Задание 6 ЕГЭ по истории 2025: Анализ исторического источника и поиск верных суждений

Задание 6 в ЕГЭ по истории проверяет умение анализировать исторический источник и выбирать из предложенных суждений верные. Это задание базового уровня сложности, за которое можно получить 2 первичных балла.

Теория для подготовки к заданию

В задании 6 предлагается прочитать отрывок из исторического источника (документа, воспоминаний, мемуаров и т.д.) и выбрать из предложенного списка суждений те, которые соответствуют содержанию текста или являются верными в контексте описываемых в тексте событий.

Для успешного выполнения задания необходимо внимательно прочитать текст, определить исторический период и события, о которых идет речь, и критически оценить предложенные суждения.

Алгоритм выполнения задания

  1. Внимательно прочитайте текст исторического источника.
  2. Определите, о каком историческом периоде и событиях идет речь в тексте.
  3. Выделите ключевую информацию, содержащуюся в тексте: даты, имена, события, факты.
  4. Прочитайте каждое из предложенных суждений и соотнесите его с информацией из текста.
  5. Выберите те суждения, которые соответствуют содержанию текста или являются верными в контексте описываемых событий.
  6. Запишите цифры, под которыми указаны выбранные суждения.
Важно!

Некоторые суждения могут содержать информацию, которая напрямую не упоминается в тексте, но является верной в контексте описываемых событий. Такие суждения также следует выбирать. Однако будьте внимательны: суждения, противоречащие тексту или содержащие фактические ошибки, выбирать не нужно.

Типы исторических источников

В задании 6 могут использоваться различные типы исторических источников:

1. Официальные документы

2. Личные документы

3. Публицистика

Ключевые исторические периоды и события

Для успешного выполнения задания 6 необходимо хорошо знать основные исторические периоды и события, о которых могут говориться в источниках:

Древняя Русь и период раздробленности (IX-XIII вв.)

Образование и развитие Московского государства (XIV-XVII вв.)

Российская империя (XVIII - начало XX вв.)

Советский период (1917-1991 гг.)

Современная Россия (с 1991 г.)

Примеры заданий

Прочтите отрывок из телеграммы военачальника.

«Политдонесение начальника Политуправления [Прикарпатского] ВО Л. И. Брежнева начальнику ГлавПУ [Главного Политического управления] Красной Армии И. В. Шикину о действиях украинских националистов в районе дислокации войск округа г. Черновцы 21 октября 1945 г. СОВ. СЕКРЕТНО ПОЛИТДОНЕСЕНИЕ О бандитских действиях украинских националистов в районах дислокации войск округа. За последнее время отмечается значительная активизация националистических банд, особенно в районах Станиславской и Тарнопольской областей. По оперативным данным националисты располагают в районах Станиславской и Тарнопольской областей разветвлённой сетью так называемых боёвок (10–20 человек), а в предгорьях Карпат иногда появляются и более крупные банды. Бандиты вооружены карабинами, автоматами, пулемётами; имеют гранаты и взрывчатые вещества. Бандитские действия направлены на дезорганизацию работы органов Советской власти на местах. Бандиты терроризируют партийных и советских работников, приезжающих в сёла, поджигают сельсоветы, уничтожают документы, убивают местных работников, которые не поддерживают их. Семьи советского актива уничтожают. По неполным данным за 1-ю половину сентября бандиты убили председателей сельсоветов в сёлах Яворивка и Студинка Калушского района и селе Химчин Коршевского района. В с. Темировцы Галичского района повесили председателя сельсовета, а его жену и сестру расстреляли. В с. Клещовка Рогатинского района бандиты повесили активиста сельсовета и увели председателя сельсовета. В с. Куринов этого же района бандиты повесили сына священника „за то, что он русский". В с. Кабаки бандиты ранили председателя и секретаря сельсовета и секретаря [районного комитета комсомола]».

Используя отрывок, выберите в приведённом списке верные суждения. Запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. Речь идёт о заключительном этапе Великой Отечественной войны.
  2. Автор донесения в 1964 — 1982 гг. возглавлял СССР.
  3. Антисоветские вооружённые группы действовали только против воинских частей Советской армии.
  4. В западных районах Украины действовали многочисленные националистические бандитские группы.
  5. Местное население не поддерживало бандитов.
  6. Ликвидация бандгрупп была затруднена, так как они опирались на сочувствовавшее им местное население.

Ответ: 246

Объяснение:

1. Неверно. В тексте указана дата: "21 октября 1945 г." - это уже после окончания Великой Отечественной войны (которая закончилась 9 мая 1945 г.).

2. Верно. Л.И. Брежнев, упомянутый в тексте как начальник Политуправления, действительно возглавлял СССР в 1964-1982 гг.

3. Неверно. В тексте прямо указано, что бандиты "терроризируют партийных и советских работников", "поджигают сельсоветы", "убивают местных работников", а не только действуют против воинских частей.

4. Верно. В тексте говорится о "значительной активизации националистических банд" в западных районах Украины (Станиславская и Тарнопольская области).

5. Неверно. В тексте нет информации о том, поддерживало ли местное население бандитов или нет. Указано только, что бандиты убивали тех, "которые не поддерживают их", что косвенно может свидетельствовать о наличии поддержки среди части населения.

6. Верно. Хотя в тексте прямо не говорится о затруднениях в ликвидации бандгрупп, но упоминание о "разветвлённой сети" боевок и их активной деятельности позволяет сделать вывод о том, что они имели поддержку среди местного населения, что затрудняло их ликвидацию.

Прочтите отрывок из воспоминаний военного лётчика Я. Н. Журина.

«Вначале наше командование распорядилось, чтобы лётчики в бою общались по-китайски. Противник не должен был знать, кто против него воюет. Затея оказалась фантастической. Набор терминов на китайском ограничен. Разве успеешь вспомнить команду, когда товарищу угрожает в бою опасность и счёт идёт на секунды. Вот тогда в <…> небе и зазвучала „отборная" русская речь. Кстати, поначалу были и другие ограничения, которые давали определённые преимущества противнику. Tак советским лётчикам нельзя было пересекать линию Пхеньян — Вонсан, то есть приближаться к 38-й параллели. Нельзя было и выходить в <…> залив — там господствовал флот США и их союзников. Меры предосторожности понятны: подбитый на 38-й параллели или над морем лётчик мог попасть в плен к американцам и дать повод ООН обвинить СССР в участии в войне. В результате истребители имели ограниченные возможности, что быстро раскусил противник. Если бой складывался для него неудачно, он мог тут же ретироваться невредимым в запретные для наших лётчиков зоны. <…> Но вот характерная деталь: в этот период в <…> небе встречались в основном истребители. <…> наши лётчики заставили командование ВВС США из-за больших потерь перевести соединения бомбардировщиков типа В-26 и В-29 на ночную работу. Исчезли поршневые штурмовики „Мустанг" и „Скайрейдер", да и реактивные истребители-бомбардировщики тоже. <…> в основном действовали истребители F-86 „Сейбр". Бои с ними давались нелегко, потери были немалые».

Используя отрывок, выберите в приведённом списке верные суждения. Запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. Речь в данном тексте идёт о войне в Афганистане.
  2. Автор пишет о войне в Корее.
  3. Описываемые в тексте события происходили в 1970–1980-е гг.
  4. Советское руководство стремилось не допустить огласки участия советских лётчиков в описываемых боевых действиях.
  5. Автор осуждает участие советских лётчиков в войне.
  6. Согласно тексту советские и американские лётчики несли серьёзные потери.

Ответ: 246

Объяснение:

1. Неверно. В тексте упоминаются географические названия (Пхеньян, Вонсан, 38-я параллель), которые относятся к Корейскому полуострову, а не к Афганистану.

2. Верно. В тексте речь идет о войне в Корее (1950-1953 гг.), на что указывают упоминания Пхеньяна, Вонсана, 38-й параллели (разделявшей Северную и Южную Корею).

3. Неверно. Война в Корее происходила в 1950-1953 гг., а не в 1970-1980-е гг.

4. Верно. В тексте говорится о том, что "противник не должен был знать, кто против него воюет", лётчикам предписывалось общаться по-китайски, а также были введены ограничения на полеты, чтобы не дать "повод ООН обвинить СССР в участии в войне".

5. Неверно. В тексте нет осуждения участия советских лётчиков в войне, автор просто описывает факты.

6. Верно. В тексте говорится о том, что американцы "из-за больших потерь" перевели бомбардировщики на ночную работу, а также о том, что "бои с ними [истребителями F-86 "Сейбр"] давались нелегко, потери были немалые", что свидетельствует о серьезных потерях с обеих сторон.

Типичные ошибки при выполнении задания

Рекомендации по подготовке

  1. Регулярно читайте и анализируйте исторические источники разных типов.
  2. Учитесь выделять в тексте ключевую информацию: даты, имена, события, факты.
  3. Практикуйтесь в определении исторического периода и событий по косвенным признакам в тексте.
  4. Развивайте навык критического мышления при оценке исторических суждений.
  5. Повторяйте основные факты и события отечественной истории, чтобы лучше понимать контекст исторических источников.
  6. Регулярно практикуйтесь в решении заданий данного типа.
Помните, что для успешного выполнения задания 6 важно не только знание исторических фактов, но и умение внимательно читать и анализировать текст, выделять в нем ключевую информацию и соотносить ее с предложенными суждениями.

Задание 6 ЕГЭ: ПРАКТИКА

Закрепите теорию на практике! Попробуйте решить несколько вариантов задания 6.