Задание 22 ЕГЭ по биологии 2025: Анализ биологических экспериментов (часть 1)

Общая характеристика задания

Задание 22 относится к высокому уровню сложности и проверяет умение анализировать биологические эксперименты, интерпретировать их результаты и делать обоснованные выводы. Это задание с развёрнутым ответом, требующее подробного объяснения и аргументации.

В этом задании вам предлагается описание эксперимента, его результаты (часто в виде таблицы, графика или диаграммы), и вам необходимо проанализировать представленные данные, сделать выводы и ответить на поставленные вопросы.

Типы экспериментов в задании 22

В задании 22 могут встречаться различные типы биологических экспериментов:

Алгоритм анализа биологического эксперимента

  1. Определение цели эксперимента - что исследователи хотели выяснить или доказать
  2. Анализ методики проведения эксперимента - какие методы и подходы использовались
  3. Выявление контрольных и экспериментальных групп - какие группы сравнивались
  4. Анализ полученных результатов - что показали данные эксперимента
  5. Формулировка выводов - какие заключения можно сделать на основе результатов
  6. Оценка достоверности результатов - насколько надежны полученные данные
  7. Определение значимости эксперимента - какое значение имеют полученные результаты

Важные понятия при анализе экспериментов

Пример задания и его решение

Задание:

Исследователи изучали влияние различных концентраций соли на прорастание семян пшеницы. Они взяли 5 групп по 100 семян и поместили их в растворы с разной концентрацией NaCl: 0% (контроль), 0,5%, 1%, 1,5% и 2%. Через 7 дней подсчитали количество проросших семян в каждой группе. Результаты представлены в таблице:

Концентрация NaCl Количество проросших семян Процент прорастания
0% (контроль) 92 92%
0,5% 85 85%
1% 63 63%
1,5% 31 31%
2% 12 12%

Вопросы:

  1. Какова цель данного эксперимента?
  2. Как влияет увеличение концентрации соли на прорастание семян пшеницы?
  3. При какой концентрации соли наблюдается наиболее резкое снижение процента прорастания семян?
  4. Какие выводы можно сделать на основе результатов эксперимента?
  5. Какое практическое значение могут иметь результаты данного эксперимента?

Решение:

  1. Цель эксперимента: Изучение влияния различных концентраций соли (NaCl) на прорастание семян пшеницы.
  2. Влияние увеличения концентрации соли: С увеличением концентрации соли в растворе процент прорастания семян пшеницы снижается. Наблюдается обратная зависимость между концентрацией соли и процентом прорастания семян.
  3. Наиболее резкое снижение: Наиболее резкое снижение процента прорастания наблюдается при переходе от 0,5% к 1% концентрации (снижение на 22%) и от 1% к 1,5% (снижение на 32%).
  4. Выводы:
    • Соль оказывает ингибирующее (подавляющее) действие на прорастание семян пшеницы.
    • Чем выше концентрация соли, тем сильнее подавляется прорастание семян.
    • При концентрации соли 2% прорастает только 12% семян, что указывает на высокую чувствительность пшеницы к засолению.
    • Даже небольшое засоление (0,5%) снижает процент прорастания семян по сравнению с контролем.
  5. Практическое значение:
    • Результаты эксперимента могут быть использованы в сельском хозяйстве для определения пригодности почв с различной степенью засоления для выращивания пшеницы.
    • Данные могут помочь в разработке методов предпосевной обработки семян для повышения их устойчивости к засолению.
    • Эксперимент может быть использован для селекции сортов пшеницы, устойчивых к засолению почвы.
    • Результаты важны для понимания физиологических механизмов устойчивости растений к абиотическим стрессам.

Практическое задание для самостоятельного решения

Исследователи изучали влияние различных концентраций гиббереллиновой кислоты (ГК) на рост стеблей гороха. Они обработали 4 группы растений растворами с разной концентрацией ГК: 0 мг/л (контроль), 10 мг/л, 50 мг/л и 100 мг/л. Через 10 дней измерили прирост стеблей в каждой группе. Результаты представлены в таблице:

Концентрация ГК (мг/л) Средний прирост стеблей (см)
0 (контроль) 3,2
10 5,7
50 8,9
100 9,1

Вопросы:

  1. Какова цель данного эксперимента?
  2. Как влияет увеличение концентрации гиббереллиновой кислоты на рост стеблей гороха?
  3. При какой концентрации ГК наблюдается наиболее значительное увеличение прироста стеблей по сравнению с предыдущей концентрацией?
  4. Какие выводы можно сделать на основе результатов эксперимента?
  5. Какое практическое значение могут иметь результаты данного эксперимента?

Решение практического задания:

  1. Цель эксперимента: Изучение влияния различных концентраций гиббереллиновой кислоты (ГК) на рост стеблей гороха.
  2. Влияние увеличения концентрации ГК: С увеличением концентрации гиббереллиновой кислоты средний прирост стеблей гороха увеличивается. Наблюдается прямая зависимость между концентрацией ГК и приростом стеблей, однако эта зависимость не линейна и имеет тенденцию к насыщению при высоких концентрациях.
  3. Наиболее значительное увеличение: Наиболее значительное увеличение прироста стеблей наблюдается при переходе от 10 мг/л к 50 мг/л (увеличение на 3,2 см).
  4. Выводы:
    • Гиббереллиновая кислота стимулирует рост стеблей гороха.
    • Эффект стимуляции роста зависит от концентрации ГК.
    • При концентрации ГК 50 мг/л и 100 мг/л наблюдается почти одинаковый прирост стеблей (8,9 см и 9,1 см соответственно), что указывает на достижение эффекта насыщения.
    • Дальнейшее увеличение концентрации ГК выше 50 мг/л не приводит к значительному увеличению прироста стеблей.
  5. Практическое значение:
    • Результаты эксперимента могут быть использованы в сельском хозяйстве для разработки методов стимуляции роста растений.
    • Данные помогают определить оптимальную концентрацию ГК для обработки растений с целью увеличения их роста.
    • Эксперимент показывает, что использование ГК в концентрации выше 50 мг/л экономически нецелесообразно, так как не приводит к значительному увеличению прироста.
    • Результаты важны для понимания физиологических механизмов действия гиббереллинов на рост растений.

Типичные ошибки при выполнении задания 22

Рекомендации по выполнению задания 22

  1. Внимательно прочитайте описание эксперимента и поставленные вопросы
  2. Определите тип эксперимента и его цель
  3. Выделите контрольную и экспериментальные группы
  4. Проанализируйте представленные данные, обращая внимание на тенденции и закономерности
  5. Сравните результаты в экспериментальных группах с контрольной группой
  6. Сформулируйте четкие выводы на основе анализа данных
  7. Объясните биологические механизмы наблюдаемых явлений
  8. Укажите практическое значение результатов эксперимента
  9. Проверьте, что вы ответили на все поставленные вопросы
  10. Используйте биологические термины и понятия в своем ответе

Критерии оценивания задания 22

Задание 22 оценивается максимум в 3 балла по следующим критериям:

Заключение

Задание 22 ЕГЭ по биологии проверяет умение анализировать биологические эксперименты, интерпретировать их результаты и делать обоснованные выводы. Для успешного выполнения этого задания необходимо понимать методологию научного исследования, уметь анализировать данные, представленные в различных формах, и формулировать четкие выводы на основе этого анализа.

Регулярная практика в решении подобных заданий, изучение различных типов биологических экспериментов и понимание биологических механизмов изучаемых процессов помогут вам успешно справиться с заданием 22 на ЕГЭ по биологии.