Задание 21. Качественная задача по физике. ЕГЭ 2025

Общая характеристика задания

Задание 21 в ЕГЭ по физике 2025 года представляет собой качественную задачу высокого уровня сложности, оцениваемую в 3 балла. Это задание требует от учащихся объяснения физических явлений без сложных математических расчетов, но с четким применением физических законов и принципов.

Важно: В качественной задаче необходимо дать полное, логически непротиворечивое объяснение физического явления или процесса, опираясь на известные законы и формулы физики.

Особенности задания

Критерии оценивания

Баллы Критерии
3 Представлено полное правильное решение, включающее правильный ответ и исчерпывающие верные рассуждения с прямым указанием наблюдаемых явлений и законов.
2 Дан правильный ответ, и приведено объяснение, но в решении имеются один или несколько из следующих недостатков: в объяснении не указано или не используется одно из физических явлений, свойств, определений или закономерностей, необходимых для полного верного объяснения.
1 Представлены верные рассуждения о физических явлениях, но в некоторых случаях не указаны причины или следствия, не указаны или использованы не все необходимые для объяснения явления и законы.
0 Представлены рассуждения, не относящиеся к вопросу задания, или ответ отсутствует.

Алгоритм решения качественных задач

  1. Внимательно прочитайте условие задачи и выделите ключевые физические явления и процессы.
  2. Определите раздел физики, к которому относится задача (механика, термодинамика, электродинамика и т.д.).
  3. Выявите физические законы и принципы, которые применимы к данной ситуации.
  4. Составьте план решения, определив последовательность рассуждений.
  5. Запишите полное решение, четко указывая используемые физические законы и принципы.
  6. Сформулируйте ответ в соответствии с вопросом задачи.

Типичные ошибки при решении качественных задач

Распространенные ошибки:

Примеры решения качественных задач

Пример 1: Движение в лифте

Условие: Человек встаёт на весы в покоящемся лифте. Как изменятся показания весов, если лифт будет двигаться с постоянным ускорением, направленным вниз? Ответ обоснуйте, используя физические законы.

Решение:

Рассмотрим силы, действующие на человека в лифте:

1. Сила тяжести \(F_т = mg\), направленная вертикально вниз, где \(m\) — масса человека, \(g\) — ускорение свободного падения.

2. Сила нормальной реакции опоры \(N\), направленная вертикально вверх. Именно эту силу показывают весы.

Согласно второму закону Ньютона, в инерциальной системе отсчета:

\(m\vec{a} = \vec{F_т} + \vec{N}\)

Если лифт движется с ускорением \(\vec{a}\), направленным вниз, то в проекции на вертикальную ось:

\(ma = mg - N\)

Отсюда находим силу нормальной реакции опоры:

\(N = m(g - a)\)

Поскольку ускорение \(a\) направлено вниз и положительно, то \(g - a < g\), следовательно, \(N < mg\).

Ответ: Показания весов уменьшатся, так как сила нормальной реакции опоры, которую измеряют весы, станет меньше, чем в случае покоящегося лифта.

Пример 2: Определение скорости движения

Условие: Мальчика, едущего в поезде, по мобильному телефону спросили, с какой скоростью он едет. Через минуту он ответил. Как мальчик определил скорость, если известно, что вдоль железной дороги через каждый километр стоят километровые столбы? Свой ответ обоснуйте с помощью физических законов.

Решение:

Для определения скорости движения необходимо измерить пройденное расстояние и затраченное время, а затем воспользоваться формулой:

\(v = \frac{s}{t}\)

где \(v\) — скорость, \(s\) — пройденное расстояние, \(t\) — затраченное время.

Мальчик мог определить скорость поезда, измерив время, за которое поезд проезжает расстояние между двумя соседними километровыми столбами. Поскольку расстояние между столбами известно и равно 1 км, то скорость можно вычислить по формуле:

\(v = \frac{1 \text{ км}}{t}\)

где \(t\) — время в часах, за которое поезд проезжает расстояние между столбами.

Например, если поезд проезжает расстояние между столбами за 36 секунд (0,01 часа), то его скорость:

\(v = \frac{1 \text{ км}}{0,01 \text{ ч}} = 100 \text{ км/ч}\)

Ответ: Мальчик определил скорость поезда, измерив время, за которое поезд проезжает расстояние между двумя соседними километровыми столбами, и разделив известное расстояние (1 км) на это время.

Пример 3: Плавание тела

Условие: В стакане с чаем, стоящем на столе, на поверхности чая плавает ломтик лимона. Что произойдёт с глубиной погружения ломтика в чай, если стакан с чаем будет стоять на столе в лифте, движущемся с постоянным ускорением, направленным вертикально вниз? Ответ поясните, указав, какие явления и закономерности вы использовали.

Решение:

Рассмотрим условие плавания тела. Тело плавает на поверхности жидкости, когда сила тяжести уравновешивается силой Архимеда:

\(F_т = F_A\)

где \(F_т = mg\) — сила тяжести, действующая на тело, \(F_A = \rho_ж g V_п\) — сила Архимеда, \(\rho_ж\) — плотность жидкости, \(V_п\) — объем погруженной части тела.

В покоящемся лифте:

\(mg = \rho_ж g V_п\)

Отсюда объем погруженной части:

\(V_п = \frac{m}{\rho_ж}\)

Когда лифт движется с ускорением \(a\), направленным вниз, на все тела в лифте действует эффективное ускорение свободного падения \(g_{эфф} = g - a\). Условие плавания тела принимает вид:

\(mg_{эфф} = \rho_ж g_{эфф} V'_п\)

где \(V'_п\) — новый объем погруженной части тела.

Отсюда:

\(V'_п = \frac{m}{\rho_ж}\)

Мы видим, что объем погруженной части не изменился. Это объясняется тем, что и сила тяжести, и сила Архимеда уменьшаются в одинаковой пропорции при уменьшении эффективного ускорения свободного падения.

Ответ: Глубина погружения ломтика лимона в чай не изменится, так как отношение силы тяжести к силе Архимеда остается постоянным независимо от ускорения лифта.

Рекомендации по оформлению решения

  1. Начните с краткого анализа физической ситуации, описанной в задаче.
  2. Четко укажите физические законы и принципы, которые вы применяете.
  3. Структурируйте ваше решение, разбивая его на логические шаги.
  4. Используйте физические термины и понятия корректно.
  5. Завершите решение четким и однозначным ответом на вопрос задачи.

Таблица основных физических законов для качественных задач

Раздел физики Основные законы и принципы
Механика
  • Законы Ньютона
  • Закон сохранения импульса
  • Закон сохранения энергии
  • Закон всемирного тяготения
  • Условия равновесия тел
Молекулярная физика и термодинамика
  • Основное уравнение МКТ
  • Уравнение состояния идеального газа
  • Первый закон термодинамики
  • Второй закон термодинамики
  • Закон Паскаля
  • Закон Архимеда
Электродинамика
  • Закон Кулона
  • Закон Ома
  • Правила Кирхгофа
  • Закон электромагнитной индукции
  • Правило Ленца
Оптика
  • Законы отражения и преломления света
  • Формула тонкой линзы
  • Принцип Гюйгенса
Квантовая физика
  • Законы фотоэффекта
  • Постулаты Бора
  • Закон радиоактивного распада

Источники: