Задание 16 ЕГЭ по истории 2025: Анализ иллюстративного материала

Задание 16 в ЕГЭ по истории также проверяет умение анализировать иллюстративный материал, но в отличие от задания 15, здесь требуется более глубокий анализ и сопоставление с другими изображениями или историческими фактами. Это задание базового уровня сложности, за которое можно получить 2 первичных балла. На его выполнение рекомендуется тратить около 4 минут.

Теория для подготовки к заданию

В задании 16 вам предлагается изображение (обычно почтовая марка, плакат, картина или фотография) и вопрос, требующий либо определить, какое из нескольких других изображений связано с первым, либо указать исторический период, событие или личность, связанные с изображением.

Для успешного выполнения задания необходимо внимательно изучить предложенное изображение, определить исторический период, событие или личность, которым оно посвящено, и соотнести эту информацию с другими изображениями или историческими фактами, указанными в задании.

Типы вопросов в задании 16

В задании 16 могут встречаться следующие типы вопросов:

  1. Определение, какой из представленных памятников архитектуры или скульптуры связан с историческим деятелем, изображенным на марке
  2. Указание, какое из представленных изображений относится к тому же историческому периоду, что и основное изображение
  3. Определение, какое из представленных изображений связано с тем же историческим событием, что и основное изображение
  4. Указание правителя или исторического деятеля, в период деятельности которого произошло событие, изображенное на иллюстрации
  5. Определение, какое из представленных произведений искусства создано тем же автором, что и произведение на основном изображении

Алгоритм выполнения задания

  1. Внимательно изучите основное изображение, обращая внимание на все детали: даты, имена, названия, символы, подписи и т.д.
  2. Определите исторический период, к которому относится изображение.
  3. Если на изображении есть дата, используйте ее для определения исторического контекста.
  4. Если на изображении представлена историческая личность, вспомните основные факты ее биографии, связанные с ней события, памятники, произведения искусства и т.д.
  5. Если изображение посвящено историческому событию, вспомните его хронологию, участников, связанные с ним памятники, произведения искусства и т.д.
  6. Внимательно прочитайте вопрос и определите, какую именно связь нужно установить между основным изображением и другими изображениями или историческими фактами.
  7. Проанализируйте каждое из предложенных дополнительных изображений или вариантов ответа и выберите тот, который соответствует условию задания.
Важно!

В задании 16 часто требуется не просто узнать изображение, но и установить связь между разными изображениями или между изображением и историческими фактами. Поэтому важно не только знать, что изображено, но и понимать исторический контекст, связи между историческими деятелями, событиями, памятниками архитектуры, произведениями искусства и т.д.

Примеры заданий

Какой из представленных ниже памятников скульптуры посвящен историческому деятелю, изображенному на марке? В ответе запишите цифру, которой обозначен этот памятник.

Почтовая марка с изображением Петра I

Памятники скульптуры

Ответ: 3

На марке изображен Петр I - первый российский император, правивший в 1682-1725 годах.

Среди представленных памятников скульптуры нужно выбрать тот, который посвящен Петру I.

Памятник под номером 3 - это знаменитый "Медный всадник", памятник Петру I в Санкт-Петербурге, созданный скульптором Этьеном Морисом Фальконе по заказу Екатерины II и установленный в 1782 году.

Остальные памятники посвящены другим историческим деятелям:
1 - памятник Минину и Пожарскому на Красной площади в Москве
2 - памятник Богдану Хмельницкому в Киеве
4 - памятник Александру III в Санкт-Петербурге

Укажите монарха, правившего в России в год события, юбилею которого посвящена данная марка. Используя изображение и знания по истории, приведите одно любое обоснование Вашего ответа.

Почтовая марка, посвященная 150-летию Бородинского сражения

Ответ: Никита Сергеевич Хрущев

На марке указано "150 лет Бородинского сражения". Бородинское сражение произошло в 1812 году, соответственно, 150-летний юбилей отмечался в 1962 году (1812 + 150 = 1962).

В 1962 году руководителем СССР был Никита Сергеевич Хрущев (занимал пост Первого секретаря ЦК КПСС с 1953 по 1964 год).

Обоснование: марка посвящена 150-летию Бородинского сражения, которое произошло в 1812 году, следовательно, марка выпущена в 1962 году, когда руководителем СССР был Н.С. Хрущев.

Какое из представленных ниже изображений относится к тому же историческому периоду, что и данное изображение? В ответе запишите цифру, которой обозначено это изображение.

Плакат времен Гражданской войны

Различные исторические изображения

Ответ: 2

На основном изображении представлен плакат времен Гражданской войны в России (1918-1922 гг.) с призывом вступать в Красную Армию.

Среди дополнительных изображений нужно выбрать то, которое относится к тому же историческому периоду, то есть к периоду Гражданской войны.

Изображение под номером 2 - это плакат "Ты записался добровольцем?", созданный художником Д. Моором в 1920 году, в разгар Гражданской войны.

Остальные изображения относятся к другим историческим периодам:
1 - плакат времен Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.)
3 - плакат периода индустриализации в СССР (конец 1920-х - 1930-е гг.)
4 - плакат периода "оттепели" (конец 1950-х - начало 1960-х гг.)

Типичные ошибки при выполнении задания

Рекомендации по подготовке

  1. Изучите основные типы иллюстративного материала, используемого в задании 16 (марки, плакаты, картины, фотографии, памятники архитектуры и скульптуры).
  2. Ознакомьтесь с наиболее известными памятниками архитектуры и скульптуры, связанными с ключевыми историческими деятелями и событиями.
  3. Изучите наиболее известные произведения искусства (картины, плакаты) разных исторических периодов и их авторов.
  4. Повторите хронологию основных исторических событий и периоды правления/руководства исторических деятелей.
  5. Тренируйтесь в установлении связей между историческими деятелями, событиями, памятниками архитектуры и произведениями искусства.
  6. Практикуйтесь в расчете дат по юбилеям (например, если на марке указано "200 лет событию", умейте быстро определить год события и год выпуска марки).
Помните, что задание 16 проверяет не только знание фактического материала по истории России, но и умение устанавливать связи между различными историческими фактами и визуальными источниками. Важно развивать навык комплексного анализа исторической информации и умение соотносить разные типы исторических источников.

Ключевые исторические периоды и темы для подготовки к заданию 16

Памятники архитектуры и скульптуры

Произведения изобразительного искусства

Исторические деятели и связанные с ними памятники и произведения искусства

Совет!

При подготовке к заданию 16 создайте для себя визуальный справочник, в котором соберите изображения ключевых исторических деятелей, событий, памятников архитектуры и скульптуры, произведений искусства с указанием дат, авторов и исторического контекста. Это поможет вам быстрее устанавливать связи между разными историческими фактами и визуальными источниками. Также полезно практиковаться в расчете дат по юбилеям, так как это часто встречается в заданиях с почтовыми марками.

Задание 16 ЕГЭ: ПРАКТИКА

Закрепите теорию на практике! Попробуйте решить несколько вариантов задания 16.