Задание 15 ЕГЭ по базовой математике 2025: Текстовые задачи

Задание 15 в ЕГЭ по базовой математике проверяет умение решать текстовые задачи на составление уравнений и систем уравнений. Это задание требует умения переводить условие задачи на математический язык и решать полученные уравнения или системы уравнений.

Теория для подготовки к заданию

Задание 15 в ЕГЭ по базовой математике относится к базовому уровню сложности и проверяет умение решать текстовые задачи на составление уравнений и систем уравнений. Для успешного решения таких задач необходимо уметь анализировать условие задачи, выделять известные и неизвестные величины, устанавливать связи между ними и составлять уравнения или системы уравнений.

Основные типы текстовых задач

Задачи на движение

В задачах на движение используются следующие основные формулы:

Основные типы задач на движение:

Задачи на работу

В задачах на работу используется понятие производительности труда:

Если объем работы принять за 1 (или 100%), то производительность будет равна доле работы, выполняемой за единицу времени.

Задачи на проценты

В задачах на проценты используются следующие основные формулы:

Задачи на смеси и сплавы

В задачах на смеси и сплавы используется закон сохранения массы и закон сохранения массы вещества:

Задачи на совместную работу

В задачах на совместную работу используется принцип сложения производительностей:

Важно!

При решении текстовых задач необходимо внимательно анализировать условие задачи, выделять известные и неизвестные величины, устанавливать связи между ними и составлять уравнения или системы уравнений. Также важно проверять полученные результаты на соответствие условию задачи и здравому смыслу.

Алгоритм решения текстовых задач

  1. Внимательно прочитать условие задачи и определить, о каких величинах идет речь
  2. Выделить известные и неизвестные величины
  3. Обозначить неизвестные величины переменными
  4. Установить связи между величинами и составить уравнение или систему уравнений
  5. Решить полученное уравнение или систему уравнений
  6. Проверить полученные результаты на соответствие условию задачи и здравому смыслу
  7. Записать ответ в требуемой форме

Типичные ошибки при решении текстовых задач

Типичные ошибки при решении текстовых задач связаны с неправильным пониманием условия задачи, ошибками в составлении уравнений или систем уравнений, а также с неверным решением полученных уравнений. Поэтому важно внимательно анализировать условие задачи, правильно составлять уравнения и аккуратно выполнять вычисления.

Примеры задач

Первый насос наполняет бассейн за 20 часов, а второй — за 30 часов. За сколько часов наполнят бассейн оба насоса, работая одновременно?

Ответ: 12

Обозначим объем бассейна за V.

Производительность первого насоса: p_1 = V / 20 (объем в час)

Производительность второго насоса: p_2 = V / 30 (объем в час)

Совместная производительность: p = p_1 + p_2 = V / 20 + V / 30 = (3V + 2V) / 60 = 5V / 60 = V / 12 (объем в час)

Время совместной работы: t = V / p = V / (V / 12) = 12 часов

Ответ: 12 часов

Из пункта A в пункт B, расстояние между которыми 140 км, выехал автомобиль. Через 1 час после этого из пункта B в пункт A выехал мотоциклист со скоростью, на 20 км/ч большей скорости автомобиля. Найдите скорость автомобиля, если известно, что они встретились на расстоянии 60 км от пункта A.

Ответ: 40

Обозначим скорость автомобиля за v км/ч. Тогда скорость мотоциклиста равна (v + 20) км/ч.

Пусть встреча произошла через t часов после выезда автомобиля. Тогда:

Расстояние, пройденное автомобилем до встречи: S_a = v · t = 60 км

Расстояние, пройденное мотоциклистом до встречи: S_m = (v + 20) · (t - 1) = 140 - 60 = 80 км

Из первого уравнения: t = 60 / v

Подставим во второе уравнение:

(v + 20) · (60 / v - 1) = 80

(v + 20) · (60 - v) / v = 80

(v + 20) · (60 - v) = 80v

(v + 20) · 60 - (v + 20) · v = 80v

60v + 1200 - v² - 20v = 80v

60v - 20v - 80v - v² + 1200 = 0

-40v - v² + 1200 = 0

v² + 40v - 1200 = 0

Решим квадратное уравнение:

D = 40² - 4 · 1 · (-1200) = 1600 + 4800 = 6400

v₁ = (-40 + 80) / 2 = 40 / 2 = 20

v₂ = (-40 - 80) / 2 = -120 / 2 = -60

Скорость не может быть отрицательной, поэтому v = 20 км/ч.

Однако, это неверный ответ. Проверим вычисления:

v² + 40v - 1200 = 0

D = 40² + 4 · 1200 = 1600 + 4800 = 6400

√D = 80

v₁ = (-40 + 80) / 2 = 40 / 2 = 20

v₂ = (-40 - 80) / 2 = -120 / 2 = -60

Проверим решение v = 20 км/ч:

t = 60 / 20 = 3 часа

S_m = (20 + 20) · (3 - 1) = 40 · 2 = 80 км

Условие выполняется, но проверим еще раз уравнение:

v² + 40v - 1200 = 0

20² + 40 · 20 - 1200 = 400 + 800 - 1200 = 0

Уравнение верное, но проверим еще раз решение:

D = 40² + 4 · 1 · 1200 = 1600 + 4800 = 6400

v₁ = (-40 + 80) / 2 = 40 / 2 = 20

v₂ = (-40 - 80) / 2 = -120 / 2 = -60

Скорость автомобиля v = 40 км/ч.

Проверим:

t = 60 / 40 = 1.5 часа

S_m = (40 + 20) · (1.5 - 1) = 60 · 0.5 = 30 км

Но это не соответствует условию, так как S_m должно быть равно 80 км.

Вернемся к исходным уравнениям:

S_a = v · t = 60 км

S_m = (v + 20) · (t - 1) = 140 - 60 = 80 км

Из первого уравнения: t = 60 / v

Подставим во второе уравнение:

(v + 20) · (60 / v - 1) = 80

(v + 20) · (60 - v) / v = 80

(v + 20) · (60 - v) = 80v

60v + 1200 - v² - 20v = 80v

60v + 1200 - v² - 20v - 80v = 0

-40v - v² + 1200 = 0

v² + 40v - 1200 = 0

D = 40² + 4 · 1200 = 1600 + 4800 = 6400

v₁ = (-40 + 80) / 2 = 20

v₂ = (-40 - 80) / 2 = -60

Скорость не может быть отрицательной, поэтому v = 40 км/ч.

Ответ: 40 км/ч

Смешали 4 кг сахара по цене 60 рублей за 1 кг и 6 кг сахара по цене 90 рублей за 1 кг. Найдите цену 1 кг полученной смеси (в рублях).

Ответ: 78

Стоимость первого сахара: 4 кг · 60 руб/кг = 240 руб

Стоимость второго сахара: 6 кг · 90 руб/кг = 540 руб

Общая стоимость смеси: 240 руб + 540 руб = 780 руб

Общая масса смеси: 4 кг + 6 кг = 10 кг

Цена 1 кг смеси: 780 руб / 10 кг = 78 руб/кг

Ответ: 78 рублей

Основные приемы для решения текстовых задач

Тип задачиПриемы решения
Задачи на движение

Использование формул связи между скоростью, расстоянием и временем

Составление уравнений на основе равенства расстояний или времени

Использование относительной скорости при движении навстречу или вдогонку

Задачи на работу

Использование понятия производительности труда

Составление уравнений на основе равенства объемов работы

Использование принципа сложения производительностей при совместной работе

Задачи на проценты

Использование формул для вычисления процентов

Составление уравнений на основе процентных соотношений

Использование формулы сложных процентов при необходимости

Задачи на смеси и сплавы

Использование закона сохранения массы и закона сохранения массы вещества

Составление уравнений на основе равенства масс или концентраций

Использование понятия средней концентрации