Задание 5 ЕГЭ по истории 2025: Соответствие событий, процессов, явлений с историческими личностями

Задание 5 в ЕГЭ по истории проверяет знание исторических деятелей и их роли в ключевых событиях отечественной истории. Это задание базового уровня сложности, за которое можно получить 2 первичных балла.

Теория для подготовки к заданию

В задании 5 требуется установить соответствие между историческими событиями (процессами, явлениями) и их участниками. Обычно в задании представлены 4 события и 6 исторических личностей, из которых нужно выбрать 4, соответствующие указанным событиям.

Для успешного выполнения задания необходимо хорошо знать ключевых исторических деятелей и события, в которых они принимали участие.

Алгоритм выполнения задания

  1. Внимательно прочитайте все события (процессы, явления) в левом столбце.
  2. Прочитайте всех исторических деятелей в правом столбце.
  3. Для каждого события (процесса, явления) из левого столбца найдите соответствующего участника из правого столбца.
  4. Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
Важно!

В правом столбце всегда есть "лишние" исторические деятели, которые не соответствуют ни одному из событий в левом столбце. Будьте внимательны и не пытайтесь подобрать соответствие для каждой личности.

Ключевые исторические деятели и связанные с ними события

Древняя Русь (IX-XII вв.)

Русь в XIII-XV вв.

Россия в XVI-XVII вв.

Россия в XVIII в.

Россия в XIX в.

Россия/СССР в XX в.

Современная Россия

Примеры заданий

Установите соответствие между событиями и участниками этих событий: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОБЫТИЯ УЧАСТНИКИ
А) битва при Молодях
Б) Образование Государственной Думы Российской империи
В) Образование партии конституционных демократов
Г) участие России в Первой Мировой войне
1) А. А. Брусилов
2) П. Н. Милюков
3) А.Г. Булыгин
4) М. И. Воротынский
5) Б. П. Шереметев
6) М. М. Голицын

Ответ: 4321

Объяснение:

А) Битва при Молодях (1572 г.) - сражение между русскими войсками под командованием М.И. Воротынского и крымско-татарской армией хана Девлет-Гирея. Ответ: 4.

Б) Образование Государственной Думы Российской империи связано с именем А.Г. Булыгина, который в 1905 году разработал проект создания законосовещательной Государственной думы. Ответ: 3.

В) Образование партии конституционных демократов (кадетов) в 1905 году связано с именем П.Н. Милюкова, который был одним из основателей и лидеров этой партии. Ответ: 2.

Г) Участие России в Первой мировой войне (1914-1918 гг.) связано с именем генерала А.А. Брусилова, который командовал Юго-Западным фронтом и провел успешное наступление (Брусиловский прорыв) в 1916 году. Ответ: 1.

Б.П. Шереметев и М.М. Голицын не связаны с указанными событиями.

Установите соответствие между событиями (явлениями, процессами) и их участниками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОБЫТИЯ (ЯВЛЕНИЯ, ПРОЦЕССЫ) УЧАСТНИКИ
A) проведение реформы государственной деревни в период правления Николая I
Б) битва на реке Рымник
В) Смутное время в России
Г) принятие решения о вводе советских войск в Афганистан
1) Витовт
2) Л.И. Брежнев
3) А.В. Суворов
4) П.Д. Киселёв
5) Н.С. Хрущёв
6) В.И. Шуйский

Ответ: 4362

Объяснение:

A) Проведение реформы государственной деревни в период правления Николая I связано с именем П.Д. Киселёва, который в 1837-1841 гг. провел реформу управления государственными крестьянами. Ответ: 4.

Б) Битва на реке Рымник (1789 г.) - сражение, в котором русско-австрийские войска под командованием А.В. Суворова разгромили турецкую армию. Ответ: 3.

В) Смутное время в России (1598-1613 гг.) связано с именем В.И. Шуйского, который был царем в 1606-1610 гг. Ответ: 6.

Г) Принятие решения о вводе советских войск в Афганистан (1979 г.) связано с именем Л.И. Брежнева, который был Генеральным секретарем ЦК КПСС в этот период. Ответ: 2.

Витовт (великий князь литовский) и Н.С. Хрущёв не связаны с указанными событиями.

Типичные ошибки при выполнении задания

Рекомендации по подготовке

  1. Составьте таблицы основных исторических деятелей и связанных с ними событий.
  2. Группируйте исторических личностей по историческим периодам и сферам деятельности (военные, политики, деятели культуры и т.д.).
  3. Обращайте внимание на даты жизни и деятельности исторических личностей, чтобы правильно соотносить их с историческими событиями.
  4. Используйте мнемонические приемы для запоминания связей между историческими деятелями и событиями.
  5. Регулярно практикуйтесь в решении заданий данного типа.
Помните, что для успешного выполнения задания 5 важно не только знание имен исторических деятелей, но и понимание их роли в конкретных исторических событиях и процессах.

Задание 5 ЕГЭ: ПРАКТИКА

Закрепите теорию на практике! Попробуйте решить несколько вариантов задания 5.