Задание 11 ЕГЭ по истории 2025: Работа с исторической картой (схемой)

Задание 11 в ЕГЭ по истории проверяет способность работать с исторической картой (схемой) и текстом, относящимся к этой карте. Это задание базового уровня сложности, за которое можно получить 1 первичный балл. На его выполнение рекомендуется тратить около 4 минут.

Теория для подготовки к заданию

В задании 11 требуется прочитать текст о событиях, отраженных на исторической карте или схеме, и, используя карту, определить пропущенное в тексте название географического объекта (города, реки, крепости и т.д.). Особенность этого задания в том, что оно проверяет умение соотносить текстовую и картографическую информацию.

Для успешного выполнения задания необходимо внимательно прочитать текст, найти на карте все упомянутые в нем географические объекты и определить, какой объект пропущен в тексте.

Отличие задания 11 от заданий 9 и 10

Хотя задания 9, 10 и 11 все связаны с работой с исторической картой или схемой, между ними есть важные различия:

Типы пропущенных объектов в задании 11

В задании 11 могут быть пропущены следующие типы географических объектов:

  1. Названия городов (например, Москва, Киев, Санкт-Петербург, Сталинград и т.д.)
  2. Названия рек (например, Днепр, Волга, Дон, Висла и т.д.)
  3. Названия крепостей (например, Измаил, Очаков, Кронштадт и т.д.)
  4. Названия других географических объектов (морей, проливов, островов и т.д.)

Алгоритм выполнения задания

  1. Внимательно прочитайте текст, обращая внимание на контекст и исторический период, о котором идет речь.
  2. Определите, какой географический объект пропущен в тексте (город, река, крепость и т.д.).
  3. Найдите на карте все упомянутые в тексте географические объекты и события.
  4. Проанализируйте взаимное расположение этих объектов и логику описываемых событий.
  5. Определите, какой географический объект на карте соответствует пропущенному в тексте.
  6. Запишите название этого объекта в ответ, обращая внимание на правильное написание.
Важно!

Обратите особое внимание на правильное написание географических названий. Ошибка даже в одной букве может привести к тому, что ответ будет засчитан как неверный. Также учитывайте, что название должно быть записано в той же форме, в которой оно должно стоять в тексте (с учетом падежа).

Примеры заданий

Прочтите текст о событиях, отражённых на схеме, и, используя схему, укажите название города, которое дважды пропущено в этом тексте.

«Во время одного из наступлений на Восточном фронте Первой мировой войны русские войска под командованием генерала А.А. Брусилова прорвали фронт австро-венгерской армии. В ходе наступления были заняты города __________, Черновцы и другие. Противник был отброшен за реку Прут. Потери австро-венгерской армии были огромны. Чтобы не допустить полного разгрома Австро-Венгрии, германское командование было вынуждено перебросить часть своих войск с Западного фронта и из-под __________ на помощь австрийцам».

[На схеме изображена карта Брусиловского прорыва 1916 года с обозначением линии фронта, направлений ударов русских войск и городов, в том числе Луцка и Вердена]

Ответ: Луцк

Объяснение:

На схеме изображен Брусиловский прорыв 1916 года - наступательная операция Юго-Западного фронта русской армии под командованием генерала А.А. Брусилова во время Первой мировой войны. В ходе этой операции был взят город Луцк, который стал одним из ключевых успехов наступления. Также в тексте упоминается, что германское командование перебросило часть войск "из-под __________" - речь идет о Вердене, где в это время шло крупное сражение на Западном фронте. Однако, поскольку в тексте дважды пропущено одно и то же название, правильный ответ - "Луцк".

Прочтите текст о событиях, отражённых на схеме, и, используя схему, укажите название реки, которое пропущено в тексте.

«Войска 1-го Украинского фронта, нанося удары из Пинска и Луцка, форсировали реку __________ и продвинулись на 50-60 км, создав угрозу окружения бродской группировки противника».

[На схеме изображена карта Львовско-Сандомирской операции 1944 года с обозначением линии фронта, направлений ударов советских войск и рек, в том числе Западного Буга]

Ответ: Западный Буг

Объяснение:

На схеме изображена Львовско-Сандомирская операция 1944 года. В тексте упоминаются Пинск и Луцк как исходные пункты наступления войск 1-го Украинского фронта. Между этими городами и направлением дальнейшего наступления на схеме обозначена река Западный Буг, которую форсировали советские войска. Таким образом, правильный ответ - "Западный Буг".

Прочтите текст о событиях, отражённых на схеме, и, используя схему, укажите название крепости, которое пропущено в тексте.

«Войска Румянцева выступили из Кременчуга, прошли через Днепр и направились к крепости __________. Турецкие войска, узнав о приближении русской армии, выдвинулись навстречу. Сражение произошло у реки Ларги, где турецкие войска потерпели поражение».

[На схеме изображена карта русско-турецкой войны 1768-1774 гг. с обозначением крепостей, в том числе Хотина, и направлений движения войск]

Ответ: Хотин

Объяснение:

На схеме изображены события русско-турецкой войны 1768-1774 гг. В тексте описывается движение войск П.А. Румянцева, которые после переправы через Днепр направились к крепости. На схеме видно, что этой крепостью был Хотин, расположенный на пути к реке Ларге, где произошло упомянутое в тексте сражение. Таким образом, правильный ответ - "Хотин".

Типичные ошибки при выполнении задания

Рекомендации по подготовке

  1. Регулярно работайте с историческими атласами и картами, изучайте географию исторических событий.
  2. Тренируйтесь в чтении и анализе исторических текстов, связанных с картами.
  3. Составьте список основных географических объектов (городов, рек, крепостей), которые часто встречаются в исторических событиях.
  4. Практикуйтесь в выполнении заданий на соотнесение текстовой и картографической информации.
  5. Обращайте внимание на правильное написание географических названий.
  6. Изучайте ход основных военных операций и сражений с использованием карт.
Помните, что задание 11 проверяет не только знание исторической географии, но и умение анализировать текст, соотносить его с картографической информацией и делать логические выводы.

Ключевые исторические события для подготовки к заданию 11

Древнерусское государство и период раздробленности

Московское государство XV-XVII вв.

Российская империя XVIII-XIX вв.

Россия и СССР в XX веке

Совет!

При подготовке к экзамену создайте собственный справочник с ключевыми историческими событиями, в котором для каждого события укажите основные географические объекты (города, реки, крепости), связанные с ним. Это поможет быстрее ориентироваться в информации при выполнении задания.

Задание 11 ЕГЭ: ПРАКТИКА

Закрепите теорию на практике! Попробуйте решить несколько вариантов задания 11.