Задание 3 ЕГЭ по истории 2025: Сопоставление основных фактов, процессов, явлений
Задание 3 в ЕГЭ по истории проверяет умение устанавливать соответствие между историческими процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимися к этим процессам. Это задание базового уровня сложности, за которое можно получить 2 первичных балла.
Теория для подготовки к заданию
В задании 3 требуется установить соответствие между историческими процессами, явлениями или событиями (обычно 4 позиции) и конкретными фактами, относящимися к этим процессам (обычно 6 позиций, из которых нужно выбрать 4). Задание проверяет знание фактического материала и умение соотносить отдельные факты с более крупными историческими процессами.
Для успешного выполнения задания необходимо хорошо знать основные исторические процессы и события, а также конкретные факты, которые к ним относятся.
Алгоритм выполнения задания
- Внимательно прочитайте все процессы (явления, события) в левом столбце.
- Прочитайте все факты в правом столбце.
- Для каждого процесса (явления, события) из левого столбца найдите соответствующий факт из правого столбца.
- Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
Важно!
В правом столбце всегда есть "лишние" факты, которые не соответствуют ни одному из процессов в левом столбце. Будьте внимательны и не пытайтесь подобрать соответствие для каждого факта.
Основные исторические процессы и связанные с ними факты
Древняя Русь (IX-XII вв.)
- Образование и становление Древнерусского государства: объединение Киева и Новгорода под властью князя Олега (882 г.), призвание варягов (862 г.), походы князей на Византию, принятие христианства (988 г.).
- Правление Владимира Мономаха: принятие Устава о резах и закупах, борьба с половцами, временное прекращение междоусобиц.
- Феодальная раздробленность: Любечский съезд князей (1097 г.), усиление местных княжеских династий, ослабление власти киевского князя.
Русь в XIII-XV вв.
- Монголо-татарское нашествие и иго: битва на реке Калке (1223 г.), разорение русских городов Батыем (1237-1240 гг.), выплата выхода (дани), система баскачества.
- Борьба с западными захватчиками: Невская битва (1240 г.), Ледовое побоище (1242 г.).
- Возвышение Москвы и создание единого Русского государства: перенос митрополичьей кафедры в Москву, политика московских князей по собиранию земель, Куликовская битва (1380 г.), стояние на реке Угре (1480 г.), принятие первого Судебника (1497 г.), ликвидация Новгородской республики (1478 г.).
Россия в XVI-XVII вв.
- Правление Ивана IV Грозного: венчание на царство (1547 г.), созыв первого Земского собора (1549 г.), реформы Избранной рады, опричнина (1565-1572 гг.), присоединение Казанского и Астраханского ханств.
- Смутное время: правление Бориса Годунова, Лжедмитрий I, восстание Ивана Болотникова, польско-шведская интервенция, создание народных ополчений, избрание царём Михаила Романова (1613 г.).
- Россия при первых Романовых: принятие Соборного уложения (1649 г.), церковный раскол, Медный бунт (1662 г.), восстание Степана Разина (1670-1671 гг.), воссоединение Украины с Россией (1654 г.), Андрусовское перемирие с Польшей (1667 г.).
Россия в XVIII в.
- Реформы Петра I: создание регулярной армии и флота, введение рекрутской повинности, учреждение Сената и коллегий, принятие Табели о рангах, основание Санкт-Петербурга (1703 г.).
- Эпоха дворцовых переворотов: создание Верховного тайного совета, бироновщина, правление Анны Иоанновны, Елизаветы Петровны, Петра III, отмена внутренних таможенных пошлин.
- Правление Екатерины II: Уложенная комиссия, губернская реформа, Жалованные грамоты дворянству и городам (1785 г.), восстание Емельяна Пугачёва (1773-1775 гг.).
Россия в XIX в.
- Правление Александра I: создание министерств, проекты М.М. Сперанского, Отечественная война 1812 г., движение декабристов, Указ о вольных хлебопашцах (1803 г.), Туркманчайский мир с Персией (1828 г.).
- Правление Николая I: теория официальной народности, Крымская война (1853-1856 гг.), реформа П.Д. Киселёва, кодификация законов.
- Великие реформы Александра II: отмена крепостного права (1861 г.), земская, судебная, военная, городская реформы, отмена выкупных платежей.
- Контрреформы Александра III: усиление полицейского режима, издание циркуляра "о кухаркиных детях", ограничение земского и городского самоуправления.
Россия/СССР в XX в.
- Первая русская революция 1905-1907 гг.: Кровавое воскресенье, восстание на броненосце "Потёмкин", Манифест 17 октября, создание Государственной думы.
- Аграрная реформа П.А. Столыпина: указ от 9 ноября 1906 г., разрушение общины, переселенческая политика, отмена выкупных платежей.
- Гражданская война в России: создание Добровольческой армии, иностранная интервенция, политика "военного коммунизма", создание Уфимской директории, мятеж левых эсеров.
- Сталинская модернизация: индустриализация, коллективизация, культурная революция, строительство Днепрогэса, создание машинно-тракторных станций.
- Великая Отечественная война: создание ГКО, битва за Москву, Сталинградская битва, блокада Ленинграда, операция "Багратион".
- Хрущёвская "оттепель": XX съезд КПСС, освоение целины, реформа управления промышленностью, попытка отставки Н.С. Хрущёва, вывод из состава ЦК КПСС членов антипартийной группы.
- Разрядка международных отношений: подписание Хельсинкского акта (1975 г.), договоры об ограничении стратегических вооружений, заключение договора о прекращении испытания ядерного оружия в трех сферах.
Современная Россия
- Специальная военная операция (СВО): включение в состав РФ Луганской и Донецкой народных республик, включение Запорожской области в состав России.
Примеры заданий
Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимися к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
| ПРОЦЕССЫ (ЯВЛЕНИЯ, СОБЫТИЯ) |
ФАКТЫ |
А) политика контрреформ Б) Первая русская революция 1905 года В) попытка отставки Н. С. Хрущёва Г) разрядка международных отношений |
1) издание циркуляра «о кухаркиных детях» 2) мятеж левых эсеров 3) вывод из состава ЦК КПСС членов антипартийной группы 4) заключение договора о прекращении испытания ядерного оружия в трех сферах 5) создание Директории 6) восстание на броненосце «Потёмкин» |
Ответ: 1634
Объяснение:
А) Политика контрреформ Александра III включала издание циркуляра «о кухаркиных детях» (1887 г.), который ограничивал доступ к образованию детям из низших сословий. Ответ: 1.
Б) Во время Первой русской революции 1905 года произошло восстание на броненосце «Потёмкин» (июнь 1905 г.). Ответ: 6.
В) В результате попытки отставки Н.С. Хрущёва в 1957 году произошел вывод из состава ЦК КПСС членов так называемой антипартийной группы (Молотова, Маленкова, Кагановича и др.). Ответ: 3.
Г) В период разрядки международных отношений было заключено несколько важных международных договоров, в том числе договор о прекращении испытания ядерного оружия в трех сферах (1963 г.). Ответ: 4.
Факты 2 (мятеж левых эсеров, 1918 г.) и 5 (создание Директории, 1918 г.) относятся к периоду Гражданской войны в России и не соответствуют ни одному из указанных процессов.
Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимися к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
| ПРОЦЕССЫ (ЯВЛЕНИЯ, СОБЫТИЯ) |
ФАКТЫ |
A) экономическая зависимость Руси от Золотой Орды Б) создание единого Русского государства В) решение крестьянского вопроса в правление Александра I Г) Великая Отечественная война |
1) принятие Указа о вольных хлебопашцах 2) выплата выхода 3) реформа П.Д. Киселёва 4) принятие Русской Правды 5) принятие первого Судебника 6) создание ГКО |
Ответ: 2516
Объяснение:
A) Экономическая зависимость Руси от Золотой Орды выражалась в выплате выхода (дани) ордынским ханам. Ответ: 2.
Б) В процессе создания единого Русского государства при Иване III был принят первый Судебник (1497 г.), который унифицировал правовые нормы на территории государства. Ответ: 5.
В) Решение крестьянского вопроса в правление Александра I включало принятие Указа о вольных хлебопашцах (1803 г.), который давал помещикам право освобождать крестьян с землей за выкуп. Ответ: 1.
Г) Во время Великой Отечественной войны был создан Государственный Комитет Обороны (ГКО) – чрезвычайный орган управления, сосредоточивший всю полноту власти в стране. Ответ: 6.
Факты 3 (реформа П.Д. Киселёва, 1837-1841 гг.) и 4 (принятие Русской Правды, XI-XII вв.) не соответствуют ни одному из указанных процессов.
Типичные ошибки при выполнении задания
- Невнимательное прочтение формулировки задания и описания процессов/фактов.
- Путаница в хронологии событий, отнесение факта к неверному историческому периоду.
- Недостаточное знание конкретных исторических фактов и их связи с более крупными процессами.
- Попытка найти соответствие для всех фактов из правого столбца.
Рекомендации по подготовке
- Составьте таблицы основных исторических процессов и связанных с ними конкретных фактов.
- Группируйте факты по историческим периодам и процессам для лучшего запоминания.
- Обращайте внимание на даты событий, чтобы правильно соотносить их с историческими процессами.
- Регулярно практикуйтесь в решении заданий данного типа.
- При подготовке используйте учебники, справочники и другие материалы, содержащие систематизированную информацию об исторических процессах и фактах.
Помните, что для успешного выполнения задания 3 важно не только знание отдельных исторических фактов, но и понимание их связи с более крупными историческими процессами и явлениями.
Задание 3 ЕГЭ: ПРАКТИКА
Закрепите теорию на практике! Попробуйте решить несколько вариантов задания 3.