Человек и общество. Классификация

Описание задания

Задание 3 ЕГЭ по обществознанию представляет собой задание на установление соответствия между элементами двух множеств по теме «Человек и общество. Классификация». В задании требуется соотнести элементы из первого столбца с элементами из второго столбца.

За это задание можно получить 1 балл. На решение дается около 7 минут. Уровень сложности: базовый.

Средний процент выполнения: 76.9%

Ответом к заданию 3 является последовательность цифр, чисел или слов. Порядок записи имеет значение.

Основные темы задания

Задание 3 охватывает следующие темы, связанные с человеком и обществом:

1. Человек как биосоциальное существо

2. Социальные институты

3. Глобальные проблемы современности

4. Познание и его формы

5. Духовная сфера общества

Структура задания

Задание 3 имеет следующую структуру:

1. Инструкция

"Установите соответствие между [элементами первого множества] и [элементами второго множества]: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца."

2. Таблица с двумя столбцами

3. Требование к ответу

"Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами."

Алгоритм выполнения задания

  1. Внимательно прочитайте условие задания
    • Определите тему, к которой относится задание
    • Обратите внимание на формулировку "установите соответствие"
  2. Проанализируйте элементы первого столбца
    • Определите, к какой категории относится каждый элемент
    • Вспомните теоретические положения по данной теме
  3. Проанализируйте элементы второго столбца
    • Определите, какие категории представлены
    • Убедитесь, что вы понимаете значение каждой категории
  4. Установите соответствие
    • Для каждого элемента из первого столбца найдите соответствующую категорию из второго столбца
    • Проверьте, что каждый элемент соотнесен с категорией правильно
  5. Запишите ответ
    • Запишите цифры, соответствующие выбранным категориям, под буквами элементов первого столбца
    • Проверьте правильность записи ответа

Ключевые теоретические положения

Человек как биосоциальное существо

Биологические и социальные качества человека

Биологические качества человека Социальные качества человека
  • Анатомо-физиологические особенности (строение тела, работа внутренних органов)
  • Генетически обусловленные характеристики (цвет глаз, группа крови)
  • Инстинкты и рефлексы
  • Темперамент (флегматик, холерик, сангвиник, меланхолик)
  • Физическое здоровье и телосложение
  • Речь и мышление
  • Нравственные качества (доброта, честность, ответственность)
  • Социальный статус и роли
  • Образование и профессиональные навыки
  • Мировоззрение и ценности

Личность, индивид, индивидуальность

Социальные институты и их функции

Семья и её функции

Функции семьи:

  1. Репродуктивная – воспроизводство населения
  2. Воспитательная – социализация молодого поколения, передача ценностей и традиций
  3. Хозяйственно-бытовая – ведение домашнего хозяйства, распределение обязанностей
  4. Экономическая – материальное обеспечение, формирование и расходование семейного бюджета
  5. Рекреационная – организация досуга, восстановление физических и моральных сил
  6. Эмоциональная – психологическая поддержка, создание благоприятного психологического климата

Образование и его функции

Функции образования:

  1. Социализация – передача знаний, ценностей, норм поведения
  2. Профессиональная подготовка – формирование профессиональных навыков и компетенций
  3. Развитие личности – формирование интеллектуальных и творческих способностей
  4. Социальная мобильность – возможность изменения социального статуса
  5. Интеграция в общество – формирование общих ценностей и норм

Глобальные проблемы современности

Тип проблемы Примеры
Экологические проблемы
  • Загрязнение окружающей среды
  • Истощение природных ресурсов
  • Изменение климата
  • Сокращение биоразнообразия
Социальные проблемы
  • Бедность и неравенство
  • Голод и недоедание
  • Эпидемии и пандемии
  • Нарушение прав человека
Экономические проблемы
  • Экономическая отсталость развивающихся стран
  • Неравномерность экономического развития
  • Энергетический кризис
  • Проблемы международной торговли
Духовные проблемы
  • Утрата культурного наследия
  • Кризис нравственности
  • Потеря традиционных ценностей
  • Унификация культуры

Познание и его формы

Чувственное и рациональное познание

Чувственное познание Рациональное познание
  • Ощущение – отражение отдельных свойств предметов и явлений
  • Восприятие – целостное отражение предметов и явлений
  • Представление – образ предмета, сохраняющийся в сознании после прекращения воздействия
  • Понятие – мысль, отражающая общие и существенные признаки предметов
  • Суждение – мысль, утверждающая или отрицающая что-либо о предмете
  • Умозаключение – процесс получения нового знания из имеющихся суждений

Интуиция – способность постижения истины путем прямого ее усмотрения без обоснования с помощью доказательств.

Духовная сфера общества

Элементы духовной сферы

Элемент Характеристики
Наука
  • Систематизированное знание
  • Рациональность и доказательность
  • Стремление к объективности
  • Использование специальных методов исследования
Искусство
  • Образное отражение действительности
  • Эмоциональное воздействие
  • Субъективность восприятия
  • Эстетическая функция
Религия
  • Вера в сверхъестественное
  • Культовая практика
  • Религиозные организации
  • Система нравственных норм

Примеры заданий с решениями

Пример 1

Установите соответствие между примерами и видами качеств человека: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИМЕРЫ:

А) Андрей по типу темперамента является флегматиком
Б) Анна не пользуется авторитетом в классе
В) Олег — хвастливый и ленивый мальчик
Г) Катя с детства отличается вспыльчивостью и нервозностью
Д) Игорь отличается от своих одноклассников крепким здоровьем и атлетическим телосложением

ВИДЫ КАЧЕСТВ ЧЕЛОВЕКА:

1) биологические
2) социальные

Решение:

Ответ: 12211

Пример 2

Установите соответствие между функциями семьи и их проявлениями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРОЯВЛЕНИЯ:

А) распределение семейных обязанностей
Б) совместное проведение досуга
В) планирование семейного бюджета
Г) передача традиций и ценностей
Д) снятие психологических нагрузок

ФУНКЦИИ СЕМЬИ:

1) хозяйственно-бытовая
2) рекреационная
3) воспитательная

Решение:

Ответ: 12132

Пример 3

Установите соответствие между основными видами познания и их чертами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ЧЕРТЫ ПОЗНАНИЯ:

А) неполная осознанность
Б) основано на понятиях
В) отражение внешних свойств предметов
Г) установление сущности предметов и явлений
Д) неожиданность проявления знания

ВИДЫ ПОЗНАНИЯ:

1) чувственное
2) рациональное
3) интуиция

Решение:

Ответ: 32123

Типичные ошибки при выполнении задания

  1. Невнимательное прочтение условия задания
    • Непонимание того, что нужно установить соответствие между элементами
    • Путаница в том, что именно требуется соотнести
  2. Недостаточное знание теоретического материала
    • Неполное понимание основных понятий и их взаимосвязей
    • Смешение близких, но различных понятий
  3. Ошибки в определении категорий
    • Неверное отнесение элемента к категории
    • Смешение биологических и социальных качеств человека
  4. Ошибки при записи ответа
    • Нарушение порядка записи цифр
    • Запись букв вместо цифр или наоборот

Рекомендации по выполнению задания

  1. Тщательно изучите теоретический материал
    • Особое внимание уделите темам "Человек и общество", "Социальные институты", "Познание"
    • Запомните основные классификации и их характеристики
  2. Анализируйте каждый элемент отдельно
    • Определите ключевые признаки каждого элемента
    • Соотнесите эти признаки с категориями из второго столбца
  3. Используйте метод исключения
    • Если вы не уверены в принадлежности элемента к категории, попробуйте исключить заведомо неподходящие варианты
  4. Проверяйте свой ответ
    • Перепроверьте соответствие каждого элемента выбранной категории
    • Убедитесь, что вы записали ответ в правильном формате и порядке

Заключение

Задание 3 ЕГЭ по обществознанию проверяет умение классифицировать различные явления и процессы, связанные с человеком и обществом. Для успешного выполнения этого задания необходимо хорошо знать основные теоретические положения по темам "Человек как биосоциальное существо", "Социальные институты", "Познание и его формы", "Духовная сфера общества" и уметь соотносить конкретные примеры с общими категориями. Важно также внимательно читать условие задания и правильно записывать ответ.