Задание 16 ЕГЭ по базовой математике 2025: Вычисления и преобразования

Задание 16 в ЕГЭ по базовой математике проверяет умение выполнять вычисления и преобразования алгебраических выражений. Это задание требует знания правил действий с числами, степенями, корнями и логарифмами, а также умения применять эти правила для преобразования выражений.

Теория для подготовки к заданию

Задание 16 в ЕГЭ по базовой математике относится к базовому уровню сложности и проверяет умение выполнять вычисления и преобразования алгебраических выражений. Для успешного решения таких задач необходимо знать правила действий с числами, степенями, корнями и логарифмами, а также уметь применять эти правила для преобразования выражений.

Основные правила действий со степенями

Умножение степеней с одинаковыми основаниями

При умножении степеней с одинаковыми основаниями показатели степеней складываются:

a^m · a^n = a^(m+n)

Деление степеней с одинаковыми основаниями

При делении степеней с одинаковыми основаниями показатели степеней вычитаются:

a^m / a^n = a^(m-n)

Возведение степени в степень

При возведении степени в степень показатели степеней перемножаются:

(a^m)^n = a^(m·n)

Степень произведения

Степень произведения равна произведению степеней:

(a·b)^n = a^n · b^n

Степень частного

Степень частного равна частному степеней:

(a/b)^n = a^n / b^n

Отрицательная степень

Отрицательная степень числа равна единице, деленной на это число в соответствующей положительной степени:

a^(-n) = 1 / a^n

Нулевая степень

Любое число (кроме нуля) в нулевой степени равно единице:

a^0 = 1 (a ≠ 0)

Основные правила действий с корнями

Корень из произведения

Корень из произведения равен произведению корней:

√(a·b) = √a · √b (a ≥ 0, b ≥ 0)

Корень из частного

Корень из частного равен частному корней:

√(a/b) = √a / √b (a ≥ 0, b > 0)

Возведение корня в степень

При возведении корня в степень показатель степени можно внести под знак корня:

(√a)^n = a^(n/2)

Извлечение корня из корня

При извлечении корня из корня показатели корней перемножаются:

√(√a) = a^(1/4)

Основные правила действий с логарифмами

Логарифм произведения

Логарифм произведения равен сумме логарифмов:

log_a(b·c) = log_a(b) + log_a(c) (a > 0, a ≠ 1, b > 0, c > 0)

Логарифм частного

Логарифм частного равен разности логарифмов:

log_a(b/c) = log_a(b) - log_a(c) (a > 0, a ≠ 1, b > 0, c > 0)

Логарифм степени

Логарифм степени равен произведению показателя степени на логарифм:

log_a(b^n) = n · log_a(b) (a > 0, a ≠ 1, b > 0)

Формула перехода к новому основанию

Для перехода от логарифма с одним основанием к логарифму с другим основанием используется формула:

log_a(b) = log_c(b) / log_c(a) (a > 0, a ≠ 1, b > 0, c > 0, c ≠ 1)

Важно!

При выполнении вычислений и преобразований необходимо внимательно следить за правильностью применения формул и аккуратно выполнять вычисления. Также важно помнить об ограничениях на значения переменных в формулах.

Алгоритм решения задач на вычисления и преобразования

  1. Внимательно прочитать условие задачи и определить, какие вычисления или преобразования нужно выполнить
  2. Выделить известные величины и определить, какие формулы нужно применить для выполнения требуемых вычислений или преобразований
  3. Выполнить необходимые вычисления или преобразования, следя за правильностью применения формул
  4. Проверить полученный результат на соответствие условию задачи и здравому смыслу
  5. Записать ответ в требуемой форме

Типичные ошибки при решении задач на вычисления и преобразования

Типичные ошибки при решении задач на вычисления и преобразования связаны с неправильным применением формул, ошибками в вычислениях, а также с неверным учетом ограничений на значения переменных. Поэтому важно внимательно выполнять вычисления и проверять полученные результаты.

Примеры задач

Найдите значение выражения (2^3 · 2^5) / 2^6.

Ответ: 4

Используем правила действий со степенями:

(2^3 · 2^5) / 2^6 = 2^(3+5) / 2^6 = 2^8 / 2^6 = 2^(8-6) = 2^2 = 4

Ответ: 4

Найдите значение выражения log_3(27) + log_3(9).

Ответ: 5

Используем свойства логарифмов:

log_3(27) + log_3(9) = log_3(27 · 9) = log_3(243) = log_3(3^5) = 5

Ответ: 5

Найдите значение выражения (√8 · √2) / √4.

Ответ: 2

Используем свойства корней:

(√8 · √2) / √4 = √(8 · 2) / √4 = √16 / √4 = 4 / 2 = 2

Ответ: 2

Основные приемы для решения задач на вычисления и преобразования

Тип задачиПриемы решения
Задачи на действия со степенями

Использование правил действий со степенями

Приведение к одному основанию

Использование свойств степеней с рациональным показателем

Задачи на действия с корнями

Использование свойств корней

Преобразование корней в степени с дробным показателем

Избавление от иррациональности в знаменателе

Задачи на действия с логарифмами

Использование свойств логарифмов

Применение формулы перехода к новому основанию

Использование основного логарифмического тождества

Задачи на комбинированные вычисления

Разбиение сложного выражения на простые части

Последовательное применение правил действий с числами, степенями, корнями и логарифмами

Проверка полученного результата