Задание 2 ЕГЭ по обществознанию 2025: Выбор позиций из списка «Человек и общество»

Задание 2 ЕГЭ по обществознанию представляет собой задание на выбор верных суждений из списка по теме «Человек и общество». В задании приводится несколько суждений, из которых необходимо выбрать те, которые являются верными.

За это задание можно получить 2 балла. На решение дается около 7 минут. Уровень сложности: повышенный. Средний процент выполнения: 73.3%

Ответом к заданию 2 является последовательность цифр, чисел или слов. Порядок записи имеет значение.

Основные темы задания

Задание 2 охватывает широкий круг тем, связанных с человеком и обществом:

  1. Культура и её формы:
    • Массовая культура
    • Элитарная культура
    • Народная культура
    • Национальная культура
  2. Религия и её роль в обществе:
    • Основные функции религии
    • Религиозные нормы
    • Мировые религии
  3. Наука и образование:
    • Особенности научного познания
    • Функции науки
    • Система образования
    • Уровни образования
  4. Познание и знание:
    • Типы знаний (научное, обыденное, религиозное)
    • Критерии истины
    • Абсолютная и относительная истина
    • Формы познания
  5. Человек как биосоциальное существо:
    • Биологическая природа человека
    • Социальная сущность человека
    • Потребности человека
    • Деятельность человека
  6. Общество и его структура:
    • Сферы общественной жизни
    • Социальные институты
    • Общественный прогресс
    • Типы обществ

Алгоритм выполнения задания

  1. Внимательно прочитайте условие задания
    • Определите тему, к которой относятся суждения
    • Обратите внимание на формулировку "выберите верные суждения"
  2. Проанализируйте каждое суждение
    • Определите, к какому аспекту темы относится суждение
    • Вспомните теоретические положения по данному аспекту
  3. Оцените истинность каждого суждения
    • Сопоставьте суждение с известными вам теоретическими положениями
    • Проверьте, не содержит ли суждение логических противоречий
  4. Выберите верные суждения
    • Отметьте номера суждений, которые вы считаете верными
    • Проверьте свой выбор еще раз
  5. Запишите ответ в виде последовательности цифр
    • Цифры должны соответствовать номерам верных суждений
    • Порядок записи цифр имеет значение (обычно от меньшего к большему)
Важно!

При выполнении задания необходимо анализировать каждое суждение отдельно. Не пытайтесь найти связь между суждениями в одном задании. Особое внимание обращайте на абсолютные утверждения со словами "всегда", "никогда", "все", "ни один" - они часто бывают неверными.

Ключевые теоретические положения

Человек как биосоциальное существо

Биологическое в человекеСоциальное в человеке
Анатомо-физиологические особенностиРечь и мышление
Инстинкты и рефлексыСознание и самосознание
Генетическая наследственностьНравственность и мораль
ТемпераментСпособность к творчеству

Взаимосвязь биологического и социального:

Культура и её формы

Форма культурыОсновные характеристики
Массовая культураОриентирована на широкую публику, коммерческий характер, стандартизация и упрощение, распространяется через СМИ
Элитарная культураОриентирована на узкий круг профессионалов, сложность восприятия, новаторство и эксперимент, высокие эстетические требования
Народная культураСоздается анонимными творцами, передается из поколения в поколение, отражает опыт и мудрость народа, имеет коллективный характер

Познание и истина

Вид истиныХарактеристика
Абсолютная истинаПолное, исчерпывающее знание о предмете, не зависит от условий и обстоятельств, является идеалом познания
Относительная истинаНеполное, ограниченное знание, зависит от условий и обстоятельств, содержит элементы абсолютной истины

Критерии истины:

Общество и его структура

Сферы общественной жизни:

Общественный прогресс:

Примеры заданий с решениями

Выберите верные суждения об истине и её критериях и запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. Относительная истина всегда субъективна.
  2. Истина — это знание, соответствующее объекту познания.
  3. Истинным является знание, не противоречащее мнению авторитетных учёных в данной научной сфере.
  4. Абсолютная истина — это полное, исчерпывающее знание о предмете.
  5. Критерием истинности знания является степень его поддержки общественным мнением.

Ответ: 24

Решение:

Суждение 1 неверно. Относительная истина объективна по содержанию, но ограничена условиями познания.

Суждение 2 верно. Классическое определение истины: истина — это соответствие знаний действительности.

Суждение 3 неверно. Мнение авторитетов не является критерием истины, важно соответствие знания объективной реальности.

Суждение 4 верно. Абсолютная истина — это полное, исчерпывающее знание о предмете.

Суждение 5 неверно. Общественное мнение не является критерием истины, основной критерий — практика.

Выберите верные суждения о сферах общества и запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. Четыре сферы общества составляют его структурную основу.
  2. Каждая сфера на определённых этапах исторического развития может занять главенствующее положение.
  3. В период коренных преобразований решающее влияние на жизнь общества оказывает духовная сфера.
  4. Во время затяжных войн или серьёзных природных катаклизмов связь между сферами может разорваться.
  5. Изменения, происходящие в одной сфере общества, могут оказать влияние на другие сферы.

Ответ: 125

Решение:

Суждение 1 верно. Общество структурно делится на четыре основные сферы: экономическую, политическую, социальную и духовную.

Суждение 2 верно. На разных этапах исторического развития та или иная сфера может играть ведущую роль.

Суждение 3 неверно. Не всегда именно духовная сфера оказывает решающее влияние в период преобразований, это может быть и политическая, и экономическая сфера.

Суждение 4 неверно. Связь между сферами общества является устойчивой и не может полностью разорваться даже в кризисные периоды.

Суждение 5 верно. Сферы общества взаимосвязаны, и изменения в одной сфере влияют на другие.

Выберите верные суждения о человеке как биосоциальном существе и запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. Человек как социальное существо способен передавать по наследству признаки своего вида, болезни, темперамент.
  2. Будучи существом, живущим по законам природного мира, полноценно жить и развиваться человек может только в обществе подобных ему людей.
  3. Биологические природные потребности человека социально окрашены.
  4. Такие важные характеристики человека, как способность к мышлению, членораздельной речи, передаются людям в порядке биологической наследственности.
  5. Природным достоянием человека является сознание, выражающееся в способности целенаправленно отражать объективную реальность.

Ответ: 23

Решение:

Суждение 1 неверно. По наследству передаются биологические, а не социальные признаки.

Суждение 2 верно. Человек как социальное существо может полноценно развиваться только в обществе.

Суждение 3 верно. Даже биологические потребности человека (в пище, продолжении рода) приобретают социальную окраску.

Суждение 4 неверно. Способность к мышлению и речи формируется в процессе социализации, а не передается биологически.

Суждение 5 неверно. Сознание формируется в процессе социализации и не является врожденным.

Типичные ошибки при выполнении задания

Рекомендации по выполнению задания

  1. Тщательно изучите теоретический материал - особое внимание уделите темам "Человек и общество", "Культура", "Познание", запомните основные определения и классификации
  2. Анализируйте каждое суждение отдельно - не пытайтесь найти связь между суждениями в одном задании, оценивайте истинность каждого суждения независимо от других
  3. Обращайте внимание на абсолютные утверждения - суждения со словами "всегда", "никогда", "все", "ни один" часто бывают неверными, суждения с оговорками ("как правило", "обычно", "может") чаще бывают верными
  4. Проверяйте свой ответ - перечитайте выбранные вами суждения еще раз, убедитесь, что вы не пропустили верные суждения и не включили неверные
Задание 2 ЕГЭ по обществознанию проверяет знание основных теоретических положений по теме "Человек и общество". Для успешного выполнения этого задания необходимо хорошо знать основные понятия и их взаимосвязи, уметь анализировать суждения и оценивать их истинность.

Задание 2 ЕГЭ: ПРАКТИКА

Закрепите теорию на практике! Попробуйте решить несколько вариантов задания 2.