Задание 3 ЕГЭ по истории 2025: Сопоставление основных фактов, процессов, явлений

Задание 3 в ЕГЭ по истории проверяет умение устанавливать соответствие между историческими процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимися к этим процессам. Это задание базового уровня сложности, за которое можно получить 2 первичных балла.

Теория для подготовки к заданию

В задании 3 требуется установить соответствие между историческими процессами, явлениями или событиями (обычно 4 позиции) и конкретными фактами, относящимися к этим процессам (обычно 6 позиций, из которых нужно выбрать 4). Задание проверяет знание фактического материала и умение соотносить отдельные факты с более крупными историческими процессами.

Для успешного выполнения задания необходимо хорошо знать основные исторические процессы и события, а также конкретные факты, которые к ним относятся.

Алгоритм выполнения задания

  1. Внимательно прочитайте все процессы (явления, события) в левом столбце.
  2. Прочитайте все факты в правом столбце.
  3. Для каждого процесса (явления, события) из левого столбца найдите соответствующий факт из правого столбца.
  4. Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
Важно!

В правом столбце всегда есть "лишние" факты, которые не соответствуют ни одному из процессов в левом столбце. Будьте внимательны и не пытайтесь подобрать соответствие для каждого факта.

Основные исторические процессы и связанные с ними факты

Древняя Русь (IX-XII вв.)

Русь в XIII-XV вв.

Россия в XVI-XVII вв.

Россия в XVIII в.

Россия в XIX в.

Россия/СССР в XX в.

Современная Россия

Примеры заданий

Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимися к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРОЦЕССЫ (ЯВЛЕНИЯ, СОБЫТИЯ) ФАКТЫ
А) политика контрреформ
Б) Первая русская революция 1905 года
В) попытка отставки Н. С. Хрущёва
Г) разрядка международных отношений
1) издание циркуляра «о кухаркиных детях»
2) мятеж левых эсеров
3) вывод из состава ЦК КПСС членов антипартийной группы
4) заключение договора о прекращении испытания ядерного оружия в трех сферах
5) создание Директории
6) восстание на броненосце «Потёмкин»

Ответ: 1634

Объяснение:

А) Политика контрреформ Александра III включала издание циркуляра «о кухаркиных детях» (1887 г.), который ограничивал доступ к образованию детям из низших сословий. Ответ: 1.

Б) Во время Первой русской революции 1905 года произошло восстание на броненосце «Потёмкин» (июнь 1905 г.). Ответ: 6.

В) В результате попытки отставки Н.С. Хрущёва в 1957 году произошел вывод из состава ЦК КПСС членов так называемой антипартийной группы (Молотова, Маленкова, Кагановича и др.). Ответ: 3.

Г) В период разрядки международных отношений было заключено несколько важных международных договоров, в том числе договор о прекращении испытания ядерного оружия в трех сферах (1963 г.). Ответ: 4.

Факты 2 (мятеж левых эсеров, 1918 г.) и 5 (создание Директории, 1918 г.) относятся к периоду Гражданской войны в России и не соответствуют ни одному из указанных процессов.

Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимися к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРОЦЕССЫ (ЯВЛЕНИЯ, СОБЫТИЯ) ФАКТЫ
A) экономическая зависимость Руси от Золотой Орды
Б) создание единого Русского государства
В) решение крестьянского вопроса в правление Александра I
Г) Великая Отечественная война
1) принятие Указа о вольных хлебопашцах
2) выплата выхода
3) реформа П.Д. Киселёва
4) принятие Русской Правды
5) принятие первого Судебника
6) создание ГКО

Ответ: 2516

Объяснение:

A) Экономическая зависимость Руси от Золотой Орды выражалась в выплате выхода (дани) ордынским ханам. Ответ: 2.

Б) В процессе создания единого Русского государства при Иване III был принят первый Судебник (1497 г.), который унифицировал правовые нормы на территории государства. Ответ: 5.

В) Решение крестьянского вопроса в правление Александра I включало принятие Указа о вольных хлебопашцах (1803 г.), который давал помещикам право освобождать крестьян с землей за выкуп. Ответ: 1.

Г) Во время Великой Отечественной войны был создан Государственный Комитет Обороны (ГКО) – чрезвычайный орган управления, сосредоточивший всю полноту власти в стране. Ответ: 6.

Факты 3 (реформа П.Д. Киселёва, 1837-1841 гг.) и 4 (принятие Русской Правды, XI-XII вв.) не соответствуют ни одному из указанных процессов.

Типичные ошибки при выполнении задания

Рекомендации по подготовке

  1. Составьте таблицы основных исторических процессов и связанных с ними конкретных фактов.
  2. Группируйте факты по историческим периодам и процессам для лучшего запоминания.
  3. Обращайте внимание на даты событий, чтобы правильно соотносить их с историческими процессами.
  4. Регулярно практикуйтесь в решении заданий данного типа.
  5. При подготовке используйте учебники, справочники и другие материалы, содержащие систематизированную информацию об исторических процессах и фактах.
Помните, что для успешного выполнения задания 3 важно не только знание отдельных исторических фактов, но и понимание их связи с более крупными историческими процессами и явлениями.

Задание 3 ЕГЭ: ПРАКТИКА

Закрепите теорию на практике! Попробуйте решить несколько вариантов задания 3.