Задание 7 ЕГЭ по биологии 2025: Клетка, организм, селекция, биотехнология (множественный выбор)

Седьмое задание ЕГЭ по биологии проверяет умение выбирать несколько верных ответов из предложенного списка по темам «Клетка как биологическая система», «Организм как биологическая система», «Селекция» и «Биотехнология». В этом задании необходимо выбрать три верных ответа из шести предложенных.

Теория для подготовки к заданию

Клетка как биологическая система

Химический состав клетки

Клетка состоит из различных химических соединений, которые можно разделить на две большие группы: неорганические и органические вещества.

Неорганические вещества клетки:

Органические вещества клетки:

Строение клетки

Клетки можно разделить на два основных типа: прокариотические и эукариотические.

Прокариотическая клетка – это клетка, не имеющая оформленного ядра и мембранных органоидов. К прокариотам относятся бактерии и архебактерии.

Основные компоненты прокариотической клетки:

Эукариотическая клетка – это клетка, имеющая оформленное ядро и мембранные органоиды. К эукариотам относятся животные, растения, грибы и протисты.

Основные компоненты эукариотической клетки:

Процессы жизнедеятельности клетки

Клетка – это не только структурная, но и функциональная единица живого организма. В ней постоянно происходят различные процессы, обеспечивающие ее жизнедеятельность.

Метаболизм – совокупность всех химических реакций, происходящих в клетке. Метаболизм включает два взаимосвязанных процесса: анаболизм (синтез сложных веществ из простых с затратой энергии) и катаболизм (расщепление сложных веществ до простых с выделением энергии).

Энергетический обмен (клеточное дыхание) – процесс окисления органических веществ с выделением энергии, которая запасается в форме АТФ. Основные этапы энергетического обмена:

  1. Подготовительный этап – расщепление сложных органических веществ до более простых (белки → аминокислоты, углеводы → моносахариды, липиды → глицерин и жирные кислоты).
  2. Гликолиз – расщепление глюкозы до пировиноградной кислоты (пирувата) с образованием небольшого количества АТФ и НАДН.
  3. Кислородный этап (аэробное дыхание) – окисление пирувата до углекислого газа и воды с образованием большого количества АТФ. Происходит в митохондриях и включает цикл Кребса и окислительное фосфорилирование.

Фотосинтез – процесс преобразования энергии света в энергию химических связей органических веществ, происходящий в хлоропластах растений и некоторых протистов. Основные этапы фотосинтеза:

  1. Световая фаза – происходит на мембранах тилакоидов и включает поглощение света фотосистемами, фотолиз воды, транспорт электронов по электронтранспортной цепи и синтез АТФ и НАДФН.
  2. Темновая фаза (цикл Кальвина) – происходит в строме хлоропласта и включает фиксацию углекислого газа, восстановление образовавшихся соединений с помощью НАДФН и синтез глюкозы с использованием энергии АТФ.

Биосинтез белка – процесс синтеза полипептидной цепи на основе информации, закодированной в молекуле мРНК. Основные этапы биосинтеза белка:

  1. Транскрипция – синтез мРНК на матрице ДНК.
  2. Трансляция – синтез полипептидной цепи на рибосомах с использованием информации, закодированной в мРНК.

Деление клетки – процесс, в результате которого из одной материнской клетки образуются две или более дочерние клетки. Основные типы деления клетки:

Организм как биологическая система

Одноклеточные и многоклеточные организмы

По количеству клеток организмы делятся на одноклеточные и многоклеточные.

Одноклеточные организмы – организмы, тело которых состоит из одной клетки, выполняющей все функции жизнедеятельности. К одноклеточным организмам относятся многие бактерии, архебактерии и протисты (например, амеба, инфузория-туфелька, эвглена зеленая).

Многоклеточные организмы – организмы, тело которых состоит из множества клеток, специализированных на выполнении определенных функций. К многоклеточным организмам относятся растения, животные, грибы и некоторые протисты.

Размножение организмов

Размножение – это процесс воспроизведения себе подобных, обеспечивающий непрерывность и преемственность жизни.

Основные типы размножения:

Индивидуальное развитие организмов (онтогенез)

Онтогенез – это индивидуальное развитие организма от момента образования зиготы до смерти.

Основные периоды онтогенеза:

  1. Эмбриональный период – развитие организма от зиготы до рождения или выхода из яйцевых оболочек. Включает:
    • Дробление – серия последовательных делений зиготы, приводящая к образованию многоклеточного зародыша (бластулы).
    • Гаструляция – процесс образования зародышевых листков (эктодермы, энтодермы и мезодермы).
    • Органогенез – формирование органов и систем органов из зародышевых листков.
  2. Постэмбриональный период – развитие организма от рождения или выхода из яйцевых оболочек до смерти. Может быть:
    • Прямым – новорожденный организм сходен со взрослым и отличается от него только размерами и степенью развития органов (млекопитающие, птицы, рептилии).
    • Непрямым (с метаморфозом) – новорожденный организм (личинка) существенно отличается от взрослого и проходит стадию превращения (метаморфоза) (насекомые, земноводные).

Наследственность и изменчивость

Наследственность – это способность организмов передавать свои признаки и особенности развития потомству.

Изменчивость – это способность организмов приобретать новые признаки и свойства, отличающие их от родительских форм.

Основные типы изменчивости:

Селекция

Селекция – это наука о методах создания новых и улучшения существующих сортов растений, пород животных и штаммов микроорганизмов с ценными для человека признаками.

Основные методы селекции

Особенности селекции растений

Селекция растений имеет ряд особенностей, связанных с биологическими особенностями растений:

Особенности селекции животных

Селекция животных имеет ряд особенностей, связанных с биологическими особенностями животных:

Особенности селекции микроорганизмов

Селекция микроорганизмов имеет ряд особенностей, связанных с биологическими особенностями микроорганизмов:

Биотехнология

Биотехнология – это наука о методах и технологиях производства различных ценных веществ и продуктов с использованием живых организмов, их систем или продуктов их жизнедеятельности.

Основные направления биотехнологии

Генная инженерия

Генная инженерия – это технология получения новых комбинаций генетического материала путем проводимых вне клетки манипуляций с молекулами нуклеиновых кислот и переноса созданных конструкций генов в живой организм.

Основные этапы генно-инженерных работ:

  1. Получение генетического материала – выделение ДНК из клеток организма-донора.
  2. Получение гена – выделение нужного гена из ДНК организма-донора или синтез гена искусственно.
  3. Введение гена в вектор – встраивание гена в молекулу ДНК-вектора (плазмиду, вирус, фаг), способную проникать в клетку организма-реципиента и размножаться в ней.
  4. Введение вектора в клетку организма-реципиента – трансформация клетки организма-реципиента с помощью вектора, содержащего нужный ген.
  5. Отбор трансформированных клеток – отбор клеток, в которые успешно встроился нужный ген.
  6. Культивирование трансформированных клеток – выращивание трансформированных клеток для получения нужного продукта.

Клеточная инженерия

Клеточная инженерия – это технология конструирования клеток нового типа путем их гибридизации, реконструкции или слияния.

Основные методы клеточной инженерии:

Применение биотехнологии

Биотехнология находит применение в различных областях человеческой деятельности:

Примеры заданий

Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Какие признаки характерны для молекулы ДНК?

  1. Состоит из двух полинуклеотидных цепей, закрученных в спираль
  2. Мономерами являются аминокислоты
  3. Мономерами являются нуклеотиды
  4. Содержит азотистое основание урацил
  5. Комплементарными основаниями являются аденин и тимин
  6. Комплементарными основаниями являются аденин и урацил

Ответ: 135

Для решения этой задачи необходимо знать строение молекулы ДНК.

1) Состоит из двух полинуклеотидных цепей, закрученных в спираль – верно. Молекула ДНК имеет структуру двойной спирали, состоящей из двух полинуклеотидных цепей.

2) Мономерами являются аминокислоты – неверно. Аминокислоты являются мономерами белков, а не ДНК.

3) Мономерами являются нуклеотиды – верно. Нуклеотиды – это мономеры нуклеиновых кислот, в том числе ДНК.

4) Содержит азотистое основание урацил – неверно. Урацил содержится в РНК, а в ДНК вместо него присутствует тимин.

5) Комплементарными основаниями являются аденин и тимин – верно. В молекуле ДНК аденин комплементарен тимину, а гуанин – цитозину.

6) Комплементарными основаниями являются аденин и урацил – неверно. Аденин и урацил являются комплементарными основаниями в молекуле РНК, а не ДНК.

Таким образом, верными являются ответы под номерами 1, 3 и 5.

Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Какие признаки характерны для бесполого размножения?

  1. Участвует только один родительский организм
  2. Происходит слияние гамет
  3. Потомство генетически идентично родителям
  4. Обеспечивает комбинативную изменчивость
  5. Включает вегетативное размножение растений
  6. Происходит с участием мейоза

Ответ: 135

Для решения этой задачи необходимо знать особенности бесполого размножения.

1) Участвует только один родительский организм – верно. При бесполом размножении потомство образуется из клеток или частей тела одного родительского организма.

2) Происходит слияние гамет – неверно. Слияние гамет (оплодотворение) характерно для полового размножения, а не для бесполого.

3) Потомство генетически идентично родителям – верно. При бесполом размножении потомство наследует генетический материал только одного родителя и является его точной копией (клоном).

4) Обеспечивает комбинативную изменчивость – неверно. Комбинативная изменчивость возникает в результате перекомбинации генов при половом размножении, а не при бесполом.

5) Включает вегетативное размножение растений – верно. Вегетативное размножение – это форма бесполого размножения, при которой новый организм развивается из части вегетативного органа растения.

6) Происходит с участием мейоза – неверно. Мейоз – это тип деления клетки, в результате которого образуются гаплоидные гаметы, участвующие в половом размножении. При бесполом размножении мейоз не происходит.

Таким образом, верными являются ответы под номерами 1, 3 и 5.

Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Какие методы используются в селекции растений?

  1. Искусственный отбор
  2. Близкородственное скрещивание
  3. Полиплоидизация
  4. Искусственное осеменение
  5. Трансплантация эмбрионов
  6. Гибридизация

Ответ: 136

Для решения этой задачи необходимо знать методы селекции растений.

1) Искусственный отбор – верно. Искусственный отбор – это основной метод селекции, при котором отбираются организмы с желательными признаками для дальнейшего размножения.

2) Близкородственное скрещивание – неверно. Близкородственное скрещивание (инбридинг) используется в селекции животных для закрепления желательных признаков, но в селекции растений оно может приводить к инбредной депрессии (снижению жизнеспособности и продуктивности).

3) Полиплоидизация – верно. Полиплоидизация – это увеличение числа хромосомных наборов в клетках организма, что часто приводит к повышению жизнеспособности, устойчивости к неблагоприятным условиям и болезням, а также к увеличению размеров растений.

4) Искусственное осеменение – неверно. Искусственное осеменение – это метод, используемый в селекции животных, а не растений.

5) Трансплантация эмбрионов – неверно. Трансплантация эмбрионов – это метод, используемый в селекции животных, а не растений.

6) Гибридизация – верно. Гибридизация – это скрещивание организмов, различающихся по ряду признаков, с целью получения потомства с новыми комбинациями признаков.

Таким образом, верными являются ответы под номерами 1, 3 и 6.

Типичные ошибки при выполнении задания

  1. Невнимательное чтение условия задания. Необходимо внимательно читать условие задания и понимать, что требуется выбрать три верных ответа из шести предложенных.
  2. Недостаточное знание теоретического материала. Для успешного выполнения задания необходимо хорошо знать строение и функции клетки, процессы жизнедеятельности клетки, а также строение, функции и процессы жизнедеятельности организмов различных царств живой природы, основы селекции и биотехнологии.
  3. Путаница в характеристиках различных биологических объектов и процессов. Необходимо четко различать характеристики различных биологических объектов и процессов.
  4. Невнимательность при записи ответа. Необходимо внимательно записывать ответ, соблюдая порядок цифр.

Рекомендации по выполнению задания

  1. Внимательно прочитайте условие задания и определите, что требуется выбрать три верных ответа из шести предложенных.
  2. Проанализируйте каждый из предложенных вариантов ответа и определите, является ли он верным.
  3. Если вы не уверены в правильности какого-то варианта ответа, попробуйте исключить заведомо неверные варианты.
  4. Запишите ответ в виде последовательности цифр, соответствующих верным вариантам ответа, в порядке возрастания.
  5. Проверьте свой ответ, убедившись, что выбранные варианты действительно верны.
Важно!

При выполнении задания на выбор нескольких верных ответов необходимо помнить, что ответ должен содержать ровно три цифры, соответствующие верным вариантам ответа, записанные в порядке возрастания.

Задание 7 ЕГЭ: ПРАКТИКА

Закрепите теорию на практике! Попробуйте решить несколько вариантов задания 7.