Задание 22 ЕГЭ по русскому языку 2025: Средства выразительности
Задание 22 проверяет умение находить и определять изобразительно-выразительные средства языка в предложенных текстовых фрагментах. Необходимо установить соответствие между предложениями и названиями средств, которые в них использованы.
Формулировка задания
Установите соответствие между предложениями и названиями изобразительно-выразительных средств языка, которые употреблены в них: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
| ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА |
А) Думаю думу свою. (Н.А. Некрасов)
Б) В сто сорок солнц закат пылал. (В.В. Маяковский)
В) Янтарь на трубках Цареграда, Фарфор и бронза на столе. (А.С. Пушкин)
Г) Край ты мой заброшенный, Край ты мой, пустырь. (С.А. Есенин)
Д) Остаться мне случится одному. Навеки. В самом деле. Без возврата. (Е.М. Винокуров)
|
- многосоюзие
- анафора
- антитеза
- парцелляция
- гипербола
- сравнение
- ассонанс
- эпифора
- метонимия
|
Проверьте себя:
Список средств выразительности (задание 22 ЕГЭ 2025 г.)
- Изобразительно-выразительные средства фонетики: аллитерация, ассонанс
- Изобразительно-выразительные средства лексики: эпитет, метафора, метонимия, олицетворение, гипербола, литота, сравнение.
- Изобразительно-выразительные средства синтаксиса: синтаксический параллелизм, парцелляция, вопросно-ответная форма изложения, градация, инверсия, лексический повтор, анафора, эпифора, антитеза, риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение, многосоюзие, бессоюзие.
Алгоритм и особенности выполнения
- Внимательно прочитайте все термины из второй колонки, вспомните определение каждого термина.
- Прочитайте предложения из левой колонки. Сначала проанализируйте промаркированные явления (если они есть). Всегда маркируются ассонанс, аллитерация и метонимия. При аллитерации и ассонансе будут подчеркнуты и выделены полужирно отдельные буквы. В остальных случаях слово/словосочетание будет выделено полужирным и курсивом. Если маркировка отсутствует, необходимо проанализировать весь представленный фрагмент.
- Иногда в качестве языкового материала используются предложения с фразеологизмом. Экзаменуемый должен понять, какое средство выразительности лежит в основе фразеологизма. Так, в основе фразеологизма «море по колено», лежит литота, а в основе фразеологизма «ангельское терпение» - эпитет.
- Ответ на задание 22 представляет собой пять цифр, которые должны быть записаны по порядку. Максимально за полностью правильный ответ можно получить 2 балла. Если на любых одной или двух позициях ответа записаны не те символы, которые представлены в эталоне ответа, то экзаменуемый получит 1 балл. Обратите внимание! Если количество символов в ответе больше требуемого, выставляется 0 баллов вне зависимости от того, были ли указаны все необходимые символы.
- В ответе не может быть повторяющихся цифр. Значит, если в двух языковых примерах присутствует, предположим, гипербола, необходимо в каждом случае проанализировать, какие ещё средства выразительности встречаются в этих примерах, и соотнести средства выразительности с представленным списком таким образом, чтобы избежать повторяющихся цифр в ответе.
Теория. Средства выразительности.
Изобразительно-выразительные средства фонетики
АЛЛИТЕРАЦИЯ – повторение одинаковых или однородных согласных звуков или звукосочетаний для придания тексту (чаще всего – стихотворному) соответствия выражаемому или изображаемому содержанию. В поэзии аллитерация подчеркивает ритм стихотворения, создает впечатление гармоничного звучания и даже помогает воссоздать определенный эффект – шум моря или дождя, шелест листьев, вой ветра, т.е. помогает автору передать «звучание» описываемых событий.
Примеры аллитерации:
- Тише едешь, дальше будешь;
- Коси, коса, пока роса, роса долой – и ты домой;
- Шипенье пенистых бокалов / И пунша пламень голубой (А. Пушкин)
- Чуть слышно, бесшумно / Шуршат камыши (К. Бальмонт)
АССОНАНС – изобразительно-выразительное средство фонетики, заключающееся в повторении одинаковых или однородных гласных звуков или звукосочетаний для придания тексту (чаще всего – стихотворному) соответствия выражаемому или изображаемому содержанию. Поэты пользуются ассонансом в зависимости от потребностей смыслового звучания стиха, для «озвучания» описываемых ими явлений или событий.
Примеры ассонанса:
- Зеленеют земли перелеском, /Снежный месяц бледным, летним блеском… (А. Белый)
- Роман внушительный, старинный, / Отменно длинный, длинный, длинный, / Нравоучительный и чинный, / Без элегических затей.(А. Пушкин)
Изобразительно-выразительные средства лексики
ЭПИТЕТ – изобразительно-выразительное средство лексики; образное или экспрессивное слово (сочетание слов) в синтаксической функции определения, обстоятельства или приложения: изумрудная трава, дрожащие листья, белый запах роз, мороз-воевода, гордо реет и т.д.
Виды эпитетов:
- Имя прилагательное или причастие в функции определения: Закружилась листва золотая… (С.А. Есенин)
- Наречие (чаще всего в функции обстоятельства): Что ты жадно глядишь на дорогу? (Н.А. Некрасов)
- Имя существительное (чаще всего в функции приложения): Ночевала тучка золотая / На груди утёса-великана. (М.Ю. Лермонтов)
- Постоянный эпитет: Глухо шепчет тёмный лес. (Н.А. Некрасов)
Важно! Не следует смешивать эпитет и логическое (обыкновенное) определение. Логическое определение указывает на признак предмета, который выделяет объект из ряда других (лисья шуба, круглый стол), а при помощи эпитета автор передает свое отношение к увиденному, подчеркивает определенный признак предмета/явления, воздействует на читателя (лучезарная улыбка, суровый взгляд). Сравните: каменная стена (логическое) / говорил с каменным лицом (эпитет).
ГИПЕРБОЛА – намеренное преувеличение каких-либо свойств, качеств изображаемого предмета, действия или явления (размера, силы, веса, цвета, количества, интенсивности, значения и др.).
Примеры гиперболы:
- И сосна до звезды достаёт. (О.Э. Мандельштам)
- Да, мочи нет: мильон терзаний / Груди от дружеских тисков. (А.С. Грибоедов)
ЛИТОТА – существенное преуменьшение каких-либо свойств, качеств изображаемого предмета, действия или явления. Литоту часто называют «обратной гиперболой».
Примеры литоты:
- Шалун уж заморозил пальчик. (А.С. Пушкин)
- Ниже тоненькой былиночки / Надо голову клонить. (Н.А. Некрасов)
МЕТАФОРА – скрытое сравнение, перенесение свойств одного предмета или явления на другой на основании общих признаков. Чаще всего метафора выражена либо двумя существительными («нить дружбы», «море поклонников»), либо сочетанием глагола и существительного («сердце очерствело», «душа закрылась»).
Примеры метафоры:
- В каждый гвоздик душистой сирени, / Распевая, вползает пчела. (А.А. Фет) (гвоздик сирени)
- В саду горит костёр рябины красной,/ Но никого не может он согреть. (С.А. Есенин) (костёр рябины)
МЕТОНИМИЯ – замена одного слова другим на основе связи между понятиями или явлениями (тарелку съел; у него бойкое перо; весь дом ушел). Разновидностью метонимии считается синекдоха – название части вместо целого или наоборот (Мы все глядим в Наполеоны.).
Примеры метонимии:
- Весь город уже спал, когда мы приехали. (город = жители города)
- Она знает наизусть всего Есенина. (Есенин = стихотворения Есенина)
- На заводе не хватает рабочих рук. (синекдоха)
Важно! В отличие от метафоры, основанной на сходстве, в метонимии оба компонента связаны в действительности реальной связью (золото в кармане звенит; читать С. Есенина).
ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ – приписывание качеств, мыслей, эмоций, действий человека неодушевлённым и одушевлённым объектам.
Примеры олицетворения:
- И цветущие кисти черёмух / Мыли листьями рамы фрамуг. (Б.Л. Пастернак)
- Котелок сердится и бормочет на огне. (К.Г. Паустовский)
СРАВНЕНИЕ – прямое сопоставление одного предмета, явления с другим при наличии каких-либо общих признаков. Часто используются союзы КАК, КАК БЫ, БУДТО, СЛОВНО, ТОЧНО, ЧТО, ЧЕМ или форма творительного падежа.
Примеры сравнения:
- Деятельность господина Лаевского развёрнута перед вами, как длинная китайская грамота. (А.П. Чехов)
- Из перерубленной старой берёзы градом лилися прощальные слёзы. (Н.А. Некрасов) (творительный сравнения)
- Пирамидальные тополя похожи на траурные кипарисы. (А.С. Серафимович)
Изобразительно-выразительные средства синтаксиса
АНАФОРА – единоначатие, повторение слов(а) в начале конструкций.
Примеры анафоры:
- Влюбиться не значит любить. Влюбиться можно и ненавидя. (Ф.М. Достоевский)
- Эта мгла и жар постели, / Эта дробь и эти трели… (А.А. Фет)
ЭПИФОРА – повторение слов(а), фразы в конце конструкций.
Примеры эпифоры:
- Солнце будет светить всегда. Счастливы мы будем всегда.
- Милый друг, и в этом тихом доме / Лихорадка бьёт меня. / Не найти мне места в тихом доме / Возле мирного огня! (А.А. Блок) (в данном примере "меня" и "огня" - рифма, а не эпифора в строгом смысле, но часто приводят схожие примеры, где конец строки совпадает)
- В огромном городе моём – ночь. / Из дома сонного иду – прочь. / И люди думают: жена, дочь, – / А я запомнила одно: ночь. (М.И. Цветаева)
АНТИТЕЗА – резкое противопоставление понятий, положений, образов. Часто используются антонимы и противительные союзы А/НО.
Примеры антитезы:
- Ты и убогая, / Ты и обильная, / Ты и могучая, / Ты и бессильная, Матушка Русь! (Н.А. Некрасов)
- Забывается быстро плохое, / А хорошее долго живёт. (К.Я. Ваншенкин)
ГРАДАЦИЯ – ступенчатое проявление качества, действия (усиление или ослабление).
Примеры градации:
- Не жалею, не зову, не плачу, / Всё пройдёт, как с белых яблонь дым. (С.А. Есенин) (возрастающая)
ИНВЕРСИЯ – нарушение прямого (грамматически правильного) порядка слов в предложении.
Примеры инверсии:
- В большую уборную из коридора... заглядывали любопытные. (М.А. Булгаков) (сказуемое перед подлежащим)
- Подобно птичке перелётной, / И он, изгнанник беззаботный... (А.С. Пушкин) (определение после определяемого слова)
ЛЕКСИЧЕСКИЙ ПОВТОР – повторение одних и тех же слов для подчёркивания деталей или создания экспрессии.
Примеры лексического повтора:
- Мне опостылели слова, слова, слова. (А.А. Тарковский)
СИНТАКСИЧЕСКИЙ ПАРАЛЛЕЛИЗМ – одинаковое или сходное построение синтаксических конструкций.
Примеры синтаксического параллелизма:
- В синем небе звёзды блещут, / В синем море волны хлещут… (А.С. Пушкин)
- Летал сокол по небу, гулял молодец по свету.
ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ – расчленение единой синтаксической конструкции на части, формально самостоятельные предложения.
Примеры парцелляции:
- Когда избавит нас творец / От шляпок их! чепцов! и шпилек! и булавок! (А.С. Грибоедов)
- Был разбит стрелковый полк. / Наш. В бою неравном. (Р.И. Рождественский)
ВОПРОСНО-ОТВЕТНАЯ ФОРМА ИЗЛОЖЕНИЯ – монологическая речь, по форме представляющая диалог говорящего с самим собой или с читателем.
Примеры вопросно-ответной формы:
- Есть ли альтернатива у невозобновляемых природных ресурсов? Конечно, есть.
РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС – условный вопрос, не предполагающий ответа, а утверждающий или отрицающий что-либо.
Примеры риторического вопроса:
- На кого не действует новизна? (А.П. Чехов) ( = Новизна действует на всех)
РИТОРИЧЕСКОЕ ВОСКЛИЦАНИЕ – восклицательное предложение, выражающее сильные чувства, эмоциональный накал.
Примеры риторического восклицания:
- Как он умел забыть себя! (А.С. Пушкин)
- Да здравствует солнце, да скроется тьма! (А.С. Пушкин)
РИТОРИЧЕСКОЕ ОБРАЩЕНИЕ – обращение условного характера, часто к неодушевлённым предметам или отсутствующим лицам, для привлечения внимания и выражения отношения.
Примеры риторического обращения:
- Дорогой, многоуважаемый шкаф! Приветствую твоё существование… (А.П. Чехов)
- Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться? (А.А. Блок)
МНОГОСОЮЗИЕ (полисиндетон) – избыточный повтор союзов для подчёркивания единства перечисляемого или придания мелодичности.
Примеры многосоюзия:
- Свойство этих ночных огней – приближаться, побеждая тьму, и сверкать, и обещать, и манить своею близостью. (В.Г. Короленко)
БЕССОЮЗИЕ (асиндетон) – намеренное опущение союзов для усиления изображаемого, подчёркивания быстрой смены событий, силы чувства.
Примеры бессоюзия:
- Швед, русский – колет, рубит, режет. (А.С. Пушкин)
- День вечереет, небо опустело. / Гул молотилки слышен на гумне… (И.А. Бунин)
Важно! Глубокое понимание и умение определять изобразительно-выразительные средства языка не только помогает успешно справиться с заданием 22, но и обогащает восприятие художественных текстов, развивает языковое чутье и аналитические способности.