Задание 20 ЕГЭ по обществознанию 2025: Работа с текстом. Аргументы

Задание 20 ЕГЭ по обществознанию проверяет умение приводить аргументы в поддержку или опровержение определенной точки зрения, содержащейся в тексте. Это четвертое и последнее задание из блока заданий по работе с текстом во второй части экзамена.

За это задание можно получить 3 балла. На решение дается около 10-12 минут. Уровень сложности: высокий. Средний процент выполнения: около 40%

Что требуется в задании

В задании 20 необходимо:

  1. Внимательно прочитать предложенный текст (тот же, что и в заданиях 17-19)
  2. Определить точку зрения, которую нужно поддержать или опровергнуть
  3. Сформулировать аргументы в поддержку или опровержение данной точки зрения
  4. Обосновать каждый аргумент, используя обществоведческие знания

Алгоритм выполнения задания

  1. Внимательно прочитайте текст и задание
    • Определите точку зрения, которую нужно аргументировать
    • Уясните, требуется ли поддержать или опровергнуть данную точку зрения
  2. Продумайте аргументы
    • Определите, какие теоретические положения можно использовать для аргументации
    • Подберите факты, примеры, статистические данные, подтверждающие ваши аргументы
    • Убедитесь, что аргументы логически связаны с точкой зрения
  3. Сформулируйте аргументы в виде развернутых предложений
    • Каждый аргумент должен содержать теоретическое положение и его обоснование
    • Используйте обществоведческие термины и понятия
    • Избегайте общих фраз и необоснованных утверждений
  4. Проверьте качество аргументации
    • Убедитесь, что аргументы действительно подтверждают или опровергают указанную точку зрения
    • Проверьте, что аргументы не противоречат друг другу
    • Убедитесь, что аргументы достаточно обоснованы

Типичные ошибки при выполнении задания

  1. Подмена аргументов примерами - аргумент должен содержать теоретическое положение, а не только пример
  2. Отсутствие обоснования аргументов - необходимо не только сформулировать аргумент, но и обосновать его
  3. Противоречие между аргументами - аргументы должны быть логически согласованы между собой
  4. Несоответствие аргументов точке зрения - аргументы должны непосредственно подтверждать или опровергать указанную точку зрения
  5. Использование общих фраз вместо конкретных аргументов - аргументы должны быть конкретными и содержательными

Примеры заданий с решениями

Текст:

"Демократия — это форма правления, при которой власть принадлежит народу. Однако в современных условиях прямая демократия, при которой все граждане непосредственно участвуют в принятии решений, практически невозможна в масштабах государства. Поэтому в большинстве стран реализуется представительная демократия, при которой граждане избирают своих представителей, которые от их имени принимают политические решения.

Представительная демократия имеет ряд преимуществ: она позволяет учитывать мнение граждан при принятии решений, обеспечивает легитимность власти, создает механизмы контроля над властью со стороны общества. Однако у нее есть и недостатки: возможность манипулирования общественным мнением, бюрократизация власти, отрыв избранных представителей от избирателей.

В последние десятилетия в развитых демократических странах наблюдается тенденция к сочетанию представительной демократии с элементами прямой демократии (референдумы, гражданские инициативы, общественные слушания и т.д.). Это позволяет компенсировать недостатки представительной демократии и более полно реализовать принцип народовластия."

Задание: Автор утверждает, что в современных условиях прямая демократия практически невозможна в масштабах государства. Используя обществоведческие знания, приведите три аргумента в подтверждение этой точки зрения.

Ответ:

1. В современных государствах с многомиллионным населением технически сложно обеспечить одновременное участие всех граждан в обсуждении и принятии решений по каждому вопросу. Даже с развитием информационных технологий организация голосования по всем вопросам государственного управления потребовала бы огромных ресурсов и создала бы значительную нагрузку на избирательную систему, что делает прямую демократию практически нереализуемой в масштабах крупного государства.

2. Большинство вопросов государственного управления требуют специальных знаний и компетенций в различных областях (экономика, право, международные отношения и т.д.), которыми обладают не все граждане. Принятие решений непосредственно всеми гражданами по сложным вопросам может привести к непрофессиональным решениям, основанным на эмоциях или недостаточной информированности, что снижает эффективность государственного управления и делает прямую демократию нецелесообразной в современных условиях.

3. Прямая демократия требует от граждан постоянного и активного участия в политической жизни, что противоречит принципу разделения труда в современном обществе. Большинство граждан заняты своей профессиональной деятельностью, семейными обязанностями и не имеют возможности уделять достаточно времени для изучения всех вопросов государственного управления и участия в их решении. Это делает прямую демократию нереалистичной формой правления в современных условиях, когда граждане делегируют полномочия по принятию политических решений своим представителям, чтобы сосредоточиться на других сферах жизни.

Текст:

"Глобализация — это процесс всемирной экономической, политической, культурной и религиозной интеграции и унификации. Глобализация характеризуется усилением взаимозависимости стран и народов, формированием единого мирового рынка, распространением информационных технологий, стандартизацией законодательства, экономических и технологических процессов.

Сторонники глобализации утверждают, что она способствует экономическому росту, распространению технологий и знаний, повышению уровня жизни в развивающихся странах, укреплению международного сотрудничества. Противники глобализации указывают на рост неравенства между странами и внутри стран, угрозу национальным культурам и идентичностям, экологические проблемы, связанные с деятельностью транснациональных корпораций.

В современном мире глобализация является объективным процессом, который невозможно остановить. Однако можно и нужно управлять этим процессом, минимизируя его негативные последствия и максимизируя позитивные эффекты."

Задание: Автор утверждает, что глобализация способствует экономическому росту. Используя обществоведческие знания, приведите три аргумента в подтверждение этой точки зрения.

Ответ:

1. Глобализация способствует экономическому росту через расширение международной торговли и снижение торговых барьеров. Согласно теории сравнительных преимуществ, страны специализируются на производстве тех товаров и услуг, в которых они имеют относительное преимущество, что приводит к более эффективному распределению ресурсов в мировом масштабе. Это повышает производительность труда, снижает издержки производства и стимулирует экономический рост как в развитых, так и в развивающихся странах. Например, вступление Китая в ВТО в 2001 году способствовало значительному росту его экономики благодаря расширению экспорта.

2. Глобализация стимулирует экономический рост через привлечение прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в развивающиеся страны. Транснациональные корпорации инвестируют в создание производств в странах с более низкими издержками, что приводит к созданию рабочих мест, передаче технологий и управленческого опыта, развитию инфраструктуры. Это способствует экономическому росту принимающих стран и повышению их конкурентоспособности на мировом рынке. Так, приток ПИИ в страны Юго-Восточной Азии (Сингапур, Малайзия, Таиланд) стал одним из ключевых факторов их быстрого экономического развития в последние десятилетия.

3. Глобализация способствует экономическому росту через распространение инноваций и технологий. В условиях глобализации новые технологии и знания быстрее распространяются между странами, что позволяет развивающимся странам использовать уже существующие инновации без необходимости их самостоятельной разработки. Это явление, известное как "преимущество отсталости", позволяет развивающимся странам сокращать технологический разрыв с развитыми странами и ускорять свой экономический рост. Например, быстрое распространение мобильных технологий в Африке позволило многим странам континента "перепрыгнуть" стадию развития стационарной телефонной связи и создать инновационные финансовые сервисы (например, M-Pesa в Кении), что стимулировало экономический рост в этих странах.

Рекомендации по выполнению задания

  1. Структурируйте аргументы
    • Каждый аргумент должен содержать теоретическое положение и его обоснование
    • Начинайте с формулировки основной мысли аргумента
    • Затем приводите обоснование, используя теоретические знания, факты, примеры
  2. Используйте обществоведческие термины и понятия
    • Демонстрируйте владение научной терминологией
    • Корректно применяйте обществоведческие понятия
    • Избегайте бытовых формулировок
  3. Приводите разнообразные аргументы
    • Рассматривайте проблему с разных сторон
    • Используйте аргументы из различных областей обществознания
    • Избегайте повторения одной и той же мысли в разных аргументах
  4. Обосновывайте аргументы
    • Подкрепляйте теоретические положения фактами, примерами, статистическими данными
    • Объясняйте причинно-следственные связи
    • Демонстрируйте логику рассуждений

Критерии оценивания

БаллыКритерии
3Приведены три корректных аргумента
2Приведены два корректных аргумента
1Приведен один корректный аргумент
0Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания; ИЛИ приведены некорректные аргументы; ИЛИ аргументы не приведены
Задание 20 ЕГЭ по обществознанию требует умения формулировать и обосновывать аргументы в поддержку или опровержение определенной точки зрения. Для успешного выполнения этого задания необходимо хорошо знать теоретический материал, уметь логически мыслить, устанавливать причинно-следственные связи и формулировать обоснованные суждения. Регулярная практика в аргументации различных точек зрения поможет развить эти навыки и успешно справиться с заданием на экзамене.

Задание 20 ЕГЭ: ПРАКТИКА

Закрепите теорию на практике! Попробуйте решить несколько вариантов задания 20.