Задание 9 ЕГЭ по биологии 2025: Многообразие организмов (с рисунком)
Девятое задание ЕГЭ по биологии проверяет знания о многообразии организмов и умение анализировать биологические рисунки. В этом задании необходимо определить изображенный на рисунке организм или его часть и ответить на вопросы, связанные с его строением, функциями, систематическим положением или жизненным циклом.
Теория для подготовки к заданию
Царство Бактерии
Бактерии – это прокариотические микроорганизмы, клетки которых не имеют оформленного ядра и мембранных органелл. Основные характеристики бактерий:
- Строение клетки:
- Нуклеоид – область цитоплазмы, содержащая кольцевую молекулу ДНК
- Цитоплазма с рибосомами
- Клеточная стенка из муреина (пептидогликана)
- Цитоплазматическая мембрана
- Капсула (у некоторых видов)
- Жгутики (у некоторых видов)
- Пили (у некоторых видов)
- Формы бактериальных клеток:
- Кокки – шаровидные бактерии
- Бациллы – палочковидные бактерии
- Вибрионы – изогнутые палочки
- Спириллы – спиралевидные бактерии
- Способы питания:
- Автотрофы – синтезируют органические вещества из неорганических:
- Фотоавтотрофы – используют энергию света (цианобактерии)
- Хемоавтотрофы – используют энергию химических реакций (нитрифицирующие бактерии)
- Гетеротрофы – используют готовые органические вещества:
- Сапротрофы – питаются органическими остатками
- Паразиты – питаются за счет живых организмов
- Симбионты – вступают в симбиотические отношения с другими организмами
- Способы размножения:
- Бесполое размножение – деление клетки надвое
- Половой процесс – конъюгация (обмен генетическим материалом между бактериями)
- Спорообразование – формирование эндоспор в неблагоприятных условиях (характерно для некоторых бактерий, например, бацилл и клостридий)
Царство Грибы
Грибы – это эукариотические гетеротрофные организмы, сочетающие признаки растений и животных. Основные характеристики грибов:
- Строение клетки:
- Клеточная стенка из хитина
- Цитоплазматическая мембрана
- Ядро с ядрышком
- Митохондрии
- Эндоплазматическая сеть
- Аппарат Гольджи
- Рибосомы
- Вакуоли
- Строение тела:
- Мицелий (грибница) – система ветвящихся нитей (гиф)
- Плодовое тело – репродуктивная структура, образованная плотно переплетенными гифами
- Способы питания:
- Сапротрофы – питаются органическими остатками
- Паразиты – питаются за счет живых организмов
- Симбионты – вступают в симбиотические отношения с другими организмами (например, лишайники – симбиоз гриба и водоросли)
- Способы размножения:
- Бесполое размножение – с помощью спор, образующихся в спорангиях или на конидиеносцах
- Половое размножение – слияние гаплоидных ядер с образованием диплоидного ядра, которое затем делится мейозом
- Основные группы грибов:
- Зигомицеты (мукор)
- Аскомицеты (дрожжи, пеницилл, сморчки, строчки)
- Базидиомицеты (шляпочные грибы, трутовики, головневые, ржавчинные)
- Несовершенные грибы (аспергилл)
Царство Растения
Растения – это эукариотические автотрофные организмы, способные к фотосинтезу. Основные характеристики растений:
- Строение клетки:
- Клеточная стенка из целлюлозы
- Цитоплазматическая мембрана
- Ядро с ядрышком
- Пластиды (хлоропласты, хромопласты, лейкопласты)
- Митохондрии
- Эндоплазматическая сеть
- Аппарат Гольджи
- Рибосомы
- Вакуоли
- Основные группы растений:
- Водоросли – низшие растения, тело которых не дифференцировано на ткани и органы:
- Зеленые водоросли (хламидомонада, улотрикс, спирогира, ульва)
- Красные водоросли (порфира, филлофора)
- Бурые водоросли (ламинария, фукус, саргассум)
- Высшие споровые растения – растения, размножающиеся спорами:
- Моховидные (кукушкин лен, сфагнум)
- Плауновидные (плаун булавовидный)
- Хвощевидные (хвощ полевой)
- Папоротниковидные (щитовник мужской, орляк обыкновенный)
- Семенные растения – растения, размножающиеся семенами:
- Голосеменные (сосна, ель, лиственница, можжевельник)
- Покрытосеменные (цветковые):
- Однодольные (пшеница, рожь, лук, тюльпан)
- Двудольные (фасоль, горох, яблоня, дуб)
- Вегетативные органы растений:
- Корень – подземный орган, выполняющий функции закрепления растения в почве, поглощения воды и минеральных веществ, запасания питательных веществ:
- Зоны корня: деления, растяжения, всасывания, проведения
- Типы корневых систем: стержневая, мочковатая
- Видоизменения корней: корнеплоды, корневые клубни, воздушные корни, дыхательные корни, корни-присоски
- Побег – надземный орган, состоящий из стебля, листьев и почек:
- Стебель – осевая часть побега, выполняющая опорную, проводящую и запасающую функции
- Лист – боковой орган побега, выполняющий функции фотосинтеза, газообмена и транспирации
- Почка – зачаточный побег
- Видоизменения побегов: корневище, клубень, луковица, усы, колючки
- Генеративные органы растений:
- Цветок – видоизмененный побег, служащий для полового размножения:
- Части цветка: цветоножка, цветоложе, чашечка, венчик, тычинки, пестик
- Формула цветка: обозначение строения цветка с помощью символов
- Плод – орган покрытосеменных растений, развивающийся из цветка после оплодотворения и содержащий семена:
- Типы плодов: сухие (зерновка, орех, боб, стручок, коробочка) и сочные (ягода, костянка, яблоко)
- Семя – орган размножения и расселения семенных растений, развивающийся из семязачатка после оплодотворения:
- Строение семени: семенная кожура, зародыш (корешок, стебелек, почечка, семядоли), эндосперм (у некоторых растений)
Царство Животные
Животные – это эукариотические гетеротрофные многоклеточные организмы, способные к активному передвижению. Основные характеристики животных:
- Строение клетки:
- Цитоплазматическая мембрана
- Ядро с ядрышком
- Митохондрии
- Эндоплазматическая сеть
- Аппарат Гольджи
- Рибосомы
- Лизосомы
- Основные группы животных:
- Простейшие (одноклеточные):
- Саркодовые (амеба)
- Жгутиконосцы (эвглена зеленая, трипаносома)
- Инфузории (инфузория-туфелька)
- Споровики (малярийный плазмодий)
- Многоклеточные:
- Кишечнополостные (гидра, медуза, коралл)
- Плоские черви (планария, печеночный сосальщик, бычий цепень)
- Круглые черви (аскарида, острица)
- Кольчатые черви (дождевой червь, пиявка, нереис)
- Моллюски (беззубка, прудовик, кальмар, осьминог)
- Членистоногие:
- Ракообразные (речной рак, краб, дафния)
- Паукообразные (паук-крестовик, скорпион, клещ)
- Насекомые (майский жук, бабочка, муха, пчела)
- Хордовые:
- Ланцетник
- Рыбы (акула, осетр, карп)
- Земноводные (лягушка, жаба, тритон)
- Пресмыкающиеся (ящерица, змея, черепаха, крокодил)
- Птицы (голубь, ворона, курица, страус)
- Млекопитающие (кролик, собака, кит, человек)
- Системы органов животных:
- Покровная система – защищает организм от внешних воздействий:
- Кожа и ее производные (чешуя, перья, волосы, когти, рога)
- Опорно-двигательная система – обеспечивает опору и движение:
- Скелет (внутренний или наружный)
- Мышцы
- Пищеварительная система – обеспечивает переваривание пищи и всасывание питательных веществ:
- Ротовая полость, глотка, пищевод, желудок, кишечник, пищеварительные железы
- Дыхательная система – обеспечивает газообмен:
- Кровеносная система – обеспечивает транспорт веществ:
- Сердце, кровеносные сосуды
- Типы кровеносных систем: незамкнутая, замкнутая
- Выделительная система – обеспечивает выведение продуктов обмена веществ:
- Почки, мочеточники, мочевой пузырь, мочеиспускательный канал
- Нервная система – обеспечивает регуляцию функций организма и связь с внешней средой:
- Центральная нервная система (головной и спинной мозг)
- Периферическая нервная система (нервы)
- Типы нервных систем: диффузная, стволовая, узловая, трубчатая
- Эндокринная система – обеспечивает гуморальную регуляцию функций организма:
- Железы внутренней секреции (гипофиз, щитовидная железа, надпочечники, поджелудочная железа, половые железы)
- Половая система – обеспечивает размножение:
- Мужская половая система (семенники, семяпроводы, придаточные железы)
- Женская половая система (яичники, яйцеводы, матка)
Примеры заданий
Рассмотрите рисунок с изображением растительной клетки. Какие структуры обозначены цифрами 1, 2, 3? Какую функцию выполняет структура под номером 2?
Рис. 1. Строение растительной клетки
Ответ: 1 – клеточная стенка, 2 – хлоропласт, 3 – вакуоль. Хлоропласт выполняет функцию фотосинтеза.
На рисунке изображена растительная клетка. Для правильного ответа необходимо знать строение растительной клетки и функции ее органоидов.
Структура под номером 1 – это клеточная стенка. Она расположена снаружи клетки, имеет прямоугольную форму и придает клетке определенную форму. Клеточная стенка растительной клетки состоит из целлюлозы.
Структура под номером 2 – это хлоропласт. Он имеет овальную форму и содержит внутри мембранные структуры – тилакоиды. Хлоропласты – это пластиды, содержащие зеленый пигмент хлорофилл. Основная функция хлоропластов – осуществление фотосинтеза, процесса, при котором энергия света используется для синтеза органических веществ из неорганических (углекислого газа и воды).
Структура под номером 3 – это вакуоль. Она занимает большую часть объема клетки и имеет округлую форму. Вакуоль – это полость, заполненная клеточным соком и окруженная мембраной (тонопластом). Вакуоль выполняет функции хранения запасных веществ, поддержания тургорного давления, удаления продуктов обмена веществ.
Рассмотрите рисунок с изображением цветка. Какие части цветка обозначены цифрами 1, 2, 3? Какую функцию выполняет часть цветка под номером 3?
Рис. 2. Строение цветка
Ответ: 1 – тычинка, 2 – лепесток, 3 – пестик. Пестик выполняет функцию образования женских гамет и защиты семязачатков.
На рисунке изображен цветок. Для правильного ответа необходимо знать строение цветка и функции его частей.
Структура под номером 1 – это тычинка. Она состоит из тычиночной нити и пыльника, в котором образуется пыльца. Тычинка – это мужской репродуктивный орган цветка.
Структура под номером 2 – это лепесток. Лепестки образуют венчик цветка, который привлекает насекомых-опылителей своей яркой окраской и запахом.
Структура под номером 3 – это пестик. Он состоит из рыльца, столбика и завязи, в которой находятся семязачатки. Пестик – это женский репродуктивный орган цветка. Основная функция пестика – образование женских гамет (яйцеклеток) в семязачатках и защита семязачатков от неблагоприятных воздействий. После оплодотворения из завязи пестика развивается плод, а из семязачатков – семена.
Рассмотрите рисунок с изображением животного. К какому типу и классу относится это животное? Какие особенности строения, видимые на рисунке, позволяют отнести его к этому классу?
Рис. 3. Внешнее строение лягушки
Ответ: Тип Хордовые, класс Земноводные (Амфибии). Особенности: голая кожа без чешуи, короткое туловище, длинные задние конечности, приспособленные для прыжков, отсутствие хвоста у взрослой особи.
На рисунке изображена лягушка. Для правильного ответа необходимо знать систематическое положение лягушки и характерные признаки класса Земноводные.
Лягушка относится к типу Хордовые, классу Земноводные (Амфибии). Об этом свидетельствуют следующие особенности строения, видимые на рисунке:
- Голая кожа без чешуи, покрытая слизью – характерный признак земноводных, позволяющий осуществлять кожное дыхание.
- Короткое туловище – приспособление к наземному образу жизни.
- Длинные задние конечности, приспособленные для прыжков – адаптация к передвижению по суше.
- Отсутствие хвоста у взрослой особи – результат метаморфоза (у головастика хвост есть, но в процессе превращения во взрослую лягушку он редуцируется).
Другие характерные признаки земноводных, которые не видны на рисунке, но важны для систематики: наличие двух пар пятипалых конечностей, трехкамерное сердце, голая кожа с множеством желез, выделяющих слизь, легочное и кожное дыхание, развитие с метаморфозом (личинка – головастик – дышит жабрами и живет в воде, взрослая особь дышит легкими и кожей и может жить на суше).
Типичные ошибки при выполнении задания
- Невнимательное рассмотрение рисунка. Необходимо внимательно изучить все детали изображения, обратить внимание на особенности строения организма или его части.
- Недостаточное знание теоретического материала. Для успешного выполнения задания необходимо хорошо знать строение, функции, систематическое положение и жизненные циклы различных организмов.
- Путаница в терминологии. Необходимо правильно использовать биологические термины при описании структур и функций.
- Неполный ответ. Необходимо отвечать на все поставленные в задании вопросы, указывая все требуемые структуры и функции.
Рекомендации по выполнению задания
- Внимательно прочитайте условие задания и определите, что изображено на рисунке и какие вопросы заданы.
- Внимательно рассмотрите рисунок, обращая внимание на все детали изображения.
- Определите, к какому царству, типу, классу относится изображенный организм или какой орган, ткань, клетка изображены на рисунке.
- Определите структуры, обозначенные цифрами, и их функции.
- Сформулируйте полный и точный ответ, используя правильную биологическую терминологию.
- Проверьте свой ответ, убедившись, что вы ответили на все поставленные вопросы и указали все требуемые структуры и функции.
Важно!
При выполнении задания с рисунком необходимо обращать внимание на все детали изображения и использовать правильную биологическую терминологию при описании структур и функций. Также важно отвечать на все поставленные в задании вопросы, указывая все требуемые структуры и функции.
Задание 9 ЕГЭ: ПРАКТИКА
Закрепите теорию на практике! Попробуйте решить несколько вариантов задания 9.