Экономика. Классификация

Описание задания

Задание 6 ЕГЭ по обществознанию относится к теме «Экономика» и требует установления соответствия между различными экономическими понятиями, явлениями, процессами и их характеристиками или примерами. За это задание можно получить 2 балла. На решение дается около 7 минут. Уровень сложности: базовый.

Средний процент выполнения: 65.2%

Ответом к заданию 6 является последовательность цифр, чисел или слов. Порядок записи имеет значение.

Особенность задания в том, что необходимо правильно соотнести элементы из двух столбцов, что требует точного знания экономических категорий и их классификаций.

Основные темы задания

Задание 6 охватывает следующие аспекты темы «Экономика»:

1. Типы экономического роста

Тип экономического роста Характеристика Примеры
Экстенсивный Увеличение объемов производства за счет количественного увеличения факторов производства при сохранении прежней технической основы
  • Увеличение числа работников
  • Расширение посевных площадей
  • Открытие новых месторождений полезных ископаемых
  • Строительство новых предприятий с использованием существующих технологий
Интенсивный Увеличение объемов производства за счет качественного совершенствования факторов производства, внедрения новых технологий и повышения эффективности
  • Внедрение новых технологий
  • Повышение квалификации работников
  • Использование ресурсосберегающего оборудования
  • Модернизация производственных линий

2. Структура налогов

Элемент структуры налога Определение Примеры
Субъект налога Лицо, на которое законом возложена обязанность уплачивать налог
  • Физическое лицо
  • Юридическое лицо
  • Индивидуальный предприниматель
Объект налога Предмет, действие или явление, подлежащие налогообложению
  • Недвижимость
  • Доход
  • Транспортное средство
  • Земельный участок
Источник уплаты налога Доход, из которого уплачивается налог
  • Заработная плата
  • Прибыль
  • Дивиденды
  • Проценты по вкладам
Единица налогообложения Единица измерения объекта налога
  • Рубль дохода
  • Квадратный метр площади
  • Гектар земли
  • Лошадиная сила

3. Виды безработицы

Вид безработицы Характеристика Примеры
Фрикционная Временная безработица, связанная с поиском работы и переходом с одного места работы на другое
  • Выпускник вуза ищет первое место работы
  • Работник уволился с одной работы и ищет другую
  • Женщина возвращается на рынок труда после декретного отпуска
Структурная Безработица, вызванная изменениями в структуре экономики, когда спрос на работников одних профессий растет, а на других — падает
  • Автоматизация производства привела к сокращению рабочих мест
  • Закрытие угольных шахт из-за перехода на альтернативные источники энергии
  • Сокращение числа почтальонов из-за развития электронной почты
Циклическая Безработица, вызванная спадом производства во время экономического кризиса
  • Массовые увольнения во время экономического кризиса
  • Закрытие предприятий из-за снижения спроса на продукцию
  • Сокращение персонала из-за финансовых трудностей компании
Сезонная Безработица, связанная с сезонными колебаниями в объеме производства в определенных отраслях
  • Работники сельского хозяйства зимой
  • Работники туристической отрасли в межсезонье
  • Строители в холодное время года

4. Финансовые институты и их функции

Финансовый институт Основные функции
Центральный банк
  • Эмиссия денег
  • Регулирование денежного обращения
  • Контроль за деятельностью коммерческих банков
  • Хранение золотовалютных резервов
  • Кредитование коммерческих банков
Коммерческие банки
  • Привлечение вкладов
  • Выдача кредитов
  • Расчетно-кассовое обслуживание
  • Валютные операции
  • Операции с ценными бумагами
Страховые компании
  • Страхование рисков
  • Формирование страховых фондов
  • Выплата страховых возмещений
  • Инвестирование страховых резервов
Инвестиционные фонды
  • Привлечение средств инвесторов
  • Формирование инвестиционного портфеля
  • Управление инвестициями
  • Распределение доходов между инвесторами
Пенсионные фонды
  • Аккумулирование пенсионных взносов
  • Инвестирование пенсионных накоплений
  • Выплата пенсий
  • Учет пенсионных прав граждан

5. Ценные бумаги и их характеристики

Вид ценной бумаги Характеристика
Акция
  • Ценная бумага, удостоверяющая долю владельца в капитале компании
  • Дает право на получение части прибыли в виде дивидендов
  • Дает право на участие в управлении компанией (голосование на собрании акционеров)
  • Не имеет срока погашения
Облигация
  • Ценная бумага, удостоверяющая отношения займа между владельцем и эмитентом
  • Дает право на получение фиксированного дохода в виде процентов
  • Имеет срок погашения
  • Не дает права на участие в управлении компанией
Вексель
  • Ценная бумага, удостоверяющая безусловное обязательство выплатить определенную сумму в установленный срок
  • Может использоваться как средство платежа
  • Может передаваться другим лицам путем индоссамента
Чек
  • Ценная бумага, содержащая распоряжение банку выплатить указанную сумму предъявителю
  • Используется как средство платежа
  • Имеет ограниченный срок действия
Депозитный сертификат
  • Ценная бумага, удостоверяющая сумму вклада в банке и право на получение этой суммы с процентами
  • Имеет фиксированный срок погашения
  • Может быть именным или на предъявителя

6. Факторы производства и факторные доходы

Фактор производства Характеристика Факторный доход
Труд Физические и умственные способности людей, используемые в производстве товаров и услуг Заработная плата
Земля Природные ресурсы, используемые в производстве (земля, полезные ископаемые, водные ресурсы и т.д.) Рента
Капитал Средства производства, созданные людьми (оборудование, здания, сооружения и т.д.) Процент
Предпринимательские способности Особый вид человеческого ресурса, заключающийся в способности организовывать производство, принимать решения и рисковать Прибыль

7. Экономические системы и их признаки

Экономическая система Основные признаки
Традиционная
  • Основана на обычаях и традициях
  • Преобладает натуральное хозяйство
  • Используются примитивные технологии
  • Экономические роли определяются наследственностью
  • Слабое развитие товарно-денежных отношений
Командная (плановая)
  • Централизованное планирование экономики
  • Государственная собственность на средства производства
  • Директивное ценообразование
  • Отсутствие конкуренции
  • Распределение ресурсов по решению государства
Рыночная
  • Частная собственность на средства производства
  • Свободное ценообразование на основе спроса и предложения
  • Конкуренция между производителями
  • Минимальное вмешательство государства
  • Свобода предпринимательства
Смешанная
  • Сочетание рыночных механизмов и государственного регулирования
  • Многообразие форм собственности
  • Социальная направленность экономики
  • Государственное регулирование в сочетании с рыночной свободой
  • Развитая система социальной защиты

8. Виды инфляции и её последствия

Вид инфляции Характеристика Последствия
По темпам роста цен
  • Умеренная (до 10% в год)
  • Галопирующая (10-100% в год)
  • Гиперинфляция (более 100% в год)
  • Обесценивание денег
  • Снижение покупательной способности
  • Рост цен на товары и услуги
  • Перераспределение доходов и богатства
По причинам возникновения
  • Инфляция спроса (вызвана избыточным спросом)
  • Инфляция издержек (вызвана ростом издержек производства)
  • Снижение реальных доходов населения
  • Обесценивание сбережений
  • Рост процентных ставок
  • Нестабильность экономики

Алгоритм выполнения задания

  1. Внимательно прочитайте условие задания
    • Определите, какие экономические понятия или явления нужно соотнести
    • Обратите внимание на формулировку "установите соответствие"
  2. Проанализируйте элементы первого столбца
    • Определите, к какой экономической категории они относятся
    • Вспомните основные характеристики каждого элемента
  3. Проанализируйте элементы второго столбца
    • Определите, какие из них соответствуют элементам первого столбца
    • Установите логические связи между элементами
  4. Установите соответствие
    • Для каждого элемента первого столбца найдите соответствующий элемент второго столбца
    • Проверьте, не осталось ли неиспользованных элементов во втором столбце
  5. Запишите ответ
    • Запишите цифры, соответствующие элементам второго столбца, под буквами элементов первого столбца
    • Проверьте правильность записи ответа

Примеры заданий с решениями

Пример 1: Типы экономического роста

Установите соответствие между типами экономического роста и конкретными примерами, их иллюстрирующими: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИМЕРЫ ТИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА
А) фирма «Вояж» наняла дополнительное количество работников для работы на постоянной основе
Б) золотодобывающая компания открыла новое месторождение золота и теперь добывает золото на двух участках
В) клининговая компания «Мойдодыр» приобрела оборудование для чистки паром, что способствовало повышению производительности труда
Г) кондитерская фирма «Цукерки» модернизировала линию по изготовлению шоколадных конфет
1) экстенсивный
2) интенсивный

Решение:

Ответ: 1122

Пример 2: Структура налога

Анна Вадимовна работает бухгалтером в фирме по установке металлопластиковых окон, имеет в собственности двухэтажный дом и земельный участок. Периодически она уплачивает налоги. Установите соответствие между примерами и элементами структуры налога: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИМЕРЫ ЭЛЕМЕНТЫ СТРУКТУРЫ НАЛОГА
А) гектар земли
Б) заработная плата
В) двухэтажный дом
Г) Анна Вадимовна
Д) земельный участок
1) субъект налога
2) объект налога
3) источник уплаты налога
4) единица налогообложения

Решение:

Ответ: 43212

Пример 3: Виды безработицы

Установите соответствие между примерами и видами безработицы: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИМЕРЫ ВИДЫ БЕЗРАБОТИЦЫ
А) в связи с экономическим кризисом предприятие сократило часть персонала
Б) выпускник вуза не может найти работу по специальности
В) в связи с компьютеризацией производства сократилось количество рабочих мест
Г) в летний период количество безработных в курортном городе сокращается
1) фрикционная
2) структурная
3) циклическая
4) сезонная

Решение:

Ответ: 3124

Типичные ошибки при выполнении задания

  1. Невнимательное прочтение условия задания
    • Непонимание того, какие именно экономические понятия или явления нужно соотнести
    • Путаница в том, что именно требуется найти (соответствие между элементами первого и второго столбцов)
  2. Недостаточное знание экономической теории
    • Неполное понимание экономических понятий и категорий
    • Смешение различных экономических явлений и процессов
    • Незнание классификаций экономических явлений
  3. Ошибки в установлении соответствия
    • Неверное соотнесение элементов первого и второго столбцов
    • Невнимательность к деталям в описании элементов
    • Поверхностный анализ примеров
  4. Ошибки при записи ответа
    • Запись цифр не в том порядке
    • Пропуск элементов
    • Включение лишних элементов в ответ

Рекомендации по выполнению задания

  1. Тщательно изучите экономическую теорию
    • Особое внимание уделите классификациям экономических явлений и процессов
    • Запомните характеристики различных экономических понятий
    • Изучите примеры, иллюстрирующие экономические явления
  2. Анализируйте каждый элемент отдельно
    • Определите ключевые характеристики каждого элемента
    • Соотнесите элементы с экономической теорией
    • Обратите внимание на детали в описании элементов
  3. Используйте метод исключения
    • Если вы не уверены в соответствии, попробуйте исключить заведомо неверные варианты
  4. Проверяйте свой ответ
    • Убедитесь, что вы установили соответствие для всех элементов первого столбца
    • Проверьте, что цифры записаны в правильном порядке

Заключение

Задание 6 ЕГЭ по обществознанию проверяет знание основных экономических понятий, явлений и процессов, а также умение классифицировать их и устанавливать соответствие между ними. Для успешного выполнения этого задания необходимо хорошо знать экономическую теорию, понимать классификации экономических явлений, а также уметь анализировать конкретные примеры. Важно также внимательно читать условие задания и проверять правильность записи ответа.