Задание 17 ЕГЭ по обществознанию 2025: Работа с текстом. Ключевые тезисы

Задание 17 ЕГЭ по обществознанию проверяет умение работать с текстом и выделять ключевые тезисы автора. Это первое задание из блока заданий по работе с текстом во второй части экзамена.

За это задание можно получить 2 балла. На решение дается около 5-7 минут. Уровень сложности: средний. Средний процент выполнения: около 60%

Что требуется в задании

В задании 17 необходимо:

  1. Внимательно прочитать предложенный текст (обычно это фрагмент научной статьи или монографии по обществоведческой тематике)
  2. Выделить и сформулировать основные идеи (тезисы) автора по определенной проблеме
  3. Записать эти тезисы в виде развернутых предложений

Алгоритм выполнения задания

  1. Внимательно прочитайте текст
    • Определите основную тему текста
    • Обратите внимание на ключевые слова и фразы
    • Выделите основные смысловые части текста
  2. Найдите в тексте ответ на поставленный вопрос
    • Сконцентрируйтесь на той части текста, которая содержит информацию по запрашиваемой проблеме
    • Подчеркните или выделите соответствующие фрагменты
  3. Сформулируйте тезисы своими словами
    • Не копируйте текст дословно
    • Передайте основную мысль автора своими словами
    • Сохраните смысл авторской идеи
  4. Проверьте полноту и точность ответа
    • Убедитесь, что вы указали все требуемые тезисы
    • Проверьте, что ваши формулировки точно передают мысль автора

Типичные ошибки при выполнении задания

  1. Дословное цитирование текста - необходимо переформулировать мысли автора своими словами
  2. Искажение смысла авторских идей - важно точно передать основную мысль автора
  3. Неполный ответ - часто учащиеся указывают не все требуемые тезисы
  4. Добавление собственных мыслей и оценок - в задании требуется только выделить идеи автора, без собственных комментариев
  5. Выход за рамки текста - использование информации, которой нет в тексте

Примеры заданий с решениями

Текст:

"Политическую модернизацию можно определить как формирование, развитие и распространение современной политической структуры, институтов, практик, способных адекватно реагировать и приспосабливаться к изменяющимся условиям, к вызовам современности. Они могут соответствовать моделям современных демократических институтов или отличаться в различной степени: от отвержения «чужих» образцов до принятия формы при её наполнении изначально несвойственным ей содержанием.

При этом объективно необходимо, с одной стороны, сохранять политическую стабильность как важнейшее условие общественного развития в целом, а с другой — расширять возможности и формы политического участия, массовую базу реформ.

Препятствовать процессу политической модернизации могут две основные причины. Первая — отставание от изменений в других сферах жизнедеятельности общества. Подобный разрыв способен стать причиной революционного кризиса. Другая причина состоит в том, что к быстро протекающей демократизации может оказаться не подготовленным уровень развития гражданского общества и политической культуры социума. В таком случае также велика вероятность возникновения кризисной ситуации, чреватой хаосом, ведущей к охлократии."

Задание: Какие две причины, по мнению автора, могут препятствовать процессу политической модернизации? Какие два условия необходимы для успешной политической модернизации?

Ответ:

1. По мнению автора, процессу политической модернизации могут препятствовать следующие причины:

  • Отставание политических изменений от изменений в других сферах жизнедеятельности общества, что может привести к революционному кризису
  • Неподготовленность уровня развития гражданского общества и политической культуры социума к быстро протекающей демократизации, что может вызвать кризисную ситуацию

2. Для успешной политической модернизации необходимы следующие условия:

  • Сохранение политической стабильности как важнейшего условия общественного развития
  • Расширение возможностей и форм политического участия, массовой базы реформ

Текст:

"Социальная мобильность — это перемещение индивидов и групп из одних социальных слоев в другие. Различают вертикальную и горизонтальную мобильность. Вертикальная мобильность подразумевает перемещение вверх или вниз в системе социальной стратификации. Горизонтальная мобильность — это перемещение индивида из одной социальной группы в другую, расположенную на том же уровне социальной стратификации.

Социальная мобильность может быть индивидуальной и групповой. Индивидуальная мобильность — это перемещение индивида вверх, вниз или по горизонтали независимо от других людей. Групповая мобильность происходит тогда, когда перемещения совершаются коллективно.

Существуют различные каналы социальной мобильности, или, как их называл П. Сорокин, «лифты», по которым люди перемещаются вверх или вниз из одного социального слоя в другой. К ним относятся: армия, церковь, школа, политические, экономические и профессиональные организации."

Задание: Какие виды социальной мобильности выделяет автор? Какие каналы социальной мобильности названы в тексте?

Ответ:

1. Автор выделяет следующие виды социальной мобильности:

  • Вертикальная мобильность (перемещение вверх или вниз в системе социальной стратификации)
  • Горизонтальная мобильность (перемещение индивида из одной социальной группы в другую на том же уровне)
  • Индивидуальная мобильность (перемещение индивида независимо от других людей)
  • Групповая мобильность (коллективные перемещения)

2. В тексте названы следующие каналы социальной мобильности:

  • Армия
  • Церковь
  • Школа
  • Политические организации
  • Экономические организации
  • Профессиональные организации

Рекомендации по выполнению задания

  1. Читайте текст вдумчиво и внимательно
    • Не спешите, вникните в суть авторских идей
    • При необходимости перечитайте сложные фрагменты
  2. Используйте подчеркивания и пометки
    • Выделяйте ключевые фразы и идеи
    • Делайте пометки на полях для лучшего понимания структуры текста
  3. Формулируйте тезисы четко и лаконично
    • Избегайте размытых и неконкретных формулировок
    • Используйте обществоведческие термины корректно
  4. Проверяйте соответствие ответа заданию
    • Убедитесь, что вы ответили именно на поставленный вопрос
    • Проверьте, что указали все требуемые элементы ответа

Критерии оценивания

БаллыКритерии
2Правильно выделены и сформулированы все тезисы, запрашиваемые в задании
1Правильно выделены и сформулированы не все тезисы, запрашиваемые в задании
0Ни один тезис не выделен или не сформулирован правильно
Задание 17 ЕГЭ по обществознанию требует внимательного чтения текста и умения выделять ключевые идеи автора. Для успешного выполнения этого задания необходимо развивать навыки анализа текста, умение отделять главное от второстепенного и формулировать мысли своими словами. Регулярная практика работы с обществоведческими текстами поможет улучшить эти навыки и успешно справиться с заданием на экзамене.

Задание 17 ЕГЭ: ПРАКТИКА

Закрепите теорию на практике! Попробуйте решить несколько вариантов задания 17.