Открытый банк тестовых заданий
Прочитайте текст и выполните задания.

Дело художника – выразить своё ви́дение мира, и другой цели искусство не имеет. Но таков таинственный закон искусства, что ви́дение вовне выражается тем гармоничнее, чем оно само в себе своеобразнее и глубже. Здесь, в отличие от мира вещественного, внешняя прелесть есть безошибочный признак внутренней правды и силы. Пленительность искусства – та гладкая, блестящая, переливающаяся всеми цветами радуги ледяная кора, которою как бы остужает огненная лава художнической души, соприкасаясь с наружным воздухом, с явью. Ясно только одно: чем сильнее кипение, тем ярче и радужнее форма.

Эта внешняя пленительность искусства необыкновенно важна: она играет в духовном мире ту же роль, какую в растительном мире играет яркая окраска цветка, манящая насекомых, которым предназначено разносить цветочную пыльцу. Певучесть формы привлекает инстинктивное внимание людей. Ещё не зная, какая ценность скрыта в художественном создании, люди безотчётно влекутся к нему и воспринимают его ради его внешних чар. Но вместе с тем блестящая ледяная кора скрывает от них глубину, делает её недоступной; в этом – мудрая хитрость природы. Красота – приманка, но красота – и преграда. Прекрасная форма искусства всех манит явным соблазном, чтобы весь народ сбегался глядеть; и поистине красота никого не обманет. Но слабое внимание она поглощает целиком, для слабого взора она непрозрачна: он осуждён тешиться ею одной, – и разве это малая награда? Лишь взор напряжённый и острый проникает в неё и видит глубины тем глубже, чем <...> он острей.

(По М.О. Гершензону)

Задание №3. Выберите один или несколько правильных ответов.

Укажите все варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера ответов.


1)

В тексте присутствуют характерные для разговорной речи особенности: простые предложения, придающие тексту характер непринуждённой беседы; слова, которые в толковых словарях сопровождаются пометой «разговорное» ( ви́дение , кипение , манящая , влекутся ).

2)

Текст построен на основе сопоставления и противопоставления явлений и идей, изложенных автором; это достигается с помощью разнообразных языковых средств, среди которых неоднократный повтор противительного союза ( но ), двойные союзы ( чем… тем ), производный предлог ( в отличие от ), прилагательные в сравнительной степени ( своеобразнее , глубже , острей ).

3)

Выразительность, яркость, оригинальность изложения достигаются использованием эпитетов (« таинственный закон», « безошибочный признак»), метафор ( пленительность искусства ‒ ледяная кора ; певучесть формы , лава души ).

4)

Убедительность изложения обеспечивается использованием синтаксических средств, среди которых – ряды однородных членов предложения, различные типы сложных предложений.

5)

Текст относится к официально-деловому стилю и характеризуется использованием стандартных оборотов ( цели ... не имеет ; роль ... играет ; привлекает ... внимание ) и отсутствием эмоционально-оценочной лексики.