Задание 18 ЕГЭ по обществознанию 2025: Работа с текстом. Определение и связь понятий

Задание 18 ЕГЭ по обществознанию проверяет умение работать с текстом, выделять и раскрывать смысл понятий и их взаимосвязь. Это второе задание из блока заданий по работе с текстом во второй части экзамена.

За это задание можно получить 2 балла. На решение дается около 5-7 минут. Уровень сложности: средний. Средний процент выполнения: около 55%

Что требуется в задании

В задании 18 необходимо:

  1. Внимательно прочитать предложенный текст (тот же, что и в задании 17)
  2. Найти в тексте определение понятия или описание его признаков
  3. Сформулировать определение понятия на основе текста
  4. Объяснить взаимосвязь данного понятия с другими понятиями, упомянутыми в тексте

Алгоритм выполнения задания

  1. Внимательно прочитайте текст и задание
    • Определите, какое понятие требуется раскрыть
    • Найдите в тексте фрагменты, где это понятие определяется или описывается
  2. Сформулируйте определение понятия
    • Используйте информацию из текста
    • Выделите родовой признак (к какому более широкому классу явлений относится понятие)
    • Укажите видовые признаки (чем данное понятие отличается от других в этом классе)
  3. Объясните взаимосвязь с другими понятиями
    • Найдите в тексте упоминания о связи данного понятия с другими
    • Объясните, как эти понятия соотносятся между собой
    • Укажите причинно-следственные связи, если они есть
  4. Проверьте полноту и точность ответа
    • Убедитесь, что определение содержит все существенные признаки понятия
    • Проверьте, что объяснение взаимосвязи логично и основано на тексте

Типичные ошибки при выполнении задания

  1. Неполное определение понятия - отсутствие родового или видовых признаков
  2. Подмена определения описанием - вместо четкого определения дается расплывчатое описание
  3. Тавтология в определении - использование определяемого понятия в самом определении
  4. Отсутствие объяснения взаимосвязи - упоминание других понятий без объяснения их связи с основным
  5. Выход за рамки текста - использование информации, которой нет в тексте

Примеры заданий с решениями

Текст:

"Социальный контроль — это механизм регуляции отношений индивида и общества с целью укрепления порядка и стабильности в обществе. Социальный контроль осуществляется путем применения как позитивных санкций (поощрений за должное поведение), так и негативных санкций (наказаний за ненадлежащее поведение).

Различают два основных типа социального контроля: формальный и неформальный. Формальный контроль осуществляется официальными институтами общества на основе законов, указов, постановлений и других нормативных актов. Неформальный контроль реализуется через обычаи, традиции, привычки, общественное мнение.

Важнейшим элементом системы социального контроля является самоконтроль, то есть способность индивида самостоятельно регулировать свое поведение, согласовывая его с общепринятыми нормами. Самоконтроль формируется в процессе социализации личности и является показателем ее социальной зрелости."

Задание: Опираясь на текст, дайте определение понятия «социальный контроль». Используя текст, объясните взаимосвязь социального контроля и социализации.

Ответ:

1. Социальный контроль — это механизм регуляции отношений индивида и общества с целью укрепления порядка и стабильности в обществе, осуществляемый путем применения как позитивных санкций (поощрений за должное поведение), так и негативных санкций (наказаний за ненадлежащее поведение).

2. Взаимосвязь социального контроля и социализации заключается в том, что в процессе социализации личности формируется самоконтроль — способность индивида самостоятельно регулировать свое поведение, согласовывая его с общепринятыми нормами. Самоконтроль является важнейшим элементом системы социального контроля и показателем социальной зрелости личности. Таким образом, социализация способствует формированию внутренних механизмов социального контроля, что делает внешний контроль менее необходимым.

Текст:

"Политическая система общества представляет собой совокупность государственных и негосударственных институтов, норм и ценностей, а также отношений между ними, посредством которых реализуется политическая власть и управление обществом.

Центральным элементом политической системы является государство, обладающее монополией на легитимное применение силы в пределах определенной территории. Государство выполняет ряд важнейших функций: защита территориальной целостности, обеспечение внутреннего порядка, регулирование экономических отношений, социальная защита населения и др.

Помимо государства, в политическую систему входят политические партии, общественные организации и движения, средства массовой информации. Важную роль играют также политические нормы и ценности, политическая культура общества.

Эффективность политической системы определяется ее способностью адаптироваться к изменяющимся условиям, удовлетворять потребности граждан, обеспечивать стабильность и развитие общества."

Задание: Опираясь на текст, дайте определение понятия «политическая система». Используя текст, объясните взаимосвязь политической системы и государства.

Ответ:

1. Политическая система общества — это совокупность государственных и негосударственных институтов, норм и ценностей, а также отношений между ними, посредством которых реализуется политическая власть и управление обществом.

2. Взаимосвязь политической системы и государства заключается в том, что государство является центральным элементом политической системы, обладающим монополией на легитимное применение силы в пределах определенной территории. Государство выполняет ряд важнейших функций в рамках политической системы: защита территориальной целостности, обеспечение внутреннего порядка, регулирование экономических отношений, социальная защита населения и другие. Таким образом, государство выступает как ключевой институт политической системы, обеспечивающий ее функционирование и стабильность.

Рекомендации по выполнению задания

  1. Структурируйте определение понятия
    • Начинайте с родового признака (к какому классу явлений относится понятие)
    • Затем указывайте видовые признаки (чем отличается от других явлений того же класса)
    • Используйте формулу: "Понятие X — это [родовой признак], который [видовые признаки]"
  2. Будьте точны в формулировках
    • Избегайте расплывчатых и неконкретных формулировок
    • Используйте обществоведческие термины корректно
    • Не допускайте тавтологии в определениях
  3. Объясняйте взаимосвязь понятий конкретно
    • Указывайте, как именно связаны понятия
    • Объясняйте причинно-следственные связи, если они есть
    • Приводите примеры взаимодействия понятий, если это уместно
  4. Опирайтесь только на текст
    • Не привлекайте информацию, которой нет в тексте
    • Используйте только те связи между понятиями, которые указаны в тексте

Критерии оценивания

БаллыКритерии
2Правильно дано определение понятия и объяснена взаимосвязь с другим понятием
1Правильно дано только определение понятия ИЛИ правильно объяснена только взаимосвязь с другим понятием
0Неправильно дано определение понятия и неправильно объяснена взаимосвязь с другим понятием ИЛИ ответ отсутствует
Задание 18 ЕГЭ по обществознанию требует умения выделять и формулировать определения понятий, а также объяснять их взаимосвязь. Для успешного выполнения этого задания необходимо развивать навыки анализа текста, умение структурировать определения и логически объяснять связи между понятиями. Регулярная практика работы с обществоведческими текстами и понятиями поможет улучшить эти навыки и успешно справиться с заданием на экзамене.

Задание 18 ЕГЭ: ПРАКТИКА

Закрепите теорию на практике! Попробуйте решить несколько вариантов задания 18.