Задание 8 ЕГЭ по биологии 2025: Клетка, организм, селекция, биотехнология (последовательности)
Восьмое задание ЕГЭ по биологии проверяет умение устанавливать последовательность биологических процессов, явлений, объектов по темам «Клетка как биологическая система», «Организм как биологическая система», «Селекция» и «Биотехнология». В этом задании необходимо расположить в правильном порядке биологические процессы, явления или объекты.
Теория для подготовки к заданию
Последовательности биологических процессов в клетке
Биосинтез белка
Биосинтез белка – это процесс синтеза полипептидной цепи на основе информации, закодированной в молекуле мРНК. Основные этапы биосинтеза белка:
- Транскрипция – синтез мРНК на матрице ДНК:
- Инициация – присоединение РНК-полимеразы к промотору и начало синтеза мРНК.
- Элонгация – продолжение синтеза мРНК путем присоединения нуклеотидов, комплементарных нуклеотидам ДНК.
- Терминация – завершение синтеза мРНК при достижении терминатора.
- Процессинг мРНК (у эукариот) – созревание мРНК:
- Кэпирование – присоединение кэпа (модифицированного гуанинового нуклеотида) к 5'-концу мРНК.
- Полиаденилирование – присоединение полиадениловой последовательности (поли-А хвоста) к 3'-концу мРНК.
- Сплайсинг – вырезание интронов (некодирующих участков) и сшивание экзонов (кодирующих участков).
- Трансляция – синтез полипептидной цепи на рибосомах с использованием информации, закодированной в мРНК:
- Инициация – формирование инициирующего комплекса, состоящего из малой субъединицы рибосомы, мРНК, инициаторной тРНК и инициирующих факторов.
- Элонгация – последовательное присоединение аминокислот к растущей полипептидной цепи в соответствии с кодонами мРНК.
- Терминация – завершение синтеза полипептидной цепи при достижении стоп-кодона.
- Посттрансляционная модификация – изменение структуры белка после его синтеза:
- Фолдинг – формирование третичной структуры белка.
- Химическая модификация – присоединение к белку различных химических групп (фосфатных, метильных и др.).
- Процессинг – отщепление части полипептидной цепи.
Энергетический обмен (клеточное дыхание)
Энергетический обмен – это процесс окисления органических веществ с выделением энергии, которая запасается в форме АТФ. Основные этапы энергетического обмена:
- Подготовительный этап – расщепление сложных органических веществ до более простых:
- Белки → аминокислоты
- Углеводы → моносахариды (глюкоза)
- Липиды → глицерин и жирные кислоты
- Гликолиз – расщепление глюкозы до пировиноградной кислоты (пирувата) с образованием небольшого количества АТФ и НАДН:
- Активация глюкозы – фосфорилирование глюкозы с затратой АТФ.
- Расщепление глюкозо-6-фосфата до двух молекул глицеральдегид-3-фосфата.
- Окисление глицеральдегид-3-фосфата до пирувата с образованием АТФ и НАДН.
- Кислородный этап (аэробное дыхание) – окисление пирувата до углекислого газа и воды с образованием большого количества АТФ:
- Окислительное декарбоксилирование пирувата – превращение пирувата в ацетил-КоА с выделением CO₂ и образованием НАДН.
- Цикл Кребса (цикл трикарбоновых кислот) – окисление ацетил-КоА до CO₂ с образованием НАДН, ФАДН₂ и АТФ.
- Окислительное фосфорилирование – перенос электронов от НАДН и ФАДН₂ по электронтранспортной цепи на кислород с образованием воды и синтезом АТФ.
Фотосинтез
Фотосинтез – это процесс преобразования энергии света в энергию химических связей органических веществ, происходящий в хлоропластах растений и некоторых протистов. Основные этапы фотосинтеза:
- Световая фаза – происходит на мембранах тилакоидов и включает:
- Поглощение света фотосистемами – возбуждение электронов в молекулах хлорофилла под действием света.
- Фотолиз воды – расщепление молекулы воды на протоны, электроны и кислород.
- Транспорт электронов по электронтранспортной цепи – перенос электронов от фотосистемы II к фотосистеме I с образованием протонного градиента.
- Синтез АТФ – использование энергии протонного градиента для синтеза АТФ из АДФ и неорганического фосфата.
- Восстановление НАДФ⁺ до НАДФН – перенос электронов от фотосистемы I на НАДФ⁺.
- Темновая фаза (цикл Кальвина) – происходит в строме хлоропласта и включает:
- Фиксация углекислого газа – присоединение CO₂ к рибулозо-1,5-бисфосфату с образованием двух молекул 3-фосфоглицериновой кислоты (3-ФГК).
- Восстановление 3-ФГК – превращение 3-ФГК в глицеральдегид-3-фосфат с использованием АТФ и НАДФН.
- Регенерация рибулозо-1,5-бисфосфата – превращение части глицеральдегид-3-фосфата в рибулозо-1,5-бисфосфат с затратой АТФ.
- Синтез глюкозы – превращение части глицеральдегид-3-фосфата в глюкозу.
Митоз
Митоз – это тип деления клетки, в результате которого образуются две дочерние клетки с таким же набором хромосом, как у материнской клетки. Основные фазы митоза:
- Профаза:
- Конденсация хромосом – хромосомы становятся видимыми в световой микроскоп.
- Разрушение ядерной оболочки – ядерная оболочка распадается на мелкие пузырьки.
- Формирование веретена деления – образование микротрубочек, которые будут участвовать в расхождении хромосом.
- Метафаза:
- Выстраивание хромосом в экваториальной плоскости клетки – хромосомы располагаются в центре клетки.
- Прикрепление микротрубочек веретена деления к центромерам хромосом.
- Анафаза:
- Расщепление центромер – разделение сестринских хроматид.
- Расхождение хроматид к противоположным полюсам клетки – движение хроматид под действием микротрубочек веретена деления.
- Телофаза:
- Деконденсация хромосом – хромосомы становятся менее плотными и перестают быть видимыми в световой микроскоп.
- Формирование ядерной оболочки вокруг каждого набора хромосом – образование двух ядер.
- Цитокинез – разделение цитоплазмы и образование двух дочерних клеток.
Мейоз
Мейоз – это тип деления клетки, в результате которого образуются четыре дочерние клетки с гаплоидным (одинарным) набором хромосом. Мейоз включает два последовательных деления: мейоз I и мейоз II.
Мейоз I:
- Профаза I:
- Конденсация хромосом – хромосомы становятся видимыми в световой микроскоп.
- Конъюгация гомологичных хромосом – сближение и соединение гомологичных хромосом с образованием бивалентов.
- Кроссинговер – обмен участками между гомологичными хромосомами.
- Разрушение ядерной оболочки – ядерная оболочка распадается на мелкие пузырьки.
- Формирование веретена деления – образование микротрубочек, которые будут участвовать в расхождении хромосом.
- Метафаза I:
- Выстраивание бивалентов в экваториальной плоскости клетки – биваленты располагаются в центре клетки.
- Прикрепление микротрубочек веретена деления к центромерам хромосом.
- Анафаза I:
- Расхождение гомологичных хромосом к противоположным полюсам клетки – движение хромосом под действием микротрубочек веретена деления.
- Телофаза I:
- Деконденсация хромосом – хромосомы становятся менее плотными.
- Формирование ядерной оболочки вокруг каждого набора хромосом – образование двух ядер.
- Цитокинез – разделение цитоплазмы и образование двух дочерних клеток.
Мейоз II:
- Профаза II:
- Конденсация хромосом – хромосомы становятся видимыми в световой микроскоп.
- Разрушение ядерной оболочки – ядерная оболочка распадается на мелкие пузырьки.
- Формирование веретена деления – образование микротрубочек, которые будут участвовать в расхождении хромосом.
- Метафаза II:
- Выстраивание хромосом в экваториальной плоскости клетки – хромосомы располагаются в центре клетки.
- Прикрепление микротрубочек веретена деления к центромерам хромосом.
- Анафаза II:
- Расщепление центромер – разделение сестринских хроматид.
- Расхождение хроматид к противоположным полюсам клетки – движение хроматид под действием микротрубочек веретена деления.
- Телофаза II:
- Деконденсация хромосом – хромосомы становятся менее плотными и перестают быть видимыми в световой микроскоп.
- Формирование ядерной оболочки вокруг каждого набора хромосом – образование четырех ядер.
- Цитокинез – разделение цитоплазмы и образование четырех дочерних клеток.
Последовательности биологических процессов в организме
Эмбриональное развитие животных
Эмбриональное развитие – это развитие организма от зиготы до рождения или выхода из яйцевых оболочек. Основные этапы эмбрионального развития животных:
- Оплодотворение – слияние мужской и женской гамет с образованием зиготы.
- Дробление – серия последовательных делений зиготы, приводящая к образованию многоклеточного зародыша (бластулы):
- Первое деление дробления – деление зиготы на две клетки (бластомеры).
- Последующие деления дробления – деление бластомеров на все более мелкие клетки.
- Образование бластулы – формирование полого шара, стенка которого состоит из одного слоя клеток.
- Гаструляция – процесс образования зародышевых листков:
- Образование двухслойного зародыша (гаструлы) – формирование эктодермы (наружного зародышевого листка) и энтодермы (внутреннего зародышевого листка).
- Образование трехслойного зародыша – формирование мезодермы (среднего зародышевого листка) между эктодермой и энтодермой.
- Органогенез – формирование органов и систем органов из зародышевых листков:
- Из эктодермы развиваются: нервная система, органы чувств, эпидермис кожи и его производные.
- Из энтодермы развиваются: эпителий пищеварительного тракта и дыхательных путей, печень, поджелудочная железа.
- Из мезодермы развиваются: скелет, мышцы, кровеносная система, выделительная система, половая система.
Жизненный цикл растений
Жизненный цикл растений – это последовательность фаз развития растения от зиготы до образования новой зиготы. Жизненный цикл включает чередование полового (гаметофит) и бесполого (спорофит) поколений.
Жизненный цикл покрытосеменных (цветковых) растений:
- Спорофит – диплоидное (2n) поколение, которое развивается из зиготы и представляет собой взрослое растение.
- Образование спор – формирование гаплоидных (n) спор в результате мейоза:
- Микроспорогенез – образование микроспор в пыльниках тычинок.
- Мегаспорогенез – образование мегаспоры в семязачатке пестика.
- Гаметофит – гаплоидное (n) поколение, которое развивается из спор и производит гаметы:
- Мужской гаметофит (пыльцевое зерно) – развивается из микроспоры и содержит два спермия.
- Женский гаметофит (зародышевый мешок) – развивается из мегаспоры и содержит яйцеклетку и центральную клетку.
- Опыление – перенос пыльцы с пыльников на рыльце пестика.
- Оплодотворение – двойное оплодотворение, характерное для покрытосеменных растений:
- Один спермий сливается с яйцеклеткой, образуя диплоидную (2n) зиготу.
- Второй спермий сливается с центральной клеткой, образуя триплоидный (3n) эндосперм.
- Развитие семени – формирование семени из семязачатка:
- Из зиготы развивается зародыш.
- Из эндосперма развивается питательная ткань.
- Из покровов семязачатка развивается семенная кожура.
- Развитие плода – формирование плода из стенок завязи пестика.
- Прорастание семени – развитие нового спорофита из зародыша семени.
Постэмбриональное развитие животных
Постэмбриональное развитие – это развитие организма от рождения или выхода из яйцевых оболочек до смерти. Основные типы постэмбрионального развития животных:
Прямое развитие – новорожденный организм сходен со взрослым и отличается от него только размерами и степенью развития органов (млекопитающие, птицы, рептилии).
Непрямое развитие (с метаморфозом) – новорожденный организм (личинка) существенно отличается от взрослого и проходит стадию превращения (метаморфоза):
- Полный метаморфоз (насекомые с полным превращением):
- Яйцо – содержит зародыш.
- Личинка – активно питается и растет.
- Куколка – неподвижная стадия, во время которой происходит перестройка организма.
- Имаго (взрослое насекомое) – размножается.
- Неполный метаморфоз (насекомые с неполным превращением):
- Яйцо – содержит зародыш.
- Нимфа – похожа на взрослое насекомое, но меньше размером и не имеет крыльев.
- Имаго (взрослое насекомое) – размножается.
- Метаморфоз земноводных:
- Яйцо – содержит зародыш.
- Головастик – водная личинка с жабрами, хвостом и без конечностей.
- Метаморфоз – превращение головастика во взрослую лягушку (развитие конечностей, легких, редукция хвоста и жабр).
- Взрослая особь – размножается.
Последовательности в селекции и биотехнологии
Селекционный процесс
Селекционный процесс – это последовательность действий, направленных на создание новых сортов растений, пород животных или штаммов микроорганизмов с ценными для человека признаками. Основные этапы селекционного процесса:
- Выбор исходного материала – отбор организмов с желательными признаками для дальнейшей селекционной работы.
- Создание генетического разнообразия – получение организмов с различными комбинациями признаков с помощью гибридизации, мутагенеза, полиплоидии и других методов.
- Отбор – выбор организмов с желательными признаками для дальнейшего размножения:
- Массовый отбор – отбор большого количества особей с желательными признаками.
- Индивидуальный отбор – отбор отдельных особей с желательными признаками и изучение их потомства.
- Размножение отобранных форм – увеличение численности организмов с желательными признаками.
- Испытание – проверка новых сортов, пород или штаммов на соответствие требованиям:
- Предварительное испытание – проверка в небольших масштабах.
- Государственное испытание – проверка в различных условиях и регионах.
- Районирование – определение регионов, в которых новый сорт, порода или штамм будет давать наилучшие результаты.
Генно-инженерные работы
Генная инженерия – это технология получения новых комбинаций генетического материала путем проводимых вне клетки манипуляций с молекулами нуклеиновых кислот и переноса созданных конструкций генов в живой организм. Основные этапы генно-инженерных работ:
- Получение генетического материала – выделение ДНК из клеток организма-донора.
- Получение гена – выделение нужного гена из ДНК организма-донора или синтез гена искусственно:
- Рестрикция – разрезание ДНК с помощью рестриктаз (ферментов, разрезающих ДНК в определенных местах).
- Выделение нужного фрагмента ДНК – отделение нужного гена от остальной ДНК.
- Введение гена в вектор – встраивание гена в молекулу ДНК-вектора (плазмиду, вирус, фаг), способную проникать в клетку организма-реципиента и размножаться в ней:
- Рестрикция вектора – разрезание вектора с помощью тех же рестриктаз, что использовались для выделения гена.
- Лигирование – соединение гена и вектора с помощью лигазы (фермента, сшивающего фрагменты ДНК).
- Введение вектора в клетку организма-реципиента – трансформация клетки организма-реципиента с помощью вектора, содержащего нужный ген:
- Трансформация – введение рекомбинантной ДНК в клетку организма-реципиента.
- Отбор трансформированных клеток – отбор клеток, в которые успешно встроился нужный ген:
- Использование маркерных генов – генов, обеспечивающих устойчивость к антибиотикам или другим селективным агентам.
- Скрининг – проверка наличия нужного гена в клетках.
- Культивирование трансформированных клеток – выращивание трансформированных клеток для получения нужного продукта.
Клонирование организмов
Клонирование – это получение генетически идентичных организмов из соматических клеток. Основные этапы клонирования млекопитающих методом переноса ядра соматической клетки:
- Получение соматической клетки – выделение соматической клетки из организма-донора.
- Получение яйцеклетки – выделение яйцеклетки из организма-реципиента.
- Удаление ядра из яйцеклетки – энуклеация яйцеклетки.
- Перенос ядра соматической клетки в энуклеированную яйцеклетку – введение ядра соматической клетки в яйцеклетку без ядра.
- Активация яйцеклетки – стимуляция деления реконструированной яйцеклетки.
- Культивирование эмбриона – выращивание эмбриона до определенной стадии развития.
- Имплантация эмбриона в матку суррогатной матери – перенос эмбриона в матку самки, которая будет вынашивать клонированный организм.
- Рождение клонированного организма – появление на свет генетически идентичной копии организма-донора.
Примеры заданий
Установите последовательность процессов, происходящих при биосинтезе белка. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
- Присоединение аминокислоты к тРНК
- Образование пептидной связи между аминокислотами
- Синтез мРНК на матрице ДНК
- Присоединение рибосомы к мРНК
- Выход синтезированного белка из рибосомы
Ответ: 34125
Для решения этой задачи необходимо знать последовательность процессов, происходящих при биосинтезе белка.
Биосинтез белка включает два основных этапа: транскрипцию (синтез мРНК на матрице ДНК) и трансляцию (синтез полипептидной цепи на рибосомах с использованием информации, закодированной в мРНК).
3) Синтез мРНК на матрице ДНК – это первый этап биосинтеза белка (транскрипция), во время которого информация о последовательности аминокислот в белке переписывается с ДНК на мРНК.
4) Присоединение рибосомы к мРНК – это начало трансляции, когда рибосома связывается с мРНК и начинает считывать информацию о последовательности аминокислот в белке.
1) Присоединение аминокислоты к тРНК – это процесс, который происходит перед образованием пептидной связи. Аминокислоты присоединяются к соответствующим тРНК с помощью ферментов аминоацил-тРНК-синтетаз.
2) Образование пептидной связи между аминокислотами – это процесс, который происходит на рибосоме во время трансляции. Пептидная связь образуется между аминокислотой, присоединенной к тРНК в А-сайте рибосомы, и растущей полипептидной цепью, присоединенной к тРНК в Р-сайте рибосомы.
5) Выход синтезированного белка из рибосомы – это завершающий этап биосинтеза белка, когда полипептидная цепь полностью синтезирована и отделяется от рибосомы.
Таким образом, правильная последовательность процессов, происходящих при биосинтезе белка: 3 → 4 → 1 → 2 → 5.
Установите последовательность процессов, происходящих при энергетическом обмене в клетке. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
- Расщепление глюкозы до пировиноградной кислоты
- Синтез 36 молекул АТФ
- Расщепление биополимеров до мономеров
- Окисление пировиноградной кислоты до углекислого газа и воды
- Образование ацетил-КоА
Ответ: 31542
Для решения этой задачи необходимо знать последовательность процессов, происходящих при энергетическом обмене в клетке.
Энергетический обмен (клеточное дыхание) включает три основных этапа: подготовительный этап, гликолиз и кислородный этап (аэробное дыхание).
3) Расщепление биополимеров до мономеров – это подготовительный этап энергетического обмена, во время которого сложные органические вещества (белки, углеводы, липиды) расщепляются до более простых (аминокислоты, моносахариды, глицерин и жирные кислоты).
1) Расщепление глюкозы до пировиноградной кислоты – это гликолиз, второй этап энергетического обмена, во время которого глюкоза расщепляется до двух молекул пировиноградной кислоты (пирувата) с образованием небольшого количества АТФ и НАДН.
5) Образование ацетил-КоА – это начало кислородного этапа энергетического обмена, во время которого пируват превращается в ацетил-КоА с выделением CO₂ и образованием НАДН.
4) Окисление пировиноградной кислоты до углекислого газа и воды – это продолжение кислородного этапа энергетического обмена, включающее цикл Кребса и окислительное фосфорилирование.
2) Синтез 36 молекул АТФ – это результат кислородного этапа энергетического обмена, во время которого образуется большое количество АТФ (36-38 молекул АТФ на одну молекулу глюкозы).
Таким образом, правильная последовательность процессов, происходящих при энергетическом обмене в клетке: 3 → 1 → 5 → 4 → 2.
Установите последовательность процессов, происходящих при оплодотворении у цветковых растений. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
- Образование зиготы
- Прорастание пыльцевой трубки
- Слияние спермия с центральной клеткой
- Попадание пыльцы на рыльце пестика
- Образование эндосперма
Ответ: 42135
Для решения этой задачи необходимо знать последовательность процессов, происходящих при оплодотворении у цветковых растений.
Оплодотворение у цветковых растений включает опыление (перенос пыльцы с пыльников на рыльце пестика) и двойное оплодотворение (слияние одного спермия с яйцеклеткой и второго спермия с центральной клеткой).
4) Попадание пыльцы на рыльце пестика – это начало процесса оплодотворения, когда пыльца переносится с пыльников на рыльце пестика (опыление).
2) Прорастание пыльцевой трубки – это процесс, который происходит после попадания пыльцы на рыльце пестика. Пыльцевое зерно прорастает, образуя пыльцевую трубку, которая растет через столбик пестика к семязачатку.
1) Образование зиготы – это результат слияния спермия с яйцеклеткой, первая часть двойного оплодотворения.
3) Слияние спермия с центральной клеткой – это вторая часть двойного оплодотворения, в результате которой образуется триплоидная клетка, дающая начало эндосперму.
5) Образование эндосперма – это процесс, который происходит после слияния спермия с центральной клеткой. Из триплоидной клетки развивается эндосперм – питательная ткань семени.
Таким образом, правильная последовательность процессов, происходящих при оплодотворении у цветковых растений: 4 → 2 → 1 → 3 → 5.
Типичные ошибки при выполнении задания
- Невнимательное чтение условия задания. Необходимо внимательно читать условие задания и понимать, что требуется установить последовательность биологических процессов, явлений или объектов.
- Недостаточное знание теоретического материала. Для успешного выполнения задания необходимо хорошо знать последовательность биологических процессов, явлений или объектов по темам «Клетка как биологическая система», «Организм как биологическая система», «Селекция» и «Биотехнология».
- Путаница в последовательности биологических процессов. Необходимо четко различать последовательность различных биологических процессов.
- Невнимательность при записи ответа. Необходимо внимательно записывать ответ, соблюдая порядок цифр.
Рекомендации по выполнению задания
- Внимательно прочитайте условие задания и определите, какую последовательность биологических процессов, явлений или объектов необходимо установить.
- Проанализируйте каждый из предложенных вариантов и определите, на каком этапе процесса он происходит.
- Установите логическую последовательность процессов, явлений или объектов.
- Запишите ответ в виде последовательности цифр, соответствующих правильному порядку процессов, явлений или объектов.
- Проверьте свой ответ, убедившись, что установленная последовательность логична и соответствует биологическим закономерностям.
Важно!
При выполнении задания на установление последовательности необходимо помнить, что ответ должен содержать все цифры, соответствующие правильному порядку процессов, явлений или объектов, без пропусков и повторений.
Задание 8 ЕГЭ: ПРАКТИКА
Закрепите теорию на практике! Попробуйте решить несколько вариантов задания 8.