Задание 26 ЕГЭ по биологии 2025 - Анатомия, эволюция, экосистемы (часть 2)

Общая характеристика задания

Задание 26 относится к высокому уровню сложности и проверяет умение решать задачи по цитологии, генетике, экологии, эволюции и физиологии на применение знаний в новой ситуации. Это задание с развернутым ответом, требующее детального объяснения и обоснования.

Задание 26 оценивается максимум в 3 балла и требует от учащихся не только знания теоретического материала, но и умения применять его для решения конкретных биологических задач.

Типы заданий и особенности их решения

1. Задачи по физиологии человека

В этом типе заданий требуется объяснить физиологические процессы в организме человека, механизмы регуляции функций, причины и последствия нарушений работы органов и систем.

Ключевые темы:

Пример задания по физиологии человека:

У пациента обнаружено нарушение свертываемости крови, которое проявляется в длительном кровотечении даже при незначительных повреждениях кожи. Анализ крови показал снижение количества тромбоцитов. Объясните, почему снижение количества тромбоцитов приводит к нарушению свертываемости крови. Какие еще факторы могут влиять на процесс свертывания крови? Какие меры профилактики следует соблюдать пациенту с данным нарушением?

Решение:

  1. Тромбоциты играют ключевую роль в процессе свертывания крови, так как они:
    • Выделяют тромбопластин, который запускает каскад реакций свертывания крови
    • Образуют тромбоцитарную пробку в месте повреждения сосуда
    • Содержат факторы свертывания, необходимые для образования фибринового сгустка
  2. Другие факторы, влияющие на свертывание крови:
    • Наличие в плазме белков-факторов свертывания (фибриноген, протромбин и др.)
    • Достаточное количество ионов кальция в крови
    • Нормальное функционирование печени, где синтезируются многие факторы свертывания
    • Отсутствие генетических нарушений, влияющих на синтез факторов свертывания (например, гемофилия)
  3. Меры профилактики для пациента:
    • Избегать травм и повреждений кожи
    • Не принимать препараты, разжижающие кровь (аспирин, варфарин) без назначения врача
    • Включить в рацион продукты, богатые витамином К (зеленые листовые овощи)
    • Регулярно проходить медицинское обследование
    • Носить медицинский браслет с информацией о заболевании

2. Задачи по эволюции

Задания по эволюции требуют понимания механизмов эволюционного процесса, факторов эволюции, видообразования и доказательств эволюции.

Ключевые темы:

Пример задания по эволюции:

На островах Галапагосского архипелага обитают 13 видов вьюрков, произошедших от одного предкового вида. Эти птицы различаются формой и размером клюва, что связано с типом потребляемой пищи. Объясните механизм возникновения такого разнообразия видов на изолированных островах. Какие факторы эволюции сыграли ключевую роль в этом процессе? Почему на материке подобное видообразование происходит реже?

Решение:

  1. Механизм возникновения разнообразия видов вьюрков на Галапагосских островах:
    • Предковый вид попал на архипелаг с материка
    • Птицы расселились по разным островам, что привело к географической изоляции популяций
    • В каждой изолированной популяции накапливались случайные мутации
    • На разных островах были разные экологические условия и пищевые ресурсы
    • Естественный отбор способствовал закреплению признаков, полезных в конкретных условиях (например, разная форма клюва для разных типов пищи)
    • Со временем различия между популяциями стали настолько значительными, что привели к репродуктивной изоляции и формированию новых видов
  2. Ключевые факторы эволюции в данном случае:
    • Географическая изоляция (разделение популяций водными пространствами)
    • Мутационный процесс (источник генетического разнообразия)
    • Естественный отбор (закрепление адаптивных признаков)
    • Дрейф генов (случайное изменение частот аллелей в малых популяциях)
    • Экологическая специализация (адаптация к разным экологическим нишам)
  3. На материке подобное видообразование происходит реже по следующим причинам:
    • Отсутствие строгой географической изоляции (особи могут свободно перемещаться)
    • Больший размер популяций (снижает влияние дрейфа генов)
    • Более высокая конкуренция с другими видами
    • Наличие хищников и паразитов, ограничивающих адаптивную радиацию
    • Более стабильные экологические условия на больших территориях

3. Задачи по экологии

Экологические задачи требуют понимания взаимоотношений организмов между собой и с окружающей средой, структуры и функционирования экосистем, круговорота веществ и потока энергии.

Ключевые темы:

Пример задания по экологии:

В лесной экосистеме произошло резкое сокращение численности волков в результате браконьерства. Через несколько лет было отмечено увеличение численности травоядных животных, снижение видового разнообразия растений и ухудшение здоровья популяции оленей. Объясните причинно-следственные связи между этими явлениями. Какие еще изменения могут произойти в данной экосистеме? Предложите меры по восстановлению экологического равновесия.

Решение:

  1. Причинно-следственные связи между наблюдаемыми явлениями:
    • Сокращение численности волков привело к снижению пресса хищников на популяции травоядных животных (оленей, зайцев и др.)
    • Увеличение численности травоядных привело к чрезмерному выеданию растительности
    • Интенсивное поедание предпочитаемых видов растений привело к снижению видового разнообразия растительности
    • Высокая плотность популяции оленей способствовала более быстрому распространению паразитов и болезней среди них
    • Истощение кормовой базы также негативно сказалось на здоровье оленей (недостаток питательных веществ)
  2. Другие возможные изменения в экосистеме:
    • Эрозия почвы из-за чрезмерного выедания растительности
    • Изменение видового состава растительности (преобладание непоедаемых или малопоедаемых видов)
    • Снижение численности мелких хищников из-за конкуренции с увеличившейся популяцией травоядных за территорию
    • Изменение микроклимата из-за изменения структуры растительности
    • Возможные вспышки численности грызунов, которые также могут быть объектами питания волков
  3. Меры по восстановлению экологического равновесия:
    • Реинтродукция волков или других крупных хищников в экосистему
    • Временное регулирование численности травоядных животных (селективный отстрел)
    • Усиление борьбы с браконьерством
    • Создание охраняемых территорий с ограниченным доступом человека
    • Мониторинг состояния экосистемы и адаптивное управление
    • Восстановление растительности путем подсева семян или высадки саженцев

Важно помнить!

При решении задания 26 необходимо:

Типичные ошибки при выполнении задания 26

Рекомендации по подготовке к заданию 26

  1. Систематически повторяйте теоретический материал по всем разделам биологии, особенно по физиологии человека, эволюции и экологии.
  2. Тренируйтесь в решении задач разного типа, анализируйте свои ошибки.
  3. Учитесь выстраивать логические цепочки рассуждений и устанавливать причинно-следственные связи.
  4. Обращайте внимание на формулировки вопросов в задании и старайтесь дать полный ответ на каждый из них.
  5. Используйте научную терминологию, но избегайте излишнего наукообразия.
  6. Практикуйтесь в письменном изложении своих мыслей, учитесь писать четко и лаконично.
  7. Анализируйте критерии оценивания заданий и образцы ответов.