Задание 23 ЕГЭ по биологии 2025: Анализ биологических экспериментов (часть 2)
Общая характеристика задания
Задание 23 относится к высокому уровню сложности и является продолжением задания 22. Оно также проверяет умение анализировать биологические эксперименты, но с акцентом на более сложные аспекты: выявление причинно-следственных связей, сравнение экспериментальных данных, оценку методологии эксперимента и формулировку альтернативных гипотез.
В этом задании вам предлагается описание эксперимента, его результаты (часто в виде таблицы, графика или диаграммы), и вам необходимо провести углубленный анализ представленных данных, оценить методологию эксперимента и предложить возможные объяснения полученных результатов.
Особенности задания 23 по сравнению с заданием 22
Хотя задания 22 и 23 оба связаны с анализом биологических экспериментов, между ними есть существенные различия:
| Задание 22 |
Задание 23 |
| Базовый анализ результатов эксперимента |
Углубленный анализ с оценкой методологии |
| Выявление основных закономерностей |
Выявление сложных причинно-следственных связей |
| Формулировка прямых выводов из данных |
Предложение альтернативных объяснений и гипотез |
| Оценка практического значения результатов |
Критическая оценка методологии и достоверности результатов |
Расширенный алгоритм анализа биологического эксперимента для задания 23
- Определение цели и гипотезы эксперимента - что исследователи хотели выяснить и какую гипотезу проверяли
- Критический анализ методики проведения эксперимента - насколько адекватны использованные методы, достаточен ли размер выборки, правильно ли организован контроль
- Выявление и оценка переменных - какие переменные контролировались, какие измерялись, какие могли остаться неучтенными
- Анализ полученных результатов - что показали данные эксперимента, есть ли статистически значимые различия
- Выявление причинно-следственных связей - какие факторы могли повлиять на наблюдаемые результаты
- Формулировка альтернативных объяснений - какие другие гипотезы могут объяснить полученные результаты
- Оценка достоверности и ограничений эксперимента - насколько надежны полученные данные, какие факторы могли исказить результаты
- Предложение путей улучшения эксперимента - как можно усовершенствовать методику для получения более достоверных результатов
- Определение значимости эксперимента - какое теоретическое и практическое значение имеют полученные результаты
Важные аспекты критического анализа эксперимента
- Размер выборки - достаточно ли большая выборка для получения статистически значимых результатов
- Контроль переменных - все ли важные переменные были учтены и контролировались
- Адекватность контрольной группы - насколько хорошо контрольная группа соответствует экспериментальной
- Возможные систематические ошибки - есть ли в методике эксперимента источники систематических ошибок
- Воспроизводимость результатов - можно ли воспроизвести результаты при повторении эксперимента
- Внешняя валидность - можно ли обобщить результаты эксперимента на другие условия или организмы
Пример задания и его решение
Задание:
Исследователи изучали влияние различных концентраций антибиотика на рост бактериальной культуры. Они взяли 5 чашек Петри с питательной средой и добавили в них разные концентрации антибиотика: 0 мкг/мл (контроль), 5 мкг/мл, 10 мкг/мл, 15 мкг/мл и 20 мкг/мл. Затем в каждую чашку внесли одинаковое количество бактерий и инкубировали при температуре 37°C в течение 24 часов. После этого подсчитали количество колоний бактерий в каждой чашке. Результаты представлены в таблице:
| Концентрация антибиотика (мкг/мл) |
Количество колоний бактерий |
Процент от контроля |
| 0 (контроль) |
250 |
100% |
| 5 |
180 |
72% |
| 10 |
95 |
38% |
| 15 |
30 |
12% |
| 20 |
5 |
2% |
Вопросы:
- Какова цель и гипотеза данного эксперимента?
- Как влияет увеличение концентрации антибиотика на рост бактериальной культуры?
- Оцените методику проведения эксперимента. Какие факторы могли повлиять на достоверность результатов?
- Предложите альтернативные объяснения наблюдаемого снижения количества колоний при увеличении концентрации антибиотика.
- Как можно усовершенствовать данный эксперимент для получения более достоверных результатов?
- Какие выводы можно сделать на основе результатов эксперимента?
- Какое практическое значение могут иметь результаты данного эксперимента?
Решение:
- Цель и гипотеза эксперимента:
Цель: Изучение влияния различных концентраций антибиотика на рост бактериальной культуры.
Гипотеза: Увеличение концентрации антибиотика приводит к снижению роста бактериальной культуры (количества колоний бактерий).
- Влияние увеличения концентрации антибиотика:
С увеличением концентрации антибиотика количество колоний бактерий снижается. Наблюдается обратная зависимость между концентрацией антибиотика и количеством колоний. При концентрации 20 мкг/мл выживает только 2% бактерий по сравнению с контролем.
- Оценка методики и факторы, влияющие на достоверность:
- В эксперименте использовалась только одна повторность для каждой концентрации, что снижает статистическую достоверность результатов.
- Не указан вид бактерий и тип антибиотика, что ограничивает возможность обобщения результатов.
- Не контролировались возможные различия в начальной концентрации бактерий в разных чашках.
- Не учитывалась возможная неравномерность распределения антибиотика в питательной среде.
- Не указано, проводилась ли статистическая обработка результатов.
- Однократное измерение через 24 часа не позволяет оценить динамику роста бактерий.
- Альтернативные объяснения наблюдаемого снижения:
- Снижение количества колоний может быть связано не только с гибелью бактерий, но и с замедлением их размножения под действием антибиотика.
- Возможно, антибиотик влияет на способность бактерий формировать колонии, но не на их выживаемость.
- Часть бактерий может перейти в состояние покоя (персистеры) под действием антибиотика, что также приведет к снижению количества видимых колоний.
- Антибиотик может взаимодействовать с компонентами питательной среды, что может влиять на его эффективность и доступность для бактерий.
- В популяции бактерий могут присутствовать как чувствительные, так и устойчивые к антибиотику клоны, что объясняет наличие колоний даже при высоких концентрациях антибиотика.
- Пути усовершенствования эксперимента:
- Увеличить количество повторностей для каждой концентрации антибиотика (минимум 3-5 повторностей).
- Использовать более точные методы определения количества бактерий (например, подсчет КОЕ - колониеобразующих единиц).
- Проводить измерения в динамике (через разные промежутки времени) для оценки скорости роста бактерий.
- Использовать несколько видов бактерий для оценки специфичности действия антибиотика.
- Контролировать равномерность распределения антибиотика в питательной среде.
- Проводить статистическую обработку результатов для оценки их достоверности.
- Определить минимальную ингибирующую концентрацию (МИК) антибиотика более точно, используя более узкий диапазон концентраций.
- Выводы на основе результатов эксперимента:
- Антибиотик эффективно подавляет рост бактериальной культуры, причем эффективность возрастает с увеличением концентрации.
- Наиболее резкое снижение количества колоний наблюдается при переходе от 5 мкг/мл к 10 мкг/мл (снижение на 34%) и от 10 мкг/мл к 15 мкг/мл (снижение на 26%).
- При концентрации антибиотика 20 мкг/мл выживает только 2% бактерий, что указывает на высокую эффективность антибиотика в этой концентрации.
- Минимальная ингибирующая концентрация (МИК) антибиотика для данной бактериальной культуры находится в диапазоне между 15 и 20 мкг/мл, так как при 20 мкг/мл наблюдается почти полное подавление роста бактерий.
- Наличие небольшого количества колоний даже при высоких концентрациях антибиотика может указывать на присутствие в популяции устойчивых к антибиотику клонов.
- Практическое значение результатов эксперимента:
- Результаты могут быть использованы для определения оптимальной дозировки антибиотика при лечении бактериальных инфекций.
- Данные помогают определить минимальную ингибирующую концентрацию (МИК) антибиотика для данной бактериальной культуры.
- Эксперимент может быть использован для скрининга новых антибиотиков и сравнения их эффективности.
- Результаты важны для понимания механизмов действия антибиотиков и развития устойчивости бактерий к ним.
- Данные могут быть использованы для разработки стратегий преодоления антибиотикорезистентности.
Практическое задание для самостоятельного решения
Исследователи изучали влияние различных концентраций тяжелого металла (свинца) на активность фермента каталазы в листьях растений. Они выращивали растения в растворах с разной концентрацией свинца: 0 мг/л (контроль), 10 мг/л, 50 мг/л, 100 мг/л и 200 мг/л. Через 14 дней измерили активность каталазы в листьях растений. Результаты представлены в таблице:
| Концентрация свинца (мг/л) |
Активность каталазы (мкмоль H₂O₂/мг белка/мин) |
Процент от контроля |
| 0 (контроль) |
42,5 |
100% |
| 10 |
58,7 |
138% |
| 50 |
75,2 |
177% |
| 100 |
63,8 |
150% |
| 200 |
31,9 |
75% |
Вопросы:
- Какова цель и гипотеза данного эксперимента?
- Как влияет увеличение концентрации свинца на активность каталазы в листьях растений?
- Оцените методику проведения эксперимента. Какие факторы могли повлиять на достоверность результатов?
- Предложите биологическое объяснение наблюдаемого изменения активности каталазы при разных концентрациях свинца.
- Как можно усовершенствовать данный эксперимент для получения более достоверных результатов?
- Какие выводы можно сделать на основе результатов эксперимента?
- Какое практическое значение могут иметь результаты данного эксперимента?
Решение практического задания:
- Цель и гипотеза эксперимента:
Цель: Изучение влияния различных концентраций свинца на активность фермента каталазы в листьях растений.
Гипотеза: Свинец как тяжелый металл влияет на активность антиоксидантного фермента каталазы в растительных тканях.
- Влияние увеличения концентрации свинца на активность каталазы:
Зависимость активности каталазы от концентрации свинца имеет нелинейный характер. При низких и средних концентрациях свинца (10-100 мг/л) наблюдается повышение активности каталазы по сравнению с контролем, с максимумом при 50 мг/л (177% от контроля). При высокой концентрации свинца (200 мг/л) активность каталазы снижается ниже контрольного уровня (75% от контроля).
- Оценка методики и факторы, влияющие на достоверность:
- В эксперименте не указано количество повторностей, что не позволяет оценить статистическую достоверность результатов.
- Не указан вид растений, что ограничивает возможность обобщения результатов, так как разные виды растений могут по-разному реагировать на тяжелые металлы.
- Не контролировались другие факторы, которые могут влиять на активность каталазы (освещенность, температура, влажность).
- Не указано, учитывалось ли общее состояние растений (рост, развитие, наличие видимых повреждений) при разных концентрациях свинца.
- Однократное измерение через 14 дней не позволяет оценить динамику изменения активности каталазы.
- Не указано, проводилась ли статистическая обработка результатов.
- Биологическое объяснение наблюдаемого изменения активности каталазы:
- Повышение активности каталазы при низких и средних концентрациях свинца (10-100 мг/л) может быть защитной реакцией растения на окислительный стресс, вызванный свинцом. Свинец может стимулировать образование активных форм кислорода (АФК), а каталаза является ферментом, разрушающим перекись водорода (H₂O₂), одну из АФК.
- Максимальная активность каталазы при 50 мг/л свинца может указывать на оптимальный уровень индукции антиоксидантной системы растения в ответ на стресс.
- Снижение активности каталазы при высокой концентрации свинца (200 мг/л) может быть связано с токсическим действием свинца на сам фермент или на клеточные структуры, ответственные за синтез и функционирование фермента. При высоких концентрациях свинец может непосредственно ингибировать активность каталазы, связываясь с функциональными группами фермента.
- Также возможно, что при высоких концентрациях свинца происходит общее угнетение метаболизма растения, включая синтез белков, что приводит к снижению содержания и активности ферментов.
- Пути усовершенствования эксперимента:
- Увеличить количество повторностей для каждой концентрации свинца (минимум 3-5 повторностей).
- Использовать несколько видов растений для оценки видоспецифичности реакции на свинец.
- Проводить измерения в динамике (через разные промежутки времени) для оценки изменения активности каталазы во времени.
- Измерять активность других антиоксидантных ферментов (пероксидаза, супероксиддисмутаза) для получения более полной картины антиоксидантного ответа растения.
- Определять содержание свинца в тканях растений для установления корреляции между накоплением свинца и активностью каталазы.
- Оценивать общее состояние растений (рост, развитие, содержание хлорофилла, интенсивность фотосинтеза) при разных концентрациях свинца.
- Измерять уровень окислительного стресса (содержание малонового диальдегида, перекиси водорода) для подтверждения связи между окислительным стрессом и активностью каталазы.
- Проводить статистическую обработку результатов для оценки их достоверности.
- Выводы на основе результатов эксперимента:
- Свинец оказывает сложное, дозозависимое влияние на активность каталазы в листьях растений.
- При низких и средних концентрациях свинца (10-100 мг/л) наблюдается повышение активности каталазы, что может быть адаптивной реакцией растения на окислительный стресс.
- Максимальная активность каталазы наблюдается при концентрации свинца 50 мг/л (177% от контроля), что может указывать на оптимальный уровень индукции антиоксидантной системы.
- При высокой концентрации свинца (200 мг/л) активность каталазы снижается ниже контрольного уровня (75% от контроля), что может быть связано с токсическим действием свинца на фермент или общим угнетением метаболизма растения.
- Наблюдаемая нелинейная зависимость активности каталазы от концентрации свинца указывает на сложный характер взаимодействия между тяжелыми металлами и антиоксидантной системой растений.
- Практическое значение результатов эксперимента:
- Результаты могут быть использованы для разработки методов биоиндикации загрязнения окружающей среды тяжелыми металлами, используя активность каталазы как биомаркер.
- Данные важны для понимания механизмов устойчивости растений к тяжелым металлам, что может быть использовано в селекции устойчивых сортов для фиторемедиации загрязненных почв.
- Эксперимент может быть использован для оценки потенциальной токсичности свинца для различных видов растений, включая сельскохозяйственные культуры.
- Результаты важны для понимания механизмов окислительного стресса и антиоксидантной защиты у растений в условиях загрязнения окружающей среды.
- Данные могут быть использованы для разработки методов повышения устойчивости растений к тяжелым металлам, например, путем предварительной обработки растений индукторами антиоксидантной системы.
Типичные ошибки при выполнении задания 23
- Поверхностный анализ методики эксперимента без выявления возможных источников ошибок
- Отсутствие критической оценки достоверности результатов
- Неспособность предложить альтернативные объяснения наблюдаемых явлений
- Игнорирование возможных неучтенных переменных, которые могли повлиять на результаты
- Формулировка выводов, выходящих за рамки полученных данных
- Отсутствие предложений по улучшению методики эксперимента
- Неполные или нечеткие ответы на поставленные вопросы
- Использование общих фраз вместо конкретного анализа данных и методики
Рекомендации по выполнению задания 23
- Внимательно прочитайте описание эксперимента, обращая особое внимание на методику его проведения
- Определите цель и гипотезу эксперимента
- Проанализируйте представленные данные, выявляя закономерности и тенденции
- Критически оцените методику эксперимента, выявляя возможные источники ошибок и неучтенные переменные
- Предложите альтернативные объяснения наблюдаемых явлений
- Сформулируйте конкретные предложения по улучшению методики эксперимента
- Сделайте обоснованные выводы на основе анализа данных, не выходя за рамки полученных результатов
- Укажите теоретическое и практическое значение результатов эксперимента
- Используйте биологические термины и понятия в своем ответе
- Проверьте, что вы ответили на все поставленные вопросы
Критерии оценивания задания 23
Задание 23 оценивается максимум в 3 балла по следующим критериям:
- 3 балла: Ответ включает все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок
- 2 балла: Ответ включает 2 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 3 названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки
- 1 балл: Ответ включает 1 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 2 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки
- 0 баллов: Ответ неправильный или неполный, ИЛИ ответ содержит грубые биологические ошибки
Заключение
Задание 23 ЕГЭ по биологии проверяет умение проводить углубленный анализ биологических экспериментов, критически оценивать методику их проведения, предлагать альтернативные объяснения наблюдаемых явлений и пути улучшения эксперимента. Для успешного выполнения этого задания необходимо не только понимать методологию научного исследования и уметь анализировать данные, но и обладать критическим мышлением, способностью выявлять возможные источники ошибок и предлагать альтернативные гипотезы.
Регулярная практика в решении подобных заданий, изучение методологии научных исследований в биологии и развитие критического мышления помогут вам успешно справиться с заданием 23 на ЕГЭ по биологии.