Задание 26 ЕГЭ по русскому языку 2023 – 2024. Теория и практика.

Задание 26 ЕГЭ по русскому языку 2024-2025. Теория и практика. Логико-смысловые отношения между предложениями (фрагментами)

Чтобы выполнить 26 задание, необходимо знать средства связи предложений в тексте. Средствами связи предложения служат:

Формулировка задания 26 (ЕГЭ 2025)

Среди предложений 33–41 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи союза и форм(ы) слов(а). Запишите номер(а) этого(-их) предложения(-ий).

Предложения 33-41

Расстреляв все диски, он спокойно подтаскивал к себе ящики с ручными гранатами и, прищурившись, кидал их одну за другой, пока немцы не отступали…

(34) Среди людей часто попадаются храбрецы.

(35) Но только сознательная и страстная любовь к Родине может сделать из храбреца героя.

(36) Ковалёв был истинный герой.

(37) Он страстно, но очень спокойно любил Родину и ненавидел всех её врагов.

(38) Командование неоднократно выдвигало Ковалёва на более высокую должность.

(39) Но каждый раз он просил оставить его наводчиком и не разлучать с орудием.

– (40) Наводчик – это моё настоящее дело, – говорил Ковалёв, – с другими обязанностями я так хорошо не справлюсь, уж вы мне поверьте, за чинами я не гонюсь.

(41) Тогда был наводчиком и теперь до конца войны хочу быть наводчиком.

Проверьте себя:

Алгоритм выполнения задания 26

  1. Внимательно прочитайте задание. Обратите внимание на формулировку: как правило, необходимо найти предложение, связанное с предыдущим, какими-либо средствами связи.
  2. Выберите из названных в задании средств связи то, которое будет легче всего искать, и выпишите номера предложений.
  3. В уже отобранных предложениях найдите (при необходимости) второе средство связи.

Теория для задания 26

Текст обладает определённой структурой, которая выражается во взаимосвязи отдельных предложений и частей текста, поэтому предложения в тексте должны быть связаны, сцеплены между собой. В зависимости от того, какие смысловые отношения между предложения различают параллельную связь предложений и цепную связь.

При параллельной связи предложения сопоставляются или противопоставляются. Для параллельной связи характерен одинаковый порядок слов, члены предложения выражены одинаковыми грамматическими формами, часты повторения первого слова в предложении.

В качестве средств связи могут выступать союзы. Параллельная связь может усиливаться вводными словами и наречиями (места и времени). Пример: Студентом Петровский думал стать биологом или химиком и поступил вначале на биологическое отделение. Но в руки его как-то попала книга великого Н. Е. Жуковского о механике

Цепная связь выражается в структурной соотнесенности двух соседних предложений. Обычно какой-либо член предшествующего предложения в последующем предложении становится подлежащим.

Для цепной связи характерен повтор ключевого слова, замена его синонимом, местоимением. При цепной связи основной способ соединения предложений - повтор. Пример: За садом находился у них большой лес… Он был глух, запущен… В этом лесу обитали дикие коты. Лесных диких котов не должно смешивать…

Однако обычно связь между предложениями осуществляется посредством совокупности цепной и последовательной связей.

Связь между предложениями может осуществляться благодаря лексическим (например, повторы слов, синонимы, антонимы), морфологическим (например, союзы, местоимения и т.д) и синтаксическим (например, использование вводных слов/конструкций) средствам связи.

Лексические средства

Лексический повтор

Лексический повтор – повтор слова в абсолютно одинаковой форме.

Примеры:
1) Жил на селе одинокий старик. Старик был слаб и нуждался в постоянном уходе.
2) Жил на селе одинокий старик. На селе он жил с первого дня своего рождения.

Важно!

Синонимы

Синонимы - слова, полностью или частично совпадающие по значению. (Жадный – скупой, идти – брести, открыть – распахнуть, разговор – болтовня, тушить - гасить и тд.).

Контекстные синонимы

Контекстные синонимы – слова, являющиеся синонимами в определенном контексте.

Антонимы

Антонимы – слова одной и той же части речи, имеющие противоположное значение. (Холодно – жарко, дальний – ближний, дружба – вражда и др.)

Контекстные антонимы

Контекстные антонимы – слова, являющиеся антонимами в пределах одного текста. Вне контекста такие слова не осознаются как противоположные по значению.

Важно!

Морфологические средства связи

СОЧИНИТЕЛЬНЫЕ СОЮЗЫ

Соединительные

и, да (= и), не только, … но и, также, тоже, и…и, ни…ни, как,…так и; сколько..., столько и

Разделительные

или, или…или, либо, либо…либо, то…то, то ли…то ли, не то…не то

Противительные

а, но, да (= но), зато, же, однако, однако же, все же

Градационные

не только…, но и; не то чтобы…а; не столько…сколько

Присоединительные

тоже, также, да и, притом, причем

Пояснительные

а именно, то есть, или (= то есть)

МЕСТОИМЕНИЯ

В качестве средств связи обычно используются личные, указательные и притяжательные местоимения.

Личные: я, ты, он, она, мы, вы они (во всех падежах).

Указательные: тот, этот, это, та, столько, таков, оный, сей, те (во всех падежах).

Притяжательные: мой, твой, наш, ваш, его, ее, их (во всех падежах)

Пример: Он неожиданно вернулся в родное село. Его приезд образовал и испугал мать. Это событие взволновало соседей. Младшая сестра, Женя…молчала. Она не принимала участия в серьезных разговорах, ее в семье еще не считали взрослой.

ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ (ПОРЯДКОВЫЕ И СОБИРАТЕЛЬНЫЕ)

Собирательные числительные - это такие, которые обозначают количество предметов, как их совокупность (Двое, трое, оба, четверо, пятеро, шестеро, семеро)

Порядковые числительные - это числительные, которые называют порядковые номер предмета при их счете. (пятый, десятый) В качестве средств связи такие числительные используются без существительного, которое они определяют в количественном значении.

НАРЕЧИЯ (наречия места и времени, местоименные наречия в различных значениях)

Наречия времени - времени (сегодня, ночью, давно) (когда, как долго, с каких пор, до каких пор) (сейчас, послезавтра, всегда, тогда..)

Наречия места - места (вперед, издали, справа) (где, куда, откуда) (вдалеке, здесь, куда-то..)

Местоименные наречия в разных значениях (поэтому, там, туда, здесь, оттуда, оттого, потому, затем, тут, тогда)

Видо-временные формы глагола в качестве средства связи в задании 26 не рассматриваются!

Синтаксические средства

Вводные слова указывают на порядок изложения, обобщают сказанное. Вводные слова помогают логически организовать речь (во-первых, во-вторых, итак и др.) или выразить другие модальные значения (вывод, уточнение, дополнительное замечание и др)

Группы вводных слов по значению:

Синтаксический параллелизм, анафора, эпифора в качестве средств связи в задании 26 не рассматриваются!

Трудные случаи. Особенности выполнения задания 26

Ошибки при выполнении задания 26:

Наиболее частотными ошибками при выполнении задания 26 являются:

Задание 26 ЕГЭ: ПРАКТИКА

Закрепите теорию на практике! Попробуйте решить несколько вариантов задания 26.