Задание 18 ЕГЭ по истории 2025: Установление причинно-следственных связей

Задание 18 в ЕГЭ по истории проверяет умение устанавливать причинно-следственные связи исторических событий, явлений, процессов. Это задание высокого уровня сложности, за которое можно получить 3 первичных балла. На его выполнение рекомендуется тратить около 20 минут.

Теория для подготовки к заданию

В задании 18 вам предлагается вопрос, требующий объяснить причины или последствия какого-либо исторического события, явления или процесса. Обычно требуется привести три объяснения, примера или доказательства.

Для успешного выполнения задания необходимо не только знать фактический материал по истории России, но и понимать причинно-следственные связи между историческими событиями, явлениями и процессами, уметь анализировать исторические ситуации и формулировать логичные и обоснованные выводы.

Типы вопросов в задании 18

В задании 18 могут встречаться следующие типы вопросов:

  1. Объяснение причин исторического события или явления (например, "Объясните причины успехов восставших в начале крестьянской войны под предводительством Е.И. Пугачева").
  2. Объяснение последствий исторического события или явления (например, "Объясните, какие последствия имела отмена крепостного права для экономического развития России").
  3. Доказательство какого-либо утверждения или тезиса (например, "Приведите примеры, доказывающие справедливость слов А.С. Пушкина о 'Дней Александровых прекрасном начале'").
  4. Опровержение какого-либо утверждения или тезиса (например, "Опровергните утверждение о том, что причиной поражения немецкой армии под Москвой были суровые погодно-климатические условия").
  5. Сравнение исторических явлений или процессов (например, "Объясните, в чем состояли преимущества деревянного строительства по сравнению с каменным в Древней Руси").

Структура ответа на задание 18

Ответ на задание 18 должен иметь следующую структуру:

  1. Краткое вступление, в котором формулируется основная мысль ответа (не обязательно, но желательно).
  2. Три развернутых объяснения, примера или доказательства, каждое из которых должно быть логически связано с вопросом задания.
  3. Каждое объяснение, пример или доказательство должно содержать:
    • Конкретный исторический факт или явление.
    • Объяснение, как этот факт или явление связаны с вопросом задания.
  4. Краткое заключение, подводящее итог ответа (не обязательно, но желательно).
Важно!

В задании 18 оценивается не только знание исторических фактов, но и умение логически мыслить, устанавливать причинно-следственные связи, аргументировать свою позицию. Поэтому недостаточно просто перечислить исторические факты - необходимо объяснить, как они связаны с вопросом задания, почему они являются причинами или последствиями указанного события или явления.

Критерии оценивания задания 18

Задание 18 оценивается по следующим критериям:

Баллы Критерии
3 Приведены три объяснения (причины, последствия и т.п.) с опорой на исторические факты.
2 Приведены два объяснения (причины, последствия и т.п.) с опорой на исторические факты.
1 Приведено одно объяснение (причина, последствие и т.п.) с опорой на исторические факты.
0 Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания.
ИЛИ
Ответ неправильный.

Примеры заданий

В начале крестьянской войны под предводительством Е. И. Пугачёва восставшим на первых порах удавалось наносить правительственным войскам существенные поражения. Объясните причины успехов восставших (приведите три объяснения).

Ответ:

Могут быть приведены следующие объяснения:

1) Правительство Екатерины II недооценило масштаб восстания на начальном этапе и не направило достаточных сил для его подавления. Первоначально против восставших были направлены небольшие отряды регулярных войск, которые не могли противостоять многочисленным отрядам Пугачева.

2) На стороне восставших выступили башкиры, калмыки, казахи, татары и другие народы Поволжья и Приуралья, недовольные политикой правительства (насильственной христианизацией, отбором земель и т.д.). Это значительно увеличило численность войска Пугачева и расширило территорию восстания.

3) В армии Пугачева было много бывших военных (казаков, беглых солдат), имевших боевой опыт и умевших обращаться с оружием. Это позволяло восставшим эффективно противостоять правительственным войскам в открытых сражениях.

4) Пугачев объявил себя императором Петром III, что привлекло на его сторону многих крестьян, веривших в "доброго царя". Это обеспечило широкую поддержку восстания среди крепостного крестьянства и придало движению легитимность в глазах народа.

5) Восставшие использовали тактику внезапных нападений, хорошо знали местность, что давало им преимущество перед регулярными войсками, особенно в условиях зимы 1773-1774 гг.

6) Многие крепости на Урале и в Поволжье имели слабые гарнизоны, устаревшие укрепления и недостаточное вооружение, что облегчало их захват восставшими.

Могут быть приведены другие объяснения.

Первые годы правления Александра I великий поэт А. С. Пушкин назвал «Дней Александровых прекрасное начало». Приведите не менее трёх примеров, доказывающих справедливость слов великого поэта.

Ответ:

Могут быть приведены следующие примеры:

1) В начале своего правления Александр I провел либеральные реформы государственного управления: был создан Непременный совет, заменивший Совет при высочайшем дворе, а затем и Государственный совет (1810 г.), который стал высшим законосовещательным органом; были учреждены министерства (1802 г.) вместо коллегий, что повысило эффективность управления.

2) Александр I провел гуманизацию внутренней политики: отменил пытки при допросах, запретил публиковать объявления о продаже крестьян без земли, издал указ о вольных хлебопашцах (1803 г.), позволявший помещикам освобождать крестьян с землей за выкуп.

3) При Александре I была проведена реформа образования: создана система образования, включавшая приходские и уездные училища, гимназии и университеты; открыты новые университеты (Харьковский, Казанский, Петербургский), Царскосельский лицей; значительно увеличено финансирование образования.

4) В начале правления Александра I была смягчена цензура, разрешено открывать частные типографии, ввозить иностранную литературу, что способствовало развитию просвещения и общественной мысли.

5) В области внешней политики Александр I первоначально придерживался миролюбивой политики: были заключены мирные договоры с Францией (1801 г.), Англией (1801 г.), что способствовало развитию международной торговли и укреплению позиций России в Европе.

Могут быть приведены другие примеры.

После сокрушительного поражения под Москвой гитлеровские военачальники, а вслед за ними и немецкие историки объясняли поражение немецкой армии суровыми погодно-климатическими условиями. Срыв первого генерального наступления на Москву в октябре 1941 года они объясняли распутицей — русским помогал «Генерал Грязь». Причины поражения во втором наступлении немцы сваливали на «Генерала Мороза». Чем объяснить причины победы советского народа под Москвой? (Приведите три объяснения.)

Ответ:

Могут быть приведены следующие объяснения:

1) К началу контрнаступления под Москвой советское командование сумело создать стратегические резервы и перебросить с Дальнего Востока и из Сибири свежие, хорошо обученные и экипированные для зимних условий дивизии. Это позволило не только остановить наступление противника, но и перейти в контрнаступление.

2) Советское командование во главе с Г.К. Жуковым разработало и успешно реализовало план контрнаступления, предусматривавший нанесение ударов по наиболее уязвимым флангам немецкой группировки. Грамотное стратегическое и тактическое руководство войсками обеспечило успех операции.

3) Важную роль в победе под Москвой сыграл массовый героизм советских солдат и офицеров, готовых стоять насмерть, защищая столицу. Примеры подвигов панфиловцев, Зои Космодемьянской, подольских курсантов и многих других защитников Москвы вдохновляли бойцов на самоотверженную борьбу.

4) Значительный вклад в победу внесли партизаны и подпольщики, действовавшие в тылу врага. Они нарушали коммуникации противника, уничтожали живую силу и технику, добывали ценные разведданные, что существенно ослабляло немецкие войска.

5) К моменту битвы за Москву немецкие войска были измотаны предыдущими боями, имели растянутые коммуникации, испытывали проблемы со снабжением и не были готовы к затяжной зимней кампании. Это снижало их боеспособность и не позволило реализовать план молниеносной войны.

6) Огромное значение имела эвакуация промышленных предприятий из западных районов страны на Урал и в Сибирь, что позволило сохранить производственные мощности и обеспечить армию необходимым вооружением и боеприпасами.

Могут быть приведены другие объяснения.

Типичные ошибки при выполнении задания 18

Рекомендации по подготовке

  1. Изучите основные исторические события, явления и процессы, их причины и последствия.
  2. Тренируйтесь в установлении причинно-следственных связей между историческими событиями, явлениями и процессами.
  3. Практикуйтесь в формулировании логичных и обоснованных объяснений исторических событий и явлений.
  4. Учитесь подкреплять свои объяснения конкретными историческими фактами.
  5. Регулярно решайте задания подобного типа, анализируя свои ошибки и работая над их устранением.
  6. Изучайте образцы выполнения задания 18 и критерии его оценивания.
  7. Учитесь структурировать свой ответ, выделяя в нем три четких объяснения.
Помните, что задание 18 проверяет не только знание фактического материала по истории России, но и умение логически мыслить, устанавливать причинно-следственные связи, аргументировать свою позицию. Поэтому важно не только знать исторические факты, но и понимать их взаимосвязь, уметь анализировать исторические ситуации и формулировать логичные и обоснованные выводы.

Ключевые исторические периоды и темы для подготовки к заданию 18

Древняя Русь и период феодальной раздробленности (IX-XIII вв.)

Московская Русь (XIV-XVII вв.)

Российская империя (XVIII - начало XX вв.)

Советский период (1917-1991 гг.)

Совет!

При подготовке к заданию 18 полезно составить таблицы причинно-следственных связей для ключевых исторических событий, явлений и процессов. В таких таблицах для каждого события, явления или процесса следует выписать его причины (предпосылки) и последствия (значение). Это поможет систематизировать материал и лучше понять взаимосвязь исторических событий. Также полезно практиковаться в формулировании развернутых объяснений, подкрепляя их конкретными историческими фактами.

Задание 18 ЕГЭ: ПРАКТИКА

Закрепите теорию на практике! Попробуйте решить несколько вариантов задания 18.