Задание 17 в ЕГЭ по базовой математике проверяет умение решать уравнения различных типов. Это задание требует знания методов решения линейных, квадратных, рациональных, иррациональных, показательных и логарифмических уравнений, а также умения применять эти методы для решения конкретных задач.
Задание 17 в ЕГЭ по базовой математике относится к базовому уровню сложности и проверяет умение решать уравнения различных типов. Для успешного решения таких задач необходимо знать методы решения различных типов уравнений и уметь применять эти методы для решения конкретных задач.
Линейное уравнение имеет вид ax + b = 0, где a и b — числа, a ≠ 0.
Решение: x = -b/a
Квадратное уравнение имеет вид ax² + bx + c = 0, где a, b и c — числа, a ≠ 0.
Дискриминант: D = b² - 4ac
Если D > 0, то уравнение имеет два различных корня: x₁ = (-b + √D) / (2a), x₂ = (-b - √D) / (2a)
Если D = 0, то уравнение имеет один корень (кратности 2): x = -b / (2a)
Если D < 0, то уравнение не имеет действительных корней
Рациональное уравнение — это уравнение, которое может быть представлено в виде отношения двух многочленов, приравненного к нулю.
Метод решения:
Иррациональное уравнение — это уравнение, содержащее неизвестную под знаком корня.
Метод решения:
Показательное уравнение — это уравнение, содержащее неизвестную в показателе степени.
Основные методы решения:
Логарифмическое уравнение — это уравнение, содержащее неизвестную под знаком логарифма или в основании логарифма.
Основные методы решения:
При решении уравнений необходимо учитывать область определения уравнения и проверять найденные корни подстановкой в исходное уравнение. Особенно это важно для иррациональных и логарифмических уравнений, где возможно появление посторонних корней.
Типичные ошибки при решении уравнений связаны с неправильным определением типа уравнения, ошибками в преобразованиях, неучетом области определения уравнения, а также с отсутствием проверки найденных корней. Поэтому важно внимательно выполнять все этапы решения уравнения и проверять полученные результаты.
Решите уравнение 2x² - 5x - 3 = 0.
Ответ: -0,5; 3
Это квадратное уравнение вида ax² + bx + c = 0, где a = 2, b = -5, c = -3.
Найдем дискриминант: D = b² - 4ac = (-5)² - 4 · 2 · (-3) = 25 + 24 = 49
D > 0, поэтому уравнение имеет два различных корня:
x₁ = (-b + √D) / (2a) = (5 + 7) / 4 = 12 / 4 = 3
x₂ = (-b - √D) / (2a) = (5 - 7) / 4 = -2 / 4 = -0,5
Ответ: -0,5; 3
Решите уравнение √(2x - 1) = x - 1.
Ответ: 2
Это иррациональное уравнение. Найдем область определения:
2x - 1 ≥ 0
x ≥ 1/2
Возведем обе части уравнения в квадрат:
(√(2x - 1))² = (x - 1)²
2x - 1 = x² - 2x + 1
2x - 1 = x² - 2x + 1
0 = x² - 4x + 2
Решим полученное квадратное уравнение:
a = 1, b = -4, c = 2
D = b² - 4ac = (-4)² - 4 · 1 · 2 = 16 - 8 = 8
x₁ = (-b + √D) / (2a) = (4 + 2√2) / 2 = 2 + √2
x₂ = (-b - √D) / (2a) = (4 - 2√2) / 2 = 2 - √2
Проверим найденные корни подстановкой в исходное уравнение:
Для x = 2 + √2:
√(2(2 + √2) - 1) = (2 + √2) - 1
√(4 + 2√2 - 1) = 1 + √2
√(3 + 2√2) = 1 + √2
Проверим, равны ли левая и правая части:
(1 + √2)² = 1 + 2√2 + 2 = 3 + 2√2
√(3 + 2√2) = √((1 + √2)²) = 1 + √2
Значит, x = 2 + √2 является корнем уравнения.
Для x = 2 - √2:
√(2(2 - √2) - 1) = (2 - √2) - 1
√(4 - 2√2 - 1) = 1 - √2
√(3 - 2√2) = 1 - √2
Проверим, равны ли левая и правая части:
(1 - √2)² = 1 - 2√2 + 2 = 3 - 2√2
√(3 - 2√2) = √((1 - √2)²) = 1 - √2
Значит, x = 2 - √2 также является корнем уравнения.
Однако, нужно проверить, входят ли найденные корни в область определения уравнения:
Для x = 2 + √2: 2(2 + √2) - 1 = 4 + 2√2 - 1 = 3 + 2√2 > 0, так как √2 > 0
Для x = 2 - √2: 2(2 - √2) - 1 = 4 - 2√2 - 1 = 3 - 2√2
Проверим, положительно ли это выражение:
3 - 2√2 > 0
3 > 2√2
3/2 > √2
(3/2)² > 2
9/4 > 2
9 > 8
Неравенство верно, значит 3 - 2√2 > 0, и x = 2 - √2 также входит в область определения.
Ответ: 2 - √2; 2 + √2
Решите уравнение 2^x = 8.
Ответ: 3
Это показательное уравнение. Приведем правую часть к тому же основанию, что и левая:
2^x = 2^3
Так как основания равны, то должны быть равны и показатели:
x = 3
Ответ: 3
| Тип уравнения | Приемы решения |
|---|---|
| Линейные уравнения |
Выделение неизвестной Перенос всех членов с неизвестной в левую часть, а всех свободных членов — в правую Приведение подобных членов |
| Квадратные уравнения |
Использование формулы дискриминанта Разложение на множители Выделение полного квадрата Использование теоремы Виета |
| Рациональные уравнения |
Приведение к общему знаменателю Умножение обеих частей уравнения на общий знаменатель Разложение на множители Проверка найденных корней |
| Иррациональные уравнения |
Выделение радикала Возведение обеих частей уравнения в степень Проверка найденных корней Учет области определения |
| Показательные уравнения |
Приведение к одному основанию Логарифмирование Введение новой переменной Использование свойств степеней |
| Логарифмические уравнения |
Использование свойств логарифмов Потенцирование Введение новой переменной Учет области определения Проверка найденных корней |