Задание 22 ЕГЭ по биологии 2025: Анализ биологических экспериментов (часть 1)
Общая характеристика задания
Задание 22 относится к высокому уровню сложности и проверяет умение анализировать биологические эксперименты, интерпретировать их результаты и делать обоснованные выводы. Это задание с развёрнутым ответом, требующее подробного объяснения и аргументации.
В этом задании вам предлагается описание эксперимента, его результаты (часто в виде таблицы, графика или диаграммы), и вам необходимо проанализировать представленные данные, сделать выводы и ответить на поставленные вопросы.
Типы экспериментов в задании 22
В задании 22 могут встречаться различные типы биологических экспериментов:
- Физиологические эксперименты (изучение функций организма)
- Биохимические эксперименты (изучение химических процессов в живых организмах)
- Генетические эксперименты (изучение наследования признаков)
- Экологические эксперименты (изучение взаимодействия организмов с окружающей средой)
- Эволюционные эксперименты (моделирование эволюционных процессов)
Алгоритм анализа биологического эксперимента
- Определение цели эксперимента - что исследователи хотели выяснить или доказать
- Анализ методики проведения эксперимента - какие методы и подходы использовались
- Выявление контрольных и экспериментальных групп - какие группы сравнивались
- Анализ полученных результатов - что показали данные эксперимента
- Формулировка выводов - какие заключения можно сделать на основе результатов
- Оценка достоверности результатов - насколько надежны полученные данные
- Определение значимости эксперимента - какое значение имеют полученные результаты
Важные понятия при анализе экспериментов
- Контрольная группа - группа, в которой не проводится экспериментальное воздействие, служит для сравнения с экспериментальной группой
- Экспериментальная группа - группа, подвергающаяся экспериментальному воздействию
- Переменная - фактор, который изменяется или измеряется в эксперименте
- Независимая переменная - фактор, который исследователь изменяет намеренно
- Зависимая переменная - фактор, изменение которого наблюдается в результате эксперимента
- Статистическая значимость - показатель того, насколько вероятно, что наблюдаемые различия не являются случайными
Пример задания и его решение
Задание:
Исследователи изучали влияние различных концентраций соли на прорастание семян пшеницы. Они взяли 5 групп по 100 семян и поместили их в растворы с разной концентрацией NaCl: 0% (контроль), 0,5%, 1%, 1,5% и 2%. Через 7 дней подсчитали количество проросших семян в каждой группе. Результаты представлены в таблице:
| Концентрация NaCl |
Количество проросших семян |
Процент прорастания |
| 0% (контроль) |
92 |
92% |
| 0,5% |
85 |
85% |
| 1% |
63 |
63% |
| 1,5% |
31 |
31% |
| 2% |
12 |
12% |
Вопросы:
- Какова цель данного эксперимента?
- Как влияет увеличение концентрации соли на прорастание семян пшеницы?
- При какой концентрации соли наблюдается наиболее резкое снижение процента прорастания семян?
- Какие выводы можно сделать на основе результатов эксперимента?
- Какое практическое значение могут иметь результаты данного эксперимента?
Решение:
- Цель эксперимента: Изучение влияния различных концентраций соли (NaCl) на прорастание семян пшеницы.
- Влияние увеличения концентрации соли: С увеличением концентрации соли в растворе процент прорастания семян пшеницы снижается. Наблюдается обратная зависимость между концентрацией соли и процентом прорастания семян.
- Наиболее резкое снижение: Наиболее резкое снижение процента прорастания наблюдается при переходе от 0,5% к 1% концентрации (снижение на 22%) и от 1% к 1,5% (снижение на 32%).
- Выводы:
- Соль оказывает ингибирующее (подавляющее) действие на прорастание семян пшеницы.
- Чем выше концентрация соли, тем сильнее подавляется прорастание семян.
- При концентрации соли 2% прорастает только 12% семян, что указывает на высокую чувствительность пшеницы к засолению.
- Даже небольшое засоление (0,5%) снижает процент прорастания семян по сравнению с контролем.
- Практическое значение:
- Результаты эксперимента могут быть использованы в сельском хозяйстве для определения пригодности почв с различной степенью засоления для выращивания пшеницы.
- Данные могут помочь в разработке методов предпосевной обработки семян для повышения их устойчивости к засолению.
- Эксперимент может быть использован для селекции сортов пшеницы, устойчивых к засолению почвы.
- Результаты важны для понимания физиологических механизмов устойчивости растений к абиотическим стрессам.
Практическое задание для самостоятельного решения
Исследователи изучали влияние различных концентраций гиббереллиновой кислоты (ГК) на рост стеблей гороха. Они обработали 4 группы растений растворами с разной концентрацией ГК: 0 мг/л (контроль), 10 мг/л, 50 мг/л и 100 мг/л. Через 10 дней измерили прирост стеблей в каждой группе. Результаты представлены в таблице:
| Концентрация ГК (мг/л) |
Средний прирост стеблей (см) |
| 0 (контроль) |
3,2 |
| 10 |
5,7 |
| 50 |
8,9 |
| 100 |
9,1 |
Вопросы:
- Какова цель данного эксперимента?
- Как влияет увеличение концентрации гиббереллиновой кислоты на рост стеблей гороха?
- При какой концентрации ГК наблюдается наиболее значительное увеличение прироста стеблей по сравнению с предыдущей концентрацией?
- Какие выводы можно сделать на основе результатов эксперимента?
- Какое практическое значение могут иметь результаты данного эксперимента?
Решение практического задания:
- Цель эксперимента: Изучение влияния различных концентраций гиббереллиновой кислоты (ГК) на рост стеблей гороха.
- Влияние увеличения концентрации ГК: С увеличением концентрации гиббереллиновой кислоты средний прирост стеблей гороха увеличивается. Наблюдается прямая зависимость между концентрацией ГК и приростом стеблей, однако эта зависимость не линейна и имеет тенденцию к насыщению при высоких концентрациях.
- Наиболее значительное увеличение: Наиболее значительное увеличение прироста стеблей наблюдается при переходе от 10 мг/л к 50 мг/л (увеличение на 3,2 см).
- Выводы:
- Гиббереллиновая кислота стимулирует рост стеблей гороха.
- Эффект стимуляции роста зависит от концентрации ГК.
- При концентрации ГК 50 мг/л и 100 мг/л наблюдается почти одинаковый прирост стеблей (8,9 см и 9,1 см соответственно), что указывает на достижение эффекта насыщения.
- Дальнейшее увеличение концентрации ГК выше 50 мг/л не приводит к значительному увеличению прироста стеблей.
- Практическое значение:
- Результаты эксперимента могут быть использованы в сельском хозяйстве для разработки методов стимуляции роста растений.
- Данные помогают определить оптимальную концентрацию ГК для обработки растений с целью увеличения их роста.
- Эксперимент показывает, что использование ГК в концентрации выше 50 мг/л экономически нецелесообразно, так как не приводит к значительному увеличению прироста.
- Результаты важны для понимания физиологических механизмов действия гиббереллинов на рост растений.
Типичные ошибки при выполнении задания 22
- Неправильное определение цели эксперимента
- Игнорирование контрольной группы при анализе результатов
- Неверная интерпретация данных таблиц, графиков или диаграмм
- Формулировка выводов, не подтвержденных данными эксперимента
- Отсутствие объяснения биологических механизмов наблюдаемых явлений
- Неполные ответы на поставленные вопросы
- Использование общих фраз вместо конкретного анализа данных
Рекомендации по выполнению задания 22
- Внимательно прочитайте описание эксперимента и поставленные вопросы
- Определите тип эксперимента и его цель
- Выделите контрольную и экспериментальные группы
- Проанализируйте представленные данные, обращая внимание на тенденции и закономерности
- Сравните результаты в экспериментальных группах с контрольной группой
- Сформулируйте четкие выводы на основе анализа данных
- Объясните биологические механизмы наблюдаемых явлений
- Укажите практическое значение результатов эксперимента
- Проверьте, что вы ответили на все поставленные вопросы
- Используйте биологические термины и понятия в своем ответе
Критерии оценивания задания 22
Задание 22 оценивается максимум в 3 балла по следующим критериям:
- 3 балла: Ответ включает все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок
- 2 балла: Ответ включает 2 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 3 названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки
- 1 балл: Ответ включает 1 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 2 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки
- 0 баллов: Ответ неправильный или неполный, ИЛИ ответ содержит грубые биологические ошибки
Заключение
Задание 22 ЕГЭ по биологии проверяет умение анализировать биологические эксперименты, интерпретировать их результаты и делать обоснованные выводы. Для успешного выполнения этого задания необходимо понимать методологию научного исследования, уметь анализировать данные, представленные в различных формах, и формулировать четкие выводы на основе этого анализа.
Регулярная практика в решении подобных заданий, изучение различных типов биологических экспериментов и понимание биологических механизмов изучаемых процессов помогут вам успешно справиться с заданием 22 на ЕГЭ по биологии.