Задание 6 ЕГЭ по истории 2025: Анализ исторического источника и поиск верных суждений
Задание 6 в ЕГЭ по истории проверяет умение анализировать исторический источник и выбирать из предложенных суждений верные. Это задание базового уровня сложности, за которое можно получить 2 первичных балла.
Теория для подготовки к заданию
В задании 6 предлагается прочитать отрывок из исторического источника (документа, воспоминаний, мемуаров и т.д.) и выбрать из предложенного списка суждений те, которые соответствуют содержанию текста или являются верными в контексте описываемых в тексте событий.
Для успешного выполнения задания необходимо внимательно прочитать текст, определить исторический период и события, о которых идет речь, и критически оценить предложенные суждения.
Алгоритм выполнения задания
- Внимательно прочитайте текст исторического источника.
- Определите, о каком историческом периоде и событиях идет речь в тексте.
- Выделите ключевую информацию, содержащуюся в тексте: даты, имена, события, факты.
- Прочитайте каждое из предложенных суждений и соотнесите его с информацией из текста.
- Выберите те суждения, которые соответствуют содержанию текста или являются верными в контексте описываемых событий.
- Запишите цифры, под которыми указаны выбранные суждения.
Важно!
Некоторые суждения могут содержать информацию, которая напрямую не упоминается в тексте, но является верной в контексте описываемых событий. Такие суждения также следует выбирать. Однако будьте внимательны: суждения, противоречащие тексту или содержащие фактические ошибки, выбирать не нужно.
Типы исторических источников
В задании 6 могут использоваться различные типы исторических источников:
1. Официальные документы
- Законодательные акты (указы, манифесты, законы)
- Международные договоры
- Программные документы политических партий
- Официальные отчеты, донесения, телеграммы
2. Личные документы
- Мемуары и воспоминания
- Дневники
- Письма
- Автобиографии
3. Публицистика
- Статьи в газетах и журналах
- Публичные выступления
- Речи политических деятелей
Ключевые исторические периоды и события
Для успешного выполнения задания 6 необходимо хорошо знать основные исторические периоды и события, о которых могут говориться в источниках:
Древняя Русь и период раздробленности (IX-XIII вв.)
- Образование Древнерусского государства
- Принятие христианства
- Феодальная раздробленность
- Монголо-татарское нашествие
Образование и развитие Московского государства (XIV-XVII вв.)
- Возвышение Москвы
- Куликовская битва
- Свержение ордынского ига
- Правление Ивана Грозного
- Смутное время
- Первые Романовы
Российская империя (XVIII - начало XX вв.)
- Реформы Петра I
- Эпоха дворцовых переворотов
- Правление Екатерины II
- Отечественная война 1812 года
- Движение декабристов
- Великие реформы Александра II
- Революция 1905-1907 гг.
- Первая мировая война
Советский период (1917-1991 гг.)
- Революция 1917 года
- Гражданская война
- НЭП
- Индустриализация и коллективизация
- Великая Отечественная война
- "Оттепель"
- "Застой"
- Перестройка
- Распад СССР
Современная Россия (с 1991 г.)
- Экономические реформы 1990-х гг.
- Конституционный кризис 1993 г.
- Чеченские войны
- Укрепление вертикали власти в 2000-е гг.
- Присоединение Крыма
- Специальная военная операция (СВО)
Примеры заданий
Прочтите отрывок из телеграммы военачальника.
«Политдонесение начальника Политуправления [Прикарпатского] ВО Л. И. Брежнева начальнику ГлавПУ [Главного Политического управления] Красной Армии И. В. Шикину о действиях украинских националистов в районе дислокации войск округа
г. Черновцы 21 октября 1945 г.
СОВ. СЕКРЕТНО
ПОЛИТДОНЕСЕНИЕ
О бандитских действиях украинских националистов в районах дислокации войск округа.
За последнее время отмечается значительная активизация националистических банд, особенно в районах Станиславской и Тарнопольской областей. По оперативным данным националисты располагают в районах Станиславской и Тарнопольской областей разветвлённой сетью так называемых боёвок (10–20 человек), а в предгорьях Карпат иногда появляются и более крупные банды. Бандиты вооружены карабинами, автоматами, пулемётами; имеют гранаты и взрывчатые вещества.
Бандитские действия направлены на дезорганизацию работы органов Советской власти на местах. Бандиты терроризируют партийных и советских работников, приезжающих в сёла, поджигают сельсоветы, уничтожают документы, убивают местных работников, которые не поддерживают их. Семьи советского актива уничтожают.
По неполным данным за 1-ю половину сентября бандиты убили председателей сельсоветов в сёлах Яворивка и Студинка Калушского района и селе Химчин Коршевского района.
В с. Темировцы Галичского района повесили председателя сельсовета, а его жену и сестру расстреляли. В с. Клещовка Рогатинского района бандиты повесили активиста сельсовета и увели председателя сельсовета. В с. Куринов этого же района бандиты повесили сына священника „за то, что он русский". В с. Кабаки бандиты ранили председателя и секретаря сельсовета и секретаря [районного комитета комсомола]».
Используя отрывок, выберите в приведённом списке верные суждения. Запишите цифры, под которыми они указаны.
- Речь идёт о заключительном этапе Великой Отечественной войны.
- Автор донесения в 1964 — 1982 гг. возглавлял СССР.
- Антисоветские вооружённые группы действовали только против воинских частей Советской армии.
- В западных районах Украины действовали многочисленные националистические бандитские группы.
- Местное население не поддерживало бандитов.
- Ликвидация бандгрупп была затруднена, так как они опирались на сочувствовавшее им местное население.
Ответ: 246
Объяснение:
1. Неверно. В тексте указана дата: "21 октября 1945 г." - это уже после окончания Великой Отечественной войны (которая закончилась 9 мая 1945 г.).
2. Верно. Л.И. Брежнев, упомянутый в тексте как начальник Политуправления, действительно возглавлял СССР в 1964-1982 гг.
3. Неверно. В тексте прямо указано, что бандиты "терроризируют партийных и советских работников", "поджигают сельсоветы", "убивают местных работников", а не только действуют против воинских частей.
4. Верно. В тексте говорится о "значительной активизации националистических банд" в западных районах Украины (Станиславская и Тарнопольская области).
5. Неверно. В тексте нет информации о том, поддерживало ли местное население бандитов или нет. Указано только, что бандиты убивали тех, "которые не поддерживают их", что косвенно может свидетельствовать о наличии поддержки среди части населения.
6. Верно. Хотя в тексте прямо не говорится о затруднениях в ликвидации бандгрупп, но упоминание о "разветвлённой сети" боевок и их активной деятельности позволяет сделать вывод о том, что они имели поддержку среди местного населения, что затрудняло их ликвидацию.
Прочтите отрывок из воспоминаний военного лётчика Я. Н. Журина.
«Вначале наше командование распорядилось, чтобы лётчики в бою общались по-китайски. Противник не должен был знать, кто против него воюет. Затея оказалась фантастической. Набор терминов на китайском ограничен. Разве успеешь вспомнить команду, когда товарищу угрожает в бою опасность и счёт идёт на секунды. Вот тогда в <…> небе и зазвучала „отборная" русская речь.
Кстати, поначалу были и другие ограничения, которые давали определённые преимущества противнику. Tак советским лётчикам нельзя было пересекать линию Пхеньян — Вонсан, то есть приближаться к 38-й параллели. Нельзя было и выходить в <…> залив — там господствовал флот США и их союзников. Меры предосторожности понятны: подбитый на 38-й параллели или над морем лётчик мог попасть в плен к американцам и дать повод ООН обвинить СССР в участии в войне. В результате истребители имели ограниченные возможности, что быстро раскусил противник. Если бой складывался для него неудачно, он мог тут же ретироваться невредимым в запретные для наших лётчиков зоны. <…> Но вот характерная деталь: в этот период в <…> небе встречались в основном истребители. <…> наши лётчики заставили командование ВВС США из-за больших потерь перевести соединения бомбардировщиков типа В-26 и В-29 на ночную работу. Исчезли поршневые штурмовики „Мустанг" и „Скайрейдер", да и реактивные истребители-бомбардировщики тоже. <…> в основном действовали истребители F-86 „Сейбр". Бои с ними давались нелегко, потери были немалые».
Используя отрывок, выберите в приведённом списке верные суждения. Запишите цифры, под которыми они указаны.
- Речь в данном тексте идёт о войне в Афганистане.
- Автор пишет о войне в Корее.
- Описываемые в тексте события происходили в 1970–1980-е гг.
- Советское руководство стремилось не допустить огласки участия советских лётчиков в описываемых боевых действиях.
- Автор осуждает участие советских лётчиков в войне.
- Согласно тексту советские и американские лётчики несли серьёзные потери.
Ответ: 246
Объяснение:
1. Неверно. В тексте упоминаются географические названия (Пхеньян, Вонсан, 38-я параллель), которые относятся к Корейскому полуострову, а не к Афганистану.
2. Верно. В тексте речь идет о войне в Корее (1950-1953 гг.), на что указывают упоминания Пхеньяна, Вонсана, 38-й параллели (разделявшей Северную и Южную Корею).
3. Неверно. Война в Корее происходила в 1950-1953 гг., а не в 1970-1980-е гг.
4. Верно. В тексте говорится о том, что "противник не должен был знать, кто против него воюет", лётчикам предписывалось общаться по-китайски, а также были введены ограничения на полеты, чтобы не дать "повод ООН обвинить СССР в участии в войне".
5. Неверно. В тексте нет осуждения участия советских лётчиков в войне, автор просто описывает факты.
6. Верно. В тексте говорится о том, что американцы "из-за больших потерь" перевели бомбардировщики на ночную работу, а также о том, что "бои с ними [истребителями F-86 "Сейбр"] давались нелегко, потери были немалые", что свидетельствует о серьезных потерях с обеих сторон.
Типичные ошибки при выполнении задания
- Невнимательное прочтение текста источника.
- Неправильное определение исторического периода и событий, о которых идет речь в тексте.
- Выбор суждений, которые кажутся верными в целом, но не соответствуют содержанию конкретного текста.
- Игнорирование контекстной информации, которая может быть важна для оценки суждений.
- Выбор суждений, основываясь только на общих знаниях, без соотнесения с текстом источника.
Рекомендации по подготовке
- Регулярно читайте и анализируйте исторические источники разных типов.
- Учитесь выделять в тексте ключевую информацию: даты, имена, события, факты.
- Практикуйтесь в определении исторического периода и событий по косвенным признакам в тексте.
- Развивайте навык критического мышления при оценке исторических суждений.
- Повторяйте основные факты и события отечественной истории, чтобы лучше понимать контекст исторических источников.
- Регулярно практикуйтесь в решении заданий данного типа.
Помните, что для успешного выполнения задания 6 важно не только знание исторических фактов, но и умение внимательно читать и анализировать текст, выделять в нем ключевую информацию и соотносить ее с предложенными суждениями.
Задание 6 ЕГЭ: ПРАКТИКА
Закрепите теорию на практике! Попробуйте решить несколько вариантов задания 6.