Задание 22 ЕГЭ по обществознанию 2025: Задача по экономике

Задание 22 ЕГЭ по обществознанию представляет собой экономическую задачу, требующую применения теоретических знаний для анализа конкретной экономической ситуации и выполнения расчетов.

За это задание можно получить 4 балла. На решение дается около 10-15 минут. Уровень сложности: высокий. Средний процент выполнения: около 35%

Что требуется в задании

В задании 22 необходимо:

  1. Внимательно прочитать условие экономической задачи
  2. Определить, какие экономические понятия и формулы необходимо применить
  3. Выполнить необходимые расчеты
  4. Проанализировать полученные результаты
  5. Сформулировать ответы на поставленные вопросы

Типы экономических задач

В задании 22 могут встретиться следующие типы задач:

  1. Расчет издержек и прибыли - требуется рассчитать постоянные, переменные, общие издержки, выручку, прибыль
  2. Расчет производительности труда - требуется определить производительность труда, трудоемкость, факторы их изменения
  3. Расчет безработицы - требуется определить уровень безработицы, численность безработных, экономически активное население
  4. Расчет инфляции - требуется рассчитать уровень инфляции, индекс цен
  5. Расчет налогов - требуется определить сумму налога, налоговую базу, налоговую ставку
  6. Расчет банковских процентов - требуется рассчитать сумму вклада, процентный доход, эффективную ставку

Алгоритм выполнения задания

  1. Внимательно прочитайте условие задачи
    • Выделите известные данные
    • Определите, что требуется найти
    • Обратите внимание на единицы измерения
  2. Определите необходимые формулы
    • Вспомните формулы, связанные с данной экономической ситуацией
    • Запишите формулы, которые потребуются для решения
  3. Выполните расчеты
    • Подставьте известные данные в формулы
    • Выполните вычисления
    • Проверьте правильность расчетов
  4. Проанализируйте результаты
    • Оцените полученные результаты с точки зрения экономической теории
    • Сделайте выводы о экономической ситуации
  5. Сформулируйте ответы
    • Дайте четкие ответы на поставленные вопросы
    • Обоснуйте свои ответы, опираясь на расчеты

Типичные ошибки при выполнении задания

  1. Невнимательное чтение условия - необходимо внимательно читать условие и выделять все данные
  2. Неправильный выбор формул - необходимо точно определить, какие формулы нужно применить
  3. Ошибки в расчетах - необходимо внимательно выполнять вычисления и проверять результаты
  4. Неверная интерпретация результатов - необходимо правильно анализировать полученные результаты
  5. Отсутствие обоснования ответов - необходимо обосновывать свои ответы, опираясь на расчеты и экономическую теорию

Примеры заданий с решениями

Задание:

Фирма "Альфа" производит столы. В таблице представлены данные о количестве произведенных столов и издержках производства:

Количество столов (шт.)Общие издержки (тыс. руб.)
020
135
245
360
480
5105

Рыночная цена одного стола составляет 25 тыс. руб.

Выполните следующие задания:

  1. Определите постоянные издержки фирмы.
  2. Рассчитайте переменные издержки на производство 4 столов.
  3. Определите, какое количество столов следует производить фирме для получения максимальной прибыли. Обоснуйте свой ответ расчетами.
  4. Как изменится решение фирмы, если рыночная цена снизится до 20 тыс. руб.? Обоснуйте свой ответ расчетами.

Решение:

1. Постоянные издержки (FC) - это издержки, которые не зависят от объема производства. Они равны общим издержкам при нулевом объеме производства. Из таблицы видно, что при производстве 0 столов общие издержки составляют 20 тыс. руб. Следовательно, постоянные издержки фирмы равны 20 тыс. руб.

2. Переменные издержки (VC) - это издержки, которые зависят от объема производства. Они равны разнице между общими издержками (TC) и постоянными издержками (FC):

VC = TC - FC

При производстве 4 столов общие издержки составляют 80 тыс. руб. Следовательно, переменные издержки на производство 4 столов равны:

VC = 80 - 20 = 60 тыс. руб.

3. Для определения количества столов, которое следует производить фирме для получения максимальной прибыли, необходимо рассчитать прибыль при каждом объеме производства и выбрать максимальное значение.

Прибыль (P) равна разнице между выручкой (TR) и общими издержками (TC):

P = TR - TC

Выручка равна произведению цены (P) на количество (Q):

TR = P × Q

Рассчитаем прибыль при каждом объеме производства:

При Q = 0: P = 0 - 20 = -20 тыс. руб.

При Q = 1: P = 25 × 1 - 35 = 25 - 35 = -10 тыс. руб.

При Q = 2: P = 25 × 2 - 45 = 50 - 45 = 5 тыс. руб.

При Q = 3: P = 25 × 3 - 60 = 75 - 60 = 15 тыс. руб.

При Q = 4: P = 25 × 4 - 80 = 100 - 80 = 20 тыс. руб.

При Q = 5: P = 25 × 5 - 105 = 125 - 105 = 20 тыс. руб.

Максимальная прибыль составляет 20 тыс. руб. и достигается при производстве 4 или 5 столов. Поскольку прибыль одинакова, фирме безразлично, производить 4 или 5 столов. Однако, учитывая принцип минимизации затрат, фирме выгоднее производить 4 стола, так как при этом общие издержки меньше.

4. Если рыночная цена снизится до 20 тыс. руб., необходимо пересчитать прибыль при каждом объеме производства:

При Q = 0: P = 0 - 20 = -20 тыс. руб.

При Q = 1: P = 20 × 1 - 35 = 20 - 35 = -15 тыс. руб.

При Q = 2: P = 20 × 2 - 45 = 40 - 45 = -5 тыс. руб.

При Q = 3: P = 20 × 3 - 60 = 60 - 60 = 0 тыс. руб.

При Q = 4: P = 20 × 4 - 80 = 80 - 80 = 0 тыс. руб.

При Q = 5: P = 20 × 5 - 105 = 100 - 105 = -5 тыс. руб.

При цене 20 тыс. руб. максимальная прибыль равна 0 и достигается при производстве 3 или 4 столов. Фирме безразлично, производить 3 или 4 стола, так как прибыль одинакова. Однако, учитывая принцип минимизации затрат, фирме выгоднее производить 3 стола, так как при этом общие издержки меньше.

Задание:

В стране Z численность населения составляет 100 млн человек, из них 25 млн человек — дети до 16 лет и люди, находящиеся в психиатрических больницах и исправительных учреждениях, 30 млн человек выбыли из состава рабочей силы, 4 млн человек — безработные, 1 млн человек — работники, занятые неполный рабочий день и ищущие работу.

Выполните следующие задания:

  1. Определите численность рабочей силы в стране Z.
  2. Рассчитайте уровень безработицы в стране Z.
  3. Определите численность занятых в стране Z.
  4. Как изменится уровень безработицы, если 1 млн человек из числа безработных прекратят поиски работы и выбудут из состава рабочей силы? Обоснуйте свой ответ расчетами.

Решение:

1. Численность рабочей силы (РС) - это сумма занятых (З) и безработных (Б):

РС = З + Б

Для определения численности рабочей силы можно использовать данные о численности населения и исключить из него детей до 16 лет, людей, находящихся в психиатрических больницах и исправительных учреждениях, а также людей, выбывших из состава рабочей силы:

РС = 100 - 25 - 30 = 45 млн человек

2. Уровень безработицы (УБ) - это отношение численности безработных (Б) к численности рабочей силы (РС), выраженное в процентах:

УБ = (Б / РС) × 100%

Численность безработных составляет 4 млн человек. Работники, занятые неполный рабочий день и ищущие работу (1 млн человек), также считаются безработными. Следовательно, общая численность безработных равна 4 + 1 = 5 млн человек.

Уровень безработицы равен:

УБ = (5 / 45) × 100% = 11,11%

3. Численность занятых (З) равна разнице между численностью рабочей силы (РС) и численностью безработных (Б):

З = РС - Б = 45 - 5 = 40 млн человек

4. Если 1 млн человек из числа безработных прекратят поиски работы и выбудут из состава рабочей силы, то:

- Численность безработных уменьшится на 1 млн человек и составит 5 - 1 = 4 млн человек

- Численность рабочей силы также уменьшится на 1 млн человек и составит 45 - 1 = 44 млн человек

Новый уровень безработицы будет равен:

УБ = (4 / 44) × 100% = 9,09%

Таким образом, уровень безработицы снизится с 11,11% до 9,09%, то есть на 2,02 процентных пункта. Это происходит потому, что люди, прекратившие поиски работы, выбывают из состава рабочей силы и не учитываются при расчете уровня безработицы, что создает иллюзию улучшения ситуации на рынке труда, хотя фактически число людей без работы не изменилось.

Основные формулы для решения экономических задач

Издержки и прибыль

Безработица

Инфляция

Банковские проценты

Рекомендации по выполнению задания

  1. Внимательно читайте условие задачи
    • Выделяйте все данные, которые могут потребоваться для решения
    • Обращайте внимание на единицы измерения
    • Определите, что именно требуется найти
  2. Записывайте формулы и промежуточные расчеты
    • Запишите все формулы, которые вы используете
    • Показывайте все промежуточные расчеты
    • Это поможет избежать ошибок и получить частичные баллы даже при неверном конечном результате
  3. Проверяйте результаты
    • Оцените, насколько полученный результат соответствует здравому смыслу
    • Проверьте, не противоречат ли полученные результаты друг другу
    • При наличии времени, решите задачу другим способом для проверки
  4. Обосновывайте ответы
    • Объясняйте, почему вы пришли к тому или иному выводу
    • Подкрепляйте свои выводы расчетами
    • Используйте экономические термины и понятия

Критерии оценивания

БаллыКритерии
4Правильно выполнены все четыре задания
3Правильно выполнены любые три задания
2Правильно выполнены любые два задания
1Правильно выполнено любое одно задание
0Все элементы ответа записаны неверно
Задание 22 ЕГЭ по обществознанию требует умения применять экономические знания для анализа конкретных ситуаций и выполнения расчетов. Для успешного выполнения этого задания необходимо хорошо знать экономические формулы, уметь анализировать экономические данные и делать обоснованные выводы. Регулярная практика решения экономических задач поможет развить эти навыки и успешно справиться с заданием на экзамене.

Задание 22 ЕГЭ: ПРАКТИКА

Закрепите теорию на практике! Попробуйте решить несколько вариантов задания 22.