Человек и общество. Классификация
Описание задания
Задание 3 ЕГЭ по обществознанию представляет собой задание на установление соответствия между элементами двух множеств по теме «Человек и общество. Классификация». В задании требуется соотнести элементы из первого столбца с элементами из второго столбца.
За это задание можно получить 1 балл. На решение дается около 7 минут. Уровень сложности: базовый.
Средний процент выполнения: 76.9%
Ответом к заданию 3 является последовательность цифр, чисел или слов. Порядок записи имеет значение.
Основные темы задания
Задание 3 охватывает следующие темы, связанные с человеком и обществом:
1. Человек как биосоциальное существо
- Биологические и социальные качества человека
- Личность, индивид, индивидуальность
- Потребности и способности человека
2. Социальные институты
- Семья и её функции
- Образование и его роль
- Религия и её функции
- Экономические институты
3. Глобальные проблемы современности
- Экологические проблемы
- Демографические проблемы
- Проблемы войны и мира
- Проблемы развития культуры
4. Познание и его формы
- Чувственное и рациональное познание
- Научное и ненаучное познание
- Истина и её критерии
- Интуиция как форма познания
5. Духовная сфера общества
- Элементы духовной сферы (наука, искусство, религия)
- Формы и разновидности культуры
- Мораль и нравственность
- Мировоззрение и его типы
Структура задания
Задание 3 имеет следующую структуру:
1. Инструкция
"Установите соответствие между [элементами первого множества] и [элементами второго множества]: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца."
2. Таблица с двумя столбцами
- В первом столбце приводятся примеры, характеристики, проявления
- Во втором столбце приводятся категории, типы, виды, к которым нужно отнести элементы из первого столбца
3. Требование к ответу
"Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами."
Алгоритм выполнения задания
- Внимательно прочитайте условие задания
- Определите тему, к которой относится задание
- Обратите внимание на формулировку "установите соответствие"
- Проанализируйте элементы первого столбца
- Определите, к какой категории относится каждый элемент
- Вспомните теоретические положения по данной теме
- Проанализируйте элементы второго столбца
- Определите, какие категории представлены
- Убедитесь, что вы понимаете значение каждой категории
- Установите соответствие
- Для каждого элемента из первого столбца найдите соответствующую категорию из второго столбца
- Проверьте, что каждый элемент соотнесен с категорией правильно
- Запишите ответ
- Запишите цифры, соответствующие выбранным категориям, под буквами элементов первого столбца
- Проверьте правильность записи ответа
Ключевые теоретические положения
Человек как биосоциальное существо
Биологические и социальные качества человека
| Биологические качества человека |
Социальные качества человека |
- Анатомо-физиологические особенности (строение тела, работа внутренних органов)
- Генетически обусловленные характеристики (цвет глаз, группа крови)
- Инстинкты и рефлексы
- Темперамент (флегматик, холерик, сангвиник, меланхолик)
- Физическое здоровье и телосложение
|
- Речь и мышление
- Нравственные качества (доброта, честность, ответственность)
- Социальный статус и роли
- Образование и профессиональные навыки
- Мировоззрение и ценности
|
Личность, индивид, индивидуальность
- Индивид – отдельно взятый представитель человеческого рода, носитель биологических характеристик.
- Личность – социальная характеристика человека, совокупность социально значимых качеств, приобретенных в процессе социализации.
- Индивидуальность – неповторимое своеобразие человека, совокупность только ему присущих особенностей.
Социальные институты и их функции
Семья и её функции
Функции семьи:
- Репродуктивная – воспроизводство населения
- Воспитательная – социализация молодого поколения, передача ценностей и традиций
- Хозяйственно-бытовая – ведение домашнего хозяйства, распределение обязанностей
- Экономическая – материальное обеспечение, формирование и расходование семейного бюджета
- Рекреационная – организация досуга, восстановление физических и моральных сил
- Эмоциональная – психологическая поддержка, создание благоприятного психологического климата
Образование и его функции
Функции образования:
- Социализация – передача знаний, ценностей, норм поведения
- Профессиональная подготовка – формирование профессиональных навыков и компетенций
- Развитие личности – формирование интеллектуальных и творческих способностей
- Социальная мобильность – возможность изменения социального статуса
- Интеграция в общество – формирование общих ценностей и норм
Глобальные проблемы современности
| Тип проблемы |
Примеры |
| Экологические проблемы |
- Загрязнение окружающей среды
- Истощение природных ресурсов
- Изменение климата
- Сокращение биоразнообразия
|
| Социальные проблемы |
- Бедность и неравенство
- Голод и недоедание
- Эпидемии и пандемии
- Нарушение прав человека
|
| Экономические проблемы |
- Экономическая отсталость развивающихся стран
- Неравномерность экономического развития
- Энергетический кризис
- Проблемы международной торговли
|
| Духовные проблемы |
- Утрата культурного наследия
- Кризис нравственности
- Потеря традиционных ценностей
- Унификация культуры
|
Познание и его формы
Чувственное и рациональное познание
| Чувственное познание |
Рациональное познание |
- Ощущение – отражение отдельных свойств предметов и явлений
- Восприятие – целостное отражение предметов и явлений
- Представление – образ предмета, сохраняющийся в сознании после прекращения воздействия
|
- Понятие – мысль, отражающая общие и существенные признаки предметов
- Суждение – мысль, утверждающая или отрицающая что-либо о предмете
- Умозаключение – процесс получения нового знания из имеющихся суждений
|
Интуиция – способность постижения истины путем прямого ее усмотрения без обоснования с помощью доказательств.
Духовная сфера общества
Элементы духовной сферы
| Элемент |
Характеристики |
| Наука |
- Систематизированное знание
- Рациональность и доказательность
- Стремление к объективности
- Использование специальных методов исследования
|
| Искусство |
- Образное отражение действительности
- Эмоциональное воздействие
- Субъективность восприятия
- Эстетическая функция
|
| Религия |
- Вера в сверхъестественное
- Культовая практика
- Религиозные организации
- Система нравственных норм
|
Примеры заданий с решениями
Пример 1
Установите соответствие между примерами и видами качеств человека: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ:
А) Андрей по типу темперамента является флегматиком
Б) Анна не пользуется авторитетом в классе
В) Олег — хвастливый и ленивый мальчик
Г) Катя с детства отличается вспыльчивостью и нервозностью
Д) Игорь отличается от своих одноклассников крепким здоровьем и атлетическим телосложением
ВИДЫ КАЧЕСТВ ЧЕЛОВЕКА:
1) биологические
2) социальные
Решение:
- А) Темперамент является врожденной психофизиологической характеристикой, поэтому это биологическое качество. Ответ: 1.
- Б) Авторитет в классе – это социальная характеристика, связанная с положением человека в группе. Ответ: 2.
- В) Хвастливость и лень – это черты характера, формирующиеся в процессе социализации. Ответ: 2.
- Г) Вспыльчивость и нервозность связаны с типом нервной системы, что является биологической характеристикой. Ответ: 1.
- Д) Здоровье и телосложение – это биологические характеристики человека. Ответ: 1.
Ответ: 12211
Пример 2
Установите соответствие между функциями семьи и их проявлениями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРОЯВЛЕНИЯ:
А) распределение семейных обязанностей
Б) совместное проведение досуга
В) планирование семейного бюджета
Г) передача традиций и ценностей
Д) снятие психологических нагрузок
ФУНКЦИИ СЕМЬИ:
1) хозяйственно-бытовая
2) рекреационная
3) воспитательная
Решение:
- А) Распределение семейных обязанностей относится к хозяйственно-бытовой функции семьи. Ответ: 1.
- Б) Совместное проведение досуга – это проявление рекреационной функции семьи. Ответ: 2.
- В) Планирование семейного бюджета – это часть хозяйственно-бытовой функции. Ответ: 1.
- Г) Передача традиций и ценностей – это проявление воспитательной функции семьи. Ответ: 3.
- Д) Снятие психологических нагрузок относится к рекреационной функции. Ответ: 2.
Ответ: 12132
Пример 3
Установите соответствие между основными видами познания и их чертами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ЧЕРТЫ ПОЗНАНИЯ:
А) неполная осознанность
Б) основано на понятиях
В) отражение внешних свойств предметов
Г) установление сущности предметов и явлений
Д) неожиданность проявления знания
ВИДЫ ПОЗНАНИЯ:
1) чувственное
2) рациональное
3) интуиция
Решение:
- А) Неполная осознанность характерна для интуитивного познания. Ответ: 3.
- Б) Использование понятий – это черта рационального познания. Ответ: 2.
- В) Отражение внешних свойств предметов происходит на уровне чувственного познания. Ответ: 1.
- Г) Установление сущности предметов и явлений – это задача рационального познания. Ответ: 2.
- Д) Неожиданность проявления знания характерна для интуиции. Ответ: 3.
Ответ: 32123
Типичные ошибки при выполнении задания
- Невнимательное прочтение условия задания
- Непонимание того, что нужно установить соответствие между элементами
- Путаница в том, что именно требуется соотнести
- Недостаточное знание теоретического материала
- Неполное понимание основных понятий и их взаимосвязей
- Смешение близких, но различных понятий
- Ошибки в определении категорий
- Неверное отнесение элемента к категории
- Смешение биологических и социальных качеств человека
- Ошибки при записи ответа
- Нарушение порядка записи цифр
- Запись букв вместо цифр или наоборот
Рекомендации по выполнению задания
- Тщательно изучите теоретический материал
- Особое внимание уделите темам "Человек и общество", "Социальные институты", "Познание"
- Запомните основные классификации и их характеристики
- Анализируйте каждый элемент отдельно
- Определите ключевые признаки каждого элемента
- Соотнесите эти признаки с категориями из второго столбца
- Используйте метод исключения
- Если вы не уверены в принадлежности элемента к категории, попробуйте исключить заведомо неподходящие варианты
- Проверяйте свой ответ
- Перепроверьте соответствие каждого элемента выбранной категории
- Убедитесь, что вы записали ответ в правильном формате и порядке
Заключение
Задание 3 ЕГЭ по обществознанию проверяет умение классифицировать различные явления и процессы, связанные с человеком и обществом. Для успешного выполнения этого задания необходимо хорошо знать основные теоретические положения по темам "Человек как биосоциальное существо", "Социальные институты", "Познание и его формы", "Духовная сфера общества" и уметь соотносить конкретные примеры с общими категориями. Важно также внимательно читать условие задания и правильно записывать ответ.