Задание 5 ЕГЭ по русскому языку 2025. Лексические нормы

Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним.

Чтобы решить 5 задание ЕГЭ, необходимо:

↑ Формулировка задания 5 (ЕГЭ 2025)

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Проверьте себя:

Обратите внимание! Часть контекстов у паронимов может совпадать, что не противоречит условиям задания 5 ЕГЭ – поиску неправильно употреблённого паронима и его замене. Напоминаем, что в задании 5 в качестве правильного ответа служит только такой пароним, который не является взаимозаменяемым по отношению к другому парониму в паронимической паре (группе). Конечная цель выполнения задания 5 – исправление неправильного на правильное.

↑ Алгоритм выполнения задания 5 ЕГЭ по русскому языку

  1. Внимательно прочитайте варианты ответов.
  2. Определите тип паронима: приставочный, суффиксальный или корневой.
  3. Подберите к каждому парониму его пару (или несколько слов).
  4. Определите значение паронима. Это можно сделать, выучив все значения слов из словарика паронимов ЕГЭ: Словарь паронимов со значениями от РУСТЬЮТОРС (прим.: ссылка-заглушка)
  5. Также важно выделить суффиксы и приставки и определить их значение.
  6. При выборе схожих по звучанию слов важно учитывать их смысловые различия, характер лексической сочетаемости, способы управления, функционально-стилевую окраску и употребление.
  7. Не забудьте: в ответ необходимо вписать уже исправленный вариант паронима.

Паронимы (от греч. para – возле, onyma – имя) - слова, схожие по звучанию, но разные или частично совпадающие по значению.

Однокоренные паронимы в большинстве своем близки по значению, но различаются тонкими смысловыми оттенками. Паронимы могут совпадать не во всех, а лишь в некоторых значениях, по этому признаку их делят на: полные и неполные.

При подготовке к ЕГЭ, а именно к заданию 5, мы будем классифицировать паронимы по морфеме, в которой происходит различение, поэтому делим паронимы на:

  1. Корневые
  2. Суффиксальные
  3. Приставочные

Приставочные и суффиксальные паронимы отличаются приставками и суффиксами. У каждой приставки и суффикса в русском языке есть значение. При образовании новых слов при помощи суффиксов и приставок слово получает какое-то обобщенное значение.

↑ Суффиксальные паронимы

Суффиксальные паронимы - паронимы, которые отличаются в написании суффиксов или буквенных сочетаний в суффиксах.

Прилагательные

ИЧЕСК (ЕСК)-ЧН

Чередования суффиксов (2 и более)

ТЕЛЬН – ТЕЛЬ+СК, Н, НН, ИМ, ЧИВ

АБЕЛЬН - значение пригодности

Существительные с суффиксами ТЕЛЬ, АБЕЛЬ

СТВЕНН – Н/СК/ЮЩ

ЕСК(СК) – Н, НН

ИСТ

Прилагательные, образованные при помощи суффиксов ЛИВ, ЧИВ, ИВ, (Т)ИВН

ЧН – ОВ, Н,

ОСТ – Н

Образовано при помощи суффиксов ОТ+Н

ЯН

Отглагольные прилагательные и причастия

Л

Паронимы-существительные

Суффикс АНТ

Существительные на ОСТЬ

Суффикс ОСТЬ образует существительные со значением абстрактного признака, свойства или состояния (свежесть, бледность, жалость, смелость).

↑ Значения суффиксов ИЧЕСК, ЕСК, ТЕЛЬН, СК, ТЕЛЬ, ИСТ, АСТ, АТ, ЛИВ, ЧИВ, ЕВ, Н, ШН, ИМ/ЕМ, АНТ

Суффикс ИЧЕСК

при добавлении к основе имен существительных образует имена прилагательные со значением свойственности тому, характерности для того или связанности с тем, что названо мотивирующим словом, в качестве которого выступают нарицательные имена существительные, обозначающие область науки, искусства, литературы, а также отвлеченные понятия

Суффикс -ЕСК-

в безударной позиции при добавлении к основе существительных образует прилагательные со значением свойственности тому, характерности для того или связанности с тем, что названо мотивирующим словом

В безударной позиции при добавлении к основе существительных, обозначающих материал, образует прилагательные со значением сделанный из этого материала.

Суффикс -ТЕЛЬН- образует прилагательные со значением: 1) производящий или способный произвести действие (наблюдательный, удовлетворительный); 2) являющийся объектом действия или способный им стать ( желательный, осязательный); 3) предназначенный для выполнения действия ( плавательный, летательный);

Суффикс -СК- обозначает принадлежность.

Суффикс -ИСТ- образует прилагательные со значением:

  1. похожий на что-то (серебристый, бархатистый);
  2. обладающий чем-то в большом количестве (голосистый, ветвистый);
  3. имеющий склонность к какому-нибудь действию (задиристый, отрывистый, порывистый)

Суффиксы -ИСТ, -АСТ, -АТ- (особенно -ИСТ-) являются продуктивными для образования прилагательных в русском языке. Их можно признать синонимичными и имеющими значение: обладающий чем-то или каким-то качеством, содержащий что-то. Например, сноровистый (обладающий сноровкой), железистый (содержащий железо), йодистый (содержащий йод), очкастый (обладающий очками), клыкастый (обладающий клыками), горбатый (обладающий горбом), косматый (обладающий космами), крылатый (обладающий крыльями).

Суффикс -ЛИВ- образует прилагательные, обозначающие 1) состояние, действие, свойство; 2) склонность к чему-нибудь; 3) или обладание каким-нибудь качеством (молчаливый, счастливый, крикливый).

Суффикс -ИВ- образует прилагательные со значением: 1) постоянного свойства, качества, склонности к чему-нибудь; 2) обладания каким-нибудь качеством в большой степени (ленивый, лживый, красивый, игривый).

Суффикс -ЧИВ- образует прилагательные со значением: способный, склонный что-нибудь делать, проявлять какое-нибудь свойство (находчивый, сговорчивый, устойчивый).

Суффикс -ЕВ-

  1. принадлежности предмета лицу или животному (дедов, слесарев, волч[j+а], собач[j+а]);
  2. сделанный из чего-либо, относящийся к кому-либо, чему-либо (грушевый, садовый).

Суффикс -Н- (-ШН) образует прилагательные со значением:

  1. признака или свойства, относящегося к предмету, явлению, действию, месту, времени или числу, названному исходным словом (весенний, дальний, вчерашний, домашний, тысячный);
  2. подверженности какому-нибудь действию или результата какого-либо действия, которое названо исходным словом (отглагольные прилагательные (рваный, читаный, званый, драный).

Суффикс ИМ/ЕМ – при помощи такого суффикса образуются отглагольные прилагательные и причастия (движимый, необитаемый)

Суффикс АНТ имеет значение ЛИЦА:

Имеет значение ДЕЙСТВИЯ или результата действия: вариант, диктант

↑ Корневые паронимы

↑ Приставочные паронимы

Приставочные паронимы - однокоренные паронимы с разными приставками. Поскольку каждая приставка имеет свое значение, то при образовании слов с теми же корнями, но новыми приставками, меняется и значение слова.

↑ Значения приставок ВЫ, О, ОБ, ЗА, У, РАЗ, ПЕРЕ, В, ОТ, НА, ДО, ВОЗ, ИЗ, С

Значение самых частотных приставок, которые мы встречаем в словаре паронимов:

Приставка ВЫ- употребляется при образовании глаголов и обозначает:

  1. направленность движения изнутри наружу (выбежать, выпрыгнуть);
  2. доведение действия до нужного предела (вылечить);
  3. доведение действия до естественного предела (вырасти);
  4. изъятие, извлечение, удаление какой-либо части предмета или одного предмета из другого (выломать);
  5. достижение чего-либо посредством действия (выпросить, выстоять).

Приставка О- (ОБ-, ОБО-) употребляется при образовании глаголов и обозначает:

  1. направленность действия, движения по окружности вокруг предмета, рапространение действия на всю поверхность предмета, на все его стороны (облететь);
  2. направленность движения мимо предмета, обход его стороной (обойти, объехать);
  3. произведение действия до нужного предела (обыскать);
  4. доведение действия до излишнего предела (обкормить);
  5. доведение действия до естественного предела (обеднеть);
  6. распространение действия на ряд лиц, предметов, охват действием многих лиц, предметов (одарить);
  7. направленность действия во все стороны, на всю поверхность предмета или вокруг предмета (оклеить, обжарить).

Приставка ЗА- употребляется при образовании:

  1. Существительных и прилагательных со значением: нахождение по ту сторону или за пределами того, что названо исходным словом (Заполярье, заоблачный).
  2. Глаголов и обозначает:
    1. начало действия (заблестеть, заговорить);
    2. достижение результата действия, состояния (завоевать);
    3. чрезмерность действия (замучить, заморозить);
    4. направленность действия, движения за какие-либо пределы, куда-либо далеко (завести);
    5. направленность внутрь (закатить);
    6. попутное действие (зайти, занести);
    7. распространение действия на всю поверхность предмета (засеять);
    8. совершение действия заранее (засолить, заготовить);
    9. ограничение пространства чем-либо (завязать).
  3. Наречий с обстоятельным значением (задаром, заранее).

Приставка У- употребляется при образовании глаголов и обозначает:

  1. направленность действия, движения от чего-либо, удаление, устранение, исчезновение чего-либо (убежать);
  2. полноту действия, распространение действия на всю поверхность предмета (уложить);
  3. совершение действия, несмотря на трудности, неблагоприятные условия (уберечь);
  4. уменьшение количества чего-либо (ушить);
  5. сделать предмет или лицо каким-либо, чем-либо, кем-либо (улучшить);
  6. доведение действия до нужного предела (упаковать);
  7. доведение действия до естественного предела (увидеть).

Приставки РАЗ- (РАЗО-, РАС-), РОЗ- (РОС-) употребляется при образовании:

  1. Существительных и прилагательных и обозначает высшую степень проявления какого-либо качества, свойства (разум, разудалый).
  2. Глаголов и обозначает:
    1. раздробление, разделение на части (разорвать);
    2. аннулирование результата предшествующего действия (разоружить);
    3. распространение действия в разные стороны (разбросать);
    4. распространение действия на всю поверхность (разрисовать).

Приставка ПЕРЕ- употребляется при образовании:

  1. Существительных со значением повторного действия или явления (перевыборы, перерасчет).
  2. Глаголов и обозначает:
    1. направленность действия или движения через какое-либо пространство или предмет (перешагнуть);
    2. направленность действия или движения из одного места в другое (передвинуть, передача);
    3. совершение действия вновь (переделать, перешить);
    4. распространение действия на ряд предметов (переложить);
    5. доведение действия до нужного предела (перезимовать);
    6. доведение действия до излишнего предела (перекормить).

Приставка В- (ВО-) употребляется при образовании:

  1. Глаголов со значением:
    1. направленности движения или действия внутрь (вбежать, ворваться);
    2. доведения действия до нужного предела (влезть).
  2. Наречий, имеющих обстоятельственное значение места, времени (вблизи, впоследствии).

Приставка ОТ- (ОТО-) употребляется при образовании:

  1. Существительных и обозначает:
    1. явление, подобное тому, что названо исходным словом, но происходящее после него (отголосок);
    2. частичное проявление признака (оттепель).
  2. Глаголов и обозначает:
    1. удаление, отдаление, отстранение от кого-либо, чего-либо (отбежать, отодвинуть);
    2. удаление, отделение от предмета его части или же от другого предмета, тесно связанного (отпилить);
    3. завершение и прекращение действия (отработать, отцвести);
    4. доведение действия до излишнего предела (отлежать, отдавить).

Приставка НА- употребляется при образовании:

  1. Существительных со значением: нахождение на поверхности (настенный, нагрудный).
  2. Глаголов и обозначает:
    1. направленность действия на поверхность извне (наклеить);
    2. направленность внутрь (налить);
    3. действие в большом количестве (наварить);
    4. доведение действия до естественного предела (намусорить);
    5. доведение действия до нужного предела (написать).
  3. Наречий со значением:
    1. высшей меры, предельной степени какого-либо признака (накрепко);
    2. обстоятельства времени, направления и образа действия (наверх, назавтра, напрокат).

Приставка ДО- употребляется при образовании:

  1. Прилагательных со значением: предшествовавший, совершавшийся прежде того, что обозначено основой (доисторический, довоенный).
  2. Глаголов со значением:
    1. доведения действия до его завершения, конца (добежать, дотащить);
    2. совершения недостающего действия (доплатить);
    3. совершения действия дополнительно (догрузить).

Приставка ВОЗ- (ВОС-) употребляется при образовании глаголов и обозначает:

  1. направленность движения или действия вверх (возвести, воспарить);
  2. совершение действия вновь, заново (воссоздать);
  3. доведение действия до нужного предела (востребовать, возмужать);
  4. начало действия (воссиять, возликовать).

Приставка ВЗ- (ВЗО-, ВС-) употребляется при образовании

  1. Глаголов со значением:
    1. направленности движения или действия внутрь (вбежать, ворваться);
    2. доведения действия до нужного предела (влезть).
  2. Наречий, имеющих обстоятельственное значение места, времени (вблизи, впоследствии).

Приставка ИЗ- (ИЗО-, ИС-) употребляется при образовании:

  1. Глаголов и обозначает:
    1. направление действия, движения, изнутри наружу (извлечь);
    2. распространение движения по всем направлениям (изъездить);
    3. доведение действия до нужного предела (изготовить);
    4. доведение действия до излишнего предела (износить);
    5. доведение действия до естественного предела (измучить);
    6. выделение, удаление откуда-либо (изгнать, излить);
    7. распространение действия на всю поверхность предмета (исписать).
  2. Наречий с обстоятельным значением (издали, искоса).

Приставка С- (СО-) употребляется при образовании:

  1. Существительных и прилагательных и обозначает:
    1. совместность, общность, взаимосвязь (содружество, созвучие);
    2. явление или состояние, характеризующиеся соединением одинаковых предметов (созвездие, соцветие).
  2. Глаголов и обозначает:
    1. движение сверху вниз (сбросить);
    2. удаление с какой-либо поверхности, какого-либо места (сгрузить);
    3. сближение, соединение, скрепление чего-либо (связать);
    4. воспроизведение чего-либо (срисовать);
    5. ненаправленность действия, движение туда и обратно (съездить);
    6. совместность чувств, действий, помощи (содействовать);
    7. доведение действия до естественного предела (стемнеть);
    8. доведение действия до нужного предела (сыграть).
  3. Наречий с обстоятельственным значением места, образа действия и времени (свыше, сгоряча, смолоду).

Задание 5 ЕГЭ: ПРАКТИКА

Закрепите теорию на практике! Попробуйте решить несколько вариантов задания 5.

Приложение (Список паронимов – 2025)