Задание 14 ЕГЭ по истории 2025: Работа с историческим источником на поиск и извлечение информации

Задание 14 в ЕГЭ по истории проверяет умение извлекать информацию из исторического источника. Это задание базового уровня сложности, за которое можно получить 2 первичных балла. На его выполнение рекомендуется тратить около 15 минут.

Теория для подготовки к заданию

В задании 14 вам предлагается тот же исторический источник, что и в задании 13, но теперь требуется найти и извлечь из него конкретную информацию по заданному вопросу. В отличие от задания 13, где нужно было определить период, личность или событие, в задании 14 необходимо внимательно проанализировать текст и выделить в нем требуемые сведения.

Для успешного выполнения задания необходимо внимательно прочитать текст источника, понять его содержание и найти в нем информацию, которая отвечает на поставленный вопрос. Важно избегать цитирования избыточного текста и приводить только те фрагменты, которые непосредственно содержат ответ на вопрос.

Типы вопросов в задании 14

В задании 14 могут встречаться следующие типы вопросов:

  1. Указать причины описываемого в источнике события или явления
  2. Перечислить цели или задачи, которые ставили перед собой участники описываемых событий
  3. Выделить последствия или результаты описываемых событий
  4. Указать особенности или характерные черты описываемого явления
  5. Перечислить действия или меры, предпринятые историческими деятелями
  6. Выделить оценки или мнения автора источника о описываемых событиях или личностях

Алгоритм выполнения задания

  1. Внимательно прочитайте текст источника, если вы еще не сделали этого при выполнении задания 13.
  2. Определите исторический период и события, о которых идет речь в тексте.
  3. Внимательно прочитайте вопрос к тексту и определите, какую именно информацию вам нужно найти.
  4. Найдите в тексте фрагменты, содержащие ответ на поставленный вопрос.
  5. Сформулируйте ответ своими словами или используйте цитаты из текста, избегая избыточного цитирования.
  6. Проверьте, что ваш ответ полностью отвечает на поставленный вопрос и содержит все требуемые элементы (например, если требуется указать не менее трех причин, убедитесь, что вы указали как минимум три).
Важно!

В задании 14 часто требуется указать определенное количество элементов (например, "не менее двух причин", "не менее трех задач" и т.д.). Обязательно укажите требуемое количество элементов, иначе вы потеряете баллы. Также избегайте цитирования избыточного текста, не содержащего ответа на вопрос, так как это может привести к снижению баллов.

Примеры заданий

Прочтите отрывок из исторического источника и выполните задание.

Из записок А. Е. Розена

«…11 декабря поехал к Репину, где к большому неудовольствию моему застал до 16 молодых офицеров нашего полка, рассуждавших о событиях дня и частью уже посвящённых в тайны главного предприятия. Мне удалось отозвать Репина в другую комнату, заметить ему неуместность и опасность таких преждевременных откровений, что в минуту действия можно положиться на их содействие. Юность легко приводится в восторг, нет ей преград непреодолимых, нет невозможности, — а чем больше затруднений и опасностей, тем больше в ней отваги. Из всех тут присутствовавших не было ни единого члена тайного общества, кроме хозяина.

12 декабря вечером был я приглашён на совещание к Рылееву и князю Оболенскому; там застал я главных участников 14 декабря. Постановлено было в день, назначенный для новой присяги, собраться на Сенатской площади, вести туда сколько возможно будет войска под предлогом поддержания прав Константина, вверить начальство над войском князю Трубецкому, если к тому времени не прибудет из Москвы М. Ф. Орлов. Если главная сила будет на нашей стороне, то объявить престол упразднённым и ввести немедленно временное правление из пяти человек, по выбору членов Государственного совета и Сената. В числе пяти называли заранее Н. С. Мордвинова, М. М. Сперанского и П. И. Пестеля. Временному правлению надлежало управлять всеми делами государственными с помощью Совета и Сената до того времени, пока выборные люди всей земли русской успеют собраться и положить основание новому правлению. Наверно никто не знал, сколькими батальонами или ротами, из каких полков можно будет располагать. В случае достаточного числа войска положено было занять дворец, главные правительственные места, банки и почтамт для избежания всяких беспорядков. В случае малочисленности военной силы и неудачи надлежало отступить к Новгородским военным поселениям. Принятые меры к восстанию были неточны и неопределительны, почему на некоторые мои возражения и замечания князь Оболенский и Булатов сказали с усмешкою: „Ведь нельзя же делать репетиции!" Все из присутствовавших были готовы действовать, все были восторженны, все надеялись на успех…»

Укажите не менее трех задач участников восстания, о котором идет речь в тексте. При ответе избегайте цитирования избыточного текста, не содержащего положений, которые должны быть приведены по условию задания.

Ответ:

Могут быть указаны следующие задачи участников восстания:

1) Собраться на Сенатской площади и вести туда войска под предлогом поддержания прав Константина.

2) Объявить престол упразднённым и ввести временное правление из пяти человек.

3) Занять дворец, главные правительственные места, банки и почтамт для избежания беспорядков.

4) В случае неудачи отступить к Новгородским военным поселениям.

5) Созвать выборных людей всей земли русской, чтобы положить основание новому правлению.

Прочтите отрывок из исторического источника и выполните задание.

Из сочинения историка В. О. Ключевского

«В Московском Кремле случилось странное, небывалое событие. Раз в конце 1564 г. там появилось множество саней. Царь, ничего никому не говоря, собрался со всей своей семьёй и с некоторыми придворными куда-то в дальний путь, захватил с собой утварь, иконы и кресты, платье и всю свою казну и выехал из столицы. Видно было, что это не обычная богомольная, не увеселительная поездка царя, а целое переселение. Москва оставалась в недоумении, не догадываясь, что задумал хозяин. Побывав у Троицы, царь со всем багажом остановился в Александровской слободе...

Отсюда через месяц по отъезде царь прислал в Москву две грамоты. В одной, описав беззакония боярского правления в своё малолетство, он клал свой государев гнев на всё духовенство и бояр, на всех служилых и приказных людей, поголовно обвиняя их в том, что они о государе, государстве и обо всём православном христианстве не радели, от врагов их не обороняли, напротив, сами притесняли христиан, расхищали казну и земли государевы, а духовенство покрывало виновных, защищало их, ходатайствуя за них пред государем. И вот царь, гласила грамота, „от великой жалости сердца", не стерпев всех этих измен, покинул своё царство и пошёл поселиться гденибудь, где ему бог укажет. Это — как будто отречение от престола с целью испытать силу своей власти в народе. Московскому простонародью, купцам и всем тяглым людям столицы царь прислал другую грамоту, которую им прочитали всенародно на площади. Здесь царь писал, чтобы они сомнения не держали, что царской опалы и гнева на них нет. Всё замерло, столица мгновенно прервала свои обычные занятия: лавки закрылись, приказы опустели, песни замолкли. В смятении и ужасе город завопил, прося митрополита, епископов и бояр ехать в слободу, бить челом государю, чтобы он не покидал государства. Нельзя было не исполнить этой просьбы. Духовенство, бояре, приказные люди отправились к царю, валялись у него в ногах, плакали, умоляли, чтобы он вернулся на покинутое царство, клялись, что загладят свои вины. Царь смилостивился, согласился вернуться, но на условиях, которые обеспечили бы его безопасность и дали бы ему возможность наказывать измену и непослушание».

Укажите не менее трех обвинений, которые царь выдвинул против бояр и духовенства в своей грамоте. При ответе избегайте цитирования избыточного текста, не содержащего положений, которые должны быть приведены по условию задания.

Ответ:

Могут быть указаны следующие обвинения:

1) Они о государе, государстве и обо всём православном христианстве не радели.

2) От врагов их не обороняли.

3) Сами притесняли христиан.

4) Расхищали казну и земли государевы.

5) Духовенство покрывало виновных, защищало их, ходатайствуя за них пред государем.

Прочтите отрывок из исторического источника и выполните задание.

Из воспоминаний государственного деятеля

«Я вполне сознавал, что мы потеряли сражение и отступали. Но я не думал, что мы разбиты, и считал, что наше отступление было вызвано лишь невозможностью продолжать борьбу при данных условиях. Я не сомневался, что мы отойдём на некоторое расстояние, остановимся, приведём себя в порядок и снова вступим в бой. Я был уверен, что мы ещё можем выиграть сражение, и не сомневался, что мы должны его выиграть. Я не мог допустить мысли, что Москва будет отдана без нового боя. Я считал, что наше отступление совершается с целью соединиться с новыми войсками и подготовить новое сражение. Я не знал, где именно оно будет дано, но не сомневался, что оно будет. Я не мог себе представить, что без боя, без отчаянной борьбы Москва будет отдана неприятелю. Я не мог себе представить, что армия отступит за Москву, не защищая её. Я считал, что Москва будет защищаться, если не в поле, то на улицах, если не армией, то народом. Я считал, что борьба кипит в сердцах всех русских людей, и не мог допустить мысли, что Москва не будет защищаться. Я считал, что Москва скорее погибнет, чем покорится врагу. Я считал, что русский народ даст отпор врагу, вторгшемуся в пределы России, и не сомневался, что отпор будет дан, несмотря на наши неудачи. Я считал, что русский народ поднимется, как один человек, на защиту своей родины и что Наполеон найдёт в России свою могилу».

Укажите не менее трех предположений автора о дальнейшем ходе военных действий. При ответе избегайте цитирования избыточного текста, не содержащего положений, которые должны быть приведены по условию задания.

Ответ:

Могут быть указаны следующие предположения автора:

1) Русские войска отойдут на некоторое расстояние, остановятся, приведут себя в порядок и снова вступят в бой.

2) Русские войска ещё могут выиграть сражение.

3) Отступление совершается с целью соединиться с новыми войсками и подготовить новое сражение.

4) Москва будет защищаться, если не в поле, то на улицах, если не армией, то народом.

5) Русский народ поднимется на защиту своей родины.

6) Наполеон найдёт в России свою могилу.

Типичные ошибки при выполнении задания

Рекомендации по подготовке

  1. Регулярно практикуйтесь в анализе исторических источников разных периодов и типов.
  2. Учитесь выделять в тексте ключевую информацию, относящуюся к конкретному вопросу.
  3. Тренируйтесь в формулировании четких и конкретных ответов на вопросы к историческим источникам.
  4. Практикуйтесь в выделении из текста определенного количества элементов (причин, целей, результатов и т.д.).
  5. Учитесь избегать избыточного цитирования, выделяя только те фрагменты текста, которые непосредственно отвечают на вопрос.
  6. Развивайте навык перефразирования информации из текста своими словами, сохраняя при этом точность и полноту ответа.
Помните, что задание 14 проверяет умение извлекать информацию из исторического источника и формулировать на ее основе четкий и конкретный ответ. Важно не только найти нужную информацию в тексте, но и правильно ее представить в ответе, избегая как избыточного цитирования, так и искажения смысла.

Ключевые исторические периоды и события для подготовки к заданию 14

Древнерусское государство и период раздробленности (IX-XIII вв.)

Московское государство (XIV-XVII вв.)

Российская империя (XVIII-XIX вв.)

Россия и СССР в XX веке

Совет!

При подготовке к заданию 14 особое внимание уделите работе с различными типами исторических источников: мемуарами, официальными документами, письмами, публицистикой. Учитесь быстро определять, какую информацию нужно искать в тексте в зависимости от формулировки вопроса. Составьте для себя список ключевых слов, которые могут указывать на причины, цели, результаты, особенности и т.д. Это поможет вам быстрее находить нужную информацию в тексте.

Задание 14 ЕГЭ: ПРАКТИКА

Закрепите теорию на практике! Попробуйте решить несколько вариантов задания 14.