Первое задание ЕГЭ по русскому языку проверяет умение определять лексико-грамматические средства связи между предложениями или частями текста. Необходимо самостоятельно подобрать слово указанной части речи (или разряда), которое должно стоять на месте пропуска.
Самостоятельно подберите указательное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска во втором (2) абзаце текста. Запишите это местоимение.
Проверьте себя:
«во-первых», но нет «во-вторых», ответ может быть очевиден. Если уже есть союз «но», то на пропуске может быть другой противительный союз, например, «однако».Предложения в тексте связаны между собой не только последовательно (соседние), но и дистантно (через другие части текста). Между ними устанавливаются различные смысловые отношения: сопоставление, противопоставление, пояснение, причина, следствие и др.
Для выражения этих отношений используются разные средства связи:
В 1 задании чаще всего проверяется знание морфологических средств связи: союзов, частиц, местоимений, наречий, числительных, вводных слов, предлогов.
СОЮЗ – служебная часть речи, которая связывает однородные члены предложения, части сложного предложения или целые предложения в тексте.
| Признак | Разряд | Примеры |
|---|---|---|
| По структуре | Простые (1 слово) | и, но, или, что, чтобы |
| Составные (2+ слова) | а также, то есть, потому что, до тех пор пока |
|
| По функции | Сочинительные (связывают равноправные элементы: однородные члены, части ССП, предложения в тексте) |
Соединительные: и, да(=и), также, тоже, а также; ни… ни; не только... но и; как... так иПротивительные: а, но, да(=но), зато, однако, жеРазделительные: или, либо; то… то; не то... не то
|
| Подчинительные (связывают главную и придаточную части в СПП) |
Изъяснительные: что, чтобы, какПричинные: потому что, так как, поскольку, ибоЦелевые: чтобы, для того чтобы, с тем чтобыВременные: когда, пока, едва, прежде чемУсловные: если, если бы; раз, колиСравнительные: как, будто, словно, точноУступительные: хотя, несмотря на то что, пустьСледствия: так что
|
| Подчинительный союз | Союзное слово (Местоимение/Наречие) |
|---|---|
| Можно опустить или заменить другим союзом. | Нельзя опустить; можно заменить другим местоимением/наречием. |
| Не является членом предложения. | Является членом предложения. |
| Не несет логического ударения. | Несет логическое ударение. |
| Мы знали, что (союз) он придет. | Мы знали, что (местоимение) он принесет. |
| Когда (союз) потеплеет, пойдём гулять. | Мы спросили, когда (наречие) он вернётся. |
ПРЕДЛОГ – служебная часть речи, выражающая зависимость одних слов от других в словосочетании и предложении.
| Признак | Разряд | Примеры |
|---|---|---|
| По структуре | Простые | без, в, до, к, с, у, над, под, при |
| Сложные | из-за, из-под |
|
| Составные | в течение, в продолжение, несмотря на, в соответствии с |
|
| По производности | Непроизводные | без, в, до, для, за, из, к, на, над, о, от, по, под, при, про, с, у, через |
| Производные (от других частей речи) | От сущ.: в течение, ввиду, вследствие, насчёт, по поводу, вродеОт наречий: возле, вокруг, мимо, после, вблизиОт дееприч.: спустя, благодаря, включая, несмотря на |
|
| По значению (основные) |
Пространственные: в, на, из, под, над, около, у, кВременные: в, через, спустя, до, после, в течениеПричинные: из-за, от, по, благодаря, вследствие, ввидуЦелевые: для, ради, на, заУступительные: несмотря на, вопрекиОбъектные: о, про, с, насчёт
|
|
ЧАСТИЦА – служебная часть речи, которая вносит различные смысловые оттенки в предложение или служит для образования форм слова.
| Тип | Разряд | Примеры |
|---|---|---|
| Смысловые (модальные) | Указательные | вот, вон, это |
| Уточняющие | именно, как раз, почти |
|
| Усилительные | даже, ведь, же, уж, всё-таки, -то, -таки |
|
| Выделительно-ограничительные | только, лишь, всего, просто, исключительно |
|
| Вопросительные | разве, неужели, ли (ль) |
|
| Восклицательные | что за, как, ну и |
|
| Сомнения | вряд ли, едва ли |
|
| Утвердительные | да, точно, так |
|
| Отрицательные | не, ни, вовсе не, далеко не |
|
| Смягчение требования | -ка (-кась) |
|
| Передача чужой речи | мол, дескать, -де |
|
| Формообразующие | Условное наклонение | бы (б) |
| Повелительное наклонение | да, давай(те), пусть, пускай |
|
| Степени сравнения | более, менее, самый |
Некоторые частицы омонимичны другим частям речи:
это: Это дерево высокое (местоимение). — Это ты хорошо придумал! (частица).что: Что ты сказал? (местоимение). — Что за прелесть эти сказки! (частица).да: Старик да старуха (союз =и). — Мал, да удал (союз =но). — Да здравствует мир! (частица).как: Расскажи, как это было (наречие/союзное слово). — Он белый, как снег (союз). — Как красиво! (частица).МЕСТОИМЕНИЕ – самостоятельная часть речи, которая указывает на предметы, признаки, количество, но не называет их.
| Разряд | Примеры | Примечание |
|---|---|---|
| Личные | я, мы, ты, вы, он, она, оно, они | Изменяются по падежам. |
| Притяжательные | мой, наш, твой, ваш, свой, его, её, их | Отвечают на вопрос чей? |
| Возвратное | себя | Указывает на того, кто совершает действие. |
| Вопросительные | кто? что? какой? чей? сколько? каков? который? | Используются в вопросах. |
| Относительные | кто, что, какой, чей, сколько, каков, который | Связывают части СПП (как союзные слова). |
| Отрицательные | никто, ничто, никакой, ничей, некого, нечего | Образованы от вопросительных/относительных с НЕ/НИ. |
| Неопределённые | некто, нечто, некоторый, кое-кто, что-то, какой-нибудь, чей-либо | Указывают на неизвестные предметы/признаки. |
| Указательные | этот, тот, такой, таков, сей (устар.), столько | Указывают на конкретный предмет/признак/количество. (Часто в задании 1!) |
| Определительные | весь, всякий, каждый, сам, самый, любой, иной, другой | Указывают на обобщенный признак. |
его, её, их (чей?) омонимичны формам личных он, она, они в Р.п./В.п. (кого? что?): Я вижу его (личное). — Это его книга (притяжательное).НАРЕЧИЕ – неизменяемая самостоятельная часть речи, обозначающая признак действия, признака или предмета.
| Тип | Разряд | Примеры |
|---|---|---|
| По функции | Знаменательные | громко, быстро, вчера, здесь, очень, по-новому |
| Местоименные |
Указательные: здесь, там, туда, оттуда, так, потому, тогда, затем (Часто в задании 1!)Вопросительные/Относительные: где, куда, когда, как, зачем, почему, отчегоОтрицательные: нигде, негде, никогда, некогда, никакНеопределённые: где-то, куда-нибудь, когда-либо, кое-какОпределительные: везде, всюду, всегда, всячески
|
|
| По значению (основные) |
Места: где? куда? откуда? (здесь, далеко, вверх, домой)Времени: когда? как долго? (вчера, утром, всегда, долго)Образа действия: как? каким образом? (быстро, хорошо, вслух, по-дружески)Причины: почему? (потому, сгоряча, поневоле)Цели: зачем? (затем, нарочно, назло)
|
|
где, куда, когда, как, зачем, почему, отчего могут выступать в роли союзных слов в СПП.В качестве средств связи могут использоваться числительные, чаще всего порядковые (указывающие на порядок предметов при счете: первый, второй, пятый) или собирательные (обозначающие совокупность: двое, трое, оба).
Сначала выступил первый докладчик. Второй говорил более убедительно.ВВОДНЫЕ СЛОВА/КОНСТРУКЦИИ – слова или сочетания слов, не являющиеся членами предложения, с помощью которых говорящий выражает свое отношение к содержанию высказывания, указывает на последовательность мыслей, источник сообщения и т.д. Обособляются запятыми.
| Значение | Примеры |
|---|---|
| Чувства говорящего | к счастью, к сожалению, к удивлению, на беду |
| Степень уверенности | конечно, безусловно, несомненно, возможно, вероятно, может быть, кажется, по-видимому, наверное |
| Связь мыслей, последовательность | во-первых, во-вторых, итак, следовательно, значит, таким образом, например, кстати, с одной стороны, наоборот, напротив (Часто в задании 1!) |
| Источник сообщения | по-моему, по словам..., говорят, сообщают, по слухам |
| Способ оформления мыслей | одним словом, иначе говоря, так сказать, мягко выражаясь |
| Привлечение внимания | послушайте, поймите, видите ли, знаете ли, пожалуйста |
| Оценка меры | по крайней мере, самое большее |
| Степень обычности | бывает, случается, по обыкновению |
| Экспрессивность | по правде говоря, честно говоря, кроме шуток |
Закрепите теорию на практике! Попробуйте решить несколько вариантов задания 1.