Задание 17 ЕГЭ по истории 2025: Анализ фрагментов текстов

Задание 17 в ЕГЭ по истории проверяет умение анализировать исторические тексты и устанавливать соответствие между фрагментами исторических источников и их характеристиками. Это задание базового уровня сложности, за которое можно получить 3 первичных балла. На его выполнение рекомендуется тратить около 4 минут.

Теория для подготовки к заданию

В задании 17 вам предлагается два фрагмента исторических источников (обычно обозначенных буквами А и Б) и несколько характеристик (обычно 6 характеристик, пронумерованных цифрами). Необходимо установить соответствие между фрагментами источников и их характеристиками, то есть определить, какие из предложенных характеристик относятся к каждому из фрагментов.

Для успешного выполнения задания необходимо внимательно прочитать оба фрагмента исторических источников, определить исторический период, событие или личность, о которых идет речь в каждом фрагменте, и соотнести эту информацию с предложенными характеристиками.

Структура задания

Задание 17 имеет следующую структуру:

  1. Два фрагмента исторических источников (А и Б), которые могут относиться к разным историческим периодам или событиям.
  2. Шесть характеристик (пронумерованных от 1 до 6), из которых нужно выбрать те, которые соответствуют каждому из фрагментов.
  3. Для каждого фрагмента нужно выбрать по три характеристики.
Важно!

В задании 17 каждая характеристика может соответствовать только одному фрагменту или не соответствовать ни одному из них. Обычно из шести предложенных характеристик три относятся к фрагменту А, три - к фрагменту Б, но иногда встречаются задания, где некоторые характеристики не соответствуют ни одному из фрагментов, а другие могут соответствовать обоим.

Алгоритм выполнения задания

  1. Внимательно прочитайте оба фрагмента исторических источников (А и Б).
  2. Определите, о каком историческом периоде, событии или личности идет речь в каждом фрагменте.
  3. Обратите внимание на ключевые слова, имена, даты, географические названия, которые помогут вам точно определить исторический контекст.
  4. Прочитайте все предложенные характеристики (от 1 до 6).
  5. Для каждой характеристики определите, соответствует ли она фрагменту А, фрагменту Б или не соответствует ни одному из них.
  6. Запишите номера характеристик, соответствующих фрагменту А, под буквой А, а номера характеристик, соответствующих фрагменту Б, под буквой Б.

Примеры заданий

Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ

А) «Того же лета безбожный злочестивый Ордынский князь Мамай поганый, собрав рати многие и всю землю половецкую и татарскую и [в войско своё нанял] рати фрягов, и черкесов, и ясов, и со всеми ими пошёл на великого князя Дмитрия Ивановича и на всю землю русскую. И был месяц август, [когда] пришли от Орды вести к князю к великому Дмитрию Ивановичу, что движется рать татарская на христиан, <…>, и Мамай нечестивый люто гневался на великого князя Дмитрия <…>, [потому что до этого ордынцы] побиты были на реке Воже. Двигался [Мамай] силою многою, хотел пленить землю русскую. Это же слышав князь великий Дмитрий Иванович, собрав воинов многих, пошёл против них, хотя оборонить свою отчину и за святые церкви, и за правоверную веру христианскую, и за всю русскую землю. И переехав Оку, [он получил] другие вести, узнал, что Мамай за Доном собрав силы, в поле стоит и ждёт к себе на помощь Ягайла с войском литовским. Князь же великий пошёл за Дон и стал в поле чистом и очень большом, и туда подошли поганые половцы, татарские полки, и было то поле чистое на устье [реки] Непрядвы».

Б) «Пришла весть к великому князю, что на него идёт царь Ахмед со всею Ордою своею, и с царевичами, уланами и князьями, и с королем Казимиром заодно. Ведь этот король натравил царя на великого князя, мечтая погубить христиан. Князь же великий пошёл на Коломну, и сам остановился в Коломне, а сына своего великого князя Ивана оставил в Серпухове, а князя Андрея Васильевича Меньшого в Тарусе, прочих же князей и воевод разместил вдоль берега Оки. Когда царь Ахмед услышал, что князь великий стоит со всем своим войском вдоль берега Оки, то пошёл он в сторону Литовской земли, обходя реку Оку, для того, чтобы дождаться шедших к нему на помощь войск короля Казимира, и проводники повели татар к Угре-реке на броды. Князь же великий послал сына, и брата, и воевод своих на Угру со всем своим войском. И встали они на Угре и заняли броды и перевозы».

ХАРАКТЕРИСТИКИ

1. Современником событий был Сергий Радонежский.

2. Итогом событий стало поражение русских войск.

3. Описанным событиям посвящена картина художника М. И. Авилова «Поединок Пересвета с Челубеем».

4. Великий князь Московский, упомянутый в отрывке, заложил основы русского централизованного государства.

5. Следствием событий стало установление вассальной зависимости русских княжеств от Золотой Орды.

6. В описанный период времени союзниками русских были крымские татары.

Ответ: А - 1, 3; Б - 4, 6

Проанализируем каждый фрагмент:

Фрагмент А описывает события, связанные с походом Мамая на Русь, который завершился Куликовской битвой в 1380 году. В тексте упоминается великий князь Дмитрий Иванович (Дмитрий Донской), река Непрядва, а также предшествующая победа русских на реке Воже (1378 г.).

Фрагмент Б описывает события, связанные со стоянием на реке Угре в 1480 году, которое привело к окончательному освобождению Руси от ордынского ига. В тексте упоминается хан Ахмед, великий князь (Иван III), его сын Иван, река Угра.

Теперь проанализируем характеристики:

1. Современником событий был Сергий Радонежский - СООТВЕТСТВУЕТ ФРАГМЕНТУ А. Сергий Радонежский (1314-1392) был современником Куликовской битвы и благословил Дмитрия Донского на битву с Мамаем.

2. Итогом событий стало поражение русских войск - НЕ СООТВЕТСТВУЕТ НИ ОДНОМУ ФРАГМЕНТУ. И Куликовская битва (фрагмент А), и стояние на Угре (фрагмент Б) закончились победой русских войск.

3. Описанным событиям посвящена картина художника М. И. Авилова «Поединок Пересвета с Челубеем» - СООТВЕТСТВУЕТ ФРАГМЕНТУ А. Эта картина изображает эпизод Куликовской битвы - поединок монаха Пересвета с ордынским богатырем Челубеем.

4. Великий князь Московский, упомянутый в отрывке, заложил основы русского централизованного государства - СООТВЕТСТВУЕТ ФРАГМЕНТУ Б. В отрывке Б упоминается великий князь Иван III, который действительно заложил основы централизованного Русского государства.

5. Следствием событий стало установление вассальной зависимости русских княжеств от Золотой Орды - НЕ СООТВЕТСТВУЕТ НИ ОДНОМУ ФРАГМЕНТУ. Вассальная зависимость от Орды была установлена гораздо раньше, в XIII веке, после монгольского нашествия.

6. В описанный период времени союзниками русских были крымские татары - СООТВЕТСТВУЕТ ФРАГМЕНТУ Б. В период стояния на Угре (1480 г.) крымские татары были союзниками Ивана III против Большой Орды хана Ахмеда.

Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ

А) «Сей государь имел разум превосходный, и душу великую, и сердце храброе; но все сии качества и дарования и самые благие его намерения, коими исполнена была душа его, и кои клонились к благосостоянию государства, погубил он своею чрезмерною строгостию, или, паче сказать, мучительством, которое перешло в неистовство. Он был первый из государей российских, который начал выводить свой народ из невежества и грубости, заведя в России первую школу, первую типографию, первую библиотеку, первый завод, первые полки регулярные, первые в России суда, и, наконец, первый привёл в систему законы российские, сочиня Судебник. Но все сии полезные заведения и учреждения и многие другие, кои намерен был он учинить, потемнил он ужасною своею жестокостию, так что вместо любви к себе вселил он во всех подданных своих ненависть и отвращение».

Б) «Сей государь, получив престол в самых молодых летах, имел несчастие в том, что не дано было ему хорошего воспитания, а окружён он был людьми, кои всегда льстили его страстям. Сие произвело то, что он до вступления своего на престол вёл жизнь довольно распутную и нерегулярную. Вступив на престол, хотя и начал он прилежать к делам, но приуготовленная в нём слабость душевная и тела, начавшего приходить в расстройку, не допустили его довольно вникнуть в правление столь великой империи. Он был от природы добросердечен и человеколюбив, щедр, храбр и великодушен и имел довольно разума, но слабого, так что всегда находился под властию других».

ХАРАКТЕРИСТИКИ

1. Автор характеризует Петра I.

2. Автор характеризует Ивана IV.

3. Автор характеризует Петра III.

4. Автор характеризует Павла I.

5. Автор характеризует Александра I.

6. Автор характеризует Николая II.

Ответ: А - 2; Б - 3

Проанализируем каждый фрагмент:

Фрагмент А содержит характеристику государя, который "первый из государей российских, который начал выводить свой народ из невежества и грубости, заведя в России первую школу, первую типографию, первую библиотеку, первый завод, первые полки регулярные, первые в России суда, и, наконец, первый привёл в систему законы российские, сочиня Судебник". Также упоминается его "чрезмерная строгость" и "мучительство, которое перешло в неистовство".

Фрагмент Б описывает государя, который "получил престол в самых молодых летах", "вёл жизнь довольно распутную и нерегулярную", был "добросердечен и человеколюбив, щедр, храбр и великодушен", но имел "слабый разум" и "всегда находился под властию других".

Теперь проанализируем характеристики:

1. Автор характеризует Петра I - НЕ СООТВЕТСТВУЕТ НИ ОДНОМУ ФРАГМЕНТУ. Хотя Петр I действительно проводил реформы, но он не составлял Судебник, который был создан при Иване IV.

2. Автор характеризует Ивана IV - СООТВЕТСТВУЕТ ФРАГМЕНТУ А. Иван IV (Грозный) действительно создал первую типографию, Судебник 1550 года, первые регулярные войска (стрелецкое войско), известен своей жестокостью.

3. Автор характеризует Петра III - СООТВЕТСТВУЕТ ФРАГМЕНТУ Б. Петр III вступил на престол молодым (33 года), был известен своим распутным образом жизни до вступления на престол, находился под влиянием фаворитов.

4. Автор характеризует Павла I - НЕ СООТВЕТСТВУЕТ НИ ОДНОМУ ФРАГМЕНТУ. Павел I не был известен распутным образом жизни до вступления на престол и не вступал на престол в "самых молодых летах" (ему было 42 года).

5. Автор характеризует Александра I - НЕ СООТВЕТСТВУЕТ НИ ОДНОМУ ФРАГМЕНТУ. Александр I получил хорошее воспитание и не вел распутный образ жизни до вступления на престол.

6. Автор характеризует Николая II - НЕ СООТВЕТСТВУЕТ НИ ОДНОМУ ФРАГМЕНТУ. Николай II не был известен распутным образом жизни и не находился "всегда под властию других".

Типичные ошибки при выполнении задания

Рекомендации по подготовке

  1. Изучите основные исторические источники разных периодов и их особенности (летописи, хроники, мемуары, официальные документы и т.д.).
  2. Повторите хронологию основных исторических событий и периоды правления/руководства исторических деятелей.
  3. Тренируйтесь в анализе исторических текстов, обращая внимание на ключевые слова, имена, даты, географические названия.
  4. Практикуйтесь в соотнесении информации из исторических источников с историческим контекстом.
  5. Учитесь критически оценивать предложенные характеристики, проверяя их на соответствие содержанию источников.
  6. Регулярно решайте задания подобного типа, анализируя свои ошибки и работая над их устранением.
Помните, что задание 17 проверяет не только знание фактического материала по истории России, но и умение анализировать исторические источники, соотносить их с историческим контекстом и критически оценивать предложенные характеристики. Важно развивать навык внимательного чтения исторических текстов и умение выделять в них ключевую историческую информацию.

Ключевые исторические периоды и темы для подготовки к заданию 17

Древняя Русь и период феодальной раздробленности (IX-XIII вв.)

Московская Русь (XIV-XVII вв.)

Российская империя (XVIII - начало XX вв.)

Советский период (1917-1991 гг.)

Совет!

При подготовке к заданию 17 особое внимание уделите изучению особенностей исторических источников разных периодов. Например, для древнерусских летописей характерен религиозный взгляд на исторические события, для источников советского периода - идеологическая окраска. Также полезно знать основные исторические термины и понятия, характерные для разных эпох, и уметь определять время создания источника по особенностям языка и упоминаемым реалиям.

Задание 17 ЕГЭ: ПРАКТИКА

Закрепите теорию на практике! Попробуйте решить несколько вариантов задания 17.