Задание 2 ЕГЭ по географии 2025: Атмосфера и климат Земли

Задание 2 проверяет знания об атмосфере и климате Земли, а также умение анализировать климатические показатели и метеорологические данные. Это базовое задание, требующее понимания основных закономерностей атмосферных процессов и климатообразующих факторов.

Теория для подготовки к заданию

Атмосфера — воздушная оболочка Земли, состоящая из смеси газов и защищающая планету от космического излучения. Климат — многолетний режим погоды, характерный для определенной местности. Для успешного выполнения задания необходимо знать следующие понятия и закономерности:

Строение атмосферы

Основные климатообразующие факторы

Основные климатические показатели

Важно!

При анализе климатических показателей необходимо учитывать их взаимосвязь. Например, при повышении температуры воздуха увеличивается его влагоемкость, но относительная влажность может уменьшаться. При понижении температуры воздуха может наступить точка росы, когда водяной пар конденсируется.

Также важно понимать зависимость климатических показателей от географического положения территории и времени года.

Алгоритм выполнения задания

  1. Внимательно прочитайте условие задания и определите, какие климатические показатели или закономерности нужно проанализировать.
  2. Изучите предложенные данные (таблицы, графики, климатограммы).
  3. Примените знания о климатообразующих факторах и их влиянии на климатические показатели.
  4. Сравните данные и выявите закономерности или аномалии.
  5. Сделайте вывод и запишите ответ в соответствии с требованиями задания.

Типичные ошибки при выполнении задания

Примеры заданий

На метеостанциях 1, 2 и 3 одновременно проводят измерения содержания водяного пара в 1 м³ воздуха и определяют относительную влажность воздуха. Полученные значения показаны в таблице. Расположите метеостанции в порядке повышения температуры воздуха на них в момент проведения измерений (от наиболее низкой к наиболее высокой).

Метеостанция Содержание водяного пара в 1 м³ воздуха, г Относительная влажность воздуха, %
1 9,0 60
2 5,0 80
3 17,3 100

Ответ: 2, 1, 3

Для решения задания необходимо понимать взаимосвязь между содержанием водяного пара, относительной влажностью и температурой воздуха.

Относительная влажность — это отношение фактического содержания водяного пара к максимально возможному при данной температуре, выраженное в процентах.

Чем выше температура воздуха, тем больше водяного пара он может содержать.

Рассчитаем максимально возможное содержание водяного пара для каждой метеостанции:

Метеостанция 1: 9,0 г / 0,6 = 15,0 г

Метеостанция 2: 5,0 г / 0,8 = 6,25 г

Метеостанция 3: 17,3 г / 1,0 = 17,3 г

Чем больше максимально возможное содержание водяного пара, тем выше температура воздуха.

Таким образом, температура воздуха повышается в следующем порядке: метеостанция 2 (самая низкая температура), метеостанция 1, метеостанция 3 (самая высокая температура).

В каком из перечисленных городов 22 июня продолжительность светового дня наибольшая?

1) Архангельск

2) Москва

3) Сочи

4) Владивосток

Ответ: 1) Архангельск

Для решения задания необходимо знать зависимость продолжительности светового дня от географической широты и времени года.

22 июня — день летнего солнцестояния в Северном полушарии, когда продолжительность светового дня максимальна.

Чем севернее расположен город (чем выше географическая широта), тем больше продолжительность светового дня летом и меньше зимой.

Архангельск расположен примерно на 64° с.ш.

Москва — примерно на 56° с.ш.

Сочи — примерно на 43° с.ш.

Владивосток — примерно на 43° с.ш.

Таким образом, Архангельск расположен севернее остальных городов, поэтому 22 июня продолжительность светового дня там наибольшая.

Советы по подготовке

Задание 2 проверяет понимание основных закономерностей атмосферных процессов и климатообразующих факторов. Эти знания необходимы для выполнения многих других заданий ЕГЭ по географии, связанных с климатом, природными зонами и хозяйственной деятельностью человека.

Задание 2 ЕГЭ: ПРАКТИКА

Закрепите теорию на практике! Попробуйте решить несколько вариантов задания 2.