Задание 26 ЕГЭ по биологии 2025 - Анатомия, эволюция, экосистемы (часть 2)
Общая характеристика задания
Задание 26 относится к высокому уровню сложности и проверяет умение решать задачи по цитологии, генетике, экологии, эволюции и физиологии на применение знаний в новой ситуации. Это задание с развернутым ответом, требующее детального объяснения и обоснования.
Задание 26 оценивается максимум в 3 балла и требует от учащихся не только знания теоретического материала, но и умения применять его для решения конкретных биологических задач.
Типы заданий и особенности их решения
1. Задачи по физиологии человека
В этом типе заданий требуется объяснить физиологические процессы в организме человека, механизмы регуляции функций, причины и последствия нарушений работы органов и систем.
Ключевые темы:
- Нервная и гуморальная регуляция
- Кровообращение и лимфообращение
- Дыхание и газообмен
- Пищеварение и обмен веществ
- Выделение и водно-солевой обмен
- Иммунитет и иммунная система
- Высшая нервная деятельность
Пример задания по физиологии человека:
У пациента обнаружено нарушение свертываемости крови, которое проявляется в длительном кровотечении даже при незначительных повреждениях кожи. Анализ крови показал снижение количества тромбоцитов. Объясните, почему снижение количества тромбоцитов приводит к нарушению свертываемости крови. Какие еще факторы могут влиять на процесс свертывания крови? Какие меры профилактики следует соблюдать пациенту с данным нарушением?
Решение:
- Тромбоциты играют ключевую роль в процессе свертывания крови, так как они:
- Выделяют тромбопластин, который запускает каскад реакций свертывания крови
- Образуют тромбоцитарную пробку в месте повреждения сосуда
- Содержат факторы свертывания, необходимые для образования фибринового сгустка
- Другие факторы, влияющие на свертывание крови:
- Наличие в плазме белков-факторов свертывания (фибриноген, протромбин и др.)
- Достаточное количество ионов кальция в крови
- Нормальное функционирование печени, где синтезируются многие факторы свертывания
- Отсутствие генетических нарушений, влияющих на синтез факторов свертывания (например, гемофилия)
- Меры профилактики для пациента:
- Избегать травм и повреждений кожи
- Не принимать препараты, разжижающие кровь (аспирин, варфарин) без назначения врача
- Включить в рацион продукты, богатые витамином К (зеленые листовые овощи)
- Регулярно проходить медицинское обследование
- Носить медицинский браслет с информацией о заболевании
2. Задачи по эволюции
Задания по эволюции требуют понимания механизмов эволюционного процесса, факторов эволюции, видообразования и доказательств эволюции.
Ключевые темы:
- Движущие силы эволюции (естественный отбор, мутации, изоляция, дрейф генов)
- Формы естественного отбора (движущий, стабилизирующий, дизруптивный)
- Адаптации организмов к среде обитания
- Видообразование (аллопатрическое и симпатрическое)
- Макроэволюция и ее направления
- Доказательства эволюции (морфологические, эмбриологические, палеонтологические, молекулярно-генетические)
Пример задания по эволюции:
На островах Галапагосского архипелага обитают 13 видов вьюрков, произошедших от одного предкового вида. Эти птицы различаются формой и размером клюва, что связано с типом потребляемой пищи. Объясните механизм возникновения такого разнообразия видов на изолированных островах. Какие факторы эволюции сыграли ключевую роль в этом процессе? Почему на материке подобное видообразование происходит реже?
Решение:
- Механизм возникновения разнообразия видов вьюрков на Галапагосских островах:
- Предковый вид попал на архипелаг с материка
- Птицы расселились по разным островам, что привело к географической изоляции популяций
- В каждой изолированной популяции накапливались случайные мутации
- На разных островах были разные экологические условия и пищевые ресурсы
- Естественный отбор способствовал закреплению признаков, полезных в конкретных условиях (например, разная форма клюва для разных типов пищи)
- Со временем различия между популяциями стали настолько значительными, что привели к репродуктивной изоляции и формированию новых видов
- Ключевые факторы эволюции в данном случае:
- Географическая изоляция (разделение популяций водными пространствами)
- Мутационный процесс (источник генетического разнообразия)
- Естественный отбор (закрепление адаптивных признаков)
- Дрейф генов (случайное изменение частот аллелей в малых популяциях)
- Экологическая специализация (адаптация к разным экологическим нишам)
- На материке подобное видообразование происходит реже по следующим причинам:
- Отсутствие строгой географической изоляции (особи могут свободно перемещаться)
- Больший размер популяций (снижает влияние дрейфа генов)
- Более высокая конкуренция с другими видами
- Наличие хищников и паразитов, ограничивающих адаптивную радиацию
- Более стабильные экологические условия на больших территориях
3. Задачи по экологии
Экологические задачи требуют понимания взаимоотношений организмов между собой и с окружающей средой, структуры и функционирования экосистем, круговорота веществ и потока энергии.
Ключевые темы:
- Экологические факторы и их влияние на организмы
- Экологические ниши и адаптации организмов
- Популяции и их характеристики
- Экосистемы и их компоненты
- Пищевые цепи и сети
- Экологические пирамиды
- Круговорот веществ и поток энергии
- Сукцессии и динамика экосистем
- Антропогенное воздействие на экосистемы
Пример задания по экологии:
В лесной экосистеме произошло резкое сокращение численности волков в результате браконьерства. Через несколько лет было отмечено увеличение численности травоядных животных, снижение видового разнообразия растений и ухудшение здоровья популяции оленей. Объясните причинно-следственные связи между этими явлениями. Какие еще изменения могут произойти в данной экосистеме? Предложите меры по восстановлению экологического равновесия.
Решение:
- Причинно-следственные связи между наблюдаемыми явлениями:
- Сокращение численности волков привело к снижению пресса хищников на популяции травоядных животных (оленей, зайцев и др.)
- Увеличение численности травоядных привело к чрезмерному выеданию растительности
- Интенсивное поедание предпочитаемых видов растений привело к снижению видового разнообразия растительности
- Высокая плотность популяции оленей способствовала более быстрому распространению паразитов и болезней среди них
- Истощение кормовой базы также негативно сказалось на здоровье оленей (недостаток питательных веществ)
- Другие возможные изменения в экосистеме:
- Эрозия почвы из-за чрезмерного выедания растительности
- Изменение видового состава растительности (преобладание непоедаемых или малопоедаемых видов)
- Снижение численности мелких хищников из-за конкуренции с увеличившейся популяцией травоядных за территорию
- Изменение микроклимата из-за изменения структуры растительности
- Возможные вспышки численности грызунов, которые также могут быть объектами питания волков
- Меры по восстановлению экологического равновесия:
- Реинтродукция волков или других крупных хищников в экосистему
- Временное регулирование численности травоядных животных (селективный отстрел)
- Усиление борьбы с браконьерством
- Создание охраняемых территорий с ограниченным доступом человека
- Мониторинг состояния экосистемы и адаптивное управление
- Восстановление растительности путем подсева семян или высадки саженцев
Важно помнить!
При решении задания 26 необходимо:
- Внимательно прочитать условие задачи и выделить ключевые факты
- Определить, к какой области биологии относится задание (физиология, эволюция, экология)
- Составить план ответа, включающий все аспекты, которые требуется объяснить
- Использовать научную терминологию
- Приводить логичные и последовательные объяснения
- Указывать причинно-следственные связи между явлениями
- Проверить полноту ответа (все ли вопросы задания раскрыты)
Типичные ошибки при выполнении задания 26
- Неполный ответ (отсутствие ответа на один из вопросов задания)
- Подмена научного объяснения бытовыми представлениями
- Использование неверной терминологии
- Нарушение причинно-следственных связей
- Противоречия в ответе
- Отсутствие обоснования приведенных утверждений
- Фактические ошибки в описании биологических процессов
Рекомендации по подготовке к заданию 26
- Систематически повторяйте теоретический материал по всем разделам биологии, особенно по физиологии человека, эволюции и экологии.
- Тренируйтесь в решении задач разного типа, анализируйте свои ошибки.
- Учитесь выстраивать логические цепочки рассуждений и устанавливать причинно-следственные связи.
- Обращайте внимание на формулировки вопросов в задании и старайтесь дать полный ответ на каждый из них.
- Используйте научную терминологию, но избегайте излишнего наукообразия.
- Практикуйтесь в письменном изложении своих мыслей, учитесь писать четко и лаконично.
- Анализируйте критерии оценивания заданий и образцы ответов.