Задание 31 ЕГЭ по химии 2025: Генетическая взаимосвязь неорганических веществ
Что проверяет задание
Задание 31 проверяет умение составлять уравнения реакций, отражающих генетическую взаимосвязь между различными классами неорганических соединений, а также понимание закономерностей химических превращений.
Обратите внимание: В задании 31 требуется составить уравнения реакций по заданной схеме превращений, включающей как простые вещества, так и соединения различных классов неорганических веществ.
Теоретические основы
Генетическая взаимосвязь неорганических веществ – это связь между различными классами неорганических соединений, основанная на их способности превращаться друг в друга в результате химических реакций.
Основные классы неорганических соединений
- Простые вещества – вещества, состоящие из атомов одного химического элемента (металлы и неметаллы).
- Оксиды – бинарные соединения элементов с кислородом:
- Основные оксиды (Na₂O, CaO) – образованы металлами в низких степенях окисления
- Кислотные оксиды (CO₂, SO₃) – образованы неметаллами или металлами в высоких степенях окисления
- Амфотерные оксиды (ZnO, Al₂O₃) – проявляют как основные, так и кислотные свойства
- Несолеобразующие оксиды (CO, NO) – не образуют соответствующих кислот или оснований
- Основания – соединения, состоящие из атома металла и одной или нескольких гидроксильных групп:
- Растворимые основания (щелочи): NaOH, KOH, Ba(OH)₂
- Нерастворимые основания: Cu(OH)₂, Fe(OH)₃
- Амфотерные гидроксиды: Al(OH)₃, Zn(OH)₂
- Кислоты – соединения, содержащие атомы водорода, способные замещаться на атомы металла:
- Бескислородные кислоты: HCl, H₂S
- Кислородсодержащие кислоты: H₂SO₄, HNO₃
- Соли – соединения, состоящие из атомов металла и кислотного остатка:
- Средние соли: NaCl, CaSO₄
- Кислые соли: NaHCO₃, KHSO₄
- Основные соли: (CuOH)₂CO₃, Al(OH)Cl₂
- Двойные соли: KAl(SO₄)₂
- Комплексные соли: K₃[Fe(CN)₆]
Генетические ряды металлов и неметаллов
Основные типы химических реакций
| Тип реакции |
Определение |
Пример |
| Соединение |
Из нескольких веществ образуется одно сложное вещество |
2Na + Cl₂ → 2NaCl |
| Разложение |
Из одного сложного вещества образуется несколько более простых веществ |
2KClO₃ → 2KCl + 3O₂ |
| Замещение |
Атомы простого вещества замещают атомы элемента в сложном веществе |
Zn + 2HCl → ZnCl₂ + H₂ |
| Обмен |
Два сложных вещества обмениваются своими составными частями |
AgNO₃ + NaCl → AgCl + NaNO₃ |
| Окислительно-восстановительные |
Происходит изменение степеней окисления элементов |
Cu + 4HNO₃(конц) → Cu(NO₃)₂ + 2NO₂ + 2H₂O |
Алгоритм решения задания 31
- Внимательно изучить схему превращений.
- Определить исходные вещества, промежуточные продукты и конечные продукты.
- Для каждого превращения определить тип реакции и условия ее протекания.
- Составить уравнения реакций для каждого превращения.
- Проверить правильность составленных уравнений (расстановка коэффициентов, баланс атомов и зарядов).
Особенности составления уравнений реакций
- Определить реагенты и продукты реакции.
- Записать формулы реагентов и продуктов.
- Расставить коэффициенты для соблюдения закона сохранения массы.
- Для окислительно-восстановительных реакций составить электронный баланс.
- Для реакций ионного обмена учесть условия их протекания до конца.
- Указать условия протекания реакции (температура, давление, катализатор), если они необходимы.
Примеры решения задания 31
Пример 1
Задание: Составьте уравнения реакций по следующей схеме превращений:
Fe → FeCl₃ → Fe(OH)₃ → Fe₂O₃ → Fe
Решение:
1. Fe + 3Cl₂ → 2FeCl₃
Это реакция соединения. Железо взаимодействует с хлором с образованием хлорида железа(III).
2. FeCl₃ + 3NaOH → Fe(OH)₃↓ + 3NaCl
Это реакция обмена. Хлорид железа(III) взаимодействует с гидроксидом натрия с образованием нерастворимого гидроксида железа(III) и хлорида натрия.
3. 2Fe(OH)₃ → Fe₂O₃ + 3H₂O
Это реакция разложения. Гидроксид железа(III) при нагревании разлагается на оксид железа(III) и воду.
4. Fe₂O₃ + 3CO → 2Fe + 3CO₂
Это окислительно-восстановительная реакция. Оксид железа(III) восстанавливается до железа под действием угарного газа, который окисляется до углекислого газа.
Пример 2
Задание: Составьте уравнения реакций по следующей схеме превращений:
S → SO₂ → H₂SO₃ → Na₂SO₃ → Na₂SO₄
Решение:
1. S + O₂ → SO₂
Это реакция соединения. Сера сгорает в кислороде с образованием оксида серы(IV).
2. SO₂ + H₂O → H₂SO₃
Это реакция соединения. Оксид серы(IV) взаимодействует с водой с образованием сернистой кислоты.
3. H₂SO₃ + 2NaOH → Na₂SO₃ + 2H₂O
Это реакция нейтрализации. Сернистая кислота взаимодействует с гидроксидом натрия с образованием сульфита натрия и воды.
4. 2Na₂SO₃ + O₂ → 2Na₂SO₄
Это окислительно-восстановительная реакция. Сульфит натрия окисляется кислородом до сульфата натрия.
Типичные ошибки при решении задания 31
- Неправильное определение типа реакции. Внимательно анализируйте, какие изменения происходят с веществами.
- Ошибки в расстановке коэффициентов. Проверяйте баланс атомов в левой и правой частях уравнения.
- Неучет условий протекания реакций. Некоторые реакции требуют особых условий (нагревание, катализатор и т.д.).
- Неправильное определение продуктов реакции. Учитывайте особенности взаимодействия веществ в различных условиях.
- Ошибки в определении степеней окисления элементов. Это особенно важно для окислительно-восстановительных реакций.
- Неучет особенностей взаимодействия концентрированных кислот с металлами. Продукты таких реакций могут отличаться от продуктов реакций с разбавленными кислотами.
Рекомендации по выполнению задания 31
- Внимательно изучайте схему превращений и определяйте классы веществ.
- Учитывайте особенности взаимодействия различных классов неорганических соединений.
- Помните о генетической связи между классами неорганических соединений.
- При составлении уравнений окислительно-восстановительных реакций определяйте степени окисления элементов и составляйте электронный баланс.
- Указывайте условия протекания реакций, если они необходимы.
- Проверяйте правильность расстановки коэффициентов в уравнениях реакций.
Критерии оценивания задания 31
| Содержание верного ответа и указания по оцениванию |
Баллы |
|
Правильно записаны четыре уравнения реакций
|
4 |
| Правильно записаны три уравнения реакций |
3 |
| Правильно записаны два уравнения реакций |
2 |
| Правильно записано одно уравнение реакции |
1 |
| Все уравнения реакций записаны неверно |
0 |
| Максимальный балл |
4 |
Примечание: При оценивании учитывается правильность расстановки коэффициентов в уравнениях реакций и указание условий протекания реакций (если они необходимы).
Задание 31 ЕГЭ: ПРАКТИКА
Закрепите теорию на практике! Попробуйте решить несколько вариантов задания 31.