Задание 16 ЕГЭ по истории 2025: Анализ иллюстративного материала
Задание 16 в ЕГЭ по истории также проверяет умение анализировать иллюстративный материал, но в отличие от задания 15, здесь требуется более глубокий анализ и сопоставление с другими изображениями или историческими фактами. Это задание базового уровня сложности, за которое можно получить 2 первичных балла. На его выполнение рекомендуется тратить около 4 минут.
Теория для подготовки к заданию
В задании 16 вам предлагается изображение (обычно почтовая марка, плакат, картина или фотография) и вопрос, требующий либо определить, какое из нескольких других изображений связано с первым, либо указать исторический период, событие или личность, связанные с изображением.
Для успешного выполнения задания необходимо внимательно изучить предложенное изображение, определить исторический период, событие или личность, которым оно посвящено, и соотнести эту информацию с другими изображениями или историческими фактами, указанными в задании.
Типы вопросов в задании 16
В задании 16 могут встречаться следующие типы вопросов:
- Определение, какой из представленных памятников архитектуры или скульптуры связан с историческим деятелем, изображенным на марке
- Указание, какое из представленных изображений относится к тому же историческому периоду, что и основное изображение
- Определение, какое из представленных изображений связано с тем же историческим событием, что и основное изображение
- Указание правителя или исторического деятеля, в период деятельности которого произошло событие, изображенное на иллюстрации
- Определение, какое из представленных произведений искусства создано тем же автором, что и произведение на основном изображении
Алгоритм выполнения задания
- Внимательно изучите основное изображение, обращая внимание на все детали: даты, имена, названия, символы, подписи и т.д.
- Определите исторический период, к которому относится изображение.
- Если на изображении есть дата, используйте ее для определения исторического контекста.
- Если на изображении представлена историческая личность, вспомните основные факты ее биографии, связанные с ней события, памятники, произведения искусства и т.д.
- Если изображение посвящено историческому событию, вспомните его хронологию, участников, связанные с ним памятники, произведения искусства и т.д.
- Внимательно прочитайте вопрос и определите, какую именно связь нужно установить между основным изображением и другими изображениями или историческими фактами.
- Проанализируйте каждое из предложенных дополнительных изображений или вариантов ответа и выберите тот, который соответствует условию задания.
Важно!
В задании 16 часто требуется не просто узнать изображение, но и установить связь между разными изображениями или между изображением и историческими фактами. Поэтому важно не только знать, что изображено, но и понимать исторический контекст, связи между историческими деятелями, событиями, памятниками архитектуры, произведениями искусства и т.д.
Примеры заданий
Какой из представленных ниже памятников скульптуры посвящен историческому деятелю, изображенному на марке? В ответе запишите цифру, которой обозначен этот памятник.
Ответ: 3
На марке изображен Петр I - первый российский император, правивший в 1682-1725 годах.
Среди представленных памятников скульптуры нужно выбрать тот, который посвящен Петру I.
Памятник под номером 3 - это знаменитый "Медный всадник", памятник Петру I в Санкт-Петербурге, созданный скульптором Этьеном Морисом Фальконе по заказу Екатерины II и установленный в 1782 году.
Остальные памятники посвящены другим историческим деятелям:
1 - памятник Минину и Пожарскому на Красной площади в Москве
2 - памятник Богдану Хмельницкому в Киеве
4 - памятник Александру III в Санкт-Петербурге
Укажите монарха, правившего в России в год события, юбилею которого посвящена данная марка. Используя изображение и знания по истории, приведите одно любое обоснование Вашего ответа.
Ответ: Никита Сергеевич Хрущев
На марке указано "150 лет Бородинского сражения". Бородинское сражение произошло в 1812 году, соответственно, 150-летний юбилей отмечался в 1962 году (1812 + 150 = 1962).
В 1962 году руководителем СССР был Никита Сергеевич Хрущев (занимал пост Первого секретаря ЦК КПСС с 1953 по 1964 год).
Обоснование: марка посвящена 150-летию Бородинского сражения, которое произошло в 1812 году, следовательно, марка выпущена в 1962 году, когда руководителем СССР был Н.С. Хрущев.
Какое из представленных ниже изображений относится к тому же историческому периоду, что и данное изображение? В ответе запишите цифру, которой обозначено это изображение.
Ответ: 2
На основном изображении представлен плакат времен Гражданской войны в России (1918-1922 гг.) с призывом вступать в Красную Армию.
Среди дополнительных изображений нужно выбрать то, которое относится к тому же историческому периоду, то есть к периоду Гражданской войны.
Изображение под номером 2 - это плакат "Ты записался добровольцем?", созданный художником Д. Моором в 1920 году, в разгар Гражданской войны.
Остальные изображения относятся к другим историческим периодам:
1 - плакат времен Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.)
3 - плакат периода индустриализации в СССР (конец 1920-х - 1930-е гг.)
4 - плакат периода "оттепели" (конец 1950-х - начало 1960-х гг.)
Типичные ошибки при выполнении задания
- Невнимательное изучение изображения, пропуск важных деталей (дат, имен, символов).
- Неправильное определение исторического периода, события или личности, связанных с изображением.
- Неумение установить связь между основным изображением и дополнительными изображениями или историческими фактами.
- Игнорирование информации, содержащейся непосредственно на изображении (даты, юбилейные даты и т.д.).
- Неправильный расчет дат при определении юбилеев (например, неверное вычисление года события по юбилейной дате).
- Путаница в хронологии исторических событий и периодов правления исторических деятелей.
Рекомендации по подготовке
- Изучите основные типы иллюстративного материала, используемого в задании 16 (марки, плакаты, картины, фотографии, памятники архитектуры и скульптуры).
- Ознакомьтесь с наиболее известными памятниками архитектуры и скульптуры, связанными с ключевыми историческими деятелями и событиями.
- Изучите наиболее известные произведения искусства (картины, плакаты) разных исторических периодов и их авторов.
- Повторите хронологию основных исторических событий и периоды правления/руководства исторических деятелей.
- Тренируйтесь в установлении связей между историческими деятелями, событиями, памятниками архитектуры и произведениями искусства.
- Практикуйтесь в расчете дат по юбилеям (например, если на марке указано "200 лет событию", умейте быстро определить год события и год выпуска марки).
Помните, что задание 16 проверяет не только знание фактического материала по истории России, но и умение устанавливать связи между различными историческими фактами и визуальными источниками. Важно развивать навык комплексного анализа исторической информации и умение соотносить разные типы исторических источников.
Ключевые исторические периоды и темы для подготовки к заданию 16
Памятники архитектуры и скульптуры
- Памятники древнерусской архитектуры (Софийский собор в Киеве и Новгороде, Успенский собор во Владимире, храмы Московского Кремля и т.д.)
- Памятники архитектуры XVIII века (Петропавловский собор, Зимний дворец, Смольный собор в Санкт-Петербурге и т.д.)
- Памятники архитектуры XIX века (Исаакиевский собор, Храм Христа Спасителя, Большой театр и т.д.)
- Памятники архитектуры советского периода (Мавзолей В.И. Ленина, сталинские высотки, ВДНХ и т.д.)
- Памятники скульптуры (Медный всадник, памятник Минину и Пожарскому, памятник "Тысячелетие России" в Новгороде, "Рабочий и колхозница" и т.д.)
Произведения изобразительного искусства
- Иконопись (Андрей Рублев, Феофан Грек, Дионисий)
- Живопись XVIII-XIX веков (И.Е. Репин, В.И. Суриков, В.А. Серов, И.К. Айвазовский и др.)
- Живопись советского периода (К.С. Петров-Водкин, А.А. Дейнека, К.Ф. Юон и др.)
- Плакаты разных исторических периодов (Гражданская война, индустриализация, Великая Отечественная война, "оттепель" и т.д.)
Исторические деятели и связанные с ними памятники и произведения искусства
- Князья и цари Древней Руси и Московского государства (Владимир Святой, Ярослав Мудрый, Иван Грозный, Борис Годунов и др.)
- Императоры и императрицы Российской империи (Петр I, Екатерина II, Александр I, Николай II и др.)
- Деятели советского периода (В.И. Ленин, И.В. Сталин, Н.С. Хрущев, Л.И. Брежнев и др.)
- Полководцы и военачальники (А.В. Суворов, М.И. Кутузов, Г.К. Жуков и др.)
- Деятели культуры и науки (М.В. Ломоносов, А.С. Пушкин, П.И. Чайковский, Д.И. Менделеев и др.)
Совет!
При подготовке к заданию 16 создайте для себя визуальный справочник, в котором соберите изображения ключевых исторических деятелей, событий, памятников архитектуры и скульптуры, произведений искусства с указанием дат, авторов и исторического контекста. Это поможет вам быстрее устанавливать связи между разными историческими фактами и визуальными источниками. Также полезно практиковаться в расчете дат по юбилеям, так как это часто встречается в заданиях с почтовыми марками.
Задание 16 ЕГЭ: ПРАКТИКА
Закрепите теорию на практике! Попробуйте решить несколько вариантов задания 16.