Задание 4 ЕГЭ по биологии 2025: Моно- и дигибридное скрещивание

Четвертое задание ЕГЭ по биологии проверяет знание основных закономерностей наследования признаков, установленных Г. Менделем, и умение решать генетические задачи на моно- и дигибридное скрещивание. В этом задании необходимо понимать механизмы наследования признаков, уметь составлять схемы скрещивания и анализировать их результаты.

Теория для подготовки к заданию

Генетика – это наука о закономерностях наследственности и изменчивости организмов. Основные закономерности наследования признаков были установлены Грегором Менделем в середине XIX века на основе экспериментов с горохом. Эти закономерности легли в основу классической генетики и до сих пор являются фундаментальными для понимания механизмов наследственности.

Основные понятия генетики

Ген и аллель

Ген – это участок ДНК, кодирующий определенный признак организма. Гены располагаются в хромосомах и передаются от родителей потомкам.

Аллель – это одна из возможных форм гена, определяющая вариант развития признака. Аллели одного гена располагаются в одинаковых участках (локусах) гомологичных хромосом.

Если оба аллеля одного гена одинаковы, организм называется гомозиготным по данному гену (АА или аа). Если аллели разные, организм называется гетерозиготным (Аа).

Доминантные и рецессивные признаки

Доминантный признак – это признак, который проявляется у гетерозиготных организмов. Доминантные аллели обозначаются заглавными буквами (А).

Рецессивный признак – это признак, который проявляется только у гомозиготных организмов. Рецессивные аллели обозначаются строчными буквами (а).

Генотип и фенотип

Генотип – это совокупность всех генов организма. В узком смысле генотип – это набор аллелей, определяющих конкретный признак или группу признаков.

Фенотип – это совокупность всех признаков организма, формирующихся в результате взаимодействия генотипа с окружающей средой.

Гомозиготность и гетерозиготность

Гомозиготный организм – это организм, имеющий одинаковые аллели одного гена (АА или аа).

Гетерозиготный организм – это организм, имеющий разные аллели одного гена (Аа).

Законы Менделя

Первый закон Менделя (закон единообразия гибридов первого поколения)

При скрещивании двух гомозиготных организмов, отличающихся друг от друга по одной паре альтернативных признаков, все гибриды первого поколения (F₁) единообразны по фенотипу и генотипу.

Схема скрещивания:

P: АА × аа

G: А, А × а, а

F₁: Аа (100%)

Все гибриды первого поколения имеют генотип Аа и фенотипически проявляют доминантный признак.

Важно!

Первый закон Менделя справедлив только при полном доминировании, когда доминантный аллель полностью подавляет проявление рецессивного аллеля в гетерозиготном состоянии.

Второй закон Менделя (закон расщепления)

При скрещивании двух гетерозиготных организмов (гибридов первого поколения) между собой во втором поколении (F₂) наблюдается расщепление по фенотипу в соотношении 3:1 (3 части особей с доминантным признаком и 1 часть особей с рецессивным признаком) и по генотипу в соотношении 1:2:1 (1 часть гомозигот по доминантному аллелю, 2 части гетерозигот и 1 часть гомозигот по рецессивному аллелю).

Схема скрещивания:

P: Аа × Аа

G: А, а × А, а

F₂: АА (25%), Аа (50%), аа (25%)

По фенотипу: 75% особей с доминантным признаком (АА, Аа) и 25% особей с рецессивным признаком (аа), т.е. соотношение 3:1.

Важно!

Второй закон Менделя является следствием независимого расхождения аллелей при образовании гамет (закон чистоты гамет) и случайного сочетания гамет при оплодотворении.

Третий закон Менделя (закон независимого наследования признаков)

При скрещивании двух организмов, отличающихся друг от друга по двум (или более) парам альтернативных признаков, гены и соответствующие им признаки наследуются независимо друг от друга и комбинируются во всех возможных сочетаниях.

Схема дигибридного скрещивания:

P: ААВВ × аавв

G: АВ × ав

F₁: АаВв (100%)

При скрещивании гибридов первого поколения между собой:

P: АаВв × АаВв

G: АВ, Ав, аВ, ав × АВ, Ав, аВ, ав

F₂: 9 А_В_ : 3 А_вв : 3 ааВ_ : 1 аавв

По фенотипу в F₂ наблюдается расщепление в соотношении 9:3:3:1:

Важно!

Третий закон Менделя справедлив только для генов, расположенных в разных парах гомологичных хромосом или достаточно далеко друг от друга в одной хромосоме, чтобы наследоваться независимо.

Решение задач на моногибридное скрещивание

Алгоритм решения задач на моногибридное скрещивание

  1. Определить, какие признаки наследуются и как они проявляются (доминантные или рецессивные).
  2. Ввести буквенные обозначения для аллелей (заглавные буквы для доминантных аллелей, строчные – для рецессивных).
  3. Определить генотипы родителей (P).
  4. Определить типы гамет, которые образуют родители (G).
  5. Составить решетку Пеннета или записать возможные комбинации гамет для определения генотипов потомства (F).
  6. Определить фенотипы потомства и их соотношение.
  7. Сформулировать ответ в соответствии с вопросом задачи.

Примеры решения задач на моногибридное скрещивание

У человека карий цвет глаз (А) доминирует над голубым (а). Кареглазый мужчина, гетерозиготный по этому признаку, женился на голубоглазой женщине. Какова вероятность рождения в этой семье голубоглазого ребенка?

Ответ: 50%

Решение:

1. Определяем признаки и их проявление:

- Карий цвет глаз (А) – доминантный признак

- Голубой цвет глаз (а) – рецессивный признак

2. Определяем генотипы родителей:

- Кареглазый мужчина, гетерозиготный по этому признаку: Аа

- Голубоглазая женщина: аа (так как голубой цвет глаз – рецессивный признак, который проявляется только в гомозиготном состоянии)

3. Определяем типы гамет, которые образуют родители:

- Мужчина (Аа): А, а

- Женщина (аа): а

4. Составляем решетку Пеннета:

А а
а Аа аа

5. Определяем генотипы и фенотипы потомства:

- Аа – кареглазые дети (50%)

- аа – голубоглазые дети (50%)

6. Вероятность рождения голубоглазого ребенка составляет 50% или 1/2.

У томатов красная окраска плодов (А) доминирует над желтой (а). Гомозиготное растение с красными плодами скрестили с растением, имеющим желтые плоды. Определите генотипы родителей, гибридов первого поколения, соотношение генотипов и фенотипов потомства при самоопылении гибридов первого поколения.

Ответ: P: АА × аа; F₁: Аа (100% красные плоды); F₂: АА (25%), Аа (50%), аа (25%); по фенотипу 3:1 (75% красные плоды, 25% желтые плоды)

Решение:

1. Определяем признаки и их проявление:

- Красная окраска плодов (А) – доминантный признак

- Желтая окраска плодов (а) – рецессивный признак

2. Определяем генотипы родителей:

- Гомозиготное растение с красными плодами: АА

- Растение с желтыми плодами: аа (так как желтая окраска – рецессивный признак, который проявляется только в гомозиготном состоянии)

3. Определяем типы гамет, которые образуют родители:

- Растение с красными плодами (АА): А

- Растение с желтыми плодами (аа): а

4. Определяем генотипы и фенотипы гибридов первого поколения (F₁):

P: АА × аа

G: А × а

F₁: Аа (100% растения с красными плодами)

5. Определяем результаты самоопыления гибридов первого поколения (F₂):

P: Аа × Аа

G: А, а × А, а

F₂: АА (25%), Аа (50%), аа (25%)

6. Определяем соотношение фенотипов в F₂:

- Растения с красными плодами (АА, Аа): 75%

- Растения с желтыми плодами (аа): 25%

Соотношение фенотипов в F₂: 3:1

Решение задач на дигибридное скрещивание

Алгоритм решения задач на дигибридное скрещивание

  1. Определить, какие признаки наследуются и как они проявляются (доминантные или рецессивные).
  2. Ввести буквенные обозначения для аллелей (заглавные буквы для доминантных аллелей, строчные – для рецессивных).
  3. Определить генотипы родителей (P).
  4. Определить типы гамет, которые образуют родители (G).
  5. Составить решетку Пеннета или записать возможные комбинации гамет для определения генотипов потомства (F).
  6. Определить фенотипы потомства и их соотношение.
  7. Сформулировать ответ в соответствии с вопросом задачи.

Примеры решения задач на дигибридное скрещивание

У гороха желтая окраска семян (А) доминирует над зеленой (а), а гладкая форма семян (В) – над морщинистой (в). Гомозиготное растение с желтыми гладкими семенами скрестили с растением, имеющим зеленые морщинистые семена. Определите генотипы родителей, гибридов первого поколения, соотношение генотипов и фенотипов потомства при самоопылении гибридов первого поколения.

Ответ: P: ААВВ × аавв; F₁: АаВв (100% желтые гладкие семена); F₂: 9 А_В_ (желтые гладкие) : 3 А_вв (желтые морщинистые) : 3 ааВ_ (зеленые гладкие) : 1 аавв (зеленые морщинистые)

Решение:

1. Определяем признаки и их проявление:

- Желтая окраска семян (А) – доминантный признак

- Зеленая окраска семян (а) – рецессивный признак

- Гладкая форма семян (В) – доминантный признак

- Морщинистая форма семян (в) – рецессивный признак

2. Определяем генотипы родителей:

- Гомозиготное растение с желтыми гладкими семенами: ААВВ

- Растение с зелеными морщинистыми семенами: аавв (так как оба признака рецессивные, они проявляются только в гомозиготном состоянии)

3. Определяем типы гамет, которые образуют родители:

- Растение с желтыми гладкими семенами (ААВВ): АВ

- Растение с зелеными морщинистыми семенами (аавв): ав

4. Определяем генотипы и фенотипы гибридов первого поколения (F₁):

P: ААВВ × аавв

G: АВ × ав

F₁: АаВв (100% растения с желтыми гладкими семенами)

5. Определяем результаты самоопыления гибридов первого поколения (F₂):

P: АаВв × АаВв

G: АВ, Ав, аВ, ав × АВ, Ав, аВ, ав

F₂: 9/16 А_В_ (желтые гладкие семена)

3/16 А_вв (желтые морщинистые семена)

3/16 ааВ_ (зеленые гладкие семена)

1/16 аавв (зеленые морщинистые семена)

6. Соотношение фенотипов в F₂: 9:3:3:1

У человека карий цвет глаз (А) доминирует над голубым (а), а способность лучше владеть правой рукой (В) – над леворукостью (в). Кареглазый правша, гетерозиготный по обоим признакам, женился на голубоглазой левше. Какова вероятность рождения в этой семье кареглазого левши?

Ответ: 25% или 1/4

Решение:

1. Определяем признаки и их проявление:

- Карий цвет глаз (А) – доминантный признак

- Голубой цвет глаз (а) – рецессивный признак

- Праворукость (В) – доминантный признак

- Леворукость (в) – рецессивный признак

2. Определяем генотипы родителей:

- Кареглазый правша, гетерозиготный по обоим признакам: АаВв

- Голубоглазая левша: аавв (так как оба признака рецессивные, они проявляются только в гомозиготном состоянии)

3. Определяем типы гамет, которые образуют родители:

- Кареглазый правша (АаВв): АВ, Ав, аВ, ав

- Голубоглазая левша (аавв): ав

4. Составляем решетку Пеннета:

АВ Ав аВ ав
ав АаВв Аавв ааВв аавв

5. Определяем генотипы и фенотипы потомства:

- АаВв – кареглазые правши (25%)

- Аавв – кареглазые левши (25%)

- ааВв – голубоглазые правши (25%)

- аавв – голубоглазые левши (25%)

6. Вероятность рождения кареглазого левши (Аавв) составляет 25% или 1/4.

Анализирующее скрещивание

Анализирующее скрещивание – это скрещивание организма с неизвестным генотипом (но с доминантным фенотипом) с организмом, гомозиготным по рецессивным аллелям всех исследуемых генов. Анализирующее скрещивание позволяет определить генотип организма с доминантным фенотипом.

Если организм с доминантным фенотипом гомозиготен (АА), то при анализирующем скрещивании все потомство будет иметь доминантный фенотип (Аа).

Если организм с доминантным фенотипом гетерозиготен (Аа), то при анализирующем скрещивании половина потомства будет иметь доминантный фенотип (Аа), а половина – рецессивный фенотип (аа).

У кроликов черная окраска шерсти (А) доминирует над белой (а). Черный кролик скрещен с белым, и в потомстве получено 7 черных и 5 белых крольчат. Определите генотип черного кролика.

Ответ: Аа

Решение:

1. Определяем признаки и их проявление:

- Черная окраска шерсти (А) – доминантный признак

- Белая окраска шерсти (а) – рецессивный признак

2. Определяем генотип белого кролика:

- Белый кролик: аа (так как белая окраска – рецессивный признак, который проявляется только в гомозиготном состоянии)

3. Анализируем результаты скрещивания:

- В потомстве получено 7 черных и 5 белых крольчат, т.е. примерно 50% черных и 50% белых

4. Определяем генотип черного кролика:

- Если бы черный кролик был гомозиготным (АА), то все потомство было бы черным (Аа)

- Поскольку в потомстве есть белые крольчата, черный кролик должен быть гетерозиготным (Аа)

5. Проверяем:

P: Аа × аа

G: А, а × а

F: Аа (черные) – 50%, аа (белые) – 50%

Это соответствует полученным результатам (примерно равное количество черных и белых крольчат).

Таким образом, генотип черного кролика – Аа.

Типичные ошибки при выполнении задания

  1. Неправильное определение доминантных и рецессивных признаков. Важно внимательно читать условие задачи и правильно определять, какой признак является доминантным, а какой – рецессивным.
  2. Ошибки в обозначении аллелей. Доминантные аллели обозначаются заглавными буквами (А), а рецессивные – строчными (а).
  3. Неправильное определение генотипов родителей. Необходимо учитывать, что рецессивный признак проявляется только в гомозиготном состоянии (аа), а доминантный – как в гомозиготном (АА), так и в гетерозиготном (Аа) состоянии.
  4. Ошибки при определении типов гамет. Гомозиготный организм образует только один тип гамет, а гетерозиготный – два типа гамет в равных количествах.
  5. Неправильное составление решетки Пеннета. При составлении решетки Пеннета необходимо учитывать все возможные комбинации гамет.
  6. Ошибки при подсчете соотношения генотипов и фенотипов. Необходимо правильно группировать генотипы по фенотипам и вычислять их соотношение.

Рекомендации по выполнению задания

  1. Внимательно изучите основные законы Менделя и понятия генетики.
  2. Научитесь определять доминантные и рецессивные признаки, а также генотипы организмов по их фенотипам.
  3. Практикуйтесь в решении задач на моно- и дигибридное скрещивание, используя алгоритм решения.
  4. При решении задач внимательно читайте условие, выделяйте известные данные и то, что требуется найти.
  5. Используйте решетку Пеннета для наглядного представления результатов скрещивания.
  6. Проверяйте свои решения, сравнивая полученные результаты с условием задачи.
  7. Помните о возможных отклонениях от законов Менделя (неполное доминирование, кодоминирование, сцепленное наследование и др.) и учитывайте их при решении задач.

Задание 4 ЕГЭ: ПРАКТИКА

Закрепите теорию на практике! Попробуйте решить несколько вариантов задания 4.