Задание 19 ЕГЭ по истории 2025: Работа с историческим термином

Задание 19 в ЕГЭ по истории проверяет знание исторических терминов и понятий, а также умение применять их в историческом контексте. Это задание высокого уровня сложности, за которое можно получить 2 первичных балла. На его выполнение рекомендуется тратить около 15 минут.

Теория для подготовки к заданию

В задании 19 вам предлагается раскрыть смысл исторического понятия или термина и привести один исторический факт, конкретизирующий данное понятие применительно к истории России. Важно, чтобы приведенный факт не содержался в данном вами определении понятия.

Для успешного выполнения задания необходимо не только знать определения исторических терминов и понятий, но и уметь приводить конкретные исторические факты, связанные с этими терминами и понятиями, а также правильно формулировать свои мысли.

Структура задания

Задание 19 имеет следующую структуру:

  1. Формулировка задания: "Используя знания по истории России, раскройте смысл понятия [термин]. Приведите один исторический факт, конкретизирующий данное понятие применительно к истории России. Приведённый факт не должен содержаться в данном Вами определении понятия."
  2. Термин или понятие, смысл которого необходимо раскрыть (например, "Семибоярщина", "ярмарка", "приказы", "аракчеевщина", "славянофильство" и т.д.).

Структура ответа на задание 19

Ответ на задание 19 должен состоять из двух частей:

  1. Определение понятия - раскрытие смысла исторического термина или понятия. Определение должно быть полным, точным и содержать все существенные признаки понятия.
  2. Исторический факт - конкретный пример из истории России, связанный с данным понятием. Факт должен быть конкретным, точным и не должен содержаться в определении понятия.
Важно!

Исторический факт должен быть конкретным и содержать указание на конкретное историческое событие, явление, процесс, личность, дату и т.д. Общие рассуждения о понятии не являются историческим фактом. Факт не должен повторять информацию, уже содержащуюся в определении понятия.

Критерии оценивания задания 19

Задание 19 оценивается по следующим критериям:

Баллы Критерии
2 Правильно раскрыт смысл понятия (содержание понятия корректно раскрыто через родовую принадлежность понятия и его видовые признаки).
Приведённый факт конкретизирует данное понятие применительно к истории России.
1 Правильно раскрыт смысл понятия (содержание понятия корректно раскрыто через родовую принадлежность понятия и его видовые признаки).
Факт, конкретизирующий данное понятие применительно к истории России, не приведён.
ИЛИ
Смысл понятия не раскрыт / раскрыт неправильно.
Приведён факт, конкретизирующий данное понятие применительно к истории России.
0 Смысл понятия не раскрыт / раскрыт неправильно.
Факт, конкретизирующий данное понятие применительно к истории России, не приведён.
ИЛИ
Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания.
ИЛИ
Ответ неправильный.

Примеры заданий

Используя знания по истории России, раскройте смысл понятия «Семибоярщина». Приведите один исторический факт, конкретизирующий данное понятие применительно к истории России. Приведённый факт не должен содержаться в данном Вами определении понятия.

Ответ:

Определение: Семибоярщина - временное правительство из семи бояр, созданное в Москве после свержения царя Василия Шуйского в 1610 году в период Смутного времени.

Факт: Семибоярщина во главе с Федором Мстиславским в августе 1610 года заключила договор с польским королем Сигизмундом III о призвании на русский престол его сына Владислава, после чего впустила польские войска в Москву.

Используя знания по истории России, раскройте смысл понятия «ярмарка». Приведите один исторический факт, конкретизирующий данное понятие применительно к истории России. Приведённый факт не должен содержаться в данном Вами определении понятия.

Ответ:

Определение: Ярмарка - периодически организуемые в определенном месте торги, на которые съезжались купцы из разных регионов для оптовой и розничной торговли.

Факт: Крупнейшей ярмаркой в России в XVIII-XIX веках была Нижегородская (Макарьевская) ярмарка, которая проводилась ежегодно и играла важную роль в развитии всероссийского рынка, связывая торговыми отношениями европейскую часть России с Сибирью и Средней Азией.

Используя знания по истории России, раскройте смысл понятия «приказы». Приведите один исторический факт, конкретизирующий данное понятие применительно к истории России. Приведённый факт не должен содержаться в данном Вами определении понятия.

Ответ:

Определение: Приказы - центральные органы государственного управления в России XVI-XVII веков, ведавшие отдельными отраслями государственного управления или отдельными регионами страны.

Факт: В период правления Ивана IV Грозного был создан Посольский приказ (1549 г.), который ведал внешней политикой Русского государства и стал одним из важнейших органов центрального управления.

Используя знания по истории России, раскройте смысл понятия «аракчеевщина». Приведите один исторический факт, конкретизирующий данное понятие применительно к истории России. Приведённый факт не должен содержаться в данном Вами определении понятия.

Ответ:

Определение: Аракчеевщина - система политических и социально-экономических мероприятий в России в последний период правления Александра I (1815-1825 гг.), характеризующаяся военно-полицейским деспотизмом, жестокостью, палочной дисциплиной и бюрократической регламентацией всех сторон жизни, названная по имени временщика А.А. Аракчеева.

Факт: Одним из проявлений аракчеевщины стало создание военных поселений, в которых крестьяне должны были совмещать сельскохозяйственный труд с военной службой, что вызвало массовые восстания, самое крупное из которых произошло в Новгородской губернии в 1831 году.

Используя знания по истории России, раскройте смысл понятия «славянофильство». Приведите один исторический факт, конкретизирующий данное понятие применительно к истории России. Приведённый факт не должен содержаться в данном Вами определении понятия.

Ответ:

Определение: Славянофильство - идейно-политическое течение русской общественной мысли 1840-1850-х годов, представители которого выступали за самобытный путь развития России, отличный от западноевропейского, основанный на православии, общинности и самодержавии.

Факт: Видными представителями славянофильства были братья Иван и Петр Киреевские, братья Константин и Иван Аксаковы, Алексей Хомяков, Юрий Самарин, которые излагали свои взгляды в журналах "Москвитянин", "Русская беседа" и газете "День".

Типичные ошибки при выполнении задания 19

Рекомендации по подготовке

  1. Изучите основные исторические термины и понятия, их определения и связанные с ними исторические факты.
  2. Тренируйтесь в формулировании точных и полных определений исторических понятий, включающих все существенные признаки.
  3. Учитесь подбирать конкретные исторические факты, связанные с различными понятиями и терминами.
  4. Обратите внимание на структуру определения понятия: оно должно включать указание на родовую принадлежность понятия и его видовые признаки.
  5. Практикуйтесь в формулировании конкретных исторических фактов, содержащих указание на конкретные события, явления, процессы, личности, даты и т.д.
  6. Регулярно решайте задания подобного типа, анализируя свои ошибки и работая над их устранением.
  7. Изучайте образцы выполнения задания 19 и критерии его оценивания.
Помните, что задание 19 проверяет не только знание исторических терминов и понятий, но и умение применять их в историческом контексте, а также умение формулировать свои мысли точно и конкретно. Поэтому важно не только знать определения понятий, но и понимать их историческое значение, уметь приводить конкретные исторические факты, связанные с этими понятиями.

Ключевые исторические термины и понятия для подготовки к заданию 19

Древняя Русь и период феодальной раздробленности (IX-XIII вв.)

Московская Русь (XIV-XVII вв.)

Российская империя (XVIII - начало XX вв.)

Советский период (1917-1991 гг.)

Совет!

При подготовке к заданию 19 полезно составить словарь исторических терминов и понятий, в котором для каждого понятия указать его определение и несколько конкретных исторических фактов, связанных с этим понятием. Это поможет систематизировать материал и лучше запомнить определения и факты. Также полезно практиковаться в формулировании определений понятий и подборе конкретных исторических фактов, связанных с этими понятиями.

Задание 19 ЕГЭ: ПРАКТИКА

Закрепите теорию на практике! Попробуйте решить несколько вариантов задания 19.