Задание 18 в ЕГЭ по истории проверяет умение устанавливать причинно-следственные связи исторических событий, явлений, процессов. Это задание высокого уровня сложности, за которое можно получить 3 первичных балла. На его выполнение рекомендуется тратить около 20 минут.
В задании 18 вам предлагается вопрос, требующий объяснить причины или последствия какого-либо исторического события, явления или процесса. Обычно требуется привести три объяснения, примера или доказательства.
В задании 18 могут встречаться следующие типы вопросов:
Ответ на задание 18 должен иметь следующую структуру:
В задании 18 оценивается не только знание исторических фактов, но и умение логически мыслить, устанавливать причинно-следственные связи, аргументировать свою позицию. Поэтому недостаточно просто перечислить исторические факты - необходимо объяснить, как они связаны с вопросом задания, почему они являются причинами или последствиями указанного события или явления.
Задание 18 оценивается по следующим критериям:
| Баллы | Критерии |
|---|---|
| 3 | Приведены три объяснения (причины, последствия и т.п.) с опорой на исторические факты. |
| 2 | Приведены два объяснения (причины, последствия и т.п.) с опорой на исторические факты. |
| 1 | Приведено одно объяснение (причина, последствие и т.п.) с опорой на исторические факты. |
| 0 | Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. ИЛИ Ответ неправильный. |
В начале крестьянской войны под предводительством Е. И. Пугачёва восставшим на первых порах удавалось наносить правительственным войскам существенные поражения. Объясните причины успехов восставших (приведите три объяснения).
Ответ:
Могут быть приведены следующие объяснения:
1) Правительство Екатерины II недооценило масштаб восстания на начальном этапе и не направило достаточных сил для его подавления. Первоначально против восставших были направлены небольшие отряды регулярных войск, которые не могли противостоять многочисленным отрядам Пугачева.
2) На стороне восставших выступили башкиры, калмыки, казахи, татары и другие народы Поволжья и Приуралья, недовольные политикой правительства (насильственной христианизацией, отбором земель и т.д.). Это значительно увеличило численность войска Пугачева и расширило территорию восстания.
3) В армии Пугачева было много бывших военных (казаков, беглых солдат), имевших боевой опыт и умевших обращаться с оружием. Это позволяло восставшим эффективно противостоять правительственным войскам в открытых сражениях.
4) Пугачев объявил себя императором Петром III, что привлекло на его сторону многих крестьян, веривших в "доброго царя". Это обеспечило широкую поддержку восстания среди крепостного крестьянства и придало движению легитимность в глазах народа.
5) Восставшие использовали тактику внезапных нападений, хорошо знали местность, что давало им преимущество перед регулярными войсками, особенно в условиях зимы 1773-1774 гг.
6) Многие крепости на Урале и в Поволжье имели слабые гарнизоны, устаревшие укрепления и недостаточное вооружение, что облегчало их захват восставшими.
Могут быть приведены другие объяснения.
Первые годы правления Александра I великий поэт А. С. Пушкин назвал «Дней Александровых прекрасное начало». Приведите не менее трёх примеров, доказывающих справедливость слов великого поэта.
Ответ:
Могут быть приведены следующие примеры:
1) В начале своего правления Александр I провел либеральные реформы государственного управления: был создан Непременный совет, заменивший Совет при высочайшем дворе, а затем и Государственный совет (1810 г.), который стал высшим законосовещательным органом; были учреждены министерства (1802 г.) вместо коллегий, что повысило эффективность управления.
2) Александр I провел гуманизацию внутренней политики: отменил пытки при допросах, запретил публиковать объявления о продаже крестьян без земли, издал указ о вольных хлебопашцах (1803 г.), позволявший помещикам освобождать крестьян с землей за выкуп.
3) При Александре I была проведена реформа образования: создана система образования, включавшая приходские и уездные училища, гимназии и университеты; открыты новые университеты (Харьковский, Казанский, Петербургский), Царскосельский лицей; значительно увеличено финансирование образования.
4) В начале правления Александра I была смягчена цензура, разрешено открывать частные типографии, ввозить иностранную литературу, что способствовало развитию просвещения и общественной мысли.
5) В области внешней политики Александр I первоначально придерживался миролюбивой политики: были заключены мирные договоры с Францией (1801 г.), Англией (1801 г.), что способствовало развитию международной торговли и укреплению позиций России в Европе.
Могут быть приведены другие примеры.
После сокрушительного поражения под Москвой гитлеровские военачальники, а вслед за ними и немецкие историки объясняли поражение немецкой армии суровыми погодно-климатическими условиями. Срыв первого генерального наступления на Москву в октябре 1941 года они объясняли распутицей — русским помогал «Генерал Грязь». Причины поражения во втором наступлении немцы сваливали на «Генерала Мороза». Чем объяснить причины победы советского народа под Москвой? (Приведите три объяснения.)
Ответ:
Могут быть приведены следующие объяснения:
1) К началу контрнаступления под Москвой советское командование сумело создать стратегические резервы и перебросить с Дальнего Востока и из Сибири свежие, хорошо обученные и экипированные для зимних условий дивизии. Это позволило не только остановить наступление противника, но и перейти в контрнаступление.
2) Советское командование во главе с Г.К. Жуковым разработало и успешно реализовало план контрнаступления, предусматривавший нанесение ударов по наиболее уязвимым флангам немецкой группировки. Грамотное стратегическое и тактическое руководство войсками обеспечило успех операции.
3) Важную роль в победе под Москвой сыграл массовый героизм советских солдат и офицеров, готовых стоять насмерть, защищая столицу. Примеры подвигов панфиловцев, Зои Космодемьянской, подольских курсантов и многих других защитников Москвы вдохновляли бойцов на самоотверженную борьбу.
4) Значительный вклад в победу внесли партизаны и подпольщики, действовавшие в тылу врага. Они нарушали коммуникации противника, уничтожали живую силу и технику, добывали ценные разведданные, что существенно ослабляло немецкие войска.
5) К моменту битвы за Москву немецкие войска были измотаны предыдущими боями, имели растянутые коммуникации, испытывали проблемы со снабжением и не были готовы к затяжной зимней кампании. Это снижало их боеспособность и не позволило реализовать план молниеносной войны.
6) Огромное значение имела эвакуация промышленных предприятий из западных районов страны на Урал и в Сибирь, что позволило сохранить производственные мощности и обеспечить армию необходимым вооружением и боеприпасами.
Могут быть приведены другие объяснения.
При подготовке к заданию 18 полезно составить таблицы причинно-следственных связей для ключевых исторических событий, явлений и процессов. В таких таблицах для каждого события, явления или процесса следует выписать его причины (предпосылки) и последствия (значение). Это поможет систематизировать материал и лучше понять взаимосвязь исторических событий. Также полезно практиковаться в формулировании развернутых объяснений, подкрепляя их конкретными историческими фактами.
Закрепите теорию на практике! Попробуйте решить несколько вариантов задания 18.