Задание с графиками и диаграммами

Описание задания

Задание 9 ЕГЭ по обществознанию относится к работе с графической информацией и требует анализа данных, представленных в виде графиков, диаграмм или таблиц. Это задание проверяет умение интерпретировать социальную информацию, представленную в различных знаковых системах.

За это задание можно получить 1 балл. На решение дается около 7 минут. Уровень сложности: базовый.

Средний процент выполнения: 90.4%

Ответом к заданию 9 является последовательность цифр, чисел или слов. Порядок записи имеет значение.

Особенность задания в том, что необходимо правильно интерпретировать данные, представленные в графической форме, и выбрать только те суждения, которые напрямую следуют из этих данных.

Типы графической информации

В задании 9 могут быть представлены различные виды графической информации:

Тип Описание Особенности анализа
Столбчатые диаграммы (гистограммы) Отображают количественные соотношения между различными категориями или показывают изменения величин с течением времени Обратите внимание на высоту столбцов, подписи осей и единицы измерения
Круговые диаграммы Показывают процентное соотношение частей к целому Сравнивайте размеры секторов, обращайте внимание на процентные доли
Линейные графики Отображают изменение показателей с течением времени или зависимость одной величины от другой Анализируйте тренды, точки пересечения, максимумы и минимумы
Таблицы Структурированное представление данных в виде строк и столбцов Сравнивайте значения в разных ячейках, обращайте внимание на заголовки строк и столбцов

Темы, которые чаще всего встречаются в задании

Алгоритм выполнения задания

  1. Внимательно изучите представленную графическую информацию (график, диаграмму, таблицу)
  2. Определите, какие данные отображены по осям (для графиков) или в секторах (для диаграмм)
  3. Проанализируйте единицы измерения (проценты, абсолютные числа и т.д.)
  4. Внимательно прочитайте каждое из предложенных суждений
  5. Сопоставьте каждое суждение с данными на графике/диаграмме
  6. Выберите только те суждения, которые напрямую следуют из представленной информации
  7. Запишите номера верных суждений в порядке возрастания

Типичные ошибки при выполнении задания

  1. Невнимательное чтение условия задания
  2. Неправильная интерпретация данных графика/диаграммы
  3. Выбор суждений, которые кажутся логичными, но не подтверждаются данными
  4. Выбор суждений, содержащих дополнительную информацию, не представленную на графике
  5. Неверное понимание единиц измерения
  6. Ошибки при сравнении величин (больше/меньше, выше/ниже)

Примеры заданий с решениями

Пример 1

В стране Z провели опрос общественного мнения о том, какие факторы граждане считают наиболее важными при выборе работы. Результаты опроса представлены в виде диаграммы. Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

Факторы, влияющие на выбор работы (в % от опрошенных):

  1. Большинство опрошенных считают размер заработной платы наиболее важным фактором при выборе работы.
  2. Возможность карьерного роста важнее для опрошенных, чем удобный график работы.
  3. Наименее важным фактором для опрошенных является близость работы к дому.
  4. Социальный пакет и стабильность компании одинаково важны для опрошенных.
  5. Примерно пятая часть опрошенных считает дружный коллектив наиболее важным фактором при выборе работы.

Решение:

Суждение 1 – верно, так как 45% опрошенных считают размер заработной платы наиболее важным фактором, что составляет большинство (более 40%).

Суждение 2 – верно, так как возможность карьерного роста важна для 20% опрошенных, а удобный график работы – для 15%.

Суждение 3 – неверно, так как в диаграмме нет данных о факторе "близость работы к дому".

Суждение 4 – верно, так как и социальный пакет, и стабильность компании важны для 5% опрошенных.

Суждение 5 – неверно, так как дружный коллектив важен для 10% опрошенных, а не для пятой части (20%).

Ответ: 124

Пример 2

В ходе социологического опроса совершеннолетних граждан страны Z им задавали вопрос: «Как вы считаете, от чего в большей мере зависит благосостояние человека в современном обществе?» Результаты опроса представлены в виде диаграммы. Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

Факторы благосостояния (в % от опрошенных):

  1. Большинство опрошенных считают, что благосостояние человека зависит от трудолюбия и целеустремлённости.
  2. Доля тех, кто считает, что благосостояние зависит от связей с нужными людьми, меньше доли тех, кто считает, что оно зависит от образования.
  3. Равные доли опрошенных считают, что благосостояние зависит от удачного стечения обстоятельств и от образования.
  4. Каждый пятый опрошенный считает, что благосостояние человека зависит от наличия талантов и способностей.
  5. Доля тех, кто считает, что благосостояние человека зависит от трудолюбия и целеустремлённости, в два раза больше доли тех, кто считает, что оно зависит от наличия талантов и способностей.

Решение:

Суждение 1 – верно, так как 40% опрошенных считают, что благосостояние зависит от трудолюбия и целеустремлённости, что составляет относительное большинство.

Суждение 2 – верно, так как доля тех, кто считает, что благосостояние зависит от связей с нужными людьми (15%), меньше доли тех, кто считает, что оно зависит от образования (20%).

Суждение 3 – неверно, так как доля тех, кто считает, что благосостояние зависит от удачного стечения обстоятельств (5%), не равна доле тех, кто считает, что оно зависит от образования (20%).

Суждение 4 – верно, так как 20% опрошенных считают, что благосостояние зависит от наличия талантов и способностей, что составляет каждого пятого.

Суждение 5 – верно, так как доля тех, кто считает, что благосостояние зависит от трудолюбия и целеустремлённости (40%), в два раза больше доли тех, кто считает, что оно зависит от наличия талантов и способностей (20%).

Ответ: 1245

Методы и формулы для решения

При анализе графиков и диаграмм полезно использовать следующие формулы:

1. Для определения доли: Доля = (Часть / Целое) × 100%

2. Для сравнения величин: Во сколько раз больше = Величина 1 / Величина 2

3. Для определения процентного изменения: % изменения = ((Конечное значение - Начальное значение) / Начальное значение) × 100%

Важные замечания

При выполнении задания 9 особое внимание следует обратить на:

Советы по выполнению задания