Задание 13 ЕГЭ по истории 2025: Работа с историческим источником с привлечением знаний

Задание 13 в ЕГЭ по истории проверяет умение работать с историческим источником и привлекать исторические знания для его анализа. Это задание повышенного уровня сложности, за которое можно получить 2 первичных балла. На его выполнение рекомендуется тратить около 10 минут.

Теория для подготовки к заданию

В задании 13 вам предлагается исторический источник (фрагмент документа, мемуаров, письма и т.д.), к которому задаются вопросы, требующие не только анализа самого текста, но и привлечения дополнительных исторических знаний.

Для успешного выполнения задания необходимо внимательно прочитать текст, определить исторический период и события, о которых идет речь, а затем ответить на конкретные вопросы, используя как информацию из источника, так и собственные знания по истории.

Типы вопросов в задании 13

В задании 13 могут встречаться следующие типы вопросов:

  1. Определение исторического периода, о котором идет речь в источнике
  2. Указание имени исторического деятеля, упомянутого в тексте или связанного с описываемыми событиями
  3. Определение географического объекта (города, региона, страны), о котором идет речь
  4. Указание точной даты (года, месяца, дня) описываемого события
  5. Определение названия исторического события или процесса
  6. Объяснение исторических терминов или понятий, упомянутых в тексте

Алгоритм выполнения задания

  1. Внимательно прочитайте текст источника, обращая внимание на ключевые слова, имена, даты, географические названия.
  2. Определите исторический период, о котором идет речь в тексте (век, десятилетие, правление конкретного правителя).
  3. Выделите основные события, описанные в источнике.
  4. Внимательно прочитайте вопросы к тексту.
  5. Найдите в тексте информацию, которая поможет ответить на вопросы.
  6. Привлеките собственные исторические знания для дополнения информации из текста.
  7. Сформулируйте четкие и конкретные ответы на каждый вопрос.
Важно!

В задании 13 требуется дать развернутый ответ. Это означает, что вы должны не просто назвать имя, дату или событие, но и обосновать свой ответ, опираясь на текст источника и собственные знания. Ответы должны быть точными и конкретными, без лишней информации, не относящейся к вопросу.

Примеры заданий

Прочтите отрывок из исторического источника и выполните задание.

Из записок А. Е. Розена

«…11 декабря поехал к Репину, где к большому неудовольствию моему застал до 16 молодых офицеров нашего полка, рассуждавших о событиях дня и частью уже посвящённых в тайны главного предприятия. Мне удалось отозвать Репина в другую комнату, заметить ему неуместность и опасность таких преждевременных откровений, что в минуту действия можно положиться на их содействие. Юность легко приводится в восторг, нет ей преград непреодолимых, нет невозможности, — а чем больше затруднений и опасностей, тем больше в ней отваги. Из всех тут присутствовавших не было ни единого члена тайного общества, кроме хозяина.

12 декабря вечером был я приглашён на совещание к Рылееву и князю Оболенскому; там застал я главных участников 14 декабря. Постановлено было в день, назначенный для новой присяги, собраться на Сенатской площади, вести туда сколько возможно будет войска под предлогом поддержания прав Константина, вверить начальство над войском князю Трубецкому, если к тому времени не прибудет из Москвы М. Ф. Орлов. Если главная сила будет на нашей стороне, то объявить престол упразднённым и ввести немедленно временное правление из пяти человек, по выбору членов Государственного совета и Сената. В числе пяти называли заранее Н. С. Мордвинова, М. М. Сперанского и П. И. Пестеля. Временному правлению надлежало управлять всеми делами государственными с помощью Совета и Сената до того времени, пока выборные люди всей земли русской успеют собраться и положить основание новому правлению. Наверно никто не знал, сколькими батальонами или ротами, из каких полков можно будет располагать. В случае достаточного числа войска положено было занять дворец, главные правительственные места, банки и почтамт для избежания всяких беспорядков. В случае малочисленности военной силы и неудачи надлежало отступить к Новгородским военным поселениям. Принятые меры к восстанию были неточны и неопределительны, почему на некоторые мои возражения и замечания князь Оболенский и Булатов сказали с усмешкою: „Ведь нельзя же делать репетиции!" Все из присутствовавших были готовы действовать, все были восторженны, все надеялись на успех…»

Назовите императора, при котором произошли описываемые в документе события. Укажите точную дату (число, месяц и год) когда произошло событие, описываемое в тексте. Назовите столицу России в этот период.

Ответ:

1) Император – Николай I.

2) Дата события – 14 декабря 1825 года.

3) Столица России в этот период – Санкт-Петербург.

Прочтите отрывок из исторического источника и выполните задание.

Из сочинения историка В. О. Ключевского

«В Московском Кремле случилось странное, небывалое событие. Раз в конце 1564 г. там появилось множество саней. Царь, ничего никому не говоря, собрался со всей своей семьёй и с некоторыми придворными куда-то в дальний путь, захватил с собой утварь, иконы и кресты, платье и всю свою казну и выехал из столицы. Видно было, что это не обычная богомольная, не увеселительная поездка царя, а целое переселение. Москва оставалась в недоумении, не догадываясь, что задумал хозяин. Побывав у Троицы, царь со всем багажом остановился в Александровской слободе...

Отсюда через месяц по отъезде царь прислал в Москву две грамоты. В одной, описав беззакония боярского правления в своё малолетство, он клал свой государев гнев на всё духовенство и бояр, на всех служилых и приказных людей, поголовно обвиняя их в том, что они о государе, государстве и обо всём православном христианстве не радели, от врагов их не обороняли, напротив, сами притесняли христиан, расхищали казну и земли государевы, а духовенство покрывало виновных, защищало их, ходатайствуя за них пред государем. И вот царь, гласила грамота, „от великой жалости сердца", не стерпев всех этих измен, покинул своё царство и пошёл поселиться гденибудь, где ему бог укажет. Это — как будто отречение от престола с целью испытать силу своей власти в народе. Московскому простонародью, купцам и всем тяглым людям столицы царь прислал другую грамоту, которую им прочитали всенародно на площади. Здесь царь писал, чтобы они сомнения не держали, что царской опалы и гнева на них нет. Всё замерло, столица мгновенно прервала свои обычные занятия: лавки закрылись, приказы опустели, песни замолкли. В смятении и ужасе город завопил, прося митрополита, епископов и бояр ехать в слободу, бить челом государю, чтобы он не покидал государства. Нельзя было не исполнить этой просьбы. Духовенство, бояре, приказные люди отправились к царю, валялись у него в ногах, плакали, умоляли, чтобы он вернулся на покинутое царство, клялись, что загладят свои вины. Царь смилостивился, согласился вернуться, но на условиях, которые обеспечили бы его безопасность и дали бы ему возможность наказывать измену и непослушание».

Назовите царя, о котором идёт речь в тексте. Укажите название политики, проводимой этим царём, о начале которой рассказывается в тексте. Укажите год, когда произошли описанные события.

Ответ:

1) Царь – Иван IV Грозный (Иван Васильевич).

2) Название политики – опричнина.

3) Год – 1565 (в тексте указано, что царь уехал в конце 1564 г., а через месяц прислал грамоты, то есть в начале 1565 г.).

Прочтите отрывок из исторического источника и выполните задание.

Из воспоминаний государственного деятеля

«Я вполне сознавал, что мы потеряли сражение и отступали. Но я не думал, что мы разбиты, и считал, что наше отступление было вызвано лишь невозможностью продолжать борьбу при данных условиях. Я не сомневался, что мы отойдём на некоторое расстояние, остановимся, приведём себя в порядок и снова вступим в бой. Я был уверен, что мы ещё можем выиграть сражение, и не сомневался, что мы должны его выиграть. Я не мог допустить мысли, что Москва будет отдана без нового боя. Я считал, что наше отступление совершается с целью соединиться с новыми войсками и подготовить новое сражение. Я не знал, где именно оно будет дано, но не сомневался, что оно будет. Я не мог себе представить, что без боя, без отчаянной борьбы Москва будет отдана неприятелю. Я не мог себе представить, что армия отступит за Москву, не защищая её. Я считал, что Москва будет защищаться, если не в поле, то на улицах, если не армией, то народом. Я считал, что борьба кипит в сердцах всех русских людей, и не мог допустить мысли, что Москва не будет защищаться. Я считал, что Москва скорее погибнет, чем покорится врагу. Я считал, что русский народ даст отпор врагу, вторгшемуся в пределы России, и не сомневался, что отпор будет дан, несмотря на наши неудачи. Я считал, что русский народ поднимется, как один человек, на защиту своей родины и что Наполеон найдёт в России свою могилу».

Назовите сражение, о котором идёт речь в тексте. Укажите год, когда оно произошло. Назовите императора, правившего в России в период описываемых событий.

Ответ:

1) Сражение – Бородинское сражение.

2) Год – 1812.

3) Император – Александр I.

Типичные ошибки при выполнении задания

Рекомендации по подготовке

  1. Регулярно практикуйтесь в анализе исторических источников разных периодов и типов (мемуары, официальные документы, письма и т.д.).
  2. Учитесь выделять в тексте ключевые слова, имена, даты, географические названия, которые помогут определить исторический период и события.
  3. Составьте хронологические таблицы основных исторических событий, правителей, реформ и войн.
  4. Изучите биографии ключевых исторических деятелей разных периодов.
  5. Тренируйтесь в формулировании четких и конкретных ответов на вопросы к историческим источникам.
  6. Учитесь соотносить информацию из источника с вашими историческими знаниями.
Помните, что задание 13 проверяет не только умение анализировать исторический источник, но и знание фактического материала по истории России. Поэтому важно как внимательно работать с текстом, так и иметь прочные знания по всем периодам отечественной истории.

Ключевые исторические периоды и события для подготовки к заданию 13

Древнерусское государство и период раздробленности (IX-XIII вв.)

Московское государство (XIV-XVII вв.)

Российская империя (XVIII-XIX вв.)

Россия и СССР в XX веке

Совет!

При подготовке к заданию 13 особое внимание уделите изучению исторических источников разных эпох. Читайте мемуары, дневники, официальные документы, письма исторических деятелей. Это поможет вам научиться "читать между строк" и быстро определять исторический контекст любого текста.

Задание 13 ЕГЭ: ПРАКТИКА

Закрепите теорию на практике! Попробуйте решить несколько вариантов задания 13.