Задание 3 ЕГЭ по русскому языку 2025: Стилистический анализ текста

Задание 3 ЕГЭ по русскому языку посвящено стилистическому анализу текстов различных функциональных разновидностей языка. Чтобы выполнить данное задание, необходимо уметь:

Формулировка задания 3 (ЕГЭ 2024-2025)

Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

После встречи в поезде с художником я приехал в Ленинград. Снова открылись передо мной торжественные ансамбли его площадей и пропорциональных зданий.
Я подолгу всматривался в них, стараясь разгадать их архитектурную тайну. Она заключалась в том, что [...] здания производили впечатление величия, на самом же деле они были невелики. Одна из самых замечательных построек – здание Главного штаба, вытянутое плавной дугой против Зимнего дворца, – по своей высоте не превышает четырёхэтажного дома. А между тем оно гораздо величественнее любого современного высотного дома.
Разгадка была простая. Величественность зданий зависела от их соразмерности, гармонических пропорций и от небольшого числа украшений: оконных наличников, барельефов.
Всматриваясь в эти здания, понимаешь, что хороший вкус – это прежде всего чувство меры.
Я уверен, что эти же законы соразмерности частей, отсутствия всего лишнего, простоты, при которой видна и доставляет истинное наслаждение каждая линия, – всё это имеет некоторое отношение и к прозе.
Писатель, полюбивший совершенство классических архитектурных форм, не допустит в своей прозе тяжеловесной и неуклюжей композиции. Он будет добиваться соразмерности частей и строгости словесного рисунка.
Композиция прозаической вещи должна быть доведена до такого состояния, чтобы нельзя было ничего выбросить и ничего прибавить без того, чтобы не нарушились смысл повествования и закономерное течение событий. (По К.Г. Паустовскому)

Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики текста. Запишите номера ответов.

  1. Текст написан в научном стиле; цель автора – сообщить научные сведения о важнейших архитектурных особенностях здания Главного штаба.
  2. Лексика, употребляемая автором, стилистически однородна: в тексте отсутствуют эмоционально-оценочные слова и слова в переносном значении, при этом используются математические термины (дугой, пропорций, линия и др.).
  3. С помощью эпитетов ( « тяжеловесной и неуклюжей композиции » ) автор показывает, чего следует избегать в прозаическом произведении.
  4. Выразительность текста обеспечивается в том числе синтаксическими средствами, среди которых ряды однородных членов предложения (величественность зданий зависела от их соразмерности, гармонических пропорций и от небольшого числа украшений; он будет добиваться соразмерности частей и строгости словесного рисунка; чтобы не нарушились смысл повествования и закономерное течение событий).
  5. Передавая своё представление о композиции прозаического произведения, автор не только сравнивает прозу с архитектурой, но и восхищается совершенством классических архитектурных форм.

Проверьте себя:

Теория для задания 3 ЕГЭ по русскому языку (функциональные стили речи)

С 2025 г. задание будет иметь следующую структуру:

  1. Стиль текста, цель автора (необходимо проанализировать содержание микротекста; частично пересекается с 23 заданием)
  2. Жанр текста, его композиция, тип речи, логико-смысловые отношения в тексте (частично пересекается с 24 заданием)
  3. Лексические особенности текста (частично пересекается с 25 заданием)
  4. Морфологические и/или синтаксические особенности текста (частично пересекается с 22 заданием).
  5. Изобразительно-выразительные средства текста, их функция (частично пересекается с 22 заданием).

Научный стиль

НАУЧНЫЙ СТИЛЬ – стиль, обеспечивающий получение и сохранение научных знаний.

Основная сфера использования/употребления: прежде всего сама наука, сфера научной деятельности, обучения и просвещения.

Цели и функции: сообщить новую научную информацию, доказать ее истинность, закрепить и передать научные знания людям, стремящимся получить образование, по возможности полно и точно объяснить факты окружающей нас действительности, показать причинно-следственные связи между явлениями, выявить закономерности исторического развития и т.д. информировать ученых, специалистов и неспециалистов о достижениях научных исследований, популяризация научных знаний.

Адресат: ученые, будущие специалисты, ученики; любой человек, интересующийся наукой.

Автор: ученые и специалисты в своей области.

Форма речи: научный стиль относится к письменно-книжному типу речи, хотя может проявляться и в устной форме в виде докладов, лекций и пр. Устная форма является здесь вторичной, потому что для научной речи характерна предварительная продуманность, подготовленность и тщательность ее оформления.

Вид речи: преимущественно монологический характер.

Общестилевые черты: научная тематика, информативность, максимальная точность (однозначность) фактов, строгая логичность, доказательность (аргументированность) выносимых положений, обобщённо-отвлечённый характер информации, отсутствие образности, эмоциональность.

Лексические особенности:

Словообразовательные особенности: наличие в словах иноязычных словообразовательных элементов (корней, суффиксов, приставок), суффиксов, придающих отвлечённое значение (-е-ни(j’), -а-ни(j’), -ци(j’), -ость, -изм); использование сложных и сложносокращённых слов.

Морфологические особенности:

Синтаксические особенности:

Текстовые особенности: повторяемость ключевых слов.

Подстили: собственно научный, информационно-справочный, научно-учебный, научно-популярный. В научно-учебных и научно-популярных подстилях допускается использование некоторых (отдельных) языковых средств, характерных для разговорной речи и публицистики, в том числе средств языковой выразительности (метафор, сравнений, риторических вопросов, риторических восклицаний, парцелляции.

Жанры: научная статья, отзыв, рецензия, аннотация, реферат, монография, диссертация, учебник, учебное пособие, словарь, энциклопедия, справочник (письменные жанры); научный доклад, лекция, научное выступление (устные жанры).

Официально-деловой стиль

Официально-деловой стиль – это стиль официального документального общения государства с государством, государства с гражданином и граждан между собой.

Основные сферы использования: право (законодательство, делопроизводство, административно-правовая деятельность).

Этот стиль обслуживает сферу отношений, возникающих между государственными органами, между организациями или внутри них, между организациями и частными лицами в процессе производственной, хозяйственной и юридической деятельности. Т.е. официально-деловой стиль удовлетворяет потребность общества в документальном оформлении разных актов государственной, общественной, политической, экономической жизни, деловых отношений между государством и организациями, а также между членами общества в официальной коммуникации.

Цели и функции: информационная, предписывающая (предписания государства, органа, уполномоченного лица), констатирующая (констатация положения дел, состояния), регулирующая (отношения в обществе, действия и поведения людей, а также функционирование объединений и государственных органов), регламентирующая.

Адресат: государство, граждане государства, учреждения, служащие и др.

Автор: юрист, правовед, дипломат и просто гражданин.

Форма речи: основная форма – письменная, что связано с необходимостью документировать информацию, придавая ей правовую значимость с помощью особого построения служебных документов.

Вид речи: преимущественно монолог.

Общестилевые черты: предельная информативная направленность, точность, стандартизированность, отсутствие эмоциональности и оценочности в любом качестве.

Лексические особенности:

Словообразовательные особенности: включение в текст сложносокращённых слов, в частности аббревиатур.

Морфологические особенности:

Синтаксические особенности:

Жанры: законы, приказы, инструкции, объявления, деловые бумаги.

Разговорная речь

Разговорная речь – это неофициальная речь в условиях непосредственного общения, заранее неподготовленная, диалогическая. Обычно выражается в устной форме.

Устная речь – неподготовленная диалогическая речь в условиях свободного общения ее участников.

Сфера использования: беседа со знакомыми людьми в неофициальной обстановке.

Цели и функции: общение, обмен впечатлениями, информацией.

Форма речи: разговорный стиль находит свое выражение как в письменной форме (реплики персонажей в пьесах, записи в дневниках, тексты писем на обиходные темы), так и в устной (чаще в устной).

Общестилевые черты: непринуждённость, неподготовленность (автоматизм), преобладающая устная форма общения, сопровождение речи жестами, мимикой, телодвижениями, простота речи, краткость (экономия языковых средств), конкретность, эмоциональность, образность.

Орфоэпические особенности: менее отчётливое произношение (щас, здрасьте), что связано с убыстрённым темпом речи; использование ударений, не совпадающих с употребляемыми в книжной речи.

Лексические особенности:

Словообразовательные особенности: суффиксы субъективной оценки ( уменьшительно-ласкательные, с разговорной окраской: -яг(а) (деляга); -ш(а) (докторша)); приставки, имеющие субъективную оценку (препротивный, разнесчастный); производные глаголы на -ничать (жульничать, столярничать).

Морфологические особенности:

Синтаксические особенности:

Текстовые особенности: поощряются высказывания с повторами, активно используется ситуативная (контекстная) синонимия.

Жанры: дружеская беседа, частный разговор, бытовой рассказ, спор, записки, частные письма.

Публицистический стиль

Публицистический стиль – один из функциональных стилей, обслуживающий широкую область общественных отношений: политических, экономических, культурных, спортивных и др.; он используется в политической литературе, его представляют средства массовой информации (СМИ) — газеты, журналы, радио, телевидение, документальное кино.

Сфера: политико-идеологические, общественные и культурные отношения (политика, идеология, философия, экономика, культура, спорт, повседневный быт, текущие события и др.).

Автор: конкретная личность, журналист, писатель, общественный деятель.

Адресат: информация предназначена для широких слоев общества.

Цели и функции: воздействие на общественное сознание, информирование (сообщение новостей), оценка фактов и событий.

Взаимодействие этих двух функций проявляется в том, что публицистические тексты содержат, во-первых, объективную информацию, во-вторых, эмоционально-экспрессивную интерпретацию этой информации, позволяющую воздействовать на читателя или слушателя.

Форма речи: публицистический стиль имеет письменную (газеты и журналы) и устную форму (радио и телевидение). Основой является письменная речь.

Общестилевые черты: злободневность тематики, документальная точность (говорится о реальных, а не вымышленных лицах, событиях), логичность, открытая оценочность и эмоциональность, призывность, позиция автора выражается прямо и непосредственно, сочетание экспрессивности и стандартизированности.

Лексические особенности:

Словообразовательные особенности: использование оценочных суффиксов (величайший, заметнейший), интернациональных корней, приставок и суффиксов (архисложный, безыдейный).

Морфологические особенности:

Синтаксические особенности:

Текстовые особенности: повторы слов.

Подстили: собственно публицистический и художественно-публицистический.

Жанры: статья, очерк (в том числе портретный очерк, проблемный очерк), эссе, репортаж, фельетон, интервью, ораторская речь, выступление на собрании.

Язык художественной литературы

Язык художественной литературы отличается разноплановостью, стилистическим многоцветием. В художественную речь легко проникают элементы других стилей, если они необходимы для реализации определённых целей и задач. Так, для воссоздания исторической эпохи писатели используют историзмы (или архаизмы), для описания жизни людей какой-либо местности – диалектизмы и т.д.

Основная сфера использования/употребления: литература, литературное художественное творчество, творческая сфера.

Цели и функции: эстетическая функция (эстетическое воздействие и воспитание и развитие) (форма выражения не менее важна, чем содержание), функция воздействия, коммуникативная.

Автор: писатель, поэт.

Форма речи: преимущественно письменная.

Общестилевые черты: художественная образность и эмоциональность, скрытая оценочность (позиция автора, как правило, выражается не прямо, а в подтексте).

Лексические особенности:

Текстовые особенности: изменение, приращение смысла слова в тексте (языковые единицы используются как средство образного представления действительности).

Подстили (роды художественной литературы): эпос, лирика, драма.

Жанры: роман, повесть, рассказ, поэма, стихотворение.

Особенности выполнения задания 3 (комментарий от ФИПИ)

  1. При выполнении задания 3 ЕГЭ по русскому языку форма числа употребляемых в утверждениях слов не является определяющей при выборе правильного ответа. Важны содержание утверждений, а также соответствие приводимых примеров выдвигаемым тезисам.
    Например: Выразительность текста обеспечивается синтаксическими средствами и приёмами, среди которых – ряды однородных членов предложения, инверсия, вводные слова; Обобщённо-абстрактный характер речи автора обуславливает употребление следующих типов синтаксических конструкций: неопределённо-личных и безличных предложений, а также вставной конструкции.
  2. Само наличие примеров в микротексте не подвергается сомнению. Однако представленные примеры могут не соответствовать заявленному в утверждении тезису. В таком случае данное утверждение не является правильным ответом.
  3. По отдельным предложениям микротекста нельзя определять его стилевую принадлежность. Необходимо восприятие микротекста целиком, понимание его адресата, намерений автора и т. д. Именно это помогает чётко разграничить, например, научный и публицистический стиль. Граница между этими стилями часто не представляется фиксированной. В реальной речевой практике встречаются тексты, имеющие признаки и того, и другого стиля. Однако в рамках ЕГЭ по русскому языку отбираются тексты с более ярко выраженными стилевыми признаками.
  4. Отглагольные имена существительные – это имена существительные, обозначающие опредмеченное действие (состояние, процесс), то есть представляющие его в отвлечённом смысле. Есть широкое и узкое понимание термина «отглагольные существительные». Узкое понимание (оно более привычное, традиционное) заключается в том, что под отглагольными именами существительными подразумеваются только имена существительные, непосредственно образованные от глаголов: решение, выход и др.

Задание 3 ЕГЭ: ПРАКТИКА

Закрепите теорию на практике! Попробуйте решить несколько вариантов задания 3.