Задание 19 ЕГЭ по обществознанию 2025: Работа с текстом. Примеры

Задание 19 ЕГЭ по обществознанию проверяет умение приводить примеры, иллюстрирующие теоретические положения, содержащиеся в тексте. Это третье задание из блока заданий по работе с текстом во второй части экзамена.

За это задание можно получить 3 балла. На решение дается около 7-10 минут. Уровень сложности: высокий. Средний процент выполнения: около 45%

Что требуется в задании

В задании 19 необходимо:

  1. Внимательно прочитать предложенный текст (тот же, что и в заданиях 17-18)
  2. Найти в тексте теоретические положения, для которых требуется привести примеры
  3. Привести примеры, иллюстрирующие эти теоретические положения
  4. Сформулировать примеры в виде развернутых предложений

Алгоритм выполнения задания

  1. Внимательно прочитайте текст и задание
    • Определите, какие теоретические положения требуется проиллюстрировать примерами
    • Найдите в тексте соответствующие фрагменты
  2. Продумайте примеры для каждого положения
    • Примеры могут быть из различных сфер: исторические события, факты общественной жизни, литературные сюжеты, личный опыт
    • Выбирайте конкретные, четкие примеры, которые точно иллюстрируют теоретическое положение
  3. Сформулируйте примеры в виде развернутых предложений
    • Каждый пример должен быть конкретным и содержать фактическую информацию
    • Объясните, как пример иллюстрирует теоретическое положение
    • Избегайте абстрактных рассуждений
  4. Проверьте соответствие примеров теоретическим положениям
    • Убедитесь, что каждый пример действительно иллюстрирует указанное положение
    • Проверьте, что примеры конкретны и содержат фактическую информацию

Типичные ошибки при выполнении задания

  1. Абстрактные примеры - примеры должны быть конкретными, с указанием реальных фактов, событий, явлений
  2. Несоответствие примеров теоретическим положениям - примеры должны точно иллюстрировать указанные положения
  3. Подмена примеров рассуждениями - вместо конкретных примеров приводятся общие рассуждения
  4. Недостаточное количество примеров - необходимо привести все требуемые примеры
  5. Неразвернутые примеры - примеры должны быть сформулированы в виде развернутых предложений

Примеры заданий с решениями

Текст:

"Рыночная экономика — это экономическая система, основанная на принципах свободного предпринимательства, многообразия форм собственности на средства производства, рыночного ценообразования, договорных отношений между хозяйствующими субъектами, ограниченного вмешательства государства в хозяйственную деятельность.

Основными признаками рыночной экономики являются: экономическая свобода производителей и потребителей, конкуренция между производителями, свободное ценообразование, основанное на законе спроса и предложения, многообразие форм собственности.

Рыночная экономика имеет как достоинства, так и недостатки. К достоинствам относятся: эффективное распределение ресурсов, стимулирование инноваций и экономического роста, гибкость и адаптивность к изменяющимся условиям. Недостатки рыночной экономики включают: социальное неравенство, нестабильность развития (кризисы, безработица, инфляция), внешние эффекты (экологические проблемы), неспособность обеспечить производство общественных благ в необходимом объеме."

Задание: Используя текст и обществоведческие знания, приведите три примера, иллюстрирующие недостатки рыночной экономики.

Ответ:

1. Примером социального неравенства как недостатка рыночной экономики может служить ситуация в США, где, согласно статистике, 1% самых богатых американцев владеет более чем 40% национального богатства, в то время как нижние 50% населения владеют менее чем 1% богатства. Это демонстрирует, как рыночные механизмы могут приводить к значительной концентрации богатства у небольшой группы людей.

2. Иллюстрацией нестабильности развития рыночной экономики является мировой финансовый кризис 2008 года, начавшийся с краха ипотечного рынка в США и быстро распространившийся на другие страны. Этот кризис привел к банкротству крупных финансовых институтов, падению фондовых рынков, росту безработицы и рецессии в мировой экономике, что показывает уязвимость рыночной системы к циклическим колебаниям.

3. Примером внешних эффектов как недостатка рыночной экономики может служить загрязнение окружающей среды промышленными предприятиями. Так, в погоне за прибылью многие компании в развивающихся странах экономят на очистных сооружениях и выбрасывают вредные отходы в атмосферу и водоемы, что приводит к экологическим проблемам. Например, промышленное загрязнение реки Цитарум в Индонезии, считающейся одной из самых загрязненных рек в мире, является результатом деятельности более 2000 фабрик, расположенных вдоль ее берегов.

Текст:

"Политическая культура — это система исторически сложившихся, относительно устойчивых ценностей, установок, убеждений, представлений, моделей поведения, проявляющихся в непосредственной деятельности субъектов политического процесса и обеспечивающих воспроизводство политической жизни общества на основе преемственности.

Политическая культура выполняет ряд важных функций: идентификации (позволяет индивиду ощущать принадлежность к определенной политической общности), ориентации (помогает ориентироваться в политической жизни), адаптации (способствует приспособлению к изменяющейся политической среде), социализации (обеспечивает усвоение политических норм и ценностей), интеграции (объединяет людей на основе общих политических ценностей и идеалов).

Выделяют различные типы политической культуры: патриархальную (характеризуется отсутствием интереса к политической жизни), подданническую (граждане осведомлены о политической системе, но не участвуют в ней активно), активистскую (граждане активно участвуют в политической жизни). В реальной жизни чаще встречаются смешанные типы политической культуры."

Задание: Используя текст и обществоведческие знания, приведите три примера, иллюстрирующие различные типы политической культуры.

Ответ:

1. Примером патриархальной политической культуры может служить жизнь традиционных обществ, где люди больше интересуются местными проблемами, чем общегосударственной политикой. Так, в некоторых отдаленных сельских районах Папуа-Новой Гвинеи жители мало интересуются национальной политикой и выборами, а решения принимаются старейшинами племен на основе традиционных обычаев. Политическая жизнь для них ограничивается рамками племени или деревни.

2. Иллюстрацией подданнической политической культуры является ситуация в Сингапуре, где граждане хорошо осведомлены о политической системе и правительственных решениях, регулярно участвуют в выборах, но при этом проявляют высокий уровень доверия к правящей партии и редко выступают с критикой властей или участвуют в протестных акциях. Они скорее являются наблюдателями политического процесса, чем его активными участниками.

3. Примером активистской политической культуры может служить политическая жизнь в Швеции, где граждане не только хорошо информированы о политике, но и активно в ней участвуют: высокая явка на выборах (обычно более 80%), членство в политических партиях и общественных организациях, участие в общественных дискуссиях и местном самоуправлении. Шведы считают своим гражданским долгом быть политически активными и влиять на принятие решений на всех уровнях власти.

Рекомендации по выполнению задания

  1. Приводите конкретные примеры
    • Указывайте конкретные факты, события, явления
    • Избегайте абстрактных рассуждений
    • Используйте реальные исторические события, статистические данные, факты общественной жизни
  2. Разнообразьте источники примеров
    • Используйте примеры из различных сфер общественной жизни
    • Приводите примеры из истории, современной жизни, литературы
    • Используйте примеры из разных стран и эпох
  3. Объясняйте связь примера с теоретическим положением
    • Показывайте, как пример иллюстрирует теоретическое положение
    • Объясняйте, какие аспекты теоретического положения раскрывает пример
  4. Формулируйте примеры развернуто
    • Каждый пример должен быть сформулирован в виде развернутого предложения или нескольких предложений
    • Включайте в пример необходимые детали и пояснения

Критерии оценивания

БаллыКритерии
3Приведены три корректных примера
2Приведены два корректных примера
1Приведен один корректный пример
0Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания; ИЛИ приведены некорректные примеры; ИЛИ примеры не приведены
Задание 19 ЕГЭ по обществознанию требует умения приводить конкретные примеры, иллюстрирующие теоретические положения. Для успешного выполнения этого задания необходимо хорошо знать фактический материал из различных сфер общественной жизни, уметь соотносить теоретические положения с конкретными примерами и формулировать примеры в виде развернутых предложений. Регулярная практика в подборе примеров к различным теоретическим положениям поможет успешно справиться с этим заданием на экзамене.

Задание 19 ЕГЭ: ПРАКТИКА

Закрепите теорию на практике! Попробуйте решить несколько вариантов задания 19.