные таблицы с имеющимися знаниями по биологии – это поможет сделать правильные выводы.
- Ответьте на поставленные вопросы – используйте данные таблицы и свои знания по биологии для формулирования ответов.
Примеры биологических закономерностей, которые могут быть представлены в таблицах
Закономерности наследования признаков
При анализе таблиц с данными о генетических скрещиваниях необходимо знать основные закономерности наследования признаков:
- Закон единообразия гибридов первого поколения (первый закон Менделя) – при скрещивании гомозиготных особей, отличающихся по одной паре альтернативных признаков, все гибриды первого поколения единообразны и несут доминантный признак.
- Закон расщепления (второй закон Менделя) – при скрещивании гибридов первого поколения между собой во втором поколении наблюдается расщепление по фенотипу в соотношении 3:1 (3 части особей с доминантным признаком и 1 часть особей с рецессивным признаком).
- Закон независимого наследования признаков (третий закон Менделя) – при скрещивании особей, отличающихся по двум и более парам альтернативных признаков, гены и соответствующие им признаки наследуются независимо друг от друга и комбинируются во всех возможных сочетаниях.
- Закон сцепленного наследования признаков (закон Моргана) – гены, расположенные в одной хромосоме, наследуются сцепленно, то есть преимущественно вместе.
- Закон неполного доминирования – при скрещивании гомозиготных особей, отличающихся по одной паре альтернативных признаков, у гибридов первого поколения может наблюдаться промежуточное проявление признака.
- Закон множественного аллелизма – один ген может иметь более двух аллелей, которые по-разному влияют на проявление признака.
- Закон взаимодействия генов – на проявление одного признака могут влиять несколько генов, а один ген может влиять на проявление нескольких признаков.
Закономерности изменчивости
При анализе таблиц с данными об изменчивости организмов необходимо знать основные закономерности изменчивости:
- Закономерности наследственной (генотипической) изменчивости:
- Мутационная изменчивость – изменения, затрагивающие генотип организма и передающиеся по наследству.
- Комбинативная изменчивость – образование новых сочетаний генов в результате полового размножения.
- Закономерности ненаследственной (модификационной) изменчивости:
- Модификации – изменения, возникающие под влиянием факторов среды и не затрагивающие генотип.
- Норма реакции – пределы модификационной изменчивости признака, определяемые генотипом.
- Вариационный ряд – ряд модификаций одного признака, расположенных в порядке возрастания или убывания его значений.
- Вариационная кривая – графическое изображение частоты встречаемости различных значений признака в популяции.
Закономерности эволюции
При анализе таблиц с эволюционными данными необходимо знать основные закономерности эволюции:
- Дивергенция – расхождение признаков у родственных групп организмов в процессе эволюции.
- Конвергенция – возникновение сходных признаков у неродственных групп организмов в результате приспособления к сходным условиям среды.
- Параллелизм – возникновение сходных признаков у родственных групп организмов, эволюционирующих в сходных условиях среды.
- Ароморфоз – эволюционное изменение, ведущее к общему повышению уровня организации.
- Идиоадаптация – эволюционное изменение, ведущее к частным приспособлениям к конкретным условиям среды.
- Общая дегенерация – эволюционное изменение, ведущее к упрощению организации.
- Биологический прогресс – направление эволюции, характеризующееся расцветом группы.
- Биологический регресс – направление эволюции, характеризующееся угасанием группы.
Закономерности экологии
При анализе таблиц с экологическими данными необходимо знать основные закономерности экологии:
- Закон минимума (закон Либиха) – выносливость организма определяется самым слабым звеном в цепи его экологических потребностей.
- Закон толерантности (закон Шелфорда) – лимитирующим фактором процветания организма может быть как минимум, так и максимум экологического фактора.
- Закон конкурентного исключения (закон Гаузе) – два вида, занимающие одну и ту же экологическую нишу, не могут сосуществовать в одном месте неограниченно долго.
- Закон пирамиды энергий (закон Линдемана) – при переходе с одного трофического уровня на другой теряется около 90% энергии.
- Правило экологической пирамиды – количество биомассы, численность особей и запас энергии уменьшаются при переходе от нижних трофических уровней к верхним.
- Закон сукцессионного замещения – биоценозы в своем развитии проходят ряд последовательных стадий, сменяющих друг друга в определенном порядке.
Примеры заданий
Проанализируйте таблицу «Сравнительная характеристика клеток прокариот и эукариот». Заполните пустые ячейки таблицы, используя термины, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин из предложенного списка.
| Признак |
Прокариоты |
Эукариоты |
| Наличие ядра |
Отсутствует |
__________(А) |
| Наличие митохондрий |
__________(Б) |
Присутствуют |
| Способ деления клетки |
__________(В) |
Митоз или мейоз |
| Строение рибосом |
70S |
__________(Г) |
| Организмы |
Бактерии, __________(Д) |
Растения, животные, грибы, __________(Е) |
Список терминов:
- 80S
- отсутствуют
- простейшие
- цианобактерии
- присутствует
- бинарное деление
- споры
- почкование
- водоросли
Ответ: 526413
Для решения этой задачи необходимо знать основные различия между клетками прокариот и эукариот.
А) Наличие ядра у эукариот – «присутствует» (термин 5).
Б) Наличие митохондрий у прокариот – «отсутствуют» (термин 2). У прокариот нет митохондрий, их функцию выполняют мезосомы – впячивания плазматической мембраны.
В) Способ деления клетки у прокариот – «бинарное деление» (термин 6). Прокариоты размножаются путем бинарного деления, при котором клетка делится на две равные части.
Г) Строение рибосом у эукариот – «80S» (термин 1). Рибосомы эукариот крупнее рибосом прокариот и имеют константу седиментации 80S.
Д) Организмы прокариот – «цианобактерии» (термин 4). К прокариотам относятся бактерии и цианобактерии (ранее называемые сине-зелеными водорослями).
Е) Организмы эукариот – «простейшие» (термин 3). К эукариотам относятся растения, животные, грибы и простейшие.
Таким образом, правильный ответ: 526413.
Проанализируйте таблицу «Влияние температуры на скорость прорастания семян». Заполните пустые ячейки таблицы, используя термины и понятия, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин или понятие из предложенного списка.
| Температура, °C |
Скорость прорастания семян, % |
Вывод |
| 5 |
10 |
__________(А) |
| 15 |
__________(Б) |
Скорость прорастания семян увеличивается |
| 25 |
90 |
__________(В) |
| 35 |
__________(Г) |
Скорость прорастания семян снижается |
| 45 |
0 |
__________(Д) |
Список терминов и понятий:
- Скорость прорастания семян максимальна
- Скорость прорастания семян минимальна
- Скорость прорастания семян увеличивается
- Скорость прорастания семян снижается
- Семена не прорастают из-за денатурации белков
- Семена не прорастают из-за низкой активности ферментов
- 50
- 60
- 30
Ответ: 67194
Для решения этой задачи необходимо проанализировать данные таблицы и выявить закономерности влияния температуры на скорость прорастания семян.
А) При температуре 5°C скорость прорастания семян составляет 10%. Это низкая скорость прорастания, что связано с низкой активностью ферментов при низких температурах. Поэтому для ячейки А подходит термин «Семена не прорастают из-за низкой активности ферментов» (термин 6).
Б) При температуре 15°C скорость прорастания семян увеличивается по сравнению с температурой 5°C. Из данных таблицы видно, что при температуре 25°C скорость прорастания составляет 90%. Поскольку при 15°C скорость прорастания меньше, чем при 25°C, но больше, чем при 5°C, можно предположить, что она составляет 50% или 60%. Учитывая, что при повышении температуры от 5°C до 15°C скорость прорастания значительно увеличивается, более вероятно, что она составляет 60% (термин 7).
В) При температуре 25°C скорость прорастания семян составляет 90%. Это максимальная скорость прорастания из всех представленных в таблице. Поэтому для ячейки В подходит термин «Скорость прорастания семян максимальна» (термин 1).
Г) При температуре 35°C скорость прорастания семян снижается по сравнению с температурой 25°C. Из данных таблицы видно, что при температуре 45°C семена не прорастают (0%). Поскольку при 35°C скорость прорастания меньше, чем при 25°C, но больше, чем при 45°C, можно предположить, что она составляет 30% (термин 9).
Д) При температуре 45°C скорость прорастания семян составляет 0%. Это связано с денатурацией белков при высоких температурах. Поэтому для ячейки Д подходит термин «Семена не прорастают из-за денатурации белков» (термин 5).
Таким образом, правильный ответ: 67194.
Проанализируйте таблицу «Сравнительная характеристика типов размножения». Заполните пустые ячейки таблицы, используя термины, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин из предложенного списка.
| Тип размножения |
Способ размножения |
Особенности |
| Бесполое |
__________(А) |
Потомство генетически идентично родительскому организму |
| __________(Б) |
Партеногенез |
Развитие организма из неоплодотворённой яйцеклетки |
| Половое |
__________(В) |
Слияние мужской и женской гамет с образованием зиготы |
| Половое |
Конъюгация |
__________(Г) |
Список терминов:
- половое
- бесполое
- вегетативное размножение
- почкование
- оплодотворение
- обмен генетической информацией между двумя особями
- слияние соматических клеток
- образование спор
- партеногенез
Ответ: 4156
Для решения этой задачи необходимо знать основные типы и способы размножения организмов.
А) Способ бесполого размножения – «почкование» (термин 4). Почкование – один из способов бесполого размножения, при котором на теле родительского организма образуется выпячивание (почка), которое затем отделяется и развивается в самостоятельный организм. Другие способы бесполого размножения – деление, спорообразование, вегетативное размножение.
Б) Тип размножения для партеногенеза – «половое» (термин 1). Партеногенез – это особый тип полового размножения, при котором организм развивается из неоплодотворенной яйцеклетки. Хотя оплодотворение отсутствует, партеногенез относится к половому размножению, так как в нем участвуют половые клетки (яйцеклетки).
В) Способ полового размножения – «оплодотворение» (термин 5). Оплодотворение – это процесс слияния мужской и женской гамет с образованием зиготы, из которой развивается новый организм.
Г) Особенность конъюгации – «обмен генетической информацией между двумя особями» (термин 6). Конъюгация – это процесс, при котором две особи временно соединяются и обмениваются генетическим материалом. Конъюгация характерна для некоторых простейших (например, инфузорий) и бактерий.
Таким образом, правильный ответ: 4156.
Типичные ошибки при выполнении задания
- Невнимательное чтение условия задания. Необходимо внимательно прочитать условие задания и понять, что требуется сделать.
- Неправильное понимание биологических терминов и понятий. Необходимо знать и понимать основные биологические термины и понятия.
- Неумение анализировать данные таблицы. Необходимо уметь выявлять закономерности и тенденции в данных таблицы.
- Неумение сопоставлять данные таблицы с имеющимися знаниями по биологии. Необходимо уметь применять свои знания по биологии для анализа данных таблицы.
- Неправильная запись ответа. Необходимо правильно записать ответ в соответствии с требованиями задания.
Рекомендации по выполнению задания
- Внимательно прочитайте условие задания. Определите, что требуется сделать: заполнить пустые ячейки таблицы, проанализировать данные таблицы, сделать выводы на основе данных таблицы и т.д.
- Внимательно изучите таблицу. Определите, какая информация представлена в таблице, какие данные содержатся в ячейках, какие закономерности можно выявить.
- Проанализируйте список терминов или понятий. Определите, какие термины или понятия подходят для заполнения пустых ячеек таблицы.
- Заполните пустые ячейки таблицы. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин или понятие из предложенного списка.
- Проверьте свой ответ. Убедитесь, что выбранные термины или понятия соответствуют данным таблицы и имеющимся знаниям по биологии.
- Запишите ответ. Запишите ответ в виде последовательности цифр, соответствующих выбранным терминам или понятиям, в порядке следования букв.
Важно!
При выполнении задания на работу с таблицей необходимо записать ответ в виде последовательности цифр, соответствующих выбранным терминам или понятиям, в порядке следования букв. Например, если для ячейки А выбран термин 3, для ячейки Б – термин 1, для ячейки В – термин 5, для ячейки Г – термин 2, для ячейки Д – термин 4, то ответ записывается как 31524.
Задание 20 ЕГЭ: ПРАКТИКА
Закрепите теорию на практике! Попробуйте решить несколько вариантов задания 20.