Задание 3 ЕГЭ по русскому языку посвящено стилистическому анализу текстов различных функциональных разновидностей языка. Чтобы выполнить данное задание, необходимо уметь:
Прочитайте текст и выполните задания 1–3.
Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики текста. Запишите номера ответов.
Проверьте себя:
С 2025 г. задание будет иметь следующую структуру:
НАУЧНЫЙ СТИЛЬ – стиль, обеспечивающий получение и сохранение научных знаний.
Основная сфера использования/употребления: прежде всего сама наука, сфера научной деятельности, обучения и просвещения.
Цели и функции: сообщить новую научную информацию, доказать ее истинность, закрепить и передать научные знания людям, стремящимся получить образование, по возможности полно и точно объяснить факты окружающей нас действительности, показать причинно-следственные связи между явлениями, выявить закономерности исторического развития и т.д. информировать ученых, специалистов и неспециалистов о достижениях научных исследований, популяризация научных знаний.
Адресат: ученые, будущие специалисты, ученики; любой человек, интересующийся наукой.
Автор: ученые и специалисты в своей области.
Форма речи: научный стиль относится к письменно-книжному типу речи, хотя может проявляться и в устной форме в виде докладов, лекций и пр. Устная форма является здесь вторичной, потому что для научной речи характерна предварительная продуманность, подготовленность и тщательность ее оформления.
Вид речи: преимущественно монологический характер.
Общестилевые черты: научная тематика, информативность, максимальная точность (однозначность) фактов, строгая логичность, доказательность (аргументированность) выносимых положений, обобщённо-отвлечённый характер информации, отсутствие образности, эмоциональность.
Лексические особенности:
классификация, гипотенуза, валентность, вакуоль, рентген, магнитная буря, коэффициент полезного действия);протяжённость, горение, понимание, деятельность, романтизм);носить характер, получить значение);Словообразовательные особенности: наличие в словах иноязычных словообразовательных элементов (корней, суффиксов, приставок), суффиксов, придающих отвлечённое значение (-е-ни(j’), -а-ни(j’), -ци(j’), -ость, -изм); использование сложных и сложносокращённых слов.
Морфологические особенности:
название, покрытие, влажность, монетизация), чаще всего в форме именительного и родительного падежей;в течение, в результате, за счёт, в связи, в отличие от, в то время как, вследствие того что);человек, растение, почва);масла, сопротивления);Синтаксические особенности:
во-первых, во-вторых, наконец, по-видимому, вероятно, как утверждает, итак, так, таким образом, кроме того);нами проанализировано, изучается явление);Текстовые особенности: повторяемость ключевых слов.
Подстили: собственно научный, информационно-справочный, научно-учебный, научно-популярный. В научно-учебных и научно-популярных подстилях допускается использование некоторых (отдельных) языковых средств, характерных для разговорной речи и публицистики, в том числе средств языковой выразительности (метафор, сравнений, риторических вопросов, риторических восклицаний, парцелляции.
Жанры: научная статья, отзыв, рецензия, аннотация, реферат, монография, диссертация, учебник, учебное пособие, словарь, энциклопедия, справочник (письменные жанры); научный доклад, лекция, научное выступление (устные жанры).
Официально-деловой стиль – это стиль официального документального общения государства с государством, государства с гражданином и граждан между собой.
Основные сферы использования: право (законодательство, делопроизводство, административно-правовая деятельность).
Этот стиль обслуживает сферу отношений, возникающих между государственными органами, между организациями или внутри них, между организациями и частными лицами в процессе производственной, хозяйственной и юридической деятельности. Т.е. официально-деловой стиль удовлетворяет потребность общества в документальном оформлении разных актов государственной, общественной, политической, экономической жизни, деловых отношений между государством и организациями, а также между членами общества в официальной коммуникации.
Цели и функции: информационная, предписывающая (предписания государства, органа, уполномоченного лица), констатирующая (констатация положения дел, состояния), регулирующая (отношения в обществе, действия и поведения людей, а также функционирование объединений и государственных органов), регламентирующая.
Адресат: государство, граждане государства, учреждения, служащие и др.
Автор: юрист, правовед, дипломат и просто гражданин.
Форма речи: основная форма – письменная, что связано с необходимостью документировать информацию, придавая ей правовую значимость с помощью особого построения служебных документов.
Вид речи: преимущественно монолог.
Общестилевые черты: предельная информативная направленность, точность, стандартизированность, отсутствие эмоциональности и оценочности в любом качестве.
Лексические особенности:
истец, ответчик, полномочия, надбавка);нижеследующий = помещаемый далее; данный, настоящий = этот; препровождать = отправлять, передавать; надлежащий = такой, какой следует, нужный, соответствующий);установленный контроль, согласно распоряжению, по истечении срока, в порядке исключения, ставим вам в известность, доводим до Вашего сведения, принимая во внимание);Словообразовательные особенности: включение в текст сложносокращённых слов, в частности аббревиатур.
Морфологические особенности:
предписание, выполнение), собирательных имён существительных (граждане, выборы);ввиду того что, в связи с тем что), устойчивых сочетаний (на случай, если; с тем условием, что; тот факт, что);установите, выполните), конструкций с инфинитивом (необходимо отчитаться, должен проинформировать, поставить в известность);обязан, должен);в целях, в силу, вследствие, на предмет, за неимением);директор, редактор);Вы, Ваш).Синтаксические особенности:
Жанры: законы, приказы, инструкции, объявления, деловые бумаги.
Разговорная речь – это неофициальная речь в условиях непосредственного общения, заранее неподготовленная, диалогическая. Обычно выражается в устной форме.
Устная речь – неподготовленная диалогическая речь в условиях свободного общения ее участников.
Сфера использования: беседа со знакомыми людьми в неофициальной обстановке.
Цели и функции: общение, обмен впечатлениями, информацией.
Форма речи: разговорный стиль находит свое выражение как в письменной форме (реплики персонажей в пьесах, записи в дневниках, тексты писем на обиходные темы), так и в устной (чаще в устной).
Общестилевые черты: непринуждённость, неподготовленность (автоматизм), преобладающая устная форма общения, сопровождение речи жестами, мимикой, телодвижениями, простота речи, краткость (экономия языковых средств), конкретность, эмоциональность, образность.
Орфоэпические особенности: менее отчётливое произношение (щас, здрасьте), что связано с убыстрённым темпом речи; использование ударений, не совпадающих с употребляемыми в книжной речи.
Лексические особенности:
картошка, книжка, доченька, малыш, длиннющий, шлёпнуться, кот наплакал, сломя голову);Словообразовательные особенности: суффиксы субъективной оценки ( уменьшительно-ласкательные, с разговорной окраской: -яг(а) (деляга); -ш(а) (докторша)); приставки, имеющие субъективную оценку (препротивный, разнесчастный); производные глаголы на -ничать (жульничать, столярничать).
Морфологические особенности:
прыг, скок);в отпуску, в дому);договора, сектора);много апельсин, помидор);мам, Петь);видать, слыхать).Синтаксические особенности:
Текстовые особенности: поощряются высказывания с повторами, активно используется ситуативная (контекстная) синонимия.
Жанры: дружеская беседа, частный разговор, бытовой рассказ, спор, записки, частные письма.
Публицистический стиль – один из функциональных стилей, обслуживающий широкую область общественных отношений: политических, экономических, культурных, спортивных и др.; он используется в политической литературе, его представляют средства массовой информации (СМИ) — газеты, журналы, радио, телевидение, документальное кино.
Сфера: политико-идеологические, общественные и культурные отношения (политика, идеология, философия, экономика, культура, спорт, повседневный быт, текущие события и др.).
Автор: конкретная личность, журналист, писатель, общественный деятель.
Адресат: информация предназначена для широких слоев общества.
Цели и функции: воздействие на общественное сознание, информирование (сообщение новостей), оценка фактов и событий.
Взаимодействие этих двух функций проявляется в том, что публицистические тексты содержат, во-первых, объективную информацию, во-вторых, эмоционально-экспрессивную интерпретацию этой информации, позволяющую воздействовать на читателя или слушателя.
Форма речи: публицистический стиль имеет письменную (газеты и журналы) и устную форму (радио и телевидение). Основой является письменная речь.
Общестилевые черты: злободневность тематики, документальная точность (говорится о реальных, а не вымышленных лицах, событиях), логичность, открытая оценочность и эмоциональность, призывность, позиция автора выражается прямо и непосредственно, сочетание экспрессивности и стандартизированности.
Лексические особенности:
сыны, Отечество, держава; шумиха, пустить утку, разборка, фанат, беспредел);экология, агроэкология, гидроэкология);депутат, власть, патриот, парламент, консерватизм, миротворческий);коридоры власти, урегулирование конфликта);культура, ценности, нация);дистрибьютор, инвестиция, инаугурация, киллер, крупье, рейтинг);Словообразовательные особенности: использование оценочных суффиксов (величайший, заметнейший), интернациональных корней, приставок и суффиксов (архисложный, безыдейный).
Морфологические особенности:
взаимодействие, вклад, утраты);важнейший, наиболее значимый);берегите, отстаивайте);голос общественности, позиция русского зарубежья);увы, браво, пусть, да здравствует).Синтаксические особенности:
Текстовые особенности: повторы слов.
Подстили: собственно публицистический и художественно-публицистический.
Жанры: статья, очерк (в том числе портретный очерк, проблемный очерк), эссе, репортаж, фельетон, интервью, ораторская речь, выступление на собрании.
Язык художественной литературы отличается разноплановостью, стилистическим многоцветием. В художественную речь легко проникают элементы других стилей, если они необходимы для реализации определённых целей и задач. Так, для воссоздания исторической эпохи писатели используют историзмы (или архаизмы), для описания жизни людей какой-либо местности – диалектизмы и т.д.
Основная сфера использования/употребления: литература, литературное художественное творчество, творческая сфера.
Цели и функции: эстетическая функция (эстетическое воздействие и воспитание и развитие) (форма выражения не менее важна, чем содержание), функция воздействия, коммуникативная.
Автор: писатель, поэт.
Форма речи: преимущественно письменная.
Общестилевые черты: художественная образность и эмоциональность, скрытая оценочность (позиция автора, как правило, выражается не прямо, а в подтексте).
Лексические особенности:
Текстовые особенности: изменение, приращение смысла слова в тексте (языковые единицы используются как средство образного представления действительности).
Подстили (роды художественной литературы): эпос, лирика, драма.
Жанры: роман, повесть, рассказ, поэма, стихотворение.
«отглагольные существительные». Узкое понимание (оно более привычное, традиционное) заключается в том, что под отглагольными именами существительными подразумеваются только имена существительные, непосредственно образованные от глаголов: решение, выход и др.Закрепите теорию на практике! Попробуйте решить несколько вариантов задания 3.