Задание 2 ЕГЭ по обществознанию 2025: Выбор позиций из списка «Человек и общество»
Задание 2 ЕГЭ по обществознанию представляет собой задание на выбор верных суждений из списка по теме «Человек и общество». В задании приводится несколько суждений, из которых необходимо выбрать те, которые являются верными.
За это задание можно получить 2 балла. На решение дается около 7 минут. Уровень сложности: повышенный. Средний процент выполнения: 73.3%
Ответом к заданию 2 является последовательность цифр, чисел или слов. Порядок записи имеет значение.
Основные темы задания
Задание 2 охватывает широкий круг тем, связанных с человеком и обществом:
- Культура и её формы:
- Массовая культура
- Элитарная культура
- Народная культура
- Национальная культура
- Религия и её роль в обществе:
- Основные функции религии
- Религиозные нормы
- Мировые религии
- Наука и образование:
- Особенности научного познания
- Функции науки
- Система образования
- Уровни образования
- Познание и знание:
- Типы знаний (научное, обыденное, религиозное)
- Критерии истины
- Абсолютная и относительная истина
- Формы познания
- Человек как биосоциальное существо:
- Биологическая природа человека
- Социальная сущность человека
- Потребности человека
- Деятельность человека
- Общество и его структура:
- Сферы общественной жизни
- Социальные институты
- Общественный прогресс
- Типы обществ
Алгоритм выполнения задания
- Внимательно прочитайте условие задания
- Определите тему, к которой относятся суждения
- Обратите внимание на формулировку "выберите верные суждения"
- Проанализируйте каждое суждение
- Определите, к какому аспекту темы относится суждение
- Вспомните теоретические положения по данному аспекту
- Оцените истинность каждого суждения
- Сопоставьте суждение с известными вам теоретическими положениями
- Проверьте, не содержит ли суждение логических противоречий
- Выберите верные суждения
- Отметьте номера суждений, которые вы считаете верными
- Проверьте свой выбор еще раз
- Запишите ответ в виде последовательности цифр
- Цифры должны соответствовать номерам верных суждений
- Порядок записи цифр имеет значение (обычно от меньшего к большему)
Важно!
При выполнении задания необходимо анализировать каждое суждение отдельно. Не пытайтесь найти связь между суждениями в одном задании. Особое внимание обращайте на абсолютные утверждения со словами "всегда", "никогда", "все", "ни один" - они часто бывают неверными.
Ключевые теоретические положения
Человек как биосоциальное существо
| Биологическое в человеке | Социальное в человеке |
| Анатомо-физиологические особенности | Речь и мышление |
| Инстинкты и рефлексы | Сознание и самосознание |
| Генетическая наследственность | Нравственность и мораль |
| Темперамент | Способность к творчеству |
Взаимосвязь биологического и социального:
- Биологические потребности социально окрашены
- Социальные качества формируются только в обществе
- Человек не может полноценно развиваться вне общества
Культура и её формы
| Форма культуры | Основные характеристики |
| Массовая культура | Ориентирована на широкую публику, коммерческий характер, стандартизация и упрощение, распространяется через СМИ |
| Элитарная культура | Ориентирована на узкий круг профессионалов, сложность восприятия, новаторство и эксперимент, высокие эстетические требования |
| Народная культура | Создается анонимными творцами, передается из поколения в поколение, отражает опыт и мудрость народа, имеет коллективный характер |
Познание и истина
| Вид истины | Характеристика |
| Абсолютная истина | Полное, исчерпывающее знание о предмете, не зависит от условий и обстоятельств, является идеалом познания |
| Относительная истина | Неполное, ограниченное знание, зависит от условий и обстоятельств, содержит элементы абсолютной истины |
Критерии истины:
- Практика как основной критерий
- Логическая непротиворечивость
- Соответствие объективной реальности
Общество и его структура
Сферы общественной жизни:
- Экономическая
- Политическая
- Социальная
- Духовная
Общественный прогресс:
- Не имеет прямолинейного характера
- Может сопровождаться регрессом в отдельных сферах
- Имеет различные критерии (развитие производительных сил, степень свободы личности)
Примеры заданий с решениями
Выберите верные суждения об истине и её критериях и запишите цифры, под которыми они указаны.
- Относительная истина всегда субъективна.
- Истина — это знание, соответствующее объекту познания.
- Истинным является знание, не противоречащее мнению авторитетных учёных в данной научной сфере.
- Абсолютная истина — это полное, исчерпывающее знание о предмете.
- Критерием истинности знания является степень его поддержки общественным мнением.
Ответ: 24
Решение:
Суждение 1 неверно. Относительная истина объективна по содержанию, но ограничена условиями познания.
Суждение 2 верно. Классическое определение истины: истина — это соответствие знаний действительности.
Суждение 3 неверно. Мнение авторитетов не является критерием истины, важно соответствие знания объективной реальности.
Суждение 4 верно. Абсолютная истина — это полное, исчерпывающее знание о предмете.
Суждение 5 неверно. Общественное мнение не является критерием истины, основной критерий — практика.
Выберите верные суждения о сферах общества и запишите цифры, под которыми они указаны.
- Четыре сферы общества составляют его структурную основу.
- Каждая сфера на определённых этапах исторического развития может занять главенствующее положение.
- В период коренных преобразований решающее влияние на жизнь общества оказывает духовная сфера.
- Во время затяжных войн или серьёзных природных катаклизмов связь между сферами может разорваться.
- Изменения, происходящие в одной сфере общества, могут оказать влияние на другие сферы.
Ответ: 125
Решение:
Суждение 1 верно. Общество структурно делится на четыре основные сферы: экономическую, политическую, социальную и духовную.
Суждение 2 верно. На разных этапах исторического развития та или иная сфера может играть ведущую роль.
Суждение 3 неверно. Не всегда именно духовная сфера оказывает решающее влияние в период преобразований, это может быть и политическая, и экономическая сфера.
Суждение 4 неверно. Связь между сферами общества является устойчивой и не может полностью разорваться даже в кризисные периоды.
Суждение 5 верно. Сферы общества взаимосвязаны, и изменения в одной сфере влияют на другие.
Выберите верные суждения о человеке как биосоциальном существе и запишите цифры, под которыми они указаны.
- Человек как социальное существо способен передавать по наследству признаки своего вида, болезни, темперамент.
- Будучи существом, живущим по законам природного мира, полноценно жить и развиваться человек может только в обществе подобных ему людей.
- Биологические природные потребности человека социально окрашены.
- Такие важные характеристики человека, как способность к мышлению, членораздельной речи, передаются людям в порядке биологической наследственности.
- Природным достоянием человека является сознание, выражающееся в способности целенаправленно отражать объективную реальность.
Ответ: 23
Решение:
Суждение 1 неверно. По наследству передаются биологические, а не социальные признаки.
Суждение 2 верно. Человек как социальное существо может полноценно развиваться только в обществе.
Суждение 3 верно. Даже биологические потребности человека (в пище, продолжении рода) приобретают социальную окраску.
Суждение 4 неверно. Способность к мышлению и речи формируется в процессе социализации, а не передается биологически.
Суждение 5 неверно. Сознание формируется в процессе социализации и не является врожденным.
Типичные ошибки при выполнении задания
- Невнимательное прочтение суждений - пропуск ключевых слов, меняющих смысл суждения, неверная интерпретация сложных формулировок
- Недостаточное знание теории - неполное понимание основных понятий и их взаимосвязей, смешение близких, но различных понятий
- Логические ошибки - принятие частично верных суждений за полностью верные, неверная оценка причинно-следственных связей
- Ошибки при записи ответа - нарушение порядка записи цифр, пропуск верных суждений
Рекомендации по выполнению задания
- Тщательно изучите теоретический материал - особое внимание уделите темам "Человек и общество", "Культура", "Познание", запомните основные определения и классификации
- Анализируйте каждое суждение отдельно - не пытайтесь найти связь между суждениями в одном задании, оценивайте истинность каждого суждения независимо от других
- Обращайте внимание на абсолютные утверждения - суждения со словами "всегда", "никогда", "все", "ни один" часто бывают неверными, суждения с оговорками ("как правило", "обычно", "может") чаще бывают верными
- Проверяйте свой ответ - перечитайте выбранные вами суждения еще раз, убедитесь, что вы не пропустили верные суждения и не включили неверные
Задание 2 ЕГЭ по обществознанию проверяет знание основных теоретических положений по теме "Человек и общество". Для успешного выполнения этого задания необходимо хорошо знать основные понятия и их взаимосвязи, уметь анализировать суждения и оценивать их истинность.
Задание 2 ЕГЭ: ПРАКТИКА
Закрепите теорию на практике! Попробуйте решить несколько вариантов задания 2.