Задание 18 в ЕГЭ по базовой математике проверяет умение решать неравенства различных типов и выполнять действия с числами. Это задание требует знания методов решения линейных, квадратных, рациональных, показательных и логарифмических неравенств, а также умения выполнять действия с числами и оценивать числовые выражения.
Задание 18 в ЕГЭ по базовой математике относится к базовому уровню сложности и проверяет умение решать неравенства различных типов и выполнять действия с числами. Для успешного решения таких задач необходимо знать методы решения различных типов неравенств и уметь выполнять действия с числами.
Линейное неравенство имеет вид ax + b > 0 (или <, ≥, ≤), где a и b — числа, a ≠ 0.
Метод решения:
Квадратное неравенство имеет вид ax² + bx + c > 0 (или <, ≥, ≤), где a, b и c — числа, a ≠ 0.
Метод решения:
Рациональное неравенство — это неравенство, которое может быть представлено в виде отношения двух многочленов, удовлетворяющего определенному условию.
Метод решения:
Показательное неравенство — это неравенство, содержащее неизвестную в показателе степени.
Основные методы решения:
Логарифмическое неравенство — это неравенство, содержащее неизвестную под знаком логарифма или в основании логарифма.
Основные методы решения:
Натуральные числа — это числа, используемые для счета предметов: 1, 2, 3, ...
Целые числа — это натуральные числа, нуль и отрицательные целые числа: ..., -3, -2, -1, 0, 1, 2, 3, ...
Рациональные числа — это числа, которые могут быть представлены в виде дроби m/n, где m — целое число, n — натуральное число.
Иррациональные числа — это действительные числа, которые не могут быть представлены в виде дроби m/n, где m — целое число, n — натуральное число. Примеры: √2, π, e.
Действительные числа — это объединение множеств рациональных и иррациональных чисел.
При решении неравенств необходимо учитывать область определения неравенства и проверять найденные решения. Особенно это важно для рациональных, показательных и логарифмических неравенств, где возможно появление посторонних решений.
Типичные ошибки при решении неравенств связаны с неправильным определением типа неравенства, ошибками в преобразованиях, неучетом области определения неравенства, а также с неверным определением знака выражения на различных интервалах. Поэтому важно внимательно выполнять все этапы решения неравенства и проверять полученные результаты.
Решите неравенство 2x - 5 > 3.
Ответ: (4; +∞)
Это линейное неравенство. Приведем его к виду ax + b > 0:
2x - 5 > 3
2x > 8
x > 4
Ответ: (4; +∞)
Решите неравенство x² - 5x + 6 ≤ 0.
Ответ: [2; 3]
Это квадратное неравенство вида ax² + bx + c ≤ 0, где a = 1, b = -5, c = 6.
Найдем дискриминант: D = b² - 4ac = (-5)² - 4 · 1 · 6 = 25 - 24 = 1
D > 0, поэтому соответствующее квадратное уравнение имеет два различных корня:
x₁ = (-b + √D) / (2a) = (5 + 1) / 2 = 3
x₂ = (-b - √D) / (2a) = (5 - 1) / 2 = 2
Так как a > 0, то парабола направлена ветвями вверх, и выражение x² - 5x + 6 неотрицательно при x ≤ x₂ или x ≥ x₁, и отрицательно при x₂ < x < x₁.
Таким образом, неравенство x² - 5x + 6 ≤ 0 выполняется при 2 ≤ x ≤ 3.
Ответ: [2; 3]
Решите неравенство (x - 1) / (x + 2) > 0.
Ответ: (-∞; -2) ∪ (1; +∞)
Это рациональное неравенство. Найдем корни числителя и знаменателя:
Числитель: x - 1 = 0 ⟹ x = 1
Знаменатель: x + 2 = 0 ⟹ x = -2
Отметим эти точки на числовой прямой и определим знак выражения (x - 1) / (x + 2) на каждом из интервалов:
При x < -2: числитель (x - 1) < 0, знаменатель (x + 2) < 0, поэтому дробь > 0
При -2 < x < 1: числитель (x - 1) < 0, знаменатель (x + 2) > 0, поэтому дробь < 0
При x > 1: числитель (x - 1) > 0, знаменатель (x + 2) > 0, поэтому дробь > 0
Таким образом, неравенство (x - 1) / (x + 2) > 0 выполняется при x < -2 или x > 1.
Ответ: (-∞; -2) ∪ (1; +∞)
| Тип неравенства | Приемы решения |
|---|---|
| Линейные неравенства |
Приведение к виду ax + b > 0 Учет знака коэффициента a при переносе b в правую часть Использование свойств неравенств при умножении или делении на отрицательное число |
| Квадратные неравенства |
Использование формулы дискриминанта Разложение на множители Метод интервалов Учет направления ветвей параболы |
| Рациональные неравенства |
Приведение к виду P(x)/Q(x) > 0 Метод интервалов Учет знаков числителя и знаменателя на каждом интервале Учет области определения неравенства |
| Показательные неравенства |
Приведение к одному основанию Логарифмирование Введение новой переменной Учет свойств показательной функции |
| Логарифмические неравенства |
Использование свойств логарифмов Потенцирование Введение новой переменной Учет области определения логарифмов Учет свойств логарифмической функции |