Задание 21 в ЕГЭ по истории проверяет умение аргументировать различные точки зрения на исторические события, процессы и явления. Это задание высокого уровня сложности, за которое можно получить 3 первичных балла. На его выполнение рекомендуется тратить около 20 минут.
В задании 21 вам предлагается дискуссионная проблема из исторической науки, по которой существуют различные, часто противоречивые точки зрения. Вам необходимо привести аргументы как в подтверждение, так и в опровержение предложенной точки зрения.
Задание 21 имеет следующую структуру:
Ответ на задание 21 должен иметь следующую структуру:
Аргументы должны быть основаны на конкретных исторических фактах, а не на общих рассуждениях. Каждый аргумент должен содержать указание на конкретное историческое событие, явление, процесс, личность, дату и т.д. Общие рассуждения без опоры на исторические факты не засчитываются как аргументы.
Задание 21 оценивается по следующим критериям:
| Баллы | Критерии |
|---|---|
| 3 | Приведены два аргумента в подтверждение и два аргумента в опровержение оценки. |
| 2 | Приведены два аргумента в подтверждение и один аргумент в опровержение оценки. ИЛИ Приведены один аргумент в подтверждение и два аргумента в опровержение оценки. |
| 1 | Приведены один аргумент в подтверждение и один аргумент в опровержение оценки. ИЛИ Приведены только два аргумента в подтверждение оценки. ИЛИ Приведены только два аргумента в опровержение оценки. |
| 0 | Приведён только один аргумент. ИЛИ Приведены только факты, иллюстрирующие события (явления, процессы), связанные с данной точкой зрения, но не являющиеся аргументами. ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. ИЛИ Ответ неправильный. |
В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из них.
«Добровольное производственное кооперирование мелких и средних хозяйств, получившее в 1920-е гг. название "коллективизация", рассматривалось большевистскими теоретиками как лучший способ переустройства деревни».
Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты. Ответ запишите в следующем виде.
Аргументы в подтверждение:
1) ...
2) ...
Аргументы в опровержение:
1) ...
2) ...
Ответ:
Аргументы в подтверждение:
1) В работах В.И. Ленина, в частности в статье "О кооперации" (1923 г.), подчеркивалось, что кооперирование крестьянских хозяйств является наиболее приемлемым путем перехода к социализму в деревне, так как позволяет сочетать частные интересы крестьян с общегосударственными интересами.
2) В период НЭПа (1921-1928 гг.) государство поддерживало различные формы сельскохозяйственной кооперации (кредитные, снабженческо-сбытовые, производственные товарищества), предоставляя им налоговые льготы и кредиты, что свидетельствует о стремлении большевиков к постепенному и добровольному кооперированию крестьянства.
Аргументы в опровержение:
1) Уже в 1927-1928 гг. в партийных документах и выступлениях И.В. Сталина все чаще звучала идея о необходимости ускоренной коллективизации и ликвидации кулачества как класса, что противоречило принципу добровольности и свидетельствовало о готовности большевистского руководства к применению насильственных методов в деревне.
2) В ходе сплошной коллективизации, начавшейся в 1929 г., широко применялись методы административного и экономического принуждения (раскулачивание, повышенное налогообложение единоличников, угрозы, аресты), что свидетельствует о том, что большевистское руководство не рассматривало добровольное кооперирование как единственный или даже основной способ переустройства деревни.
В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из них.
«Внешняя политика Александра III способствовала укреплению международного положения России».
Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты. Ответ запишите в следующем виде.
Аргументы в подтверждение:
1) ...
2) ...
Аргументы в опровержение:
1) ...
2) ...
Ответ:
Аргументы в подтверждение:
1) В 1887 г. Россия заключила "Договор перестраховки" с Германией, который обеспечивал нейтралитет Германии в случае войны России с Австро-Венгрией и нейтралитет России в случае войны Германии с Францией (за исключением случая нападения Германии на Францию), что укрепляло безопасность России и снижало вероятность войны на два фронта.
2) В 1891-1894 гг. был заключен русско-французский союз, который положил конец дипломатической изоляции России после Берлинского конгресса 1878 г. и создал противовес Тройственному союзу (Германия, Австро-Венгрия, Италия), что укрепило позиции России в Европе.
Аргументы в опровержение:
1) Отказ России от пересмотра условий Берлинского трактата 1878 г., ограничивавшего ее права на Черном море и на Балканах, и политика "сосредоточения", провозглашенная Александром III, привели к ослаблению влияния России на Балканах, где усилилось влияние Австро-Венгрии и Германии.
2) Обострение отношений с Великобританией из-за соперничества в Средней Азии (в частности, из-за Афганского кризиса 1885 г.) и на Дальнем Востоке создавало угрозу военного конфликта с мощной морской державой, что ослабляло международное положение России.
В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из них.
«Политика "просвещенного абсолютизма" Екатерины II способствовала модернизации России».
Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты. Ответ запишите в следующем виде.
Аргументы в подтверждение:
1) ...
2) ...
Аргументы в опровержение:
1) ...
2) ...
Ответ:
Аргументы в подтверждение:
1) В рамках политики "просвещенного абсолютизма" Екатерина II провела секуляризацию церковных земель (1764 г.), что способствовало развитию рыночных отношений в сельском хозяйстве и укреплению экономической базы государства.
2) Екатерина II провела губернскую реформу (1775 г.), которая создала более эффективную систему местного управления, разделив страну на 50 губерний с единообразной системой административных и судебных учреждений, что способствовало модернизации государственного аппарата.
Аргументы в опровержение:
1) Политика "просвещенного абсолютизма" Екатерины II сопровождалась усилением крепостного права: помещики получили право ссылать крестьян в Сибирь (1765 г.), крестьянам было запрещено жаловаться на помещиков (1767 г.), произошло распространение крепостного права на Левобережную Украину (1783 г.), что тормозило социально-экономическую модернизацию страны.
2) После Крестьянской войны под предводительством Е.И. Пугачева (1773-1775 гг.) Екатерина II отказалась от многих либеральных идей, усилила цензуру, преследовала вольнодумцев (А.Н. Радищева, Н.И. Новикова), что свидетельствовало о поверхностном характере политики "просвещенного абсолютизма" и ее неспособности обеспечить глубокую модернизацию общественно-политической системы России.
При подготовке к заданию 21 полезно составить таблицу дискуссионных проблем в истории России, в которой для каждой проблемы указать различные точки зрения и аргументы в их подтверждение и опровержение. Это поможет систематизировать материал и лучше подготовиться к выполнению задания. Также полезно практиковаться в формулировании аргументов, подкрепленных конкретными историческими фактами, и в анализе исторических ситуаций.
Закрепите теорию на практике! Попробуйте решить несколько вариантов задания 21.