Задание 27 ЕГЭ по русскому языку — это сочинение-рассуждение по прочитанному тексту. В 2025 году в формулировку задания и критерии оценивания внесены изменения. Рассмотрим их подробнее.
Напишите сочинение-рассуждение по проблеме, поставленной в исходном тексте: «Почему первое впечатление о человеке может быть обманчивым?». (Проблема будет варьироваться в зависимости от текста.)
Сформулируйте позицию автора (рассказчика) по указанной проблеме.
Прокомментируйте, как в тексте раскрывается эта позиция. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, важные для понимания позиции автора (рассказчика), и поясните их. Укажите и поясните смысловую связь между приведёнными примерами-иллюстрациями.
Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста. Включите в обоснование пример-аргумент, опираясь на читательский, историко-культурный или жизненный опыт. (Не учитываются примеры-аргументы, источниками которых являются комикс, аниме, манга, фанфик, графический роман, компьютерная игра и другие подобные виды представления информации.)
Объём сочинения – не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, такая работа оценивается 0 баллов.
Сочинение пишите аккуратно и разборчиво, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
Авторская позиция — это ответ на проблемный вопрос, решение, которое предлагает автор. В публицистических текстах она часто выражена прямо. В художественных — её нужно выявлять через анализ поведения героев, их характеристик, описаний.
Комментарий показывает умение анализировать текст. Нужно найти два важных фрагмента, пояснить их и установить смысловую связь между ними, объяснив её роль. Простой пересказ или цитирование больших фрагментов не засчитываются.
Важно: Если пример-иллюстрация не пояснён, он не засчитывается. Фактические ошибки в комментарии учитываются по К4.
Недостаточно просто заявить «Я согласен/не согласен». Нужно сформулировать собственный тезис, развить мысль автора или поспорить с ней, и подкрепить это примером-аргументом. Запрещены примеры из комиксов, аниме, манги, фанфиков, игр и т.п.
Это соответствие излагаемых фактов действительности. Ошибки возникают при искажении историко-литературных фактов, имён, дат, событий, цитат, неверной интерпретации текста. Одна или более фактическая ошибка приводит к 0 баллов по этому критерию.
Оценивается отсутствие логических ошибок: нарушение причинно-следственных связей, «логический скачок», неоправданный повтор мысли, несопоставимые понятия и т.д. Максимум 2 балла можно получить при отсутствии ошибок.
Речь должна быть уважительной, вежливой, терпимой. Недопустимы унижение, оскорбления, грубость, речевая агрессия. Балл снижается за использование примеров экстремистских материалов, описание социально неприемлемого поведения, высказывания, нарушающие законодательство РФ (пропаганда фашизма, нетрадиционных ценностей и т.д.), нецензурную брань, неуместное использование иностранных слов.
Орфографическая ошибка – неправильное написание слова. Каждая ошибка оценивается отдельно. Негрубые ошибки (в исключениях, сложных случаях НЕ/НИ и др.) в 2024 году не учитывались. Повторяющаяся ошибка – ошибка в одной и той же словоформе. Есть список ошибок, не влияющих на оценку (в переносе слов, в некоторых иноязычных словах и т.д.).
Негрубые орфографические ошибки (в 2024 не учитывались):
Графические ошибки (описки): Одиночные не учитываются, но если их более 5 на 100 слов, работа может быть признана безграмотной.
Пунктуационная ошибка – отсутствие нужного знака, лишний знак или неверная замена знака. Есть список ошибок, которые исправляются, но не учитываются (тире в неполном предложении, некоторые случаи обособления и др.). Негрубые пунктуационные ошибки (замена одного знака другим, пропуск одного из сочетающихся знаков) в 2024 году не учитывались. Повторяющихся пунктуационных ошибок не бывает.
Грамматическая ошибка – ошибка в структуре слова, словосочетания или предложения (словообразовательная, морфологическая, синтаксическая). Примеры: подскользнуться (вместо поскользнуться), без комментарий (вместо без комментариев), Покатавшись на катке, болят ноги.
Типичные грамматические ошибки:
Речевая ошибка – ошибка в использовании слова, нарушение лексических норм. Примеры: Штольц – один из главных героев одноименного романа Гончарова «Обломов» (слово "одноименный" здесь лишнее).
Основные виды речевых ошибок:
| Тип речевой ошибки | Примеры |
|---|---|
| Употребление слова в несвойственном ему значении | Он упал навзничь и уткнулся лицом в землю. |
| Смешение паронимов | Были приняты эффектные меры. (вместо эффективные) |
| Нарушение лексической сочетаемости | Автор увеличивает (вместо усиливает) впечатление. |
| Неправильное употребление фразеологизмов | Довёл собеседника до белого колена. (вместо каления) |
| Неоправданное употребление диалектизмов, жаргонизмов, просторечий | Таким людям всегда удаётся объегорить других. |
| Логико-речевые ошибки (часто связаны с алогизмами) | В планетарном, локальном масштабе это событие ничего не значит. |
| Тавтология (употребление однокоренных слов) | В этом рассказе рассказывается о реальных событиях. |
| Плеоназм (речевая избыточность) | Молодой юноша, очень прекрасный. |
| Речевая недостаточность (пропуск необходимого слова) | Привлечь <...> читателей к данной проблеме. |
| Не устранённая контекстом двусмысленность | Писатель анализирует поступок героя. Ему кажется… (Кому? Писателю или герою?) |
| Канцеляризмы, речевые штампы | Отец вынес выговор сыну. |
| Неуместное употребление лексики разных стилей или эпох | Акакий Акакиевич был мелким клерком. (клерк - анахронизм) |
Понимание типов речевых ошибок, таких как плеоназмы, важно для написания грамотного сочинения. Словарь плеоназмов см. в приложении.
| № | Критерии оценивания ответа на задание 27 | Баллы |
|---|---|---|
| I. СОДЕРЖАНИЕ СОЧИНЕНИЯ | ||
| К1 | Отражение позиции автора (рассказчика) по указанной проблеме исходного текста Позиция автора (рассказчика) по указанной проблеме исходного текста сформулирована верно |
1 |
| Позиция автора (рассказчика) по указанной проблеме исходного текста не сформулирована или сформулирована неверно. Указание к оцениванию. Если экзаменуемый не сформулировал или сформулировал неверно позицию автора (рассказчика) по указанной проблеме исходного текста, то такая работа по критериям К2 и К3 оценивается 0 баллов |
0 | |
| К2 | Комментарий к позиции автора (рассказчика) по указанной проблеме исходного текста Позиция автора (рассказчика) по указанной проблеме исходного текста прокомментирована с опорой на исходный текст. Приведено 2 примера-иллюстрации из прочитанного текста, важных для понимания позиции автора (рассказчика) по указанной проблеме исходного текста. Дано пояснение к каждому из примеров-иллюстраций. Указана смысловая связь между приведёнными примерами- иллюстрациями. Дано пояснение к ней. |
3 |
| Позиция автора (рассказчика) по указанной проблеме исходного текста прокомментирована с опорой на исходный текст. Приведено 2 примера-иллюстрации из прочитанного текста... Дано пояснение к каждому... Смысловая связь между приведёнными примерами-иллюстрациями не указана, или не дано её пояснение, или дано неверное пояснение. |
2 | |
| Позиция автора (рассказчика) по указанной проблеме исходного текста прокомментирована с опорой на исходный текст. Приведён 1 пример-иллюстрация... Дано пояснение к этому примеру-иллюстрации. |
1 | |
| Приведён 1 пример-иллюстрация..., но пояснение к нему отсутствует. ИЛИ Ни одного примера-иллюстрации... не приведено. ИЛИ Позиция... прокомментирована без опоры на исходный текст. ИЛИ Вместо комментария дан простой пересказ... ИЛИ Вместо комментария процитирован большой фрагмент... ИЛИ Позиция... не прокомментирована. Указания к оцениванию: 1. Если... привёл пример-иллюстрацию, но не пояснил его, то такой пример-иллюстрация не засчитывается. 2. Если... допустил фактическую ошибку, то данная ошибка учитывается при оценивании работы по критерию «Фактическая точность речи» (К4). |
0 | |
| К3 | Собственное отношение к позиции автора (рассказчика) по указанной проблеме исходного текста Собственное отношение... сформулировано и обосновано. Приведён пример-аргумент. |
2 |
| Собственное отношение... сформулировано и обосновано. Пример-аргумент не приведён. ИЛИ Приведён пример-аргумент, но собственное отношение... заявлено формально (например, «Я согласен / не согласен с автором»). |
1 | |
| Собственное отношение... заявлено лишь формально... ИЛИ Собственное отношение... не сформулировано и не обосновано. Пример-аргумент не приведён. ИЛИ Формулировка и (или) обоснование... не соответствуют указанной проблеме исходного текста. Указания к оцениванию: 1. Источником для примера-аргумента служит читательский, историко-культурный или жизненный опыт. 2. Не принимаются... комикс, аниме, манга, фанфик, графический роман, компьютерная игра. |
0 | |
| II. РЕЧЕВОЕ ОФОРМЛЕНИЕ СОЧИНЕНИЯ | ||
| К4 | Фактическая точность речи Фактические ошибки отсутствуют |
1 |
| Допущена одна фактическая ошибка или более | 0 | |
| К5 | Логичность речи Логические ошибки отсутствуют |
2 |
| Допущена одна логическая ошибка | 1 | |
| Допущено две логические ошибки и более | 0 | |
| К6 | Соблюдение этических норм Этические ошибки отсутствуют |
1 |
| В работе приводятся примеры экстремистских и/или иных запрещённых... материалов / социально неприемлемого поведения людей / имеются высказывания, нарушающие законодательство Российской Федерации... | 0 | |
| III. ГРАМОТНОСТЬ СОЧИНЕНИЯ | ||
| К7 | Соблюдение орфографических норм Орфографических ошибок нет |
3 |
| Допущены одна-две ошибки | 2 | |
| Допущены три-четыре ошибки | 1 | |
| Допущено пять ошибок или более | 0 | |
| К8 | Соблюдение пунктуационных норм Пунктуационных ошибок нет |
3 |
| Допущены одна–две ошибки | 2 | |
| Допущены три-четыре ошибки | 1 | |
| Допущено пять ошибок или более | 0 | |
| К9 | Соблюдение грамматических норм Грамматических ошибок нет |
3 |
| Допущены одна-две ошибки | 2 | |
| Допущены три-четыре ошибки | 1 | |
| Допущено пять ошибок или более | 0 | |
| К10 | Соблюдение речевых норм Речевых ошибок нет |
3 |
| Допущены одна-две ошибки | 2 | |
| Допущены три-четыре ошибки | 1 | |
| Допущено пять ошибок или более | 0 | |
| Максимальное количество баллов за выполнение задания 27 (К1–К10) | 22 | |
Примечание: * Для формулировки авторской позиции экзаменуемым может быть использована лексика, отличающаяся от той, которая представлена в таблице. Авторская позиция может быть также процитирована по исходному тексту или указана с помощью ссылок на номера предложений в тексте.
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
Некоторые компоненты, используемые в производстве косметики, способны создать аллергическую реакцию.
(Примечание: это пример задания 6, демонстрирующий важность лексических норм, которые также оцениваются в сочинении по критерию К10)
Плеоназм — это речевая избыточность, употребление в речи близких по смыслу и потому логически излишних слов. Избегание плеоназмов улучшает качество речи.
Закрепите теорию на практике! Попробуйте решить несколько вариантов задания 27.