Иван Филиппов, основатель булочной, прославив шийся далеко за пределами московскими калачами и сайками, был разборчив и не всяким случаем поль зовался, где можно деньги нажить.
Испокон веков был обычай на большие праздники – Рождество, Крещение, Пасху, а также в родительские субботы – посылать в тюрьмы подаяние арестованным. Булочные получали заказы от жертвователя на тысячу, две, а то и больше калачей и саек.
Наживались на этих подаяниях главным образом булочники и хлебопекарни. Только один старик Фи липпов был в этом случае честным человеком.
Во- первых , он при заказе никогда не посылал за́вали [1] арестантам, а всегда свежие калачи и сайки; <…> , у него вёлся особый счёт, по которому видно было, сколько барыша давали эти заказы на подаяние, и этот барыш он целиком отвозил сам в тюрьму и жертвовал на улучшение пищи больным арестантам. И выполнял он эту работу «очень просто», не ради выгод или медальных и мундирных отличий благотворительных учреждений.
Кроме того , по зимам шли обозы с его сухарями, калачами и сайками, на соломе испечёнными, даже в Си бирь. Их как-то особым способом, горячими, прямо из печки, замораживали, везли за тысячу вёрст, а уже пе ред само́й едой оттаивали – тоже особым способом, в сырых полотенцах, – и ароматные, горячие калачи где-нибудь в Барнауле или Иркутске подавались на стол с пылу, с жару.
(По В.А. Гиляровскому)
[1] За́валь – залежавшийся, непроданный товар, обычно плохой по качеству.