Задание 22 ЕГЭ по русскому языку 2025: Средства выразительности

Задание 22 проверяет умение находить и определять изобразительно-выразительные средства языка в предложенных текстовых фрагментах. Необходимо установить соответствие между предложениями и названиями средств, которые в них использованы.

Формулировка задания

Установите соответствие между предложениями и названиями изобразительно-выразительных средств языка, которые употреблены в них: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА

А) Думаю думу свою. (Н.А. Некрасов)

Б) В сто сорок солнц закат пылал. (В.В. Маяковский)

В) Янтарь на трубках Цареграда,
Фарфор и бронза на столе. (А.С. Пушкин)

Г) Край ты мой заброшенный,
Край ты мой, пустырь. (С.А. Есенин)

Д) Остаться мне случится одному.
Навеки. В самом деле. Без возврата. (Е.М. Винокуров)

  1. многосоюзие
  2. анафора
  3. антитеза
  4. парцелляция
  5. гипербола
  6. сравнение
  7. ассонанс
  8. эпифора
  9. метонимия

Проверьте себя:

Список средств выразительности (задание 22 ЕГЭ 2025 г.)

Алгоритм и особенности выполнения

  1. Внимательно прочитайте все термины из второй колонки, вспомните определение каждого термина.
  2. Прочитайте предложения из левой колонки. Сначала проанализируйте промаркированные явления (если они есть). Всегда маркируются ассонанс, аллитерация и метонимия. При аллитерации и ассонансе будут подчеркнуты и выделены полужирно отдельные буквы. В остальных случаях слово/словосочетание будет выделено полужирным и курсивом. Если маркировка отсутствует, необходимо проанализировать весь представленный фрагмент.
  3. Иногда в качестве языкового материала используются предложения с фразеологизмом. Экзаменуемый должен понять, какое средство выразительности лежит в основе фразеологизма. Так, в основе фразеологизма «море по колено», лежит литота, а в основе фразеологизма «ангельское терпение» - эпитет.
  4. Ответ на задание 22 представляет собой пять цифр, которые должны быть записаны по порядку. Максимально за полностью правильный ответ можно получить 2 балла. Если на любых одной или двух позициях ответа записаны не те символы, которые представлены в эталоне ответа, то экзаменуемый получит 1 балл. Обратите внимание! Если количество символов в ответе больше требуемого, выставляется 0 баллов вне зависимости от того, были ли указаны все необходимые символы.
  5. В ответе не может быть повторяющихся цифр. Значит, если в двух языковых примерах присутствует, предположим, гипербола, необходимо в каждом случае проанализировать, какие ещё средства выразительности встречаются в этих примерах, и соотнести средства выразительности с представленным списком таким образом, чтобы избежать повторяющихся цифр в ответе.

Теория. Средства выразительности.

Изобразительно-выразительные средства фонетики

АЛЛИТЕРАЦИЯ – повторение одинаковых или однородных согласных звуков или звукосочетаний для придания тексту (чаще всего – стихотворному) соответствия выражаемому или изображаемому содержанию. В поэзии аллитерация подчеркивает ритм стихотворения, создает впечатление гармоничного звучания и даже помогает воссоздать определенный эффект – шум моря или дождя, шелест листьев, вой ветра, т.е. помогает автору передать «звучание» описываемых событий.

Примеры аллитерации:

АССОНАНС – изобразительно-выразительное средство фонетики, заключающееся в повторении одинаковых или однородных гласных звуков или звукосочетаний для придания тексту (чаще всего – стихотворному) соответствия выражаемому или изображаемому содержанию. Поэты пользуются ассонансом в зависимости от потребностей смыслового звучания стиха, для «озвучания» описываемых ими явлений или событий.

Примеры ассонанса:

Изобразительно-выразительные средства лексики

ЭПИТЕТ – изобразительно-выразительное средство лексики; образное или экспрессивное слово (сочетание слов) в синтаксической функции определения, обстоятельства или приложения: изумрудная трава, дрожащие листья, белый запах роз, мороз-воевода, гордо реет и т.д.

Виды эпитетов:

Важно! Не следует смешивать эпитет и логическое (обыкновенное) определение. Логическое определение указывает на признак предмета, который выделяет объект из ряда других (лисья шуба, круглый стол), а при помощи эпитета автор передает свое отношение к увиденному, подчеркивает определенный признак предмета/явления, воздействует на читателя (лучезарная улыбка, суровый взгляд). Сравните: каменная стена (логическое) / говорил с каменным лицом (эпитет).

ГИПЕРБОЛА – намеренное преувеличение каких-либо свойств, качеств изображаемого предмета, действия или явления (размера, силы, веса, цвета, количества, интенсивности, значения и др.).

Примеры гиперболы:

ЛИТОТА – существенное преуменьшение каких-либо свойств, качеств изображаемого предмета, действия или явления. Литоту часто называют «обратной гиперболой».

Примеры литоты:

МЕТАФОРА – скрытое сравнение, перенесение свойств одного предмета или явления на другой на основании общих признаков. Чаще всего метафора выражена либо двумя существительными («нить дружбы», «море поклонников»), либо сочетанием глагола и существительного («сердце очерствело», «душа закрылась»).

Примеры метафоры:

МЕТОНИМИЯ – замена одного слова другим на основе связи между понятиями или явлениями (тарелку съел; у него бойкое перо; весь дом ушел). Разновидностью метонимии считается синекдоха – название части вместо целого или наоборот (Мы все глядим в Наполеоны.).

Примеры метонимии:

Важно! В отличие от метафоры, основанной на сходстве, в метонимии оба компонента связаны в действительности реальной связью (золото в кармане звенит; читать С. Есенина).

ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ – приписывание качеств, мыслей, эмоций, действий человека неодушевлённым и одушевлённым объектам.

Примеры олицетворения:

СРАВНЕНИЕ – прямое сопоставление одного предмета, явления с другим при наличии каких-либо общих признаков. Часто используются союзы КАК, КАК БЫ, БУДТО, СЛОВНО, ТОЧНО, ЧТО, ЧЕМ или форма творительного падежа.

Примеры сравнения:

Изобразительно-выразительные средства синтаксиса

АНАФОРА – единоначатие, повторение слов(а) в начале конструкций.

Примеры анафоры:

ЭПИФОРА – повторение слов(а), фразы в конце конструкций.

Примеры эпифоры:

АНТИТЕЗА – резкое противопоставление понятий, положений, образов. Часто используются антонимы и противительные союзы А/НО.

Примеры антитезы:

ГРАДАЦИЯ – ступенчатое проявление качества, действия (усиление или ослабление).

Примеры градации:

ИНВЕРСИЯ – нарушение прямого (грамматически правильного) порядка слов в предложении.

Примеры инверсии:

ЛЕКСИЧЕСКИЙ ПОВТОР – повторение одних и тех же слов для подчёркивания деталей или создания экспрессии.

Примеры лексического повтора:

СИНТАКСИЧЕСКИЙ ПАРАЛЛЕЛИЗМ – одинаковое или сходное построение синтаксических конструкций.

Примеры синтаксического параллелизма:

ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ – расчленение единой синтаксической конструкции на части, формально самостоятельные предложения.

Примеры парцелляции:

ВОПРОСНО-ОТВЕТНАЯ ФОРМА ИЗЛОЖЕНИЯ – монологическая речь, по форме представляющая диалог говорящего с самим собой или с читателем.

Примеры вопросно-ответной формы:

РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС – условный вопрос, не предполагающий ответа, а утверждающий или отрицающий что-либо.

Примеры риторического вопроса:

РИТОРИЧЕСКОЕ ВОСКЛИЦАНИЕ – восклицательное предложение, выражающее сильные чувства, эмоциональный накал.

Примеры риторического восклицания:

РИТОРИЧЕСКОЕ ОБРАЩЕНИЕ – обращение условного характера, часто к неодушевлённым предметам или отсутствующим лицам, для привлечения внимания и выражения отношения.

Примеры риторического обращения:

МНОГОСОЮЗИЕ (полисиндетон) – избыточный повтор союзов для подчёркивания единства перечисляемого или придания мелодичности.

Примеры многосоюзия:

БЕССОЮЗИЕ (асиндетон) – намеренное опущение союзов для усиления изображаемого, подчёркивания быстрой смены событий, силы чувства.

Примеры бессоюзия:

Важно! Глубокое понимание и умение определять изобразительно-выразительные средства языка не только помогает успешно справиться с заданием 22, но и обогащает восприятие художественных текстов, развивает языковое чутье и аналитические способности.