Задание 31 ЕГЭ по химии 2025: Генетическая взаимосвязь неорганических веществ

Что проверяет задание

Задание 31 проверяет умение составлять уравнения реакций, отражающих генетическую взаимосвязь между различными классами неорганических соединений, а также понимание закономерностей химических превращений.

Обратите внимание: В задании 31 требуется составить уравнения реакций по заданной схеме превращений, включающей как простые вещества, так и соединения различных классов неорганических веществ.

Теоретические основы

Генетическая взаимосвязь неорганических веществ – это связь между различными классами неорганических соединений, основанная на их способности превращаться друг в друга в результате химических реакций.

Основные классы неорганических соединений

  1. Простые вещества – вещества, состоящие из атомов одного химического элемента (металлы и неметаллы).
  2. Оксиды – бинарные соединения элементов с кислородом:
    • Основные оксиды (Na₂O, CaO) – образованы металлами в низких степенях окисления
    • Кислотные оксиды (CO₂, SO₃) – образованы неметаллами или металлами в высоких степенях окисления
    • Амфотерные оксиды (ZnO, Al₂O₃) – проявляют как основные, так и кислотные свойства
    • Несолеобразующие оксиды (CO, NO) – не образуют соответствующих кислот или оснований
  3. Основания – соединения, состоящие из атома металла и одной или нескольких гидроксильных групп:
    • Растворимые основания (щелочи): NaOH, KOH, Ba(OH)₂
    • Нерастворимые основания: Cu(OH)₂, Fe(OH)₃
    • Амфотерные гидроксиды: Al(OH)₃, Zn(OH)₂
  4. Кислоты – соединения, содержащие атомы водорода, способные замещаться на атомы металла:
    • Бескислородные кислоты: HCl, H₂S
    • Кислородсодержащие кислоты: H₂SO₄, HNO₃
  5. Соли – соединения, состоящие из атомов металла и кислотного остатка:
    • Средние соли: NaCl, CaSO₄
    • Кислые соли: NaHCO₃, KHSO₄
    • Основные соли: (CuOH)₂CO₃, Al(OH)Cl₂
    • Двойные соли: KAl(SO₄)₂
    • Комплексные соли: K₃[Fe(CN)₆]

Генетические ряды металлов и неметаллов

Металл → Оксид металла → Гидроксид металла → Соль

Неметалл → Оксид неметалла → Кислота → Соль

Основные типы химических реакций

Тип реакции Определение Пример
Соединение Из нескольких веществ образуется одно сложное вещество 2Na + Cl₂ → 2NaCl
Разложение Из одного сложного вещества образуется несколько более простых веществ 2KClO₃ → 2KCl + 3O₂
Замещение Атомы простого вещества замещают атомы элемента в сложном веществе Zn + 2HCl → ZnCl₂ + H₂
Обмен Два сложных вещества обмениваются своими составными частями AgNO₃ + NaCl → AgCl + NaNO₃
Окислительно-восстановительные Происходит изменение степеней окисления элементов Cu + 4HNO₃(конц) → Cu(NO₃)₂ + 2NO₂ + 2H₂O

Алгоритм решения задания 31

  1. Внимательно изучить схему превращений.
  2. Определить исходные вещества, промежуточные продукты и конечные продукты.
  3. Для каждого превращения определить тип реакции и условия ее протекания.
  4. Составить уравнения реакций для каждого превращения.
  5. Проверить правильность составленных уравнений (расстановка коэффициентов, баланс атомов и зарядов).

Особенности составления уравнений реакций

  1. Определить реагенты и продукты реакции.
  2. Записать формулы реагентов и продуктов.
  3. Расставить коэффициенты для соблюдения закона сохранения массы.
  4. Для окислительно-восстановительных реакций составить электронный баланс.
  5. Для реакций ионного обмена учесть условия их протекания до конца.
  6. Указать условия протекания реакции (температура, давление, катализатор), если они необходимы.

Примеры решения задания 31

Пример 1

Задание: Составьте уравнения реакций по следующей схеме превращений:

Fe → FeCl₃ → Fe(OH)₃ → Fe₂O₃ → Fe

Решение:

1. Fe + 3Cl₂ → 2FeCl₃

Это реакция соединения. Железо взаимодействует с хлором с образованием хлорида железа(III).

2. FeCl₃ + 3NaOH → Fe(OH)₃↓ + 3NaCl

Это реакция обмена. Хлорид железа(III) взаимодействует с гидроксидом натрия с образованием нерастворимого гидроксида железа(III) и хлорида натрия.

3. 2Fe(OH)₃ → Fe₂O₃ + 3H₂O

Это реакция разложения. Гидроксид железа(III) при нагревании разлагается на оксид железа(III) и воду.

4. Fe₂O₃ + 3CO → 2Fe + 3CO₂

Это окислительно-восстановительная реакция. Оксид железа(III) восстанавливается до железа под действием угарного газа, который окисляется до углекислого газа.

Пример 2

Задание: Составьте уравнения реакций по следующей схеме превращений:

S → SO₂ → H₂SO₃ → Na₂SO₃ → Na₂SO₄

Решение:

1. S + O₂ → SO₂

Это реакция соединения. Сера сгорает в кислороде с образованием оксида серы(IV).

2. SO₂ + H₂O → H₂SO₃

Это реакция соединения. Оксид серы(IV) взаимодействует с водой с образованием сернистой кислоты.

3. H₂SO₃ + 2NaOH → Na₂SO₃ + 2H₂O

Это реакция нейтрализации. Сернистая кислота взаимодействует с гидроксидом натрия с образованием сульфита натрия и воды.

4. 2Na₂SO₃ + O₂ → 2Na₂SO₄

Это окислительно-восстановительная реакция. Сульфит натрия окисляется кислородом до сульфата натрия.

Типичные ошибки при решении задания 31

  1. Неправильное определение типа реакции. Внимательно анализируйте, какие изменения происходят с веществами.
  2. Ошибки в расстановке коэффициентов. Проверяйте баланс атомов в левой и правой частях уравнения.
  3. Неучет условий протекания реакций. Некоторые реакции требуют особых условий (нагревание, катализатор и т.д.).
  4. Неправильное определение продуктов реакции. Учитывайте особенности взаимодействия веществ в различных условиях.
  5. Ошибки в определении степеней окисления элементов. Это особенно важно для окислительно-восстановительных реакций.
  6. Неучет особенностей взаимодействия концентрированных кислот с металлами. Продукты таких реакций могут отличаться от продуктов реакций с разбавленными кислотами.

Рекомендации по выполнению задания 31

Критерии оценивания задания 31

Содержание верного ответа и указания по оцениванию Баллы
Правильно записаны четыре уравнения реакций 4
Правильно записаны три уравнения реакций 3
Правильно записаны два уравнения реакций 2
Правильно записано одно уравнение реакции 1
Все уравнения реакций записаны неверно 0
Максимальный балл 4

Примечание: При оценивании учитывается правильность расстановки коэффициентов в уравнениях реакций и указание условий протекания реакций (если они необходимы).

Задание 31 ЕГЭ: ПРАКТИКА

Закрепите теорию на практике! Попробуйте решить несколько вариантов задания 31.