Человек и общество. Выбор из списка
Описание задания
Задание 4 ЕГЭ по обществознанию относится к теме «Человек и общество» и требует выбора верных суждений или характеристик из предложенного списка. За это задание можно получить 2 балла. На решение дается около 7 минут. Уровень сложности: повышенный.
Средний процент выполнения: 75.9%
Ответом к заданию 4 является последовательность цифр, чисел или слов. Порядок записи имеет значение.
Особенность задания в том, что правильных ответов может быть от одного до всех предложенных вариантов, что требует внимательного анализа каждого суждения.
Основные темы задания
Задание 4 охватывает следующие аспекты темы «Человек и общество»:
1. Типы обществ и их признаки
| Тип общества |
Основные признаки |
| Традиционное общество |
- Экономика основана на сельском хозяйстве и примитивном ремесле
- Преобладают экстенсивные методы развития
- Стабильная социальная структура (кастовая или сословная)
- Основной регулятор поведения — традиции, обычаи, религиозные нормы
- Низкая социальная мобильность
- Авторитарный тип власти
|
| Индустриальное общество |
- Экономика основана на промышленности
- Классовая стратификация общества
- Высокий уровень социальной мобильности
- Урбанизация (рост городов)
- Становление гражданского общества
- Оформление основных прав и свобод граждан
|
| Постиндустриальное (информационное) общество |
- Преобладание сферы услуг над производством
- Информация и знания — главный ресурс
- Высокие технологии и наукоемкие производства
- Профессиональная стратификация общества
- Глобализация экономики и культуры
- Развитие сетевых структур
|
2. Виды культуры и их характеристики
| Вид культуры |
Основные характеристики |
| Народная культура |
- Создается анонимными творцами
- Передается из поколения в поколение
- Отражает традиции и обычаи народа
- Ограничена рамками языковой народно-бытовой культуры
- Включает фольклор, обряды, ремесла
- Не имеет коммерческой направленности
|
| Элитарная культура |
- Создается профессиональными творцами
- Сложна по содержанию и форме
- Ориентирована на узкий круг образованных людей
- Цель — самовыражение автора
- Не имеет коммерческой направленности
- Часто опережает своё время, экспериментальна
|
| Массовая культура |
- Ориентирована на коммерческий успех
- Доступна и понятна большинству
- Распространяется через СМИ
- Стандартизирована и унифицирована
- Развлекательная направленность
- Быстро устаревает и обновляется
|
3. Биологическое и социальное в человеке
| Биологические качества человека |
Социальные качества человека |
- Анатомо-физиологические особенности
- Генетически обусловленные характеристики (цвет глаз, группа крови)
- Инстинкты и рефлексы
- Темперамент
- Потребности в пище, воде, сне
- Физическое здоровье и телосложение
|
- Речь и мышление
- Нравственные качества (доброта, честность)
- Социальный статус и роли
- Образование и профессиональные навыки
- Мировоззрение и ценности
- Стремление к профессиональному успеху
|
4. Глобальные проблемы современности
Глобальные проблемы — это проблемы, которые:
- Затрагивают интересы всего человечества
- Угрожают существованию цивилизации
- Требуют для своего решения объединенных усилий всех государств
| Тип глобальной проблемы |
Примеры |
| Экологические проблемы |
- Загрязнение окружающей среды
- Глобальное потепление
- Истощение природных ресурсов
- Сокращение биоразнообразия
|
| Демографические проблемы |
- Быстрый рост населения в странах третьего мира
- Старение населения в развитых странах
- Высокий уровень детской смертности
- Неконтролируемая миграция
|
| Проблемы войны и мира |
- Угроза ядерной войны
- Международный терроризм
- Локальные конфликты
- Распространение оружия массового поражения
|
| Социально-экономические проблемы |
- Бедность и неравенство
- Голод и недоедание
- Экономическая отсталость развивающихся стран
- Энергетический кризис
|
Алгоритм выполнения задания
- Внимательно прочитайте условие задания
- Определите, о каком явлении или процессе идет речь
- Обратите внимание на формулировку "выберите верные суждения"
- Проанализируйте каждое суждение отдельно
- Определите, соответствует ли оно теоретическим положениям
- Проверьте, не содержит ли оно фактических ошибок
- Отметьте верные суждения
- Выпишите номера верных суждений
- Проверьте, не пропустили ли вы какое-либо верное суждение
- Запишите ответ
- Запишите цифры, соответствующие верным суждениям, в порядке возрастания
- Проверьте правильность записи ответа
Примеры заданий с решениями
Пример 1: Типы обществ
В стране Z крупные промышленные предприятия являются основой экономики. Какие иные признаки свидетельствуют о том, что страна Z развивается как индустриальное общество? Запишите цифры, под которыми они указаны.
- классовая стратификация общества
- высокий уровень социальной мобильности
- общество стратифицировано по профессиональной принадлежности, уровню образования
- преобладает сфера услуг
- основным регулятором поведения людей в обществе являются нормы обычаев и религиозные нормы
- происходит становление гражданского общества, оформляются основные права и свободы граждан
Решение:
- Признак 1 (классовая стратификация общества) характерен для индустриального общества. Ответ: да.
- Признак 2 (высокий уровень социальной мобильности) характерен для индустриального общества. Ответ: да.
- Признак 3 (стратификация по профессиональной принадлежности, уровню образования) характерен для постиндустриального общества. Ответ: нет.
- Признак 4 (преобладание сферы услуг) характерен для постиндустриального общества. Ответ: нет.
- Признак 5 (нормы обычаев и религиозные нормы как основной регулятор поведения) характерен для традиционного общества. Ответ: нет.
- Признак 6 (становление гражданского общества, оформление прав и свобод) характерен для индустриального общества. Ответ: да.
Ответ: 126
Пример 2: Виды культуры
Художественное произведение обладает ярким национальным колоритом. Выберите положения, позволяющие сделать вывод о том, что произведение относится к элитарной культуре, и запишите цифры, под которыми они указаны.
- автор произведения — народ
- цель создания произведения — получение прибыли
- произведение имеет научно-популярный характер
- произведение исполняется профессиональными музыкантами и транслируется по телевизионным каналам
- произведение является сложным по содержанию
- цель создания произведения — безграничное самовыражение автора
Решение:
- Признак 1 (автор — народ) характерен для народной культуры, а не для элитарной. Ответ: нет.
- Признак 2 (цель — получение прибыли) характерен для массовой культуры, а не для элитарной. Ответ: нет.
- Признак 3 (научно-популярный характер) не является характеристикой элитарной культуры. Ответ: нет.
- Признак 4 (исполнение профессионалами и трансляция по ТВ) может относиться как к элитарной, так и к массовой культуре, но сам по себе не является определяющим признаком элитарной культуры. Ответ: нет.
- Признак 5 (сложность по содержанию) характерен для элитарной культуры. Ответ: да.
- Признак 6 (цель — самовыражение автора) характерен для элитарной культуры. Ответ: да.
Ответ: 56
Пример 3: Биологическое и социальное в человеке
Выберите верные суждения о человеке и запишите цифры, под которыми они указаны.
- Последовательность основных стадий жизни человека, при которой детство сменяется зрелостью, а затем наступает старость, биологически обусловлена.
- Становление человека как личности происходит только в процессе получения образования.
- Человек как социальное существо обладает способностью к творческой деятельности.
- Человек наследует моральные ценности, также как задатки к определённым видам деятельности.
- Биологическая природа человека проявляется в наличии у него инстинктов и рефлексов.
Решение:
- Суждение 1 верно, так как последовательность основных стадий жизни человека действительно биологически обусловлена. Ответ: да.
- Суждение 2 неверно, так как становление человека как личности происходит не только в процессе получения образования, но и в процессе социализации в целом (семья, общение со сверстниками, трудовая деятельность и т.д.). Ответ: нет.
- Суждение 3 верно, так как способность к творческой деятельности — это социальное качество человека. Ответ: да.
- Суждение 4 неверно, так как моральные ценности не наследуются биологически, а приобретаются в процессе социализации. Ответ: нет.
- Суждение 5 верно, так как наличие инстинктов и рефлексов — это проявление биологической природы человека. Ответ: да.
Ответ: 135
Пример 4: Глобальные проблемы
Студенты на семинарском занятии рассматривали демографическую проблему. Один из студентов назвал ряд положений, характерных для демографической проблемы. Запишите цифры, под которыми они указаны.
- изменение количества возрастного состава населения в сторону увеличения нетрудоспособных граждан
- продовольственная проблема
- быстрый рост населения в странах третьего мира
- разрыв в уровне жизни населения разных стран
- распространение экстремистских идеологий по всему миру
- высокий уровень детской смертности в странах третьего мира
Решение:
- Положение 1 (увеличение нетрудоспособных граждан) относится к демографической проблеме, связанной со старением населения. Ответ: да.
- Положение 2 (продовольственная проблема) не является демографической проблемой, хотя и связана с ней. Ответ: нет.
- Положение 3 (быстрый рост населения в странах третьего мира) относится к демографической проблеме. Ответ: да.
- Положение 4 (разрыв в уровне жизни) относится к социально-экономическим проблемам, а не к демографическим. Ответ: нет.
- Положение 5 (распространение экстремистских идеологий) не относится к демографическим проблемам. Ответ: нет.
- Положение 6 (высокий уровень детской смертности) относится к демографической проблеме. Ответ: да.
Ответ: 136
Типичные ошибки при выполнении задания
- Невнимательное прочтение условия задания
- Непонимание того, какие именно признаки или характеристики нужно выбрать
- Путаница в том, что именно требуется найти (верные или неверные суждения)
- Недостаточное знание теоретического материала
- Неполное понимание признаков различных типов обществ
- Смешение характеристик различных видов культуры
- Путаница между биологическими и социальными качествами человека
- Ошибки в анализе суждений
- Неверная оценка истинности суждения
- Невнимательность к формулировкам, содержащим отрицание
- Ошибки при записи ответа
- Запись цифр не в порядке возрастания
- Пропуск верных суждений
Рекомендации по выполнению задания
- Тщательно изучите теоретический материал
- Особое внимание уделите признакам различных типов обществ
- Запомните характеристики различных видов культуры
- Четко разграничивайте биологические и социальные качества человека
- Изучите классификацию глобальных проблем
- Анализируйте каждое суждение отдельно
- Определите ключевые слова в суждении
- Соотнесите суждение с теоретическими положениями
- Обратите внимание на формулировки, содержащие отрицание
- Используйте метод исключения
- Если вы не уверены в истинности суждения, попробуйте найти в нем противоречия или фактические ошибки
- Проверяйте свой ответ
- Убедитесь, что вы выбрали все верные суждения
- Проверьте, что цифры записаны в порядке возрастания
Заключение
Задание 4 ЕГЭ по обществознанию проверяет знание основных теоретических положений по теме «Человек и общество» и умение применять их к конкретным ситуациям. Для успешного выполнения этого задания необходимо хорошо знать признаки различных типов обществ, характеристики различных видов культуры, биологические и социальные качества человека, а также классификацию глобальных проблем. Важно также внимательно читать условие задания и анализировать каждое суждение отдельно.